Основы обеспечения качества Международные и национальные премии в области качества

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 18:19, контрольная работа

Краткое описание

Качество - многосложное понятие, и его обеспечение требует объединение научных сил, от творческого потенциала до практического опыта многих специалистов. И при нынешней ситуации в России проблема качества не только важна, но и должна быть решена совместными усилиями государства, федеральных органов управления, руководителей коллективов предприятий, ученых, конструкторов, каждого инженера, рабочего.

Оглавление

1.Введение 3
2.Оновные понятия о премиях по качеству 5
3.Модели Американской и Европейской премии по качеству 7
4.Европейская премия по качеству 9
5.Российская премия по качеству 16
Заключение. 17
Список литературы 18

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 74.30 Кб (Скачать)

"Управление  персоналом"

Критерий  оценивается в 90 баллов. Процесс  управления персоналом оценивается  по следующим показателям, весомость  каждого из которых одинакова:

  • разработка и просмотр кадровых планов;
  • поддержка и развитие способностей сотрудников;
    • согласование целей с сотрудниками и способствование постоянному анализу их деятельности;
    • поощрение активности сотрудников, предоставление им необходимых полномочий и признания их достижений;
    • организация диалога с сотрудниками;
    • оказание помощи сотрудникам.

Как было отмечено ранее, ключевым в эффективности  японского менеджмента является метод коллективного управления и коллективной ответственности. Это  достигается путем построения системы  горизонтальных связей, когда руководитель может оперативно выяснить мнение коллектива, гибко реагировать на эффективность  деятельности сотрудников путем  стимулирования и продвижения по службе. При такой системе сотрудник  имеет возможность вносить технические, управленческие и другие предложения, которые будут рассмотрены и  эффективно использованы. Насколько  управление персоналом приблизилось к  такой идеальной схеме и оценивает критерий "Управление персоналом".

"Управление  ресурсами"

Критерий  оценивается в 90 баллов по следующим  равноценным подкритериям:

  • управление финансовыми ресурсами;
  • управление информационными ресурсами;
  • управление снабжением и материалами;
    • управление зданиями, сооружениями и другой недвижимостью;
    • управление технологиями и интеллектуальной собственностью.

В области  управления финансовыми ресурсами  оценивается финансовая и инвестиционная деятельность. Управление информационными  ресурсами подразделяется на использование  внешних информационных источников и систему внутрифирменных коммуникаций, систему хранения и обработки  данных. Материально-техническое управление оценивается по оптимальности количества запасов и минимальности транспортных затрат. Оценке подлежат качество сырья  и материалов, правильный выбор поставщиков  и своевременность обеспечения  производства. Управление недвижимостью  предполагает рациональное использование  площадей, диагностику конструкций, своевременность ремонта и реконструкции. В области технологий и интеллектуальной собственности предприятие может  представить на конкурс перечень разработок: новые передовые технологии, новые виды продукции, изобретения, рационализаторские предложения.

"Стратегия  и планирование"

Критерий  оценивается в 90 баллов и включает в себя следующие равноценные  подкритерии:

  • формулирование стратегии и планов, основанных на исчерпывающей и достоверной информации;
  • разработка стратегии и планов;
    • осуществление обмена информацией и воплощение стратегии и планов;

•   пересмотр и усовершенствование стратегии и планов.

Критерий  введен для оценки цели предприятия; задач, направленных на реализацию цели (например, завоевание 5 % рынка Украины, увеличение оборота инвестируемых  средств и др.); обоснования поставленных задач (методом маркетинговых исследований, финансового анализа); информации, на которой базируется обоснование; методов  достижения поставленных задач. Предприятие  должно предусмотреть и документально  оформить процедуры управления планированием: анализ, новое планирование, реализацию, корректирующие действия.

Группа  критериев "Результаты"

"Удовлетворенность  потребителей"

Этот  критерий является наиболее весомым  из всех критериев обоих групп  — 200 баллов. Таким образом, удовлетворенность  потребителей признается наиболее важным и значимым результатом из всех возможных. Критерий включает в себя такие под-критерии:

  • восприятие потребителями продукции, услуг и отношение организации к потребителям — 150 баллов;
  • дополнительные показатели, связанные с удовлетворением потребностей потребителей продукцией организации — 50 баллов.

