Основы обеспечения качества Международные и национальные премии в области качества

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 18:19, контрольная работа

Краткое описание

Качество - многосложное понятие, и его обеспечение требует объединение научных сил, от творческого потенциала до практического опыта многих специалистов. И при нынешней ситуации в России проблема качества не только важна, но и должна быть решена совместными усилиями государства, федеральных органов управления, руководителей коллективов предприятий, ученых, конструкторов, каждого инженера, рабочего.

Оглавление

1.Введение 3
2.Оновные понятия о премиях по качеству 5
3.Модели Американской и Европейской премии по качеству 7
4.Европейская премия по качеству 9
5.Российская премия по качеству 16
Заключение. 17
Список литературы 18

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 74.30 Кб (Скачать)

КОРОЛЕВСКИЙ  ИНСТИТУТ  УПРАВЛЕНИЯ, ЭКОНОМИКИ  И  СОЦИОЛОГИИ

Кафедра управления качеством и стандартизации

 

 

 

Конрольная работа

Основы обеспечения  качества

Международные и  национальные премии в области качества

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Королёв

2012

 

 

Содержание

 

 

 

1.Введение                                                                                                    3

2.Оновные понятия о  премиях по качеству                                        5

3.Модели Американской  и Европейской премии по качеству     7

4.Европейская премия  по качеству                                                        9

5.Российская премия по  качеству                                                        16

Заключение.                                                                                                17

Список литературы                                                                                   18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Введение

 

 

Качество - многосложное понятие, и его обеспечение требует объединение научных сил, от творческого потенциала до практического опыта многих специалистов. И при нынешней ситуации в России проблема качества не только важна, но и должна быть решена совместными усилиями государства, федеральных органов управления, руководителей коллективов предприятий, ученых, конструкторов, каждого инженера, рабочего. 
Специалисты Госстандарта России прежде всего совершенствуют нормативную базу в области качества. Сегодня государственная система стандартизации перестроена для работы в условиях рыночной экономики в соответствии с правилами работы и нормами международной стандартизации. 
Стандартизация расценивается государством, как средство управления государством и повышения конкурентоспособности продукции, так сказать эффективный рычаг воздействия на производителей, обеспечивающих выполнение требований безопасности, защиту прав потребителей. По прогнозам специалистов в современных условиях вышеназванная роль стандартизации будет возрастать в связи с появлением новых сфер применения стандартов: в социальной сфере, банковской деятельности, страховой медицине, оценочной деятельности и ряде других. 
Правовую основу контроля за качеством создают законы "Об обеспечении единства измерений", "О сертификации продукции и услуг", и "О стандартизации". 
Следует так же сказать о совершенствовании деятельности в области государственного контроля. Она должна быть направлена на повышение эффективности деятельности федеральных органов исполнительной власти по защите прав потребителей от поступления некачественных товаров как отечественных, так и зарубежных товаропроизводителей. 
Сертификация продукции так же играет немаловажную роль в повышении качества продукции и услуг, она тесно связана с развитием системного подхода к управлению. 
Наиболее эффективный метод - внедрение систем управления качеством на базе стандартов ISO серии 9000. Это особенно важно для предприятий пытающихся выйти на международный рынок. 
В целях максимальной гармонии с зарубежными системами сертификации систем качества сейчас готовятся документы, необходимые для признания результатов ИСО/МЭК. 
Всё для того, чтобы обеспечить признаваемость за рубежом сертификатов, которые будут выдаваться в России. 
Сегодня россияне уже не хотят быть безголосыми потребителями всякого брака. Они объединяются на основе действующего законодательства в общества по защите прав потребителей, что позволяет им напрямую влиять на качество. 
Уровень запросов наших потребителей сравнился, по существу, с уровнем требований к товарам и услугам на зарубежных рынках. Возможность свободного выбора, жесткая конкуренция не могут не влиять на производителей, заставляет их думать о качестве. 
И те фирмы и предприятия, которые осознали, что качество - единственный путь выживанию в условиях рыночной экономики. 
Чтобы качество стало для России национальной идеей для этого надо сделать очень многое: заинтересовать "верхи", привлечь средства массовой информации и воспитать "низы".  
И первым шагом к этому является учреждение правительством страны премии качества. Конкурсы по качеству направлены на обмен передовым и современным опытом по обеспечению и управлению качеством; они способствуют обобщению и распространению передовых форм управления качеством, что, в свою очередь, содействует развитию систем качества.

