Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 23:58, курсовая работа
Цель проекта – разработка рекомендаций по совершенствованию СМК предприятия.
Задачи проекта предопределены выше обозначенной целью и заключаются в следующем:
- провести исследование основных направлений и результатов деятельности ЗАО «Инзенская фабрика нетканых материалов» в области качества;
- определить основные положения действующей в организации системы менеджмента качества;
Введение 5 1 Комплексная диагностика деятельности ЗАО «Инзенская фабрика нетканых материалов» в области качества 8 1.1 Исследование основных направлений и результатов деятельности предприятия в области качества 8
1.2 Основные положения действующей в организации системы ме-неджмента качества 13
1.3 Исследование практики обслуживания оборудования в ЗАО «Ин-зенская фабрика нетканых материалов» 18
2 Проект совершенствования системы менеджмента качества ЗАО «Инзенская фабрика нетканых материалов» в области обслуживания оборудования 25
2.1 Обоснование необходимости и особенности внедрения концепции TPM в деятельность предприятия 25
2.2 Разработка мероприятий и документации по реализации проекта внедрения концепции TPM в деятельность ЗАО «Инзенская фабрика нетка-ных материалов» 34
2.3 Документированная процедура «Техническое облуживание и ре-монт оборудования» 40
Заключение 46 Список использо-ванных источников 48
Приложение 51
В раскройном цехе ЗАО «Инзенская фабрика нетканных материалов», как и на многих других в нашей стране, используется неавтоматизированный раскрой. При ручном настилании применяются традиционные виды оборудования: столы для ручного настилания, передвижные раскройные машины с прямым и дисковым ножами, отрезные концевые линейки и стационарные ленточные машины.
Передвижные раскройные машины с прямым ножом (МР – 120) предназначены для разрезания настила высотой до 120 мм, а также для вырезания отдельных деталей изделия.
Передвижные раскройные машины с дисковым ножом (ЭЗДМ – 3) предназначены для раскроев настила высотой до 50 мм по прямым линиям и для вырезания деталей, имеющих небольшую кривую.
Стационарные (ленточные)
раскройные швейные машины (Р – 12)
предназначены для чистого
Отдельную функцию выполняют петельные машины (полуавтоматы) 25 – 1 класса, и машины для пришивания пуговиц. SGY4-803D- трехпозиционный пресс с электромагнитным зажимом, предназначен специально для установки блочек, клепок на рубашки, жакеты, куртки, а также кожаные мешки, шляпы и т.д. :
- машина имеет три пуансона, благодаря которым можно прокалывать отверстие в ткани, устанавливать нижнюю и верхнюю стороны клепок практически одновременно.
- мощность 150 W, напряжение 220V, скорость 45 движений/мин.
Для вышивки торговых марок, лейблов и т. д. организация приобрела 8 специализированных, вышивальных машин.
На производстве имеются несколько машин 51 – А класса (оверлог) предназначенные для стачивания и обметывания краев различных изделий.
Также обязательным техническим оснащением на производстве являются гладельные прессы и утюжельные столы.
В таблице 1.6 представлены показатели использования производственного оборудования.
Таблица 1.6 – Показатели использования производственного оборудования ЗАО «Инзенская фабрика нетканых материалов»
Наименование оборудования |
Количество производственного оборудования, ед. |
Коэффициент загрузки оборудования |
Годовая станкоемкость, станко-ч |
Средний срок службы, год |
Швейное оборудование |
11 |
0,86 |
48576 |
8,5 |
Петельные машины |
1 |
0,90 |
40480 |
6,5 |
Оборудование для влажно-тепловой обработки |
2 |
0,87 |
2021 |
11,3 |
Раскроечное оборудование |
3 |
0,75 |
6072 |
12,4 |
Дублирующее оборудование |
8 |
0,93 |
13358,4 |
5,5 |
Оборудование для стачивания и обметывания |
4 |
0,90 |
7286,4 |
6,9 |
Гладельные прессы |
2 |
0,95 |
6881,6 |
12,8 |
Анализируя данные таблицы 1.6, можно констатировать, что срок службы эксплуатируемого оборудования в среднем составляет 8,5 лет, что свидетельствует о необходимости серьезного подхода к процессу технического обслуживания и ремонта оборудования на предприятии.
В ходе проведения исследования, были выявлены потери при использовании производственного оборудования, в частности имеют место простои и нерациональное использование оборудования.
Например, одно оборудование для выполнения сменного задания должно работать час, а другому и смены не хватает.
