Государственное регулирование финансовой сферы

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 16:42, реферат

Краткое описание

Целью данной работы является рассмотрение сущности государственного финансового регулирования, а так же его необходимости в условиях рыночной экономики.
Для достижения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
1. Дать понятие и классификацию государственного финансового регулирования экономики;
2. Определить направление, формы и методы государственного финансового регулирования экономики;
3. Провести анализ современного состояния государственного финансового регулирования экономики в России;
4. Выявить проблемы и перспективы государственного финансового регулирования экономики.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………………………………………………………3

1.Теоретические аспекты государственного финансового регулирования экономики…………………………………………………………………………………………………………… ..……………4

1.1 Понятие и сущность государственного финансового регулирования экономики……………………………………………………………………………………………………………………...……4

1.2 Направление, формы и методы государственного финансового регулирования экономики……………………………………………………………………………………………………………………...……5

1.3 Нормативно – правовое обеспечение государственного финансового регулирования экономики…………………………………………………………………………………………………………………………...6

2. Анализ современного состояния государственного финансового регулирования экономики……………………………………………………………………………………………………..……………….……8

2.1 Государственное финансовое регулирование экономики в современной России……………………………………………………………………………………………………………………..…...……8
.
2.2 Развитие социальной сферы: приоритеты регулирования……………………………………………………….…………9

2.3 Стимулирование экономики России: анализ и итоги…………………………………………………………………………………………………………………………..……13

3. Проблемы и перспективы государственного финансового регулирования экономики…………………………………………………………………………………………………………………….……14

3.1 Проблемы государственного финансового регулирования экономики…………………………………………………………………………………………………………….……………14

3.2 Перспективы государственного финансового регулирования экономики……………………………………………………………………………………………………………………….…16

Заключение………………………………………………………………………………………………………………….……..19

Список использованной литературы………………………………………………………………………………………….…22

Файлы: 1 файл

госуд регул фин сферы система гму.doc

— 189.50 Кб (Скачать)

 Предусматривается  в 2010 г удержать  прогнозную численность  безработных граждан,  зарегистрированных  в органах службы  занятости, на  уровне 2009 г - 2,2 млн  человек.

 В связи с замедлением темпов роста инфляции в 2010 г. и более сильным ростом экономики реальная заработная плата в целом составит 20815 руб.

 Снижение  инфляции благоприятно  скажется на увеличении  прожиточного минимума  в среднем на  душу населения  - в 2010 г он увеличиться на 17,9%. Также увеличиться фонд заработной платы на 31,9%, что положительно отразиться на среднемесячной заработной плате, где увеличение произойдет на 33,7%.

 Значимым  краткосрочным риском  экономического развития  является стагнация  внутреннего спроса, как со стороны населения, так и со стороны корпоративного сектора. Негативное влияние оказывает безработица, снижение доходов определенной части населения, сложное финансовое состояние предприятий. Стагнация спроса в свою очередь ограничивает возможности экономического роста на основе задействования потенциала внутреннего рынка.

 Среднегодовая  численность  постоянного  населения (в целом  по РФ, млн. чел.)

В 2010 г, по отношению  к 2008 г. снизится численность  безработных до 1,7 млн. человек и  трудовые ресурсы до 90,9 млн. человек. Положительным моментом является снижение безработицы.

 В связи  с сохранением  актуальности проблемы  по защите приоритетного  права российских  граждан на занятие  вакантных рабочих  мест на национальном  рынке труда в  2010 г будет продолжен контроль за движением иностранной рабочей силы. Особое внимание будет уделено иностранным гражданам, осуществляющих трудовую деятельность на территории РФ по найму у физических лиц. Будет введена законодательная норма о возможности приобретения иностранными гражданами патентов, на основании которых они смогут легально пребывать и осуществлять указанный вид трудовой деятельности на территории соответствующего субъекта РФ.

 В целях  форсированного обновления  производства, внедрения  новых производственных и управленческих технологий, повышения конкурентоспособности российских компаний будут пересмотрены подходы к миграционной политике в плане перехода от ограничительной модели к модели целенаправленного привлечения и удержания в России в отношении тех категорий трудовых мигрантов, которые необходимы для модернизации экономики - управленческие, инженерные кадры, работники интеллектуальных профессий, ученые, высококвалифицированные работники.

2.3 Стимулирование  экономики России: анализ и итоги

 В 2010 г возобновился рост инвестиций в основной капитал, которые выросли на 140,4 %.(Таблица 6) Высокие цены на сырье будут способствовать не только росту доходов экспортеров, но и в целом снижению рисков и желанию инвестировать. Во второй половине года ожидается существенное облегчение условий кредитования. Кроме роста инвестиций в сырьевом секторе, ожидается, что инвестиции дополнительно вырастут за счет их наращивания в сельском хозяйстве, транспорте, включая трубопроводный транспорт и дорожное хозяйство.

