Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 22:40, курсовая работа
Целью данного курсового проекта является выбор рационального управленческого решения для организации в условиях неопределённости. В связи с этой целью возникают следующие задачи:
рассмотреть понятие и сущность неопределённости и риска;
показать связь неопределённости с риском;
выявить источники возникновения неопределённости;
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОСОБЕННОСТИ РАЗРАБОТКИ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО РЕШЕНИЯ В УСЛОВИЯХ НЕОПРЕДЕЛЁННОСТИ 4
1.1. Понятие неопределённости и риска в УР 4
1.2. Источники возникновения неопределённости и её виды 7
Выводы… 10
2. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ УМЕНЬШЕНИЯ НЕОПРЕДЕЛЁННОСТЕЙ ПРИ РАЗРАБОТКЕ И ПРИНЯТИИ УР 11
2.1. Управление неопределённостями 11
2.2. Основные критерии принятия УР в условиях неопределённости 13
2.3. Метод функционально-стоимостного анализа в условиях неопределённости при РУР 15
2.4. Методы снижения неопределённости при разработке и принятии УР.. 17
Выводы……….. 18
3. РАЗРАБОТКА УР В ООО «КСМ» В УСЛОВИЯХ
НЕОПРЕДЕЛЁННОСТИ 21
3.1. Характеристика исследуемого объекта 21
3.2. Разработка УР в ООО «КСМ» в условиях неопределённости 22
Выводы….. 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 28
2. Для выбора оптимальной стратегии в условии неопределённости используются следующие правила и критерии: правило максимин (критерий Ваальда), максимакс, минимакс (критерий Севиджа), правило Гурвица.
3. Функционально-стоимостной анализ — метод системного исследования различных функций объектов управления, направленный на обеспечение необходимых потребительских свойств ОУ и оптимальных затрат на их реализацию на всех этапах жизненного цикла. Методика ФСА предусматривает семь этапов: подготовительный, информационный, аналитический, творческий, исследовательский, рекомендательный, этап внедрения. Данный метод часто используют руководители при разработке УР в условиях неопределённости.
4. Основные методы снижения
Общество с ограниченной ответственностью «Комбинат Строительных Материалов» (ООО «КСМ») - предприятие, занимающееся производством и продажей керамического кирпича и камня. Зарегистрировано в 1999 году в Великом Новгороде, входит в состав холдинга ЗАО «Деловой партнёр».
Основная специализация
предприятия в холдинге – производство
следующих видов продукции: кирпич керамический
строительный утолщенный (КП-У), кирпич
керамический строительный пустотелый
одинарный (КП-О), кирпич керамический
строительный полнотелый (К), камень (керамический
строительный), камень (перегородочный
пазогребневый строительный), рядовые
кирпичи, кирпичи пластического формования.
Технология изготовление нестандартного
кирпича была освоена для ремонта и реконструкции
стен и построек новгородского кремля,
церквей и других памятников архитектуры
Великого Новгорода и области.
Кирпичный завод «КСМ» поставляет керамический кирпич в Новгородскую, Московскую, Тверскую области, в Санкт-Петербург и Череповец.
ООО «Комбинат Строительных Материалов» включает в себя: два производственных цеха по выпуску кирпича, цех по подготовке шихты, ремонтно-механический и транспортный цеха, карьер [31]. Коллектив предприятия состоит из 300 высококвалифицированных специалистов.
На протяжении нескольких лет предприятие активно увеличивает объем производимой продукции. В 2002 году ООО «КСМ» произвело 27 млн. штук условного кирпича, в 2010 году количество производимой продукции составило 38 млн. штук. Производственные мощности завода позволяют выпускать свыше 50 млн. штук условного кирпича в год, поэтому в перспективных планах предприятия увеличить объёмы выпуска уже существующих типов продукции, расширить номенклатурный ряд строительного кирпича и камня за счет новых типоразмеров и марочности для памятников архитектуры, а также организовать производство облицовочного кирпича.
При принятии решений, когда отсутствует информация о вероятности появления тех или иных событий, используются следующие критерии и правила: максимин (максимум из минимума) – выбор альтернативы из всех худших значений; максимакс (максимум из максимума) – выбор альтернативы с лучшим значением; минимакс (минимизация сожалений по поводу упущенной прибыли) и правило Гурвица (правило оптимизма-пессимизма).
Рассмотрим проблему принятия управленческого решения в условиях неопределённости спроса на строительный кирпич. В условиях неопределённости необходимо принять решение в ООО «КСМ» по выпуску рядового пустотелого утолщённого кирпича (КП-У) марки М-125 из нескольких альтернатив.
Возможные варианты решений:
а1: Продолжать выпускать продукцию, которая соответствует по качеству и количеству прежним выпускам.
а2: Добиться снижения цены на рядовой пустотелый утолщённый кирпич (КП-У) марки М-125 путём снижения издержек производства и увеличить объём выпуска продукции на 10%.
а3: Улучшить качество продукции и сервисного обслуживания (с соответственным увеличением цены) при снижении объёма выпуска КП-У марки М-125 на 15%.
В табл. 3.1. приведены прогнозируемые показатели годовой прибыли (в тыс. руб.) по каждой альтернативе в зависимости от изменения спроса на данный вид продукции.
Таблица 3.1.
Прогнозируемые показатели прибыли в ООО «КСМ»
Спрос Альтернатива |
Низкий |
Средний |
Высокий |
Прибыль, тыс. руб. | |||
а1 |
18 700 |
30 800 |
44 000 |
а2 |
14 960 |
24 640 |
35 200 |
а3 |
20 230 |
33 320 |
47 600 |
Используя критерии и правила принятия УР в условиях неопределённости, выберем рациональное решение.