Еще мы для себя выявили наиболее проблемное оборудование: раскроечное оборудование. Так, затраты на ремонт в 2011 году составили 7125 тыс. руб. При этом годовые потери производства из-за простоя данного оборудования - еще 11 154 тыс. пог. метров нетканых материалов.
Кроме этого при исследовании эксплуатируемого оборудования были выявлены некоторые его дефекты. В частности, поломка механизмов управления у швейных машин и пр.
Гладельные прессы ввиду достаточно большого срока эксплуатации (12,8 лет) и достаточно большого объема загруженности часто подвергается перегреву ввиду большой изношенности внутрикорпусной электрической проводки. Оператор, обслуживающий оборудование, вынужден периодически отключать оборудование.
Система технического обслуживания и ремонта оборудования (ТО и Р) представляет собой совокупность взаимосвязанных положений и норм по организации и порядку проведения работ по техническому обслуживанию и ремонту оборудования.
Система ТО и Р призвана обеспечить: поддержание оборудования в работоспособном состоянии и предотвращение аварийного выхода его из строя; правильную организацию ТО и Р оборудования; увеличение коэффициента технического использования оборудования за счет повышения качества ТО и Р и уменьшения простоя в ремонте; возможность выполнения ремонтных работ по графику, согласованного с планом производства; своевременную подготовку необходимых запасных частей и материалов.
В основу системы ТО и Р положено сочетание технического обслуживания и планово-предупредительных ремонтов (ППР).
В зависимости от значимости оборудования в технологическом процессе ППР может проводиться по методу планово-периодического ремонта и ремонта по техническому состоянию (послеосмотровый ремонт).
Сущность ремонта по техническому состоянию заключается в том, что все виды и сроки ремонтов устанавливаются в зависимости от технического состояния оборудования, определяемого во время проведения ТО и Р.
Перечень основного оборудования составляется по каждому цеху (производству) начальниками технологических цехов совместно с СГМ один раз в год и утверждается главным механиком не позднее 1 ноября предшествующему году.
График ППР разрабатывается СГМ в соответствии с перечнями цехов и утверждается техническим директором завода не позднее 25 декабря предшествующему году.
Все оборудование, технологические сооружения, установки и коммуникации, смонтированные в цехах, находятся в ведении начальников цехов, несущих полную ответственность за их нормальное рабочее состояние, эксплуатацию и текущий ремонт, в соответствии с правилами техники безопасности и правилами технической эксплуатации.
Оборудование используется в соответствии с его назначением и производственно-техническими характеристиками, указанными в паспортах и других эксплуатационных документах.
Эксплуатационный персонал обязан строго соблюдать нормальный технологический режим работы оборудования, содержать его в чистоте, постоянно следить за техническим состоянием оборудования, своевременно выявлять и устранять неисправности в работе оборудования.
Все нарушения правил
технической эксплуатации, обнаруженные
и устраненные дефекты
Эксплуатационный персонал под руководством начальника участка (мастера) должен строго выполнять действующие инструкции и правила по технической эксплуатации и подготовке оборудования к ремонту.
Весь вновь принятый эксплуатационный и обслуживающий персонал перед допуском к самостоятельной работе проходит обучение по устройству, эксплуатации и техническому обслуживанию оборудования со сдачей экзаменов цеховой комиссии (участие в комиссии механика цеха обязательно).
Техническое обслуживание (ТО) осуществляется эксплуатационным (машинистами, вальцовщиками, прессовщиками, сборщиками, каландровожатыми и т.д.) и обслуживающим дежурным персоналом (дежурными слесарями, электриками и др.) под руководством начальника участка (мастера) в соответствии с действующими на заводе инструкциями по рабочим местам и регламентам. Ежемесячное ТО является основным и решающим профилактическим мероприятием, призванным обеспечить надежную работу между ремонтами. В ежемесячное ТО входят следующие основные работы: обтирка, чистка, регулярный наружный осмотр, смазка, подтяжка сальников, проверка состояния масляных и охлаждающих систем подшипников, наблюдение за состоянием крепёжных деталей, соединений и их подтяжка, проверка исправности заземления, устранение мелких неисправностей, частичная регулировка, проверка состояния ограждающих устройств, проверка состояния тормозных устройств и их регулировка с целью обеспечения безопасных условий труда. Выявленные дефекты, неисправности должны устраняться в возможно короткие сроки силами технологического и дежурного ремонтного персонала данной смены, а неисправности, которые требуют останова участка или цеха (сварочные работы на трубопроводах, трудоёмкие работы по замене изношенных узлов и т.п.) записываются в сменный журнал мастером (бригадиром). Ежедневно механик цеха знакомится с записями в сменном журнале и принимает меры к устранению записанных неисправностей.