 В формировании  долгосрочного инвестиционного  ресурса должны  участвовать иностранные  инвесторы, для  чего будет обеспечено  привлечение и  сопровождение долгосрочных  иностранных инвестиций  путем создания  совместных с иностранными  инвесторами фондов  инвестиций в стратегических секторах, требующих модернизации (сельское хозяйство, фармацевтика, доступное жилье, инфраструктура и т.д.).

 Для привлечения  отечественных и  стратегических иностранных  инвесторов на  российский финансовый  рынок правительство  будет сокращать долю государственной собственности в экономике, проводя приватизацию посредством публичных отрытых процедур на основе конкурсов и аукционов.

 Будет активизирована  политика привлечения  инвестиций, в том  числе через проведение  активной работы  с инвесторами, выстраивания более простых и быстрых административных процедур согласования запуска новых инвестиционных проектов.

 Будет продолжена  тенденция последовательного  снижения темпов  инфляции. В первой  половине 2010 г инфляция  остается достаточно  низкой 6-7 % в годовом выражении, в связи с сохранением высоких спросовых ограничений и прогнозируемым укреплением обменного курса. По мере восстановления экономики и оживления спроса рост потребительских цен может возобновиться.

 Правительство  РФ в дополнение  к действующим с 2009 г мерам будет предпринимать действия, направленные на стимулирование спроса и поддержку начавшегося экономического роста. В первую очередь такие меры будут приниматься как в отношении спроса на продукцию секторов, наиболее пострадавших во время кризиса 2009 г. В число таких секторов войдут, в том числе, автомобильная промышленность и жилищное строительство.

 В сфере  жилищного строительства  будут расширены  механизмы поддержки  рынка жилья, ускорена  реализация закона  о поддержке жилищно-строительных кооперативов с созданием первыхкооперативов по всей стране при участии Федерального фонда содействия развитию жилищного строительства. Будет усилена координация деятельности между институтами развития в жилищной сфере в целях повышения эффективности использования бюджетных средств на цели стимулирования жилищного строительства. В целях дополнительного стимулирования жилищного строительства и переселения граждан из ветхого и аварийного жилья будет осуществлен дополнительный имущественный взнос РФ в государственную корпорацию - Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства средства в размере 15 млрд. руб.

 Значительно  расширят внутренний  спрос на рынке  жилья средства  материнского капитала, которые станут  доступны для их  направления  на цели приобретения жилья с 2010 г. Потенциально на цели жилищного строительства из средств материнского капитала может быть направлено до 102 млрд. руб. Спрос на жилье со стороны государства будет также поддерживаться и через мероприятия по обеспечению жильем военнослужащих, на эти цели будет направлено 44,4 млрд. руб.

 Будут приняты  меры по радикальному  повышению эффективности  государственного  спроса, прежде всего  в строительстве  транспортной инфраструктуры. Правительство РФ  также примет меры  по ускорению доведения бюджетных денег до экономики, в том числе через усиление контроля за своевременностью заключения госконтрактов и осуществления государственных закупок.

 В 2009 г был  принят ряд решений,  направленных на  стимулирование инноваций,  прежде всего - создание комиссии при президенте РФ по модернизации и технологическому развитию экономики России. На реализацию сформулированных Комиссией технологических инициатив в бюджете 2010 г зарезервировано 10 млрд. руб. Обеспечение эффективной работы по приоритетным направлениям (технологическим инициативам), выделенным в рамках работы комиссии - одна из важнейших новых задач в сфере инновационной политики. Необходимо создание механизмов финансовой и организационной поддержки реализации проектов как государственным, так и частным сектором в рамках этих инициатив.

 Также будут  проработаны дополнительные  меры поддержки  инноваций, в том  числе: 

1. формирование  системы предоставления  субсидий предприятиям  по приоритетным  направлениям инновационной  деятельности, включая проведение НИОКР, разработку и проектирование новых образцов инновационной промышленной продукции;

2. увеличение  государственной  поддержки создания  малого инновационного  бизнеса, через  дополнительную капитализацию  Фонда содействия  развитию малых  форм предприятий в научно-технической сфере;

3. установление  льготного переходного  периода по росту  нагрузки на фонд  оплаты труда для  отдельных категорий  инновационных предприятий;

4. предоставление  льгот по уплате  налога на прибыль  и налога на  имущество отдельной категории предприятий инновационной направленности;

5. поддержка  через институты  развития, федеральные  целевые программы  создания "инновационных  поясов" вокруг  вузов, научных  учреждений, крупных  и крупнейших корпораций, включая компании  с государственным участием.

 

 В целях  повышения конкурентоспособности  и технологического  уровня предприятий  с участием госкорпорации  "Российская корпорация  нанотехнологий", Внешэкономбанка,  банков с государственным  участием будут  осуществляться меры  по покупке зарубежных технологических активов, необходимых для модернизации ключевых секторов экономики.

