Государственное регулирование маркетинга в туризме

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 20:57, реферат

Краткое описание

Цель исследования: проанализировать развитие органов управления туристской деятельностью в г. Санкт-Петербурге в 1990 –2012-е гг.
Достижение этой цели потребовало решения следующих основных задач:
1) определить понятийный аппарат в сфере туризма;
2) проанализировать нормативно-правовую базу государственного регулирования туризма в России и Санкт-Петербурге;

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Организационно-правовое регулирование туристской деятельности в РФ 5
1.1.Правовое регулирование в сфере туризма 5
1.2. Структура и функции органов управления туризмом в РФ 10
1.3 Сущность и методология проведения маркетинговых исследований в туристическом бизнесе 16
1.4 Этапы маркетингового исследования органов управления туризмом в РФ 20
Глава 2. 2. Развитие органов управления туристкой деятельностью 24
в Санкт-Петербурге 24
2.1. Структура и функции органов управления туризмом 24
в Санкт-Петербурге 24
2.2. Целевые программы и стратегии развития туристкой деятельности в Санкт-Петербурге 32
Заключение 36
Список литературы 38

Файлы: 1 файл

Marketing_Tema_4_Gos_regulirovanie_marketing.doc

— 691.50 Кб (Скачать)

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

Введение

 

 

Формирование рыночной экономики в России усилило интерес  к формам и методам туристического обслуживания населения. Развитие данной отрасли ускоренными темпами  и возрастание негативных последствий  конкуренции и коммерциализации туристской деятельности привели к пониманию необходимости государственного регулирования туристского бизнеса. В течение нескольких поколений значительная часть населения России пользовалась туристскими услугами, в результате чего потребность в них была массовой, т.е. вошла в норму жизни, стала частью национальной культуры1.

В последние годы и  в России стали уделять больше внимания развитию туризма. Перспективы развития туристского комплекса России во многом зависят от усиления государственного регулирования туристской сферы на общенациональном уровне, которое должно сочетаться с современной стратегией продвижения региональных турпродуктов.

Правительство Санкт-Петербурга констатирует, что, несмотря на ряд  кризисных явлений в социально-экономической  жизни страны, туризм в Санкт-Петербурге является динамично развивающейся отраслью городской экономики2.

Определив туризм как  одно из приоритетных направлений Стратегического плана Санкт-Петербурга, администрация города проводит активную политику поддержки туризма, направленную на формирование образа Санкт-Петербурга как туристского и культурного центра и создание благоприятного правового и инвестиционного климата для туристской деятельности в Санкт-Петербурге. В проекте закона "О бюджете Санкт-Петербурга на 2009 год" предусмотрены средства на разработку и реализацию мероприятий, направленных на повышение инвестиционной привлекательности Санкт-Петербурга и представление его как центра туризма на международных туристских выставках, ярмарках в России и за рубежом.

Эффективному развитию туризма в России во многом мешает неразвитость инфраструктуры, а также недостаточность изучения туризма с научной точки зрения. Анализ отечественной литературы и практики показал неразработанность понятийного аппарата, отсутствие системного подхода и научной методологии обоснования характера и степени государственного

регулирования туризма.

Отсутствие методологической базы и недостаточность методических разработок проблемы государственного регулирования развития туризма  и возможность практического  применения результатов исследования в принятии законов о туризме на федеральном и на региональном уровнях, в составлении Программ развития туризма и в формировании структуры Комитета регулирования туризма, придают исследованию актуальность.

Цель исследования: проанализировать развитие органов управления туристской деятельностью в г. Санкт-Петербурге в 1990 –2012-е гг.

Достижение этой цели потребовало решения следующих основных задач:

  1. определить понятийный аппарат в сфере туризма;
  2. проанализировать нормативно-правовую базу государственного регулирования туризма в России и Санкт-Петербурге;
  3. охарактеризовать современные методы государственного регулирования туризма в РФ и оценить возможность использования данного опыта в Санкт-Петербурге;
  4. сравнить целевые программы развития туризма в разные периоды и выявить эволюцию органов управления туристской деятельностью в Санкт-Петербурге.