При необходимости проведения ремонтных работ в выходной день (ремонтные работы связанные с отключением коммуникаций цеха), каждый четверг механик цеха составляет план на проведение работ, согласовывает его с начальником цеха и утверждает у главного механика. Организация работ в выходной день обеспечивает своевременное и качественное выполнение запланированных работ, а также своевременный пуск оборудования.
Итак, срок службы эксплуатируемого оборудования ЗАО «Инзенская фабрика нетканных материалов» в среднем составляет 8,5 лет, что свидетельствует о необходимости серьезного подхода к процессу технического обслуживания и ремонта оборудования на предприятии.
2 Проект совершенствования системы менеджмента качества ЗАО «Инзенская фабрика нетканых материалов» в области обслуживания оборудования
2.1 Обоснование необходимости и особенности внедрения концепции TPM в деятельность предприятия
В последнее время все больше внимания уделяется эффективной организации управления качеством продукции, на предприятиях разрабатываются и внедряются модели систем менеджмента качества, используются современные методы управления качеством при проектировании, разработке и модернизации продукции и применяемого оборудования. Одним из существенных аспектов проблемы выпуска бездефектной продукции является надлежащее использование производственного оборудования. Предприятию необходима более эффективная система эксплуатации и обслуживания оборудования, способная дать предприятию возможность достичь «нуль» поломок, «нуль» дефектов, важных для его дальнейшего развития. Таковой системой является система всеобщего производительного обслуживания оборудования – ТРМ.
Эффективность внедрения любой системы напрямую зависит от того насколько грамотно составлен план работ. Важным моментом является правильно организовать процесс развертывания ТРМ на предприятии. Следует уделять повышенное внимание выработке последовательности действий и формированию организационной структуры по продвижению данной системы.
Разработаем проект внедрения концепции ТРМ в ЗАО «Инзенская фабрика нетканых материалов». С учетом специфики функционирования предприятия предлагается вести работы по развертыванию ТРМ в направлении «Самостоятельное обслуживание оборудования операторами». Данное направление является ключевым и наиболее трудоемким. Его целью является достижение самостоятельного содержания операторами собственного оборудования в работоспособном состоянии.
Деятельность по наведению порядка, чистоты и укреплению дисциплины - первые шаги внедрения «Самостоятельное обслуживание оборудования операторами» ориентирована в первую очередь на изменение поведенческих стереотипов работников.
Именно поэтому она не может быть реализована сразу
проведением только генеральной уборки
во всей организации. Наилучшим образом
достичь этого позволит применение элементов
системы «Упорядочение» на предприятии.
Технология реализации направления «Самостоятельное
обслуживание оборудования операторами»
предусматривает использование практически
всех элементов системы «Упорядочение».
В связи с чем развертывание ТРМ в ЗАО
«Инзенская фабрика нетканых материалов»
предлагается проводить в тесной взаимосвязи
с элементами системы «Упорядочение».
ТРМ – система обслуживания и ремонта, непосредственная реализация которой на предприятии во многом зависит от действия каждого работника. Таким образом, обучение персонала предприятия – важнейшая задача при внедрении ТРМ. Для решения поставленной задачи необходимо разработать примеры программ обучения для высшего менеджмента ЗАО «Инзенская фабрика нетканых материалов» – генерального директора, директора по производству, начальников производств; программ, разработанных для руководителей технических служб и ремонтных подразделений (главного механика предприятия), начальников цехов - менеджеров среднего звена, и программ обучения операторов, обслуживающих оборудование непосредственно на рабочих местах.
В качестве общей цели обучающих программ, разрабатываемых для менеджмента высшего и среднего уровня предприятия, можно выделить следующее: ознакомить руководство предприятия с базовыми идеями и представить технологию развертывания системы ТРМ, внедрение которой позволяет радикально сократить на предприятии потери всех видов; значительно повысить качество и производительность; обеспечить высокий уровень безопасности персонала и защиты окружающей среды; снизить себестоимость продукции и укрепить дисциплины поставок.
Внедрение системы ТРМ требует немалых затрат труда и денег (в том числе и на обучение персонала теории ТРМ), которые, однако, окупаются увеличением производительности в несколько раз, снижением себестоимости на десятки процентов, значительным сокращением простоя оборудования из-за поломок, благоприятными условиями труда и фактическим исключением потерь рабочего времени из-за травм.
Последовательное и
тщательно продуманное