 В  данной работе рассмотрены основные  международные и национальные  премии по качеству.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Основные понятияо премиях по качеству

 

 

Премии  за достижение в сфере качества (премии по качеству) — это конкурс среди  предприятий на национальном или  международном уровне, в котором  оцениваются усилия и достижения предприятий в сфере обеспечения  и улучшения качества. Выделяют два  основных типа премий по качеству:

  • "коммерческие", присуждаемые по результатам опроса потребителей ("Факел Бирменгама", "Бриллиантовая Звезда" и пр.);
  • "по системе оценок", присуждаемые по результатам комплексной оценки независимыми экспертами деятельности предприятий по соответствующей системе критериев (модели). Каждый критерий модели отражает определенное направление деятельности предприятия и оценивается по балльной системе. Критерии премии не содержат описания системы качества.

Национальные, международные и региональные премии по качеству являются премиями "по системе  оценок". Они были учреждены для  стимулирования развития качества, внедрения  прогрессивных методов управления производством, отражающих идеологию  качества. Это премии Деминга (японская премия по качеству), Малкольма Балдриджа (американская премия по качеству), Европейская премия по качеству, Украинская национальная премия по качеству и др. Национальные и международные премии по качеству стали популярными именно тогда, когда большое количество организаций сертифицировало свои системы качества на соответствие требованиям стандартов ISO серии 9000. Получение премии по качеству подтверждает еще более высокий по сравнению с сертификатом по стандартам ISO серии 9000 уровень результативности системы управления и производства в фирме. Премия по качеству основывается на самооценке предприятия. Участие в конкурсе на получение премии по качеству позволяет:

  • определить сильные и слабые стороны предприятия (путем сопоставления баллов по различным критериям);
  • сравнить деятельность и ее результаты, полученные данной фирмой, с такими же показателями других организаций;
  • определить перспективные направления развития предприятия, обеспечивающие повышение качества.

Премии  по качеству позволяют стимулировать  развитие предприятия в важных для  общества направлениях путем изменения  критериев и соотношения баллов между критериями.

Порядок проведения национальных и международных  премий по качеству

Национальные  премии по качеству проводятся ежегодно. Они, как правило, не предусматривают  денежного вознаграждения. Победители получают символ премии (статуэтку, приз, диплом), который могут использовать в рекламных целях. Вместе с тем  победители должны содействовать распространению  информации о своем опыте в  области управления качеством. Национальные премии по качеству обычно учреждает  государство специальным законом (США, Аргентина) или национальная (общественная) организация при поддержке государства (Ирландия, Исландия).

В церемонии  награждения победителей, как правило, участвуют первые лица государства, в частности монархи (Швеция), президенты (Аргентина, Ирландия, США) или премьер-министры (Великобритания, Исландия, Финляндия).

Наиболее  престижными премиями "по системе  оценок" являются следующие:

  • Премия Деминга (японская премия по качеству) — учреждена в 1957 г. Первоначально была направлена лишь на применение статистических методов управления качеством.
  • Премия Малкольма Болдриджа (американская премия по качеству) — учреждена в 1987 г. Является первой попыткой описать в критериях концепцию "всеобщего управления качеством".
  • Европейская премия по качеству (премия за превосходство в бизнесе) — учреждена в 1991 г. Разрабатывалась Европейским фондом управления качеством при поддержке Европейской организации по качеству и Европейской комиссии (Генеральный директорат). Присуждается с 1992 г. по результатам ежегодного конкурса среди лауреатов национальных премий по качеству. Конкурс проводят отдельно для малых и средних предприятий (численность работников до 250 чел.), больших предприятий (численность работников более 250 чел.), а также организаций общественного сектора. Конкурс проводят Европейский фонд управления качеством (ЕЕ((М) и Европейская организация по качеству (ЕО(() при поддержке Европейской комиссии. В настоящее время в мире считается наиболее полной моделью, описывающей метод "всеобщего управления качеством".

Основой национальных премий, как правило, является модель одной из трех названных премий. Так, страны Северной и Южной Америки  преимущественно берут за основу премию Болдриджа. Все европейские страны используют модель Европейской премии по качеству, за исключением Швеции. В период разработки Шведской национальной премии по качеству еще не было Европейской премии по качеству (они появились почти одновременно). Поэтому в Швеции за основу национальной премии по качеству принята американская премия Болд-риджа.

3.Модели Американской и Европейской премии по качеству.

 

 

Как отмечалось ранее, Европейская и Американская премии по качеству — это премии "по системе оценок". Предприятие  проводит самооценку своей деятельности по установленным критериям и  представляет материалы на соответствующий конкурс по качеству. На рис. 1 показана модель американской премии по качеству, а на рис. 2 — Европейской.

