Премии качества

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2014 в 17:29, реферат

Краткое описание

В истории национальных наград за качество ключевую роль играют три широко известные и признанные во всём мире премии: Премия Дёминга, Национальная Премия Качества Малколма Болдриджа и Европейская Премия Качества.
Также во многих странах были учреждены собственные программы качества на базе ведущих мировых премий.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3
1. ПРЕМИЯ ДЁМИНГА…………………………………………………..4
2. НАЦИОНАЛЬНАЯ ПРЕМИЯ КАЧЕСТВА М. БОЛДРИДЖА……8
3. ЕВРОПЕЙСКАЯ ПРЕМИЯ КАЧЕСТВА…………………………...13
4. ПРЕМИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ….18
5. НЕКОТОРЫЕ НАЦИОНАЛЬНЫЕ НАГРАДЫ ЗА КАЧЕСТВО...22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...26
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………..28

Файлы: 1 файл

В 1950 г.doc

— 5.81 Мб (Скачать)

Начиная с 2002 года, Премия присуждается по двум категориям организаций, в зависимости от их численности:

  1. Менее 250 человек;
  2. От 250 до 1000 человек;
  3. Свыше 1000 человек.

В основе модели премий - принципы всеобщего менеджмента качества. Организации-участники конкурса оцениваются в баллах по модели, включающей в себя две группы критериев, первая из которых характеризует, как организация добивается результатов в области качества («возможности»), а вторая - что достигнуто («результаты»). Первая группа включает в себя:

  1. Лидирующая роль руководства;
  2. Политика и стратегия организации в области качества;
  3. Персонал;
  4. Партнёрство и ресурсы;
  5. Процессы, продукция и услуги.

Вторая группа включает:

  1. Удовлетворённость потребителей качеством продукции и услуг;
  2. Удовлетворённость персонала;
  3. Влияние организации на общество;
  4. Результаты работы организации.

Каждая организация, представившая на конкурс свои материалы, получает их объективную оценку группой экспертов по оценке участников конкурса на соискание премий Правительства Российской Федерации в области качества. Эта оценка представляется в виде экспертного заключения, содержащего отмеченные экспертами сильные стороны деятельности организации, области, где можно ввести улучшения, а также балльную оценку, которая позволит конкурсанту сопоставить свой уровень с уровнем победителей.

Определение порядка проведения конкурса, экспертизы материалов, определение дипломантов конкурса и подготовку предложений по присуждению премий осуществляет Совет по присуждению премий Правительства Российской Федерации в области качества, образованный Министерством промышленности и торговли РФ в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 4 февраля 2009г. №88. Совет формируется из числа руководителей федеральных органов исполнительной власти, ведущих учёных и специалистов в области менеджмента качества, представителей общественных объединений (приказ Минпромторга России от 28 апреля 2009г. № 326). Совет по присуждению премий возглавляет министр промышленности и торговли Российской Федерации В.Б. Христенко; заместителями председателя являются заместитель Министра промышленности и торговли Российской Федерации В.Ю. Саламатов и Руководитель федерального агентства по техническому регулированию и метрологии Г.И. Элькин. Постановлением Правительства РФ от 17 июня 2004г. № 294 проведение конкурса на соискание данных премий возложено на Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии.

Сообщение об открытии очередного конкурса на соискание премии Правительства Российской Федерации в области качества публикуется в начале конкурсного года в средствах массовой информации.

Премии Правительства Российской Федерации в области качества присуждаются постановлением Правительства. Церемония награждения лауреатов премии проходит в торжественной обстановке в Доме Правительства РФ. Награды руководителям организаций-лауреатов вручают председатель Правительства Российской Федерации или его заместитель.

Премии в области качества обеспечивают их лауреатам имидж качества, репутацию надёжного производителя высококачественной и конкурентоспособной продукции или услуги, способствует привлечению новых партнёров и заказчиков, сохранению и увеличению существующей доли рынка, ведут к росту прибыли и, соответственно, открывают новые деловые возможности. Лауреаты имеют право использовать эмблемы премии в своих рекламных материалах.

