Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 16:42, реферат
Целью данной работы является рассмотрение сущности государственного финансового регулирования, а так же его необходимости в условиях рыночной экономики.
Для достижения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
1. Дать понятие и классификацию государственного финансового регулирования экономики;
2. Определить направление, формы и методы государственного финансового регулирования экономики;
3. Провести анализ современного состояния государственного финансового регулирования экономики в России;
4. Выявить проблемы и перспективы государственного финансового регулирования экономики.
Введение……………………………………………………………………………………………………………………………3
1.Теоретические аспекты государственного финансового регулирования экономики…………………………………………………………………………………………………………… ..……………4
1.1 Понятие и сущность государственного финансового регулирования экономики……………………………………………………………………………………………………………………...……4
1.2 Направление, формы и методы государственного финансового регулирования экономики……………………………………………………………………………………………………………………...……5
1.3 Нормативно – правовое обеспечение государственного финансового регулирования экономики…………………………………………………………………………………………………………………………...6
2. Анализ современного состояния государственного финансового регулирования экономики……………………………………………………………………………………………………..……………….……8
2.1 Государственное финансовое регулирование экономики в современной России……………………………………………………………………………………………………………………..…...……8
.
2.2 Развитие социальной сферы: приоритеты регулирования……………………………………………………….…………9
2.3 Стимулирование экономики России: анализ и итоги…………………………………………………………………………………………………………………………..……13
3. Проблемы и перспективы государственного финансового регулирования экономики…………………………………………………………………………………………………………………….……14
3.1 Проблемы государственного финансового регулирования экономики…………………………………………………………………………………………………………….……………14
3.2 Перспективы государственного финансового регулирования экономики……………………………………………………………………………………………………………………….…16
Заключение………………………………………………………………………………………………………………….……..19
Список использованной литературы………………………………………………………………………………………….…22
Проанализировав проблемы, