Государственное регулирование сферой туризма

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 20:45, реферат

Краткое описание

Современный туризм действует в рыночной среде, контролируемой и регулируемой государством и другими финансовыми и экономическими институтами и организациями. Из этого следует, что все туристские фирмы и организации действуют на основе трех исходных экономических принципов:
1) они предпочитают свободу хозяйствования и соответственно свободу инициативы и ответственности;
2) их хозяйственная деятельность объективно подчиняется законам туристского рынка (законам стоимости, спроса и предложения, конкуренции, денежного обращения, ценообразования);
3) государственные и общественные институты (в частности, профсоюзы) предпринимают попытку регулировать рыночные процессы в туризме с целью привнести в туризм социальное и нравственное начало по отношению к самому туристу, природе и обществу в целом.

Файлы: 1 файл

Рыночное и государственное регулирование туризма.doc

— 99.50 Кб (Скачать)

Федеральное агенство по образованию 

Федеральное государственное образовательное  учреждение

Высшего профессионального образования

РГУТиС 

Институт  сервиса (г.Москва)(филиал)

Дисциплина: «Введение в специальность»

Тема: «Государственное регулирование сферой туризма» 

Студент: Шевцова А.Д

Группа  скд109

Преподаватель:Ковалева Н.И. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Москва 2009

1. Воздействие туризма  на сферу экономики 
Современный туризм действует в рыночной среде, контролируемой и регулируемой государством и другими финансовыми и экономическими институтами и организациями. Из этого следует, что все туристские фирмы и организации действуют на основе трех исходных экономических принципов:  
1) они предпочитают свободу хозяйствования и соответственно свободу инициативы и ответственности;  
2) их хозяйственная деятельность объективно подчиняется законам туристского рынка (законам стоимости, спроса и предложения, конкуренции, денежного обращения, ценообразования);  
3) государственные и общественные институты (в частности, профсоюзы) предпринимают попытку регулировать рыночные процессы в туризме с целью привнести в туризм социальное и нравственное начало по отношению к самому туристу, природе и обществу в целом.  
Функционирование туристских фирм в рыночной среде объективно требует изучения закономерностей и особенностей туристского рынка. Это означает, что экономика туризма должна охватывать и такой аспект, как всесторонний анализ спроса и предложения на туристском рынке.  
Основными аспектами при изучении туристского рынка являются:  
1)    механизм функционирования туристского рынка, его сегментация, сезонный характер;  
2)    функции туристского рынка и его сегментов;  
3)    формирование цен и ценообразование в туризме;  
4)    изучение факторов, влияющих на спрос в сфере туризма, и влияния цен и доходов на платежеспособный спрос;  
5)    изучение факторов, влияющих на предложение туристских услуг, а также изучение влияния цен и факторов неценового характера (инвестиций и других неценовых детерминантов предложения).  
 
Туризм является самой динамично развивающейся отраслью во многих странах мира и что его роль в мировой экономике непрерывно растет. За туризмом, как основой туристической индустрии и туристического бизнеса, будущее. В последние 20 лет среднегодовые темпы роста числа прибытий иностранных туристов составили в мире 5,1%, увеличения валютных поступлений – 14%.  
В основе развития международного туризма лежат следующие факторы-возможности:  
1.    Экономический рост и социальный прогресс привели к расширению объема не только деловых поездок, но и поездок с познавательными целями.  
2.    Совершенствование всех видов транспорта удешевило поездки, сделало их возможными для многих слоев населения.  
3.    Увеличение числа наемных рабочих и служащих в экономически развитых странах и повышение их материального и культурного уровня повысили их стремление к духовным и познавательным ценностям.  
4.    Интенсификация труда и получение трудящимися более продолжительных отпусков предполагают необходимость более содержательного отдыха.  
5.    Развитие межгосударственных связей и культурных обменов между странами привело к расширению межличностных связей как между, так и внутри регионов.  
6.    Развитие сферы услуг стимулировало технологический прогресс в области телекоммуникаций, увеличило заинтересованность в посещении различных стран и регионов.  
7.    Ослабление ограничения на вывоз валюты во многих странах и упрощение пограничных формальностей также стимулирует развитие туризма.  
 
