Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2014 в 17:29, реферат
В истории национальных наград за качество ключевую роль играют три широко известные и признанные во всём мире премии: Премия Дёминга, Национальная Премия Качества Малколма Болдриджа и Европейская Премия Качества.
Также во многих странах были учреждены собственные программы качества на базе ведущих мировых премий.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3
1. ПРЕМИЯ ДЁМИНГА…………………………………………………..4
2. НАЦИОНАЛЬНАЯ ПРЕМИЯ КАЧЕСТВА М. БОЛДРИДЖА……8
3. ЕВРОПЕЙСКАЯ ПРЕМИЯ КАЧЕСТВА…………………………...13
4. ПРЕМИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ….18
5. НЕКОТОРЫЕ НАЦИОНАЛЬНЫЕ НАГРАДЫ ЗА КАЧЕСТВО...22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...26
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………..28
Все претенденты получают письменный отчёт о результатах работы группы ревизоров с обязательным указанием сильных и слабых сторон управления качеством у претендента и с предложениями этой группы по улучшению деятельности компании в области качества, т.е. каждая компания, претендующая на награду, может впоследствии изучить оценку и комментарии. Ведь точка зрения экспертов действительно очень важна в непрерывном процессе улучшения качества. Процесс прохождения конкурса может потребовать много усилий как для сотрудников, так и для ревизоров при значительных затратах компании. Однако участие в конкурсе мотивирует работу компании по улучшению качества, в результате чего некоторые из участников достигают заметных успехов в улучшении качества и конкурентоспособности своей продукции.
Однако, как показали результаты конкурсов с 1988 по1993 гг., для многих компаний США требования премии М. Болдриджа оказались слишком высокими, что свидетельствовало о том, что они ещё не перешли в полной мере на работу в условиях TQM, хотя и были сертифицированы. Были даже неоднократные случаи (для сервисных компаний), когда ни одному претенденту не была присуждена премия М. Болдриджа. И только тогда, когда даже всемирно известные и ранее преуспевающие компании почувствовали, что они начинают вытесняться с рынка компаниями с более конкурентоспособным качеством продукции, они вынуждены были перейти на работу в условиях TQM. Так, американская компания Xerox Business Products and Systems, которая вначале 1970-х гг. была практически абсолютным монополистом в копировальном бизнесе, уже через 10 лет потеряла почти 50% своего рынка, который заняли в первую очередь японские компании. Чтобы исправить создавшееся критическое положение, компания к 1982 г. разработала программу «Руководство через качество» (Leadership Through Quality - LTQ), которая к концу 1980-х гг. позволила ей снова занять лидирующее положение на мировом рынке, а в 1989 г. стать одним из победителей премии М. Болдриджа. К этому времени компания удвоила производительность и резко снизила издержки.
Наиболее важным эффектом от учреждения статуса премии М. Болриджа стало то, что многие компании в США при разработке системы качества и дальнейшем её совершенствовании ориентировались на критерии данной премии, о чём говорит и тот факт, что в 1990 и 1991 гг. было затребовано 180 тыс. копий критериев оценки претендентов на премию, хотя участвовало за этот период всего около 100 компаний.
Идея национальной награды за качество сполна оправдала ожидания своих создателей, и сегодня премия Болдриджа играет жизненно важную роль для американского бизнеса. Идея улучшения бизнеса на основе критериев Болдриджа пробудила интерес к качеству в США. Многие компании даже оказывают давление на своих поставщиков для того, чтобы те уделяли особое внимание качеству. Например, компания Globe Metallurgical, получившая премию Болдриджа в 1990г. частично мотивировала участие в конкурсе желанием добиться первой позиции в рейтинге качества Форда.
За годы своего существования премия Болдриджа выросла из конкурса в принципиально новый подход к управлению организацией. Критерии Болдриджа декларируют современные принципы ведения бизнеса. Философия премии воспринимается всем бизнес-сообществом как практическое руководство для развития и совершенствования систем управления. «Философия Болдриджа, устанавливающая фокус на потребителя, развитие партнёрства, стратегическое планирование и расширение возможностей работников - определяет ключевые элементы мирового бизнеса. Фактически, премия Болдриджа доказала, что является наиболее эффективным инструментом в оценке и управлении улучшениями в глобальной модели бизнеса». (Боб Бэнкс, вице-президент Quality STMicroelectronics, лауреат премии Болдриджа 1999г.)
