Назначение и структура стандартов семейства ИСО 9000

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2013 в 20:59, контрольная работа

Краткое описание

Этот международный стандарт определяет качество как совокупность характерных свойств, формы, внешнего вида и условий применения, которыми должны быть наделены товары для соответствия своему назначению. Все эти элементы определяются требованиями к качеству, которые воплощены на этапе проектирования в технической характеристике изделия, в конструкторской документации и технических условиях, предусматривающих качество сырья, конструктивные размеры, сочетание оттенков, глянец и т.д.

Оглавление

Введение 3
Задание № 1
Тема: Назначение и структура стандартов семейства ИСО 9000.
Введение 4
Предпосылки появления и назначение стандартов ИСО 6
Стандарты ИСО 9000 7
Структура стандартов семейства ИСО 9000 9
Заключение 15
Задание № 2 16
Задание №3 18
Задание №4 20
Список используемой литературы 22

Файлы: 1 файл

упрв. качеством.doc

— 141.00 Кб (Скачать)
    • стороны (внутренние или внешние по отношению к организации), которые консультируют или проводят обучение по системе менеджмента качества, соответствующей данной организации;

    • разработчиков соответствующих стандартов.

В основу новой версии стандартов ИСО серии 9000 положен процессный подход при  разработке, внедрении и улучшении результативности системы менеджмента качества. Преимущество процессного подхода состоит в непрерывности управления с целью повышения удовлетворенности потребителей путем выполнения их требований.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Структура стандартов семейства ИСО 9000

Серия стандартов в диапазоне номеров 9000 - 11000 была определена Международной организацией по стандартизации для стандартов по системам управления качеством. Стандарты  этой серии определяют требования именно к системе управления, а не к продукции или услугам, предоставляемым организациями и предприятиями. В состав стандартов серии входят стандарты непосредственно представляющие требования, стандарты, представляющие справочную информацию и руководящие указания, а также стандарты обеспечивающие (разъясняющие) частные вопросы систем менеджмента качества.

Первая версия стандартов ИСО серии 9000 была опубликована в 1987 году. Изначально, в состав этой серии входило всего пять стандартов. Кроме того, к этой же серии стали  относить и стандарт на терминологию менеджмента качества, опубликованный ранее в 1986 году.

В первой версии стандартов ИСО серии 9000 было установлено  три модели системы 

Структура серии стандартов ИСО 9000, вышедших в 1987 году была следующей:

- ИСО 9000:1987 - «Общее руководство качеством и стандарты по обеспечению качества. Руководящие указания по выбору и применению».

- ИСО 9001:1987 - «Система качества. Модель для обеспечения качества  при проектировании и/или разработке, производстве, монтаже и обслуживании».

- ИСО 9002:1987 - «Система качества. Модель для обеспечения качества при производстве и монтаже».

- ИСО 9003:1987 - «Система качества. Модель для обеспечения качества  при окончательном контроле и  испытаниях».

- ИСО 9004:1987 - «Общее руководство  качеством и элементы системы качества. Руководящие указания».

- ИСО 8402:1986 - Качество. Словарь.

Построение и сертификация систем качества осуществлялась по одной  из трех моделей ИСО 9001, ИСО 9002 или  ИСО 9003.

На основании данных анализа  применения первой версии стандартов ИСО серии 9000 выявился ряд недостатков первой версии. В частности, были выявлены сложности с применением этих стандартов к целому ряду производств со специфическими видами выпускаемой продукции, а также к предприятиям, предоставляющим услуги. Кроме того, возникла необходимость расширения требований системы качества. Поэтому к 1994 году был завершен пересмотр стандартов серии и вышла новая версия ИСО серии 9000.

В состав серии в 1994 году вошло 16 стандартов. Кроме стандартов уже существовавших в серии (ИСО 9000, ИСО 9001, ИСО 9002, ИСО 9003, ИСО 9004) были разработаны вспомогательные стандарты и стандарты, дающие рекомендации по разработке и применению отдельных элементов системы качества. Начиная с версии 1994 года, в состав серии ИСО 9000 стали входить и стандарты с номерами, выходящими за пределы этой серии.

Новая версия стандартов расширила  состав требований, входящих в модели систем качества. Стандарт ИСО 9001 стал содержать 20 элементов системы качества, реализация каждого из которых позволяла организации считать, что система качества внедрена и работоспособна. Стандарты ИСО 9002 и ИСО 9003 содержали те же требования, только для элементов, которые выходили за рамки соответствующей модели, указывалась их неприменимость.