Организационно-экономические возможности развития туризма в международном масштабе создали благоприятные условия для развития организационно-экономических процессов в отдельных странах.  
Для многих из них международный туризм является:  
-    важнейшим источником валютных поступлений;  
-    фактором, стимулирующим рост платежного баланса;  
-    мощным стимулом развития и диверсификации многих отраслей (возникают как предприятия, так и отдельные отрасли, обслуживающие сферу туризма).  
 
РФ, удерживая много лет активный торговый баланс, имеет пассивный платежный баланс. Главная причина – туризм, имеющий отрицательное сальдо. Это значит, что российские граждане регулярно вывозят из страны валютные средства в количествах, несоизмеримых с теми, которые иностранные туристы оставляют у нас.  
Неблагополучное положение туризма в РФ объясняется тем, что туристический потенциал государства далеко не востребован, а качество обслуживания приезжающих не во всех случаях соответствует международным стандартам. До последнего времени туризм в РФ ассоциируется со спортом и с укреплением здоровья (лечебно-оздоровительный, спортивный туризм), а не с отраслью экономики, приносящей значительные доходы, в том числе и в твердой валюте.  
 
Потенциальные резервы имеются едва ли не в каждом регионе страны и заключаются в содействии развитию малого и среднего бизнеса, усилении экономического потенциала страны. Об этом свидетельствует опыт стран с развитой рыночной экономикой, где на долю малых и средних предприятий приходится, как правило, не менее 90-95% всех предприятий национальной экономики. Содействие развитию малого и среднего бизнеса является не столько экономической проблемой, сколько проблемой социальной.  
В любом субъекте РФ найдутся соответствующие возможности для развития ферм и производств по переработке продуктов питания, артелей народных промыслов, мобильных строительных бригад, охотничьих и рыболовных хозяйств и т.д.  
Мотивация туристических поездок определяется во многом экономическими факторами, главный из которых: достаточен ли денежный доход для приобретения туристической путевки? Этот фактор связан напрямую с рядом социальных факторов, имеющих тенденцию к определенным изменениям.  
Для граждан РФ, осуществляющих туризм в мотивациях обращается особое внимание на:  
▪    возраст. Турфирма должна четко понять, что, например, пожилые люди в своем большинстве нуждаются не в спортивном туризме, а в лечебно-оздоровительном и т.д.;  
▪    образование. Чем более образован состав туристов, тем больше нужно учитывать их возможные стремления, например, к культурно-познавательному и приключенческому туризму;  
▪    уровень дохода. Ясно,  что экономические соображения будут превалирующими для многих туристов в выборе места путешествия, его сроков;  
▪    социально-экономическое положение. Речь идет о разных подходах к туризму у большей части населения, среднего класса и богатых. Если ребенок часто выезжал за рубеж, то, став взрослым, он также будет стремиться к этому; если человек выехал в другую страну, то у него часто возникает повод для ностальгического туризма.  
 
Необходимо обеспечить тесную увязку организационных, экономических и социальных факторов, на превращение их в организационно-экономические.  
Выездной туризм в РФ в дополнительном стимулировании не нуждается. В нем взаимно заинтересованы как страны, ждущие наших туристов, так и сами туристы, желающие посетить какую-либо из этих стран (или несколько из них).  
Иначе обстоит дело с въездным туризмом. Его нужно поощрять по простой причине: он очень выгоден. Туристический бизнес, развивающийся в РФ, как на основе внутреннего туризма, так и на основе въездного иностранного туризма, стимулирует развитие не только туристической индустрии, но и ряда других отраслей непроизводственной сферы. Он является стимулятором увеличения количества рабочих мест в отраслях, а также на предприятиях инфраструктуры туристического бизнеса.  
При этом следует иметь в виду два социально-экономических явления:  
- временной промежуток между ростом спроса на туристические услуги и появлением новых рабочих мест в туристическом бизнесе и сопряженных с ним отраслях минимальный;  
- для обслуживания одного иностранного туриста требуется примерно 9 человек.  
 
Для развития въездного туризма нужно не только хорошо разрекламировать наши возможности в туризме, но и построить новые гостиницы, повысить качество туристических услуг, улучшить сервисное обслуживание.  
Наряду с положительным, следует учитывать возможные отрицательные последствия, возникающие при притоке туристов в определенный регион. Так, если в регионе нет избытка рабочей силы, то ее перемещение в индустрию туризма, например, из сельского хозяйства может привести к определенному застою в последнем. Миграция населения из сельских районов в городские увеличит нагрузку на такие непроизводственные отрасли, как здравоохранение и просвещение. Инвестиционные ресурсы, потраченные на дополнительные вложения в туристическое хозяйство, не смогут быть направлены в те отрасли, где они необходимы.  
В макроэкономике, например, преобладание выезда наших туристов за рубеж по сравнению с въездом в РФ иностранных туристов приводит к фактическому перемещению валютных средств в экономику других стран.  
Дальнейшее развитие нашей туристической деятельности за рубежом необходимо, во-первых, подкреплять развитием въездного туризма и туризма внутри страны. Во- вторых, необходимо акцентировать внимание наших турфирм не только на организационные и экономические аспекты их деятельности, но и на социальную сторону зарубежного туризма, на ненавязчивую воспитательную работу в туристических группах, выезжающих за границу. В-третьих, необходимо учитывать стремление жителей РФ к туристическим поездкам за рубеж.  
В РФ имеется много объективных факторов, обеспечивающих хорошие перспективы для выездного туризма. Статистика свидетельствует об увеличении числа российских туристов, выезжающих за рубеж. Сдерживающим фактором более бурного развития выездного туризма является низкий уровень жизни основной массы населения, снижение его реальных доходов за годы реформ. Если в ближайшие годы станет возможным переломить эту негативную тенденцию и стимулировать рост доходов, то выездной туризм получит бум своего развития.  
В случае стабилизации экономики и политики можно ожидать значительного увеличения объемов въездного туризма. Но для этого необходимы следующие изменения в РФ:  
а) коренные изменения в оказании сервисных услуг – бытовой комфорт, разнообразие вариантов турпрограмм, возможность спонтанных занятий, быстрое изменение тура;  
б) изменения в сервисном обслуживании;  
в) изменения в ценообразовании.  
 
Таким образом, важнейшие организационно-экономические проблемы будущего туризма в РФ можно свести к двум основным. С одной стороны, с ростом благосостояния российского общества увеличится объем выездного туризма, что, безусловно, повысит требовательность российского потребителя туруслуг к их качеству. Уже сейчас идет осознание необходимости в нивелировании как стандарта услуг, так и уровня цен на туристические услуги.  
С другой стороны, въездной туризм является важным источником валютных поступлений. Падение объемов въездного туризма требует от отечественных фирм, принимающих туристов, проанализировать причины отсутствия интереса к нашей стране у западного туриста.  
Туризм оказывает воздействие на экономику практически по всем аспектам фундаментального определения этой сферы жизни общества. 
С точки зрения фундаментальной экономики туризм представляет собой экономический комплекс, развитие которого в большей степени объясняется мирохозяйственными процессами и отношениями, нежели имманентными (внутренними) причинами. Но туризм также и важнейший катализатор экономического роста многих быстро развивающихся стран, поскольку выступает каналом перераспределения валового национального продукта между странами, которое не сопровождается вывозом (импортом) товаров и услуг. Другими словами, если туристы не только вывозят часть заработанных в других производствах средств, но и создают в других странах новые рабочие места.  
Современный туризм как экономическое явление:  
1)    имеет индустриальную форму;  
2)    выступает в виде туристского продукта и услуг, которые не могут накапливаться и транспортироваться;  
3)    создает новые рабочие места и выступает зачастую пионером освоения новых районов и катализатором ускоренного развития национальной экономики;  
4)    выступает как механизм перераспределения национального дохода в пользу стран, специализирующихся на туризме;  
5)    является мультипликатором роста национального дохода, занятости и развития местной инфраструктуры и роста уровня жизни местного населения;  
6)    характеризуется высоким уровнем эффективности и быстрой окупаемостью инвестиций;  
7)    выступает как эффективное средство охраны природы и культурного наследия, поскольку именно эти элементы составляют основу его ресурсной базы;  
8)    совместим практически со всеми отраслями хозяйства и видами деятельности человека, поскольку именно их дифференциация и дискретность и создают ту разность потенциалов рекреационной среды, которая вызывает потребности людей к перемене мест и познанию.  
 