Материалом  для оценки этого критерия служат изучение популярности продукции и  репутация предприятия; исследование мнения потребителей с помощью независимых  организаций и экспертов; анализ жалоб и рекламаций потребителей; участие в международных выставках, конкурсах, ярмарках и др.

К показателям, характеризующим отношение организации  к потребителям, относятся эффективность  маркетинга и уровень реализации выявленных потребностей потребителей; комплекс услуг, сопровождающих продукцию, и др.

"Деловые  результаты"

Среди критериев  обеих групп этот критерий второй по весомости — 150 баллов. Представляемые результаты в одинаковой степени  касаются финансовых и дополнительных показателей эффективности деятельности организации.

Результаты  деятельности состоят из двух частей:

  • хозяйственные (оборот наличных средств, доход, прибыль, рабочий капитал, платежеспособность и т. д.);
  • нехозяйственные, которые в то же время отражают эффективность деятельности предприятия (рыночная доля, потери, уровень обслуживания, время выполнения заказов, время окупаемости новых разработок и т. д.).

"Удовлетворенность  персонала"

Критерий  оценивается в 90 баллов. Подкритерии, характеризующие удовлетворенность  персонала:

  • восприятие сотрудниками своей организации — 67,4 балла;
    • дополнительные показатели, связанные с уровнем удовлетворенности сотрудников организации — 22,6 балла.

Показателями, характеризующими мнение сотрудников  о своей организации, являются результаты опросов, проведенных среди сотрудников; уровень текучести кадров; жалобы сотрудников и мероприятия по их удовлетворению; показатели, характеризующие  уровень активности сотрудников (количество вносимых предложений и общественная деятельность). Учитываются затраты  на благоприятную рабочую атмосферу, медицинские мероприятия, формирование внутренней системы ценностей предприятия, материальное и моральное поощрение  сотрудников, безопасность труда.

"Влияние  деятельности на общество"

Критерий  оценивается в 60 баллов и включает в себя такие подкритерии:

  • восприятие обществом организации — 15 баллов;
    • дополнительные оценки, связанные с влиянием деятельности организации на общество — 45 баллов.

Важным  элементом "группы результатов" является роль предприятия в общественной жизни, рассматриваемой в широком  смысле, а именно: деятельность предприятия, связанная с качеством жизни, охраной окружающей среды и использованием природных ресурсов. Примеры деятельности предприятия, которая может быть высоко оценена по данному критерию: проведение мероприятий, направленных на экономию энергии, переработку отходов, рассмотрение вопросов экологии; уменьшение загрязнения окружающей среды; снижение шума; позитивное отношение предприятия  к обеспечению местного уровня занятости; спонсорская деятельность и т. д.

Сопоставление критериев премии по качеству и требований стандартов ISO серии 9000

Премия по качеству "по системе оценок" является более информативной и полной оценкой системы качества, чем оценка при сертификации на соответствие требованиям стандартов ISO серии 9000 (табл. 9).

Премия  по качеству предназначена для количественной оценки уровня развития предприятия  по определенным направлениям, тогда  как сертификация на соответствие требованиям  стандартов ISO серии 9000 только констатирует

Сертификация на соответствие требованиям  стандартов ISO серии 9000

Премия по качеству "по системе  оценок"

Объект оценки

Система качества предприятия

Деятельность и результаты деятельности

Цель оценки

Обеспечение минимальных установленных  требований к качеству

Выявление "лучших из лучших". Обмен передовым опытом

Содержание системы оценки

Описание элементов системы качества.

Система требований к элементам  системы качества и руководящие  указания к построению системы

Описание критериев оценки деятельности и результатов. Система оценки использованного  потенциала и полученных результатов

Оценка результата

Соответствует / не соответствует

Балльная оценочная шкала

Результат оценки

Подтверждение выполнения требований, определенных стандартом

Комплексная количественная характеристика развития организации по определенным направлениям


соответствие  установленным требованиям.

Для участия  в конкурсе на получение премии по качеству организация не обязана  иметь сертифицированную по требованиям  стандартов ISO серии 9000 систему качества. Но если такая система проработана, организации легче получить высокую  оценку по ряду критериев премии.