 

 В 2010 г на  региональном и  муниципальном уровне  будут реализовываться  проекты повышения  энергоэффективности,  будут задействованы  в соответствии  с принятым законодательством экономические стимулы повышения энергоэффективности предприятий.

 Будут введены  новые финансовые  инструменты, обеспечивающие  предоставление долгосрочного  финансирования ключевых  экономических проектов. В частности, будет  обеспечен выпуск  инфраструктурных и "проектных" облигаций, в том числе обеспеченных гарантией Российской Федерации.

 Будет модернизирована  система регулирования  на финансовых  рынках, которая обеспечит  надежность сектора  оказания финансовых  услуг и эффективность  осуществления посреднического бизнеса, а также повысит привлекательность российского финансового рынка для инвесторов и участников рынка, улучшит условия для формирования в России международного финансового центра.

 Отдельной  задачей, связанной  с ограничением  роста издержек  как в государственном секторе и бюджетной сфере, так и в иных сферах, где осуществляются инвестиционные проекты, финансируемые за счет государственных средств, будет формирование Федеральной контрактной системы - инструментов и институтов планирования и осуществления государственных расходов, контроля за издержками при проектировании объектов капитального строительства, и реализации соответствующих инвестиционных проектов за счет средств бюджета.

 Будут внесены  изменения в законодательство  о государственных  закупках в целях стимулирования поддержки инноваций и модернизации через систему государственного заказа.

 

3. ПРОБЛЕМЫ И  ПЕРСПЕКТИВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО  РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ

 

3.1 Проблемы государственного  финансового регулирования  экономики.

 Необходимость государственного финансового регулирования в условиях рыночной экономики определяется тем, что рыночный механизм не позволяет решить многие проблемы экономического и социального развития страны.

 Можно назвать  следующие проблемы, решить которые

 невозможно без использования инструментов государственного воздействия на экономические и социальные процессы:

1. Проблема справедливого  распределения доходов  между всеми гражданами  страны. Рыночный  механизм саморегулирования  обеспечивает достаточный  уровень доходов только участникам рыночных отношений, но

 значительная  часть населения  страны непосредственно  не участвует

 в рыночных  экономических процессах  - это работники  таких отраслей  как образование,  здравоохранение,  культура, наука и  некоторых других. В этих отраслях сфера распространения рыночных отношений относительно узкая.

  Не являются  непосредственными  участниками рыночных  отношений и такие  категории граждан,  как учащиеся, пенсионеры.

 Использование  только рыночных  механизмов управления  не позволяет обеспечить достаточный уровень доходов этой части населения, т.к. они не производят и не продают продукцию, не оказывают услуг и таким образом не имеют собственных доходов.

2. Проблема безработицы.  Чрезмерный уровень  использования только  рыночного механизма  управления  экономическими и социальными процессами не позволяет обеспечить постоянным даже тот уровень безработицы, который признан нормативным, т.е. 3-4% трудоспособного населения. Мировой опыт развития стран с рыночными отношениями пока-

 зал, что  уровень безработицы не должен быть выше этого нормативного уровня. Его превышение означает возникновение и развитие

 каких-либо  отрицательных экономических  и социальных последствий

 для страны: неполное, нерациональное  использование трудовых  ресурсов, снижение  жизненного уровня значительной части населения.

 Уровень безработицы  ниже этого норматива,  как ни странно  тоже

 нежелателен,  т.к. возникают  трудности в развитии  рыночной экономики:  дефицит трудовых  ресурсов на рынке  труда и как  следствие - снижение  темпов развития производства.

3. Проблема инфляции. Состоит в наличии  чрезмерного количества

 денежных  знаков в сфере  обращения. Мировой  опыт развитых  стран с

 рыночной  экономикой также  выявил определенный  условный норматив

 инфляции - 2-3% в год. Если  фактический уровень инфляции превышает этот норматив, то возникают отрицательные экономические и социальные последствия: снижается заинтересованность хозяйствующих субъектов в активизации своей инвестиционно-хозяйствующей деятельности, т.к. происходит обесценивание будущих расходов их хозяйственной деятельности, у них возникает неуверенность, что в результате вложения средств они извлекут соответствующий объем

 прибыли. В  результате высокого  уровня инфляции  резко снижается  жизненный уровень  населения, т.к.  потребительские цены повышаются.

4. Проблема обеспечения  высоких темпов  научно-технического  прогресса. Хозяйствующие  субъекты, несомненно, заинтересованы в  применении результатов  технических исследований, которые могут  улучшить параметры  хозяйственной деятельности  по различным направлениям, снизить себестоимость продукции, повысить ее качество, расширить ассортимент выпускаемой продукции и таким образом увеличить массу прибыли. Относительно этой формы научно-технического прогресса рыночный механизм очень эффективен, т.к. внедрение результатов НТП в хозяйственную деятельность значительно повышает конкурентоспособность хозяйствующего субъекта, и это внедрение является одним из основных методов конкурентной борьбы в странах с рыночной экономикой.

Информация о работе Государственное регулирование финансовой сферы