В числе 46 компаний, получивших премию Болдриджа: Xerox, Motorola, Boeing, IBM, Cadillac Motor, FedEx. Дважды лауреатами становились Solectron Corp. и сеть отелей Ritz-Carlton Hotel. В категориях образования и здравоохранения первые премии получили Chugach School District (Alaska), Perl River School District (New York), University of Wisconsin-Stout (Wisconsin).
Европейская Премия Качества (European Quality Award) - самая престижная европейская награда за достижение превосходства в бизнесе и находится на вершине пирамиды многочисленных национальных и региональных премий Европейских стран в области качества. Соискатели Европейской премии, как правило, первоначально добиваются успеха в этих локальных конкурсах, а затем уже включаются в борьбу за главную премию Европы.
Организатором и учредителем Европейской Премии Качества является Европейский Фонд управления качеством (European Foundation for Quality Management - EFQM). Это партнёрство более чем 750 различных европейских организаций, каждая из которых стремится к повышению эффективности и достижению превосходства в бизнесе. Европейский Фонд управления качеством учредили в 1988г. 14 ведущих компаний Европы (Bosh, Nestle, Olivetti, Renault, Philips, Volkswagen, Electrolux и др.) при поддержке Европейской комиссии (The European Commission) и Европейской Организации Качества(The European Organization for Quality). Цель создания Фонда - помочь европейским организациям в повышении их конкурентоспособности за счёт улучшения методов управления и качества процессов производства товаров и услуг. Эта цель реализовалась в учреждении в 1992 г. Европейской Премии Качества.
Это решение было обусловлено самим ходом развития европейского бизнеса. В начале 1980-х гг. европейские компании начали реализовывать свои собственные пути выживания в бизнесе, что привело к увеличению внимания в отношении качества, так как именно качество стало основным критерием конкурентоспособности. Это не ограничивалось только качеством продукции или услуги. Качество учитывалось и в логистике, и в администрировании, и сервисе заказчика, и в других аспектах деятельности компаний. Реализуя необходимые требования TQM, большинство компаний в Европе начали деятельность по улучшению их управления. Стала очевидной значительная выгода работы в условиях TQM: увеличилась конкурентоспособность, снизились цены, получили большее удовлетворение клиенты и другие заинтересованные стороны. Поэтому, осознавая необходимость стимулирования дальнейшего развития процесса TQM, 14 ведущих компаний и создали Европейский Фонд Управления Качеством, а к июлю 1993 число членов EFQM стало более 280.
EFQM играет важную роль, способствуя улучшению позиции западноевропейских компаний на мировом рынке. Это достигается двумя путями:
В соответствии со вторым путём EFQM разработал и опубликовал положение о EQA - награде европейскому бизнесу, базирующейся на модели деятельности компании, которая, по мнению разработчиков, в наибольшей степени соответствует модели TQM для Западной Европы. Компания, получающая награду, должна превосходить другие компании на европейском рынке. Чтобы получить награду, претендент за последние несколько лет должен продемонстрировать, что его подход к TQM вносит значительный вклад в удовлетворение потребителей, служащих и других заинтересованных сторон, а применяемая им модель направлена на продолжение улучшения. Первая награда была вручена в Мадриде в 1992г. европейскому отделению американской фирмы Xerox - Rank Xerox Limited, которая насчитывает около 28 тыс. служащих и имеет свои производства в Италии, Франции и Нидерландах. Сама же американская фирма Xerox, ранее уже была удостоена награды - премии Болдриджа в 1989г.
Оценка претендентов на EQA по девяти критериями с различными весовыми значениями. Все эти критерии могут быть условно разделены на две группы, одна из которых оценивает возможности компании, а другая - результаты её работы. К критериям, оценивающим возможности относятся:
Результаты деятельности компании оцениваются степенью:
Основная идея данной оценочной модели в том, что удовлетворение внешних и внутренних потребителей, а также влияние на общество достигаются через лидерство в политике и стратегии, управление персоналом, ресурсами и процессами, что в результате приводит к выдающимся достижениям в бизнесе. Девять критериев, перечисленных выше (а также на рисунке 3.1. приложения 3), используются для оценки прогресса компании, а для удобства понимания роли приведённых критериев также даны понятия результатов и возможностей. Критерии результатов имеют отношение к тому, что компания достигла на данный момент, а процессы, которые являются в данном случае выходом критериев возможности компании, - средства, при помощи которых компания управляет своими сотрудниками для получения результатов. Т.е., процессы и люди - это возможности компании, обеспечивающие ей получение результатов.