Обе модели содержат группы критериев, по которым  оцениваются:

  • деятельность предприятия по обеспечению качества;
    • результаты деятельности предприятия по обеспечению качества (результаты реализации этих возможностей).


Каждый  критерий имеет установленное максимальное количество баллов, по которому может  быть оценен.

Соотношение между этими группами критериев (деятельность и результаты деятельности) — 50:50. Каждая группа критериев оценивается  одинаковым количеством баллов — 500. Количество и весомость критериев, которые входят в состав каждой модели, различны. Процентное соотношение весомости критериев характеризует относительную важность каждого критерия. Каждый критерий, в свою очередь, содержит несколько подкритериев.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.Европейская премия по качеству

 

 

Европейская премия по качеству принята как Российская национальная премия по качеству. Она наиболее пригодна для проведения самооценки системы по концепции "всеобщего управления качеством" — одной из наиболее перспективных систем менеджмента качества, которая будет рассмотрена далее.

Согласно  данной модели группа критериев по оценке результатов (удовлетворенность  потребителей, персонала, влияние деятельности на общество и деловые результаты организации-конкурсанта) оценивается  наряду с группой критериев обеспечения  результатов (деятельность руководства  в обеспечении качества и его  управлении, эффективность выбранной  стратегии и процессов планирования, эффективность управления ресурсами, персоналом и процессами, эффективность  функционирования системы качества).

Из девяти критериев наивысшим количеством  баллов оценивается "удовлетворенность  потребителей" — до 200 баллов. К  наиболее значимым критериям относятся: "деловые результаты" — до 150 баллов, показатели эффективности "системы  качества и процессов" — до 140 баллов и "роль лидеров" — до 100 баллов. Это полностью отражает современный  взгляд на приоритеты системы качества. На первом месте в организации  обеспечения качества стоит эффективная  система качества и ведущая роль руководства, на первом месте среди  достигнутых результатов — удовлетворенность  потребителей и деловые результаты. Рассмотрим требования Европейской  премии по качеству с учетом весомости  каждого показателя в группе, к  которой он принадлежит. Критерии приведены  в порядке весомости в своей  группе, а не в соответствии с  порядковым номером.

Группа  критериев "Обеспечение результатов"

 

"Система  качества и процессы"

Критерий  имеет максимальную весомость в  своей группе — 140 баллов. Структурно критерий разделен на следующие под-критерии, имеющие одинаковый вес:

  • идентификация ключевых процессов для решения поставленных целей;
  • систематическое управление процессами;
  • пересмотр процессов и установление новых задач;
    • улучшение процессов с помощью нововведений и творческого подхода;

•    изменение процессов и измерение полученного эффекта. Деятельность, оцениваемая данным критерием, заключается

в выборе наиболее значимых для реализации политики качества процессов и установлении методов управленческих воздействий  на эти процессы. К таким процессам  могут относиться процессы сбыта  и снабжения, внутреннего аудита и информационного обеспечения, обучения, организационного взаимодействия, технологические и др. Управление каждым выбранным процессом осуществляется по классической модели цикла Деминга: планирование желаемых характеристик процесса — выполнение мер по улучшению качества — проверка полученных результатов — корректирующие воздействия. Система критериев связана с оптимизацией деятельности по ключевым звеньям.

"Роль  лидеров"

Критерий  является вторым по весомости в группе — 100 баллов. Деятельность руководителей  рассматривается по следующим равноценным  по балльной шкале направлениям (подкри-териям):

  • наглядная демонстрация своей преданности культуре управления качеством;
  • поддержка внедрения усовершенствований в организации путем создания соответствующих условий и предоставления ресурсов;
  • сотрудничество с потребителями, поставщиками и другими внешними организациями;
  • признание и оценка усилий и достижений персонала.

Данным  критерием описываются мероприятия, проводимые предприятием в области  качества по инициативе руководства, работа руководства с коллективом, анализ руководством системы качества и  последующие мероприятия по ее улучшению; отражаются вопросы взаимодействия с потребителями и поставщиками, процедуры решения спорных вопросов, рекламаций; анализируются система  материальных и моральных поощрений (премий, надбавок, льгот), мероприятия, проводимые в целях мотивации  сотрудников и повышения степени  их удовлетворенности условиями  труда и результатами работы.

Информация о работе Основы обеспечения качества Международные и национальные премии в области качества