Кроме лауреатов по итогам конкурса определяются также организации, которые за успехи в области качества награждаются дипломами Совета. Но, даже не участвуя в конкурсе, любая организация - на каком бы уровне развития она не находилась - может применять критерии премии для самооценки. Это позволит ей получить всестороннюю картину своей деятельности, оценить, насколько деятельностью предприятия удовлетворены потребители, персонал, поставщики, общество, и на этой основе определить приоритетные направления совершенствования.

По принципу Российской Премии Качества во многих регионах России появляются городские и региональные премии по качеству, которые являются не только началом для участия в национальном конкурсе, но и стимулируют деятельность по повышению качества и конкурентоспособности бизнеса, освоению современных эффективных методов управления качества в российских компаниях.

Лауреатами премии Правительства РФ в области качества за 2010г. стали: «СИБУР-Химпром», ЗАО; «Уфаводоканал» Муниципальное унитарное предприятие по эксплуатации водопроводноканализационного хозяйства, МУП; «Производственное объединение «Уральский оптико-механический завод» имени Э.С. Яламова» (г. Екатеринбург), ОАО;  «Международный банковский институт», АНО ВПО; «Свердловский областной медицинский колледж» (Г. Екатеринбург), ГОУ СПО; «МедИнж» научно-производственное предприятие (г. Пенза), ЗАО; «Централизованная библиотечная система» (г. Сургут), МУК. Лауреаты из г. Томска: «Томский политехнический университет», ГОУ ВПО (2005г.), который также был дипломантом в 2004г.; «Сибирский химический комбинат», ФГУП (2001г.), был дипломантом в 2000г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. НЕКОТОРЫЕ НАЦИОНАЛЬНЫЕ НАГРАДЫ ЗА КАЧЕСТВО

 

Японская Премия Качества (Japan Quality Award - JQA) разработана на базе Критериев Болдриджа и адаптирована к японской практике менеджмента. Шоиши Саба, экс-председатель комитета премии, выступая на форуме «Азиатской организации производительности» в 1999г.,  прокомментировал причину появления Японской премии качества следующим образом: «Успех Премии Болдиджа в деле совершенствования систем управления показал, что японским компаниям следует не только заботиться о качестве своих продуктов и услуг, но и уделять пристальное внимание качеству менеджмента. В связи с этим, в Японии встал вопрос о создании национальной премии в области качества».

Японская премия качества вобрала в себя лучшее из современных подходов к управлению и разрабатывается с учётом практического опыта применения систем контроля и управления качеством во всём мире. Японскую Премию Качества часто противопоставляют Премии Дёминга, и эти конкурсы рассматриваются как конкурирующие между собой. Однако это не совсем так. Концепции этих двух премий имеют принципиальные различия. В то время как большинство организаций, участвующих в конкурсе Дёминга, нацелены на завоевание премии, компании-соискатели Японской Премии Качества не стремятся именно к победе. Комитет конкурса позиционирует премию как модель для самооценки организации, как часть процесса непрерывного совершенствования.

С 1996г. Японская Премия вручается организациям, достигшим высоких результатов в построении качественной системы управления, ориентированной на потребителя. Премия качества ежегодно вручается по трём категориям, в зависимости от специфики организации-участника:

  • Промышленное производство;
  • Сфера обслуживания;
  • Средний и малый бизнес.

В каждой категории участников вручается не более двух премий.

С 2003г. наряду с частными компаниями участие в конкурсе могут принимать и муниципальные организации. Этот шаг был сделан с целью повысить уровень менеджмента в некоммерческом секторе.

За 7 лет более 100 компаний приняли участие в конкурсе и 14 из них стали лауреатами премии. Среди них NEC, Ricoh, Fuji-Xerox, IBM Japan, Pioneer и многие другие компании с мировым именем. Опыт этих организаций, их оригинальные подходы к улучшению системы менеджмента, получили широкое признание в бизнес-сообществе Японии.

Барбадосская национальная награда за качество Великобритании для промышленности (Barbados National Quality Award to Industry) основана в 1976г. за управление качеством, а в 1990г. за качество продукции. Награда учреждена в 1970-х гг. для того, чтобы показать промышленному сектору важность качества и признать компании, достигшие выдающихся успехов в области качества. Награда является государственной; она была сформулирована и предложена Барбадосским национальным институтом стандартов.