В модели премии по качеству есть ряд принципиальных элементов, которых нет в стандартах ISO серии 9000. К ним относятся социально-экономические  и морально-психологические аспекты, состояние которых оценивается, например, по критерию "удовлетворенность  персонала работой в коллективе". Построение и сертификация системы  качества по требованиям стандартов ISO серии 9000 обусловлены чаще всего  требованиями рынка, обязательным условием контракта и направлены на выполнение минимума условий обеспечения качества, требуемых потребителем и обществом. Получение премии по качеству означает признание предприятия лучшим (национальный конкурс) или лучшим из лучших (европейский и международный конкурсы). В результате существенно повышаются конкурентоспособность и престиж предприятия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.Российская премия по качеству

 

 

Госстандарт России совместно с общественностью  разработал модель и систему критериев  премии в области качества для России. При определении критериев российской премии разработчики проекта, используя весь международный опыт, накопленный в этой области, учитывали, прежде всего, особенности Европейской премии по качеству.

Следует отметить лишь одно принципиальное отличие рассматриваемых  моделей: если в европейской модели баллы делятся поровну между возможностями и результатами, то в российской модели предпочтение отдается возможностям (550 баллов против 450 баллов). Это можно объяснить, по-видимому, стремлением авторов российской модели акцентировать внимание отечественных фирм на активизацию внутрифирменной деятельности по качеству. В апреле 1996 г. учреждена премия Правительства Российской Федерации в области качества.

На соискание  премии могут претендовать организации  различных форм собственности, занимающиеся производством товаров и оказанием услуг.

Премии присуждаются, начиная с 1997 года (не более 12 премий в год).

Уровень требований регулярно пересматривается и утверждается Советом по присуждению премий в виде Руководства для участников конкурса. Не исключено, что со временем модель российской премии будет полностью гармонизирована с европейской моделью.

Следует подчеркнуть, что, как и в других странах, критерии премий должны использоваться, прежде всего, для проведения самооценок деятельности предприятий. Поэтому требуется иметь на предприятиях специалистов, способных провести такую работу. Обучение экспертов по премиям и консультантов по проведению самооценок уже развернуто рядом организаций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

 

Мне было весьма интересно работать над данной работой. Проанализировав весь собранный  материал, можно прийти к выводу, что качество продукции имеет немаловажное значение в производстве и реализации товаров и услуг. Что Россия имеет и постепенно наращивает потенциал производства высококачественной продукции. У нас имеется практически всё, чтобы производить качественную, конкурентоспособную продукцию, хотя не хватает какого-либо оборудования, средств. 
Возвращаясь к началу своей работы, я говорил, о том, что качество должно стать национальной идеей, и это в первую очередь должно исходить от государства, его политики. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

 

  1. Басовский Л.Е., Протасьев В.Б. Управление качеством: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2004. - 212 с.
  2. Варакута С. А. Управление качеством продукции: Учебное пособие / С. А. Варакута.- М.: Инфра-М, 2002.- 205 с.
  3. Лапидус В.А. Всеобщее качество (TQM) в российских компаниях. - М.: ОАО "Типография "Новости", 2000. – 432
  4. Момот А.И. Менеджмент качества: Учебное пособие для вузов. Донецк: ДонГТУ, 2000.-120 с.
  5. Никитин В.А. Управление качеством на базе стандартов ИСО 9000:2000. - СПб.: Питер, 2002. - 272 с.
  6. Новицкий Н.И., Олексюк В.Н. Управление качеством продукции: Учебное пособие. - М.: Новое знание, 2002. - 367 с.
  7. Управление качеством: Учебник для вузов / Под ред. С.Д. Ильенковой. - М.: Банки и Биржи, ЮНИТИ, 1998. - 328 с.
  8. Федюкин В.К., Дунаев В.Д., Лебедев В.Г. Методы оценки и управления качеством промышленной продукции. Учебник. - М.: Информационно-издательский дом "Филинъ", Рилант, 2001. - 328 с
  9. Материал с сайта www.univerlib.ru

 

 

 


Информация о работе Основы обеспечения качества Международные и национальные премии в области качества