Глава 1. Организационно-правовое регулирование туристской деятельности в РФ

1.1.Правовое регулирование в сфере туризма

 

 

В международном праве  основным нормативным актом, регулирующим отношения в сфере туризма, является «Хартия туризма», принятая Всемирной туристской организацией в 1985 году. Одним из первых официальных органов, занимающихся вопросами туризма на международном уровне, являлась Конференция экспертов по статистике Лиги Наций, созванная в 1937 году. В 1975 году была создана Всемирная туристская организация.3

Конституция Российской Федерации не содержит в своем  тексте слова "туризм". Однако стоит  отметить, что Конституция Российской Федерации опосредованно касается вопросов связанных с туризмом. Она формирует и закрепляет принципы правового регулирования, является базой всего законодательства РФ в области туризма и представляет собой акт, обладающий высшей юридической силой. Определённо, право на отдых является основополагающей правовой категорией для всего законодательства о туризме. Развитие туризма было бы невозможно без создания для граждан социальных гарантий: сокращения рабочего времени и установления в законодательстве ежегодных оплачиваемых отпусков. Стоит отметить, что право на отдых посредством занятия туризмом, не может быть реализовано без положений о свободе передвижения: каждый имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства, а также свободно выезжать за пределы Российской Федерации, в том числе беспрепятственно возвращаться в Российскую Федерацию.4

 Непосредственно отношения  в сфере туризма в РФ регулируются  Федеральным законом "Об основах  туристской деятельности в Российской  Федерации" с поправками от 5 февраля 2007 года5. В преамбуле закона декларируется, что он регулирует отношения, возникающие при реализации права на отдых, свободу передвижения и иных прав при совершении путешествий. Данный закон определяет способы государственного регулирования в данной сфере, которые включают в себя разработку целевых программ развития туризма. Поправки,  от 5 февраля 2007 года, привнесли много нового в сферу туризма: государство взяло на себя функцию стандартизации и классификации сферы услуг. Информирование туристов обо всех изменениях на туристическом рынке и потенциальных опасностях в России и за рубежом – также обязанность государства. В законе впервые появились такие понятия, как деловой и социальный туризм, а также туристско-рекреационные и санаторные зоны.

В связи с принятием закона был издан  приказ Федерального агентства по туризму, в котором вводится единый реестр туроператоров.6

Особая часть нового текста закона посвящена отношениям туроператоров с другими участниками  рынка. После вступления закона в  силу у туроператоров прибавилось обязанностей. Теперь они отвечают за организацию турпакета (пакет включает в себя в обязательном порядке перевозку и проживание, а также дополнительные услуги, которые могут быть включены в общую стоимость тура), за работу турагента и даже за работу перевозчиков. Однако финансовые гарантии грозят не всем: от них освобождены экскурсионные бюро, устраивающие поездки менее чем на 24 часа, а также офисы социального и льготного туризма.

Каждый турист является потребителем товаров и услуг. В этой области законодательства действует Федеральный закон «О защите прав потребителей» от 7 февраля 1992 года(c изменениями на 21 декабря 2004 года), он имеет непосредственное отношение к туристам. ФЗ об основах туристической деятельности и ФЗ о защите прав потребителей образуют своеобразный тандем, призванный обеспечить надлежащее обслуживание туристов и определить взаимоотношения, не только между туристом и туристической компанией, но и между фирмами - участниками рынка туристических услуг. Права туристов также защищены Гражданским кодексом РФ.

Чтобы определить, соответствует  ли Российское законодательство общемировым  тенденциям развития регулирования  туристической деятельности, необходимо кратко рассмотреть законодательство стран имеющих наибольшее количество туристических посещений. По данным Всемирной Туристической Организации, в 2008 году (последние доступные данные, статистика на 2009 год имеет предварительный характер) наибольшее число туристов приняли  Испания (55,6 млн.), США (49,4 млн.), Италия (36,5 млн.), Великобритания (30 млн.), Германия (21,5 млн.), Турция (20,3 млн.) и Австрия (19,9 млн.). Ниже рассмотрим большую тройку Испанию, США и Италию, а так же Турцию ввиду значительного увеличения турпотока в эту страну в последние годы.

США.В США туристская индустрия является вторым крупнейшим "работодателем" после системы здравоохранения. В 1996 г. Конгресс США принял закон по развитию туризма и с января 1997 г. стала функционировать предусмотренная в нем новая Федеральная туристская структура - Национальная Организация Туризма (НОТ). 
Помимо Национального органа, регулировавшего туризм на федеральном уровне, в США в каждом из штатов имеется соответствующая служба, ответственная за развитие туризма. Как правило, это Агентство по торговле, коммерции и туризму, перед которым поставлены задачи планомерного роста и всестороннего развития въездного и внутреннего туризма, проведение рекламно-информационных программ по их пропаганде, осуществление исследовательских акций по анализу состояния и перспективам развития туризма

Италия. В 1983 г. был принят основной закон по совершенствованию и развитию сферы туризма и гостиничной индустрии. Департамент по туризму входит в состав Министерства производственной деятельности. Основные функции Департамента сводятся к координации деятельности региональных турадминистраций, разработке нормативно-правовых отраслевых документов национального характера.