Таким образом, туризм способен оказывать активное влияние на экономику региона (или страны), в котором он развивается, на его хозяйственную, социальную и гуманитарную основы.  
 
2. Рыночное саморегулирование в сфере туризма  
Рынок представляет собой распределительную систему, в которой рыночные отношения продавца и покупателя могут охватывать не только физические и юридические лица, но и отрасли, регионы, взаимоотношения между странами. При этом рынок ничего не производит, а только участвует в распределении товаров.  
Самостоятельным сегментом рыночной экономики РФ, достаточно стабильным и конкурентоспособным в последние годы, стал туризм. Его функционирование вызывает все возрастающий интерес у населения, потенциального покупателя туристических услуг. В сфере туризма производство и реализация туристических услуг развиваются одновременно с рыночными отношениями между продавцами и покупателями.  
Важным направлением развития рыночной экономики в РФ является повышение конкурентоспособности отечественных товаров на мировом рынке. В сфере туризма это может быть реализовано значительно быстрее, чем во многих других отраслях и сферах деятельности.  
Внутри РФ конкуренция между туристическими фирмами уже достаточно сильна. Развитие конкуренции во многом определяется экономической независимостью поставщиков туристического продукта, т.е. свободой в принятии решений при заключении сделок, распоряжении своими доходами, установлении свободных цен.  
Равновесие между предложением и спросом в туристических услугах может произойти либо за счет сдвига кривой предложения, либо кривой спроса. Так, например, кривая спроса может сдвинуться из-за изменения потребительских свойств туристического продукта или изменения мотивации потребителей туристических услуг, что показано на рис.1.  
Если основные потребители на рынке туристических услуг имеют средний душевой доход, то увеличение их дохода вызовет перемещение кривой спроса вправо и вверх. Кривая предложения в этом случае останется на прежнем месте. На рис.1 видно, что в новой точке равновесия цена и объем туристических услуг установятся на более высоком уровне.  

  

Рис.1. Рыночное равновесие предложения и спроса в туристическом обслуживании населения 
 
Р - уровень предложения;  
Q - уровень спроса; 
Р’ - новый уровень предложения; 
Q’ - новый уровень спроса. 
 