Новые версии стандартов ИСО серии 9000 не претерпели существенных изменений по сравнению с версией 2000 г. Состав пересмотренных и обновленных стандартов на начало 2009 года незначительный. Из основополагающих стандартов следует отметить изменения в следующих стандартах:

ИСО 9000:2005 - "Система  менеджмента качества. Основные принципы и словарь".

ИСО 9001:2008 «Системы менеджмента качества. Требования»

ИСО 19011:2002 «Руководящие указания по проверке систем менеджмента  качества и (или) охраны окружающей среды». Этот стандарт заменил собой стандарт ИСО 10011 часть 1, часть 2 и часть3. В новой версии стандарта более точно определены требования к процессу аудита, квалификации аудиторов, порядку и виду документации аудита. Существенным изменением в данном стандарте стало его применение для аудита систем экологического менеджмента. Ранее (в стандарте ИСО 10011) руководящие указания относились только к системе менеджмента качества.

Многие изменения, сделанные в новых версиях  стандартов ИСО серии 9000, направлены на более тесную интеграцию системы менеджмента качества с другими системами менеджмента.

Также, после 2000 года в составе стандартов ИСО  серии 9000 появился ряд новых стандартов, имеющих статус руководящих указаний. Эти стандарты поясняют отдельные  вопросы, связанные с построением и развитием системы менеджмента качества (например, руководящие указания по оценке удовлетворенности потребителей или руководящие указания по выбору консультантов по системе менеджмента качества и др.).

Стандарт ИСО 9000:2005 предназначен для установления единого понимания терминов и понятий используемых в стандартах ИСО серии 9000. Он определяет основные положения систем менеджмента качества и принципы, используемые при построении систем качества.

Система менеджмента  качества на современном уровне развития представляет собой идеологию управления организацией, а не просто организационно техническую систему или набор взаимосвязанных управленческих методов и технологий. В основе любой идеологии лежат постулаты или принципы, от которых эта идеология отталкивается. Именно на основе таких принципов строится вся теоретическая и практическая база. Стандарты ИСО серии 9000 являются практической базой идеологии менеджмента качества. Поэтому в стандарте ИСО 9000:2005 кроме терминов и определений даются основные принципы менеджмента качества, на основе которых построены требования системы качества и методы реализации этих требований.

Стандарт ИСО 9000:2005 состоит из следующих разделов:

Раздел 1 Область  применения - определяет заинтересованных лиц, которым могут понадобиться положения стандарта.

Раздел 2 Основные положения системы менеджмента  качества - приводятся пояснения по обоснованию необходимости построения системы качества, дается объяснение процессного подхода, используемого  в стандартах ИСО серии 9000, определяется назначение политики и целей в области качества, документации системы качества, роль статистических методов и пр.

Раздел 3 Термины  и определения - приводится пояснение  терминов, используемых в стандартах ИСО серии 9000.

Приложение  А - приводится методология, использованная при разработке стандарта.

Приложение B - содержит алфавитный указатель терминов.

Приложение  С Библиография - список стандартов, использованных при разработке стандарта  ИСО 9000:2005.

По сравнению  с предыдущим изданием стандарта (ИСО 9000:2000), в версии 2005 года в стандарт было добавлено несколько определений, а также введены поясняющие замечания, позволяющие принять во внимание более поздние документы этой серии и выстроить их в один ряд с ИСО 9000.

Стандарт ИСО 9001:2008 (предыдущая редакция - ИСО 9001:2000) предназначен для разработки и внедрения систем менеджмента качества предприятий с целью последующей сертификации или для заключения контрактов с другими предприятиями, которые предъявляют требования к стабильности и надежности выполнения контрактных обязательств.

Требования, содержащиеся в стандарте ИСО 9001:2008 являются общими и предназначены для применения ко всем организациям независимо от вида деятельности, размера организации  и поставляемой продукции (услуг). Стандарт определяет, что необходимо делать для внедрения системы качества, но не определяет как это делать. Именно за счет такого подхода требования стандарта являются универсальными и применимыми к любой организации. Методы, как реализовать то или иное требование стандарта предприятие выбирает само, исходя из своих потребностей и возможностей.

Стандарт ИСО 9001:2008 состоит из следующих разделов:

Раздел 1 Область  применения - описывает общие положения  стандарта и его применение в  организациях. Также определяет те случаи, когда предприятие, разрабатывающее и внедряющее систему качества, может сделать исключение из реализации требований стандарта.

Раздел 2 Нормативные  ссылки - даются ссылки на стандарты  серии ИСО 9000

Раздел 3 Термины  и определения - приводятся термины и определения, используемые в стандарте.