Однако ведущая роль в представлении Италии на международном  туристском рынке принадлежит Национальному  управлению по туризму (Е NIT), основными функциями которого являются рекламно-информационная работа, маркетинговые исследования, координация зарубежной деятельности местных турадминистраций. ENIT подчиняется Департаменту по туризму и полностью финансируется из госбюджета.

Испания. Туристская деятельность на общенациональном уровне определяется Законом № 48/1963 "О компетенции в области туризма" и Декретом "О деятельности частных туристских предприятий" от 14 января 1965 г. Помимо общенационального, каждая из 17 автономий имеет собственное законодательство по туризму, основные положения которого соответствуют вышеуказанному Закону. В апреле 1996 г. Парламент Испании утвердил Закон "О комбинированных путешествиях", которым были четко определены права и обязанности, как потребителя, так и туристского агентства. Введя данный закон, Испания привела национальное законодательство в соответствии с Директивой ЕС 1990 г. о туристских услугах (туристском продукте). Вопросами туризма в Испании ведает Государственный секретариат по торговле, туризму и малому бизнесу, подчиненный Министерству экономики. Полномочия Министерства экономики невелики. Такие важные функции, как лицензирование, сертификация услуг, разработка стратегии развития туристской индустрии, являются прерогативой местных властей.

Турция. С 1982 действует закон "О поддержке туризма", который носит ярко выраженный публично-правовой характер и содержит как меры государственной поддержки туризма, так и механизм их реализации. В частности, закон определяет порядок использования недвижимости для туристских целей, регулирование государственных инвестиций в туристскую индустрию, устанавливает правовой статус государственного Фонда развития туризма, предоставляет налоговые привилегии для инвесторов, регулирует вопросы поддержки и функционирования яхтенного туризма и др. Благодаря принятию этого закона, Турция в настоящий момент стала одной из развитых в туристском отношении стран Европы.

Выводы

В ходе сравнения законодательства в области туризма в России и странах с наибольшим турпотоком, можно заключить, что Российское законодательство значительно прогрессировало в последнее время, было принято значительное количество законодательных инициатив для увеличения турпотока в страну. Так же необходимо отметить, что в результате введения реестра и финансовых гарантий, туристический рынок РФ стал более прозрачен и привлекателен для туриста. Как можно заметить, в развитых странах рынок туризма носит инвестиционный характер. Эта же тенденция (придать рынку туризма инвестиционный характер) явно прослеживается в принятых недавно нормативных актах в сфере туризма в РФ. Исходя из этого, можно заключить, что законодательство в сфере туризма в РФ создаёт благоприятный климат для развития туристической отрасли в стране.

 

1.2. Структура и функции органов управления туризмом в РФ

 

 

В современной России роль индустрии туризма как источника валютных поступлений и обеспечения занятости населения постоянно возрастает. Поскольку важность туризма для национальной экономики и социального процветания очевидна, то его развитие является важным шагом как для туристской индустрии, так и для путешественников.

Признанием значительных успехов нашей страны в развитии туристкой отрасли стало избрание с Российской Федерации на 69-й сессии исполнительного совета Всемирной туристской организации на роль ее председателя. И это притом, что в ВТО входят десятки стран с высокоразвитой инфраструктурой туризма.7

Экономические и социальные преобразования последнего времени  делают Россию все более привлекательным объектом въездного туризма, в свою очередь все большее число российских граждан обретают возможность для дальних поездок, посещения зарубежных курортов и культурных центров.

Исходя из этого, основными видами деятельности органов, регулирующих туристическую деятельность, являются продвижение туризма в России, а также попытки расширить сотрудничество правительства и частной индустрии.

Управление этой деятельностью  в широком плане представляет собой процесс выработки и  осуществления управленческих воздействий. Управление туризмом на региональном уровне означает воздействие субъекта управления на объект управления.

На региональном уровне к субъектам управления туризмом (управляющей подсистеме) относятся Правительство РФ, местные органы власти, комитеты (или департаменты) по туризму и др. (в Санкт-Петербурге - Комитет по инвестициям и стратегическим проектам)8.

Объектом управления (управляемой подсистемой) являются туристские фирмы, процесс туристского  обслуживания граждан в данном регионе.

Управление осуществляется посредством  циркулирования определенной информации между субъектом и объектом управления. Структура управления туризмом  в РФ представлена на рис. 1.

Рис. 1. Структура  управления туризмом в России9.

 

Координационный комитет  по физической культуре, спорту и туризму  при Президенте РФ должен обеспечивать:

- разработку основ  государственной политики в сфере туризма;

- участие в разработке законодательства РФ по туризму;

- координацию работ по экспертизе нормативно-правовых актов и федеральных программ в сфере туризма;

- анализ состояния  национального туризма и выработку  предложений по его развитию.

Информация о работе Государственное регулирование маркетинга в туризме