3. Государственное регулирование в сфере туризма
 
Соединения факторов туристического спроса и предложения должны осуществляться путем регулирования сферы туризма и путешествий в интересах развития страны в целом или региона.  
Регулирование деятельности в туризме в большинстве зарубежных стран происходит при участии государственного и частного секторов. Результаты исследований, проведенных Всемирной туристической организацией (ВТО), показали растущее участие частных структур в процессе развития международного туризма при активной их поддержке со стороны государства.  
Россия, несмотря на свой колоссальный туристический потенциал, занимает весьма скромное место на мировом туристическом рынке. На ее долю приходится менее 1,5% мирового туристского потока. Среди туристских предприятий РФ – 350 зарубежных компаний или компаний со стопроцентным иностранным капиталом, которые занимаются в основном выездным туризмом.  
Объективные и субъективные экономические и политические обстоятельства в последние несколько лет вызвали сокращение въездного потока туристов в Россию. К этому следует добавить нестабильность развития внутреннего туризма. В частности, спрос на санаторно-курортные и туристско-экскурсионные услуги в РФ существует, а предложение этих услуг за последние годы резко сократилось. Современная сеть туристских учреждений (1,4 млн. мест), вместе с санаторно-курортными учреждениями, пансионатами, домами и базами отдыха, в значительной степени нуждается в реконструкции. Уровень цен, сложившийся на рынке внутреннего туризма, настолько высок, что практически не отличается от зарубежного предложения. Это во многом определяет выбор потребителей не в пользу отечественного предложения. 
Практически исчезает адресный социальный туризм, осуществляемый в интересах лиц, обладающих низким уровнем доходов. Он предполагает оказание государственной помощи и процветает во многих зарубежных странах. В частности, к числу клиентов социального туризма относятся, например, школьники, молодежь, пенсионеры, инвалиды. По оценкам отечественных экспертов, в РФ потенциальных потребителей социального туризма свыше 80% населения страны.  
Социальный туризм – путешествия, другие туристские поездки с целью отдыха, оздоровления, приобщения к природному и культурно-историческому наследию, реализуемые гражданам Российской Федерации по цене социального тура или осуществляемые самостоятельно и субсидируемые из средств, выделяемых государством на социальные нужды.  
Социальный тур – минимально необходимый набор туристских услуг, не превышающий базовый стандарт доступности для граждан Российской Федерации.  
Базовый стандарт доступности социального тура – совокупность расчетных показателей минимально необходимого набора туристских услуг; устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии с нормами настоящего Федерального закона.  
Участник социального туризма – турист, являющийся потребителем социального тура; организация социального туризма, общественное объединение, общественное движение как совокупность общественных объединений участников социального туризма, образовательное учреждение по подготовке специалистов для сферы социального туризма, научно-исследовательское учреждение по проблемам социального туризма.  
Организация социального туризма – юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, формирующие, продвигающие и реализующие на основании лицензии социальные туры при условии, что их реализация составляет в совокупности не менее 70% всех туристских услуг и норма рентабельности при формировании цены социального тура не превышает 10 %.  
Появление отмеченных негативных обстоятельств связано в основном с тем, что на современном этапе слабо действуют рыночные рычаги, обеспечивающие дальнейшее развитие туризма. Усиление действий рыночных рычагов связано с необходимостью обеспечения условий для приоритетного развития внутреннего и внешнего туризма с целью возрождения традиционных центров туризма и освоения новых туристских районов. Слабое действие рыночных рычагов и явно недостаточное социальное ориентирование в сфере туризма нуждаются в активном государственном вмешательстве. 
Предполагается необходимым государственное регулирование в глобальном порядке осуществлять по двум основным обобщенным направлениям.  
Первое направление связано с корректировкой рыночного саморегулирования путем составления планов (прогнозов) и государственных программ с учетом достаточно высокой степени стихийности осуществляемых сейчас соотношений в системах «спрос – предложение» на многие важные виды выпускаемой продукции и оказываемых услуг.  
Второе направление обеспечивает осуществление социальных программ и социальное ориентирование рыночной экономики. Рыночное саморегулирование без должного государственного вмешательства приводит: к росту монополизации, ускорению расслоения населения страны на богатых и бедных, сокращению тех отраслей, которые не являются источниками получения моментальной прибыли (наука, культура, искусство, здравоохранение, просвещение и т.д.).  
Таким образом, государственное регулирование в сфере туризма может осуществляться путем воздействия на расширение туристического рынка и осуществления соответствующей социальной политики.  
Воздействие на расширение туристического рынка требует разработки рыночной стратегии продвижения туристического продукта. Стратегия представляет собой выбор долгосрочной оптимальной модели поведения на туристическом рынке, исходя из его особенностей. При любом стратегическом подходе соответствующие воздействия со стороны государственного и частного секторов обязательны.  
Воздействие со стороны государственных органов различных уровней является определяющим в становлении организационно-экономического механизма управления отечественной сферой туризма.  
Конкретные задачи, которые могут быть отнесены к государственному регулированию, следующие:  
•    принятие решений по разработке организационно-экономической и социальной политики в области развития туризма, а также подготовка и принятие плана такого развития;  
•    создание условий для решения проблем социального, адресного туризма;  
•    разработка программ развития государственного и частного секторов, с учетом перечисленных только что направлений;  
•    обеспечение эффективного инвестирования государственного и частного секторов;  
•    обеспечение постоянного контроля за ходом и направлением развития туризма, учитывая его перспективность, как в экономике, так и в социальной жизни общества.  
 