Раздел 4 Система  менеджмента качества - определяет общие требования к системе менеджмента  качества, управлению документаций и  записями по качеству.

Раздел 5 Ответственность  руководства - определяет требования к  административному управлению построением, внедрением и функционированием системы менеджмента качества. Требования данного раздела предъявляются к высшему руководству организации и к системе административного управления.

Раздел 6 Менеджмент ресурсов - определяет требования к ресурсам, необходимым для разработки, внедрения и функционирования системы качества. К таким ресурсам стандарт относит человеческие ресурсы, материальные ресурсы, инфраструктуру и производственную среду.

Раздел 7 Процессы жизненного цикла - определяет требования к основным и обеспечивающим процессам предприятия. В этом разделе представлены, наиболее объемные требования, которые предъявляются к основной деятельности предприятия по управлению процессами производства продукции или предоставления услуг.

Раздел 8 Измерение, анализ и улучшение - определяет требования к проведению и организации анализа, измерений и улучшений системы  менеджмента качества, процессов  и выпускаемой продукции (оказываемым  услугам).

Приложение  А - приводится соответствие между разделами стандарта ИСО 9001:2008 и ИСО 14001:2004 (Системы управления окружающей средой. Требования и руководство по применению). Взаимосвязь этих стандартов приводится для того, чтобы организации могли строить интегрированные системы менеджмента качества и экологического менеджмента.

Приложение B - приводятся изменения в тексте стандарта  ИСО 9001:2008 по сравнению с текстом  предыдущей редакции данного стандарта  ИСО 9001:2000.

Приложение  С - Библиография. Список стандартов, использованных при разработке стандарта ИСО 9001:2008.

Стандарт ИСО 9004:2000 предназначен для организаций, желающих развивать и совершенствовать построенную систему качества. В  этом стандарте приводятся методические рекомендации по постоянному совершенствованию  процессов организации.

Стандарт ИСО 9004:2000 не предназначен ни для сертификации, ни для использования в договорных отношениях. Также данный стандарт не является руководством по внедрению  ИСО 9001:2008. Отличие данного стандарта  заключается в более расширенных  требованиях к системе менеджмента качества и некоторых рекомендациях, какие методы можно использовать для реализации этих требований. Расширение требований в стандарте ИСО 9004:2000 осуществляется за счет учета требований всех заинтересованных сторон. К таким заинтересованным сторонам стандарт относит потребителей, акционеров предприятия, работников предприятия, людей и общество в целом, т.е. все те, кто может испытывать на себе результаты хозяйственной деятельности организации.

В основном структура  стандарта ИСО 9004:2000 не отличается от структуры ИСО 9001:2000. Это связано с тем, что требования стандарта ИСО 9004:2000 расширяют и дополняют требования стандарта ИСО 9001:2000.

Раздел 1 Область  применения - в данном разделе представляется для каких целей может применяться стандарт.

Раздел 2 Нормативные  ссылки - приводятся названия стандартов, на которые даны ссылки в тексте стандарта ИСО 9004:2000.

Раздел 3 Определения - приводятся определения, используемые в стандарте.

Раздел 4 Система  менеджмента качества - в дополнение к требованиям стандарта ИСО 9001:2000 приводятся рекомендации по менеджменту систем и процессов, а также по использованию принципов менеджмента качества.

Раздел 5 Ответственность  руководства - дополнительно приводятся требования по определению потребностей и ожиданий заинтересованных сторон, а также расширенные требования по 5-му разделу стандарта ИСО 9001:2000.

Раздел 6 Менеджмент ресурсов - данный раздел дополнен требованиями по вовлечению работников, управлению информацией, управлению поставщиками и партнерами, управлению природными ресурсами, а также финансами.

Раздел 7 Процессы жизненного цикла продукции - в данном разделе приводятся расширенные  требования по сравнению с разделом 7 стандарта ИСО 9001:2000, а также  некоторые рекомендации по реализации этих требований.

Раздел 8 Измерение, анализ и улучшение - приводятся расширенные  требования по сравнению с разделом 8 стандарта ИСО 9001:2000, в том числе  и требования по самооценке организации.

Приложение  А - даются рекомендации по проведению самооценки организации с перечнем вопросов для самооценки.

Приложение B - приводятся общие подходы к процессу постоянного  улучшения.

Приложение C - Библиография. Список стандартов, использованных при  разработке стандарта ИСО 9004:2000.

Информация о работе Назначение и структура стандартов семейства ИСО 9000