С 1994г. EQA включает:
Для участия в конкурсе на EQA каждый кандидат направляет в EFQM заявку об участии в конкурсе с соответствующим приложением. Процесс составления приложения к заявке об участии в конкурсе имеет существенное значение для претендующей на награду компании, даже если компания не получит её в конечном результате. Составление приложения позволяет компании оценить с позиций TQM свой уровень. Знаменательность процесса состоит в том, что он заставляет компанию для обоснования своей специфики применения TQM, позволяющей ей претендовать на награду, тщательно проанализировать, в какой мере положения TQM разворачиваются по вертикали на каждом уровне организации и по горизонтали для всех сфер деятельности компании. Помимо этого, проведение самооценки (с привлечением экспертов) позволяет компании взглянуть со стороны на ключевые черты стратегии бизнеса и программу по усовершенствованию своей деятельности. А также подача заявки для участия в конкурсе может быть полезным средством сосредоточения усилий всего персонала на улучшении качества как путик процветанию бизнеса. После завершения оценки приложения конкурсным Комитетом компания получает ответ, показывающий сильные её стороны и области деятельности, подлежащие дальнейшему совершенствованию в управлении качеством. В этом также заключается положительный эффект участи в конкурсе EQA.
В конце 2001г. эксперты EFQM разработали систему признания достижений организации и бизнес-едениц в области качества независимо от размера, оборота и сферы деятельности компании, - Уровни Совершенства (Levels of Excellence), включающие следующие ступени:
Каждая ступень является конкурсом качества, в иерархии этих конкурсов Европейская Премия Качества является наивысшей ступенью.
Презентация победителей проводится на Форуме Европейского Управления Качеством (EFQM). Победитель признаётся лучшей компанией Западной Европы в текущем году, продемонстрировавшей наиболее успешное практическое применение TQM в конкретных для данной компании условиях. Победителю предоставляется возможность использовать знак награды EFQM в его рекламных целях. Признание достижений победителя в TQM позволяет считать его образцовым поставщиком. После присуждения награды победитель делится опытом на конференциях и семинарах, организуемых EFQM, что служит отличной рекламой для повышения статуса компании как лидера в Западной Европе по TQM. Результатом обычно является приток новых покупателей и расширение возможностей для бизнеса.
В настоящее время Европейская Премия Качества присуждается для следующих категорий организаций:
За годы своего существования в конкурсе на соискание Европейской Премии Качества приняло участие несколько сотен организаций практически изо всех европейских стран, представителей самых разнообразных сфер бизнеса, а также некоммерческого сектора (учебные заведения, учреждения здравоохранения и государственных органов власти). Среди победителей последних лет компании Siemens, Bosh, Nokia, Volvo и многие другие признанные мировые лидеры.
4. ПРЕМИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Премия Правительства Российской Федерации вручается с 1997 года, учреждена Постановлением Правительства РФ от 12 апреля 1996г. №423. Премии присуждаются ежегодно на конкурсной основе организациям за достижение значительных результатов в области качества продукции и услуг, обеспечение их безопасности, внедрение высокоэффективных методов менеджмента качества. В основе Российской премии лежат модель и критерии Европейской Премии Качества. Организаторы, Госстандарт России и ВНИИС (Всероссийский Научно-Исследовательский Институт Сертификации), считают основной задачей конкурса - вывести качество менеджмента на принципиально новый более высокий и современный уровень, что позволило бы российским предприятиям успешно конкурировать не только на российском, но и на мировом рынке. Борис Алёшин, призывая российские компании принять участие в конкурсе 2004 года, оценил значимость Российской премии качества так: «Премии в области качества призваны стать одним из действенных рычагов повышения конкурентоспособности российской экономики. Поощрить российские организации, которые работают и развиваются с учётом принципов, используемых в своей деятельности лидерами мировой экономики, распространить их опыт среди большинства отечественных предприятий - вот основная цель премий».