За частным сектором, как правило, закрепляется создание туристических объектов и служб (гостиниц, турагентств, ресторанов, коммерческих туристических объектов и т.д.).  
Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в РФ» определил принципы государственной политики, направленной на установление правовых основ единого туристского рынка в РФ.  
Государство, признавая туристическую деятельность одной из приоритетных отраслей экономики РФ, руководствуется следующими принципами:  
1) содействует туристической деятельности и создает благоприятные условия для ее развития;  
2) определяет и поддерживает приоритетные направления туристической деятельности;  
3) формирует представление о РФ как стране, благоприятной для туризма;  
4) осуществляет поддержку и защиту российских туристов, туроператоров, турагентов и их объединений.  
При этом основными целями государственного регулирования туристической деятельности являются:  
1)    обеспечение права граждан на отдых, свободу передвижения и иных прав при совершении путешествий;  
2)    охрана окружающей природной среды;  
3)    создание условий для деятельности, направленной на воспитание, образование и оздоровление туристов;  
4)    развитие туристической индустрии, обеспечивающей потребности граждан при совершении путешествий; 
5)    создание новых рабочих мест; 
6)    увеличение доходов государства и граждан; 
7)    развитие международных контактов; 
8)    сохранение объектов туристского показа, рациональное использование природного и культурного наследия.  
Приоритетными направлениями государственного регулирования туристической деятельности являются поддержка и развитие внутреннего, въездного, социального и самодеятельного туризма.  
Определены конкретные направления государственного регулирования туристической деятельности.  
Оно осуществляется путем:  
•    создания нормативных правовых актов, направленных на совершенствование отношений в сфере туристической индустрии;  
•    содействия в продвижении туристического продукта на внутреннем и мировом туристских рынках;  
•    защиты прав и интересов туристов, обеспечения их безопасности;  
•    стандартизации в туристической индустрии, сертификации туристического продукта;  
•    установления правил въезда в РФ, выезда из неё и пребывания на её территории с учетом интересов развития туризма;  
•    прямых бюджетных ассигнований на разработку и реализацию федеральных целевых программ развития туризма;  
•    налогового и таможенного регулирования; представления льготных кредитов, установления налоговых и таможенных льгот туроператорам и турагентам, занимающимся туристической деятельностью на территории РФ и привлекающим иностранных граждан для занятия туризмом;  
•    содействия кадровому обеспечению туристической деятельности;  
•    развития научных исследований в сфере туристической индустрии;  
•    содействия участию туристов, туроператоров, турагентов и их объединений в международных туристических программах; обеспечения картографической продукцией. 
 
С 01.06.2007г. введен механизм финансового обеспечения туроператорской деятельности. Туроператоры должны иметь банковскую гарантию или страховку от неисполнения обязательств по договору на указанную сумму. Размер гарантии или страховки не может составлять менее 10 млн. руб. для туроператоров, работающих в сфере международного туризма, 500 тыс. руб. – для туроператоров, работающих в сфере внутреннего туризма, 10 млн. руб. – для туроператоров, работающих в обеих сферах. Госдума согласилась уменьшить финансовое обеспечение для операторов международного туризма с 10 млн. до 5 млн. руб. на период с 01.06.2007г. до 01.06.2008г. 
Кроме того, с 2007г. создан федеральный реестр туроператоров. Без внесения в него их деятельность считается незаконной. 
Координацию туристической деятельности в РФ осуществляет федеральный орган исполнительной власти в сфере туризма.  
Поскольку турист получает комплекс услуг, предоставленных ему в определенном месте, где происходит туристическое мероприятие, деятельность муниципалитетов по поддержке оказания этих услуг может иметь достаточно большое значение, как на местном уровне, так и на региональном (межрегиональном) уровне.  
Туруслуги оказываются, как известно, в местах представляющих географическую территорию, которую туристы или рыночный тур, сегмент выбирают с целью путешествия. Такая территория содержит все сооружения, необходимые для пребывания, размещения, питания и организации досуга туристов. Имеется налицо, таким образом, единый рынок туристического предложения, конкурентоспособная рыночная единица.  
Распределение муниципальных задач по оказанию туристических услуг могут быть при этом следующими.  
На местном уровне:  
•    планирование местности для турмероприятий, инфраструктурные мероприятия;  
•    маркетинг (рыночное предложение местности);  
•    координация работы турфирм;  
•    информация для туристов, их сопровождение;  
•    организация досуга туристов;  
•    организация собраний конгрессов туристов.  
 
На региональном и межрегиональном уровне:  
     развитие области, туррегиональное планирование, мероприятия по сохранению природы и культуры;  
     анализ рынка, разработка концепции маркетинга;  
     меры по осуществлению кооперации и предоставление интересов в объединенных службах, управлениях;  
     профессиональные консультации, организация внутреннего маркетинга;  
     работа с прессой, с отечественными и иностранными турбюро, транспортными предприятиями, организация услуг предприятиями гостиничного комплекса и питания, туроператорами и посредниками.

Информация о работе Государственное регулирование сферой туризма