Критерии оценки: проверочная анкета, разработанная Барбадосским национальным институтом стандартов, используется для получения информации о состоянии качества на предприятии. Эта анкета содержит 35 характерных вопросов, основанных на компонентных критериях, подобных аналогичным критериям, указанным в BS 5750 (национальный британский стандарт системы качества). Её элементы:

  • система управления качеством;
  • методы процедур моделирования;
  • эффективность операций;
  • надёжность товаров и услуг;
  • уважение персонала;
  • иерархическая структура в системе качества;
  • документация.

Бразильская национальная премия качества (Brazilian National Quality Award) основана в 1992г. награда была создана для признания компаний, достигших значительных успехов в применении концепций TQM. Критерии оценки аналогичны критериям М. Болдриджа, однако имеют дополнительные требования, характерные для Бразилии.

Колумбийская национальная награда за качество (Republica de Colombia - Premio Nacional de la Calidad) была основана в 1976г. награда изначально была создана для признания компаний, разрабатывающих программы по качеству. Затем была реструктурирована в 1991г., чтобы также служить средством оценки. Кроме того награда помогает распространить концепции TQM и внедрить эти процессы в производственный сектор Колумбии. Критерии оценки: основные критерии награды заимствованы из первой части ISO 9004 («Общее руководство качеством и элементами системы качества» - документ, предоставляющий пользователю пакет руководств, с помощью которых система качества может быть разработана, осуществлена и установлена; является составной частью пакета документов по обеспечению качества, олицетворяющего серию международных стандартов ISO) и из второй части ISO 9004 («Основные указания по услугам»):

  • удовлетворение запросов клиента;
  • людские ресурсы;
  • улучшение качества и страховка;
  • лидерство;
  • увеличение доходов;
  • информация о качестве;
  • стратегия качества;
  • отношения с поставщиками;
  • оборудование и условия труда;
  • взаимодействие с обществом.

Награда «Знак Q» Гонконга (Hong-Kong Q-mark Award) была основана в 1991г. Гонконгским Советом «по знаку-Q», который управляет процессом награждения, используя схему «Знака-Q» Гонконга, в соответствии с которой продукция и система качества предприятия должны удовлетворять строгим требованиям Совета при тестировании и оценке. «Знак-Q» означает знак качества (Quality). Прототип награды - национальная награда за качество М. Болдриджа. «Знаком Q» награждаются предприятия, которые достигли выдающихся результатов по применению TQM или длительное время совершенствуют процесс управления качеством. Критерии оценки:

  • стратегическое планирование качества;
  • гарантия качества продуктов и услуг;
  • удовлетворение потребителей;
  • информация и анализ;
  • результаты качества.

Национальная награда за качество Раджива Ганди (Rajiv Gandy National Quality Award) была учреждена Бюро стандартов Индии в 1991г. для признания индийских компаний, отличающихся достижениями в качестве и в управлении качеством. Целью награды является осознание требований к превосходству в качестве и распространение информации об успешных стратегиях качества и выгодах, получаемых от применения данных стратегий. Имеются отдельные награды для малых и больших производственных предприятий, включающих следующие отрасли: металлургическую,  электрическую и электронную, химическую, пищевую и фармакологическую,  текстильную и инженерную. Критерии оценки: претендующие на награду организации рассматриваются по следующим критериям, при максимальном количестве баллов - 1000:

  • управление ответственностью за качество (100);
  • Система Качества (80);
  • качество маркетинга (80);
  • план развития и приложение (30);
  • качество поставок (50);
  • управление производством, возможности процесса и применения статистических методов (80);
  • контроль материалов (30);
  • проверка продукции (50);
  • управление измерениями и тестирующее оборудование;
  • проверка и статус тестов (60);
  • контроль брака и корректирующие действия (50);
  • обслуживание и сервис (30);
  • сервис - система обратной связи с потребителем (50);
  • соответствие документации и эксплуатация (50);
  • обучение персонала и мотивация (80);
  • контроль стоимости (80);
  • внутренний аудит (50). 

Информация о работе Премии качества