1. Правило максимин (критерий Ваальда). По данному правилу из предложенных альтернатив выбираем ту, которая при низком спросе имеет наибольшее значение прибыли. Максимумом минимальных значений является значение прибыли для альтернативы а3 (20 230 тыс. руб.). Результаты расчёта представлены в табл. 3.2.
Таблица 3.2.
Применение правила максимина
Спрос Альтернатива |
Низкий |
Средний |
Высокий |
Максимин |
Прибыль, тыс. руб. | ||||
а1 |
18 700 |
30 800 |
44 000 |
18 700 |
а2 |
14 960 |
24 640 |
35 200 |
14 960 |
а3 |
20 230 |
33 320 |
47 600 |
20 230 |
Следует выбрать альтернативу под номером три – улучшение качества продукции и сервисного обслуживания (с увеличением цены) при снижении объёма выпуска КП-У марки М-125 на 15%.
2. Правило максимакс. В соответствии с этим правилом выбирается альтернатива с наибольшим значением прибыли. Для этого необходимо определить максимальные значения для каждой строки и выбрать наибольшее из них. Данные расчёта представлены в табл. 3.3.
Таблица 3.3.
Применение правила максимакса
Спрос Альтернатива |
Низкий |
Средний |
Высокий |
Максимакс |
Прибыль, тыс. руб. | ||||
а1 |
18 700 |
30 800 |
44 000 |
44 000 |
а2 |
14 960 |
24 640 |
35 200 |
35 200 |
а3 |
20 230 |
33 320 |
47 600 |
47 600 |
По правилу максимакса необходимо выбрать третью альтернативу.
3. Правило минимакс (критерий Севиджа). В отличие от максимина минимакс ориентирован на минимизацию не столько потерь, сколько сожалений по поводу упущенной прибыли.
Расчёт минимакса происходит в четыре этапа:
Результат расчётов представлен в табл. 3.4.
Таблица 3.4.
Применение правила минимакса
Спрос Альтернатива |
Низкий |
Средний |
Высокий |
Минимакс | |
а1 |
1 530 |
2 520 |
3 600 |
3 600 | |
а2 |
5 270 |
8 680 |
12 400 |
12 400 | |
а3 |
0 |
0 |
0 |
0 |
В данном случае следует выбрать альтернативу под номером три.
4. Правило Гурвица
(правило оптимизма-пессимизма)
Данные расчётов представлены в табл. 3.5.
Таблица 3.5.
Применение правила Гурвица
Спрос
Альтернатива |
Низкий |
Средний |
Высокий |
(1–0,3) miniП |
0,3maxiП |
(1–0,3) miniП +0,3maxiП |
Прибыль, тыс. руб. | ||||||
а1 |
18 700 |
30 800 |
44 000 |
13 090 |
13 200 |
26 290 |
а2 |
14 960 |
24 640 |
35 200 |
10 472 |
10 560 |
21 032 |
а3 |
20 230 |
33 320 |
47 600 |
14 161 |
14 280 |
28 441 |
Согласно правилу Гурвица последняя графа содержит значение целевой величины, получаемой при α=0,3. Наибольшее значение целевой величины в данном случае имеет альтернатива а3.
1. На основании проведённых расчётов альтернатива а3 является наиболее приемлемой и выгодной в данных условиях. Предприятию «КСМ» необходимо в ближайшем будущем улучшить качество продукции и сервисного обслуживания (с соответственным увеличением цены на кирпич с 11 до 14 руб. за штуку) при снижении объёма выпуска КП-У марки М-125 на 15%.
2. Для того, чтобы уменьшить неопределённость спроса на строительный кирпич, необходимо провести маркетинговое исследование, в ходе которого появится информация о предпочтениях потребителей и поведении конкурентов. Следует также учесть прошлый опыт выпуска нового вида кирпича и действовать по аналогии.
Неопределённости и риски при разработке и принятии управленческих решений являются постоянными спутниками руководителей и специалистов различных компаний.
Неопределённость ситуации при принятии УР объясняется такими причинами, как отсутствие достаточно полной информации, возникновение случайных факторов, противодействие конкурентов, ограничения по времени, низкий уровень профессионализма у ЛПР и так далее.
При выполнении данной работы мы выяснили, что неопределённость при принятии УР – основная причина появления рисков. Чем выше неопределённость, тем выше степень риска.
К курсовом проекте в качестве объекта исследования нами было рассмотрено новгородское предприятие по производству и продаже керамического кирпича и камня – ООО «КСМ». Используя правила максимина, максимакса, минимакса и правила Гурвица, мы произвели необходимые расчёты для выбора рационального УР в условиях неопределённости спроса на строительный кирпич.
По данным расчётов из предложенных альтернатив было выбрано следующее УР: улучшить качество продукции и сервисного обслуживания (с соответственным увеличением цены) при снижении объёма выпуска КП-У марки М-125 на 15%.
Одной из основных проблем при разработке УР является снижение уровня неопределённости в процессе принятия решения. Неопределённость может быть устранена полностью или частично двумя путями: углубленным изучением имеющейся информации или приобретением недостающей информации.
1. Андрейчиков А. В., Андрейчикова О. Н. Анализ, синтез, планирование решений в экономике: Учебник для вузов. – М.: Финансы и статистика, 2009. – 368 с.
2. Балдин К. В., Воробьев С. Н., Уткин В. Б. Управленческие решения: Учебник. – 2-е изд. – М.: Дашков и Ко, 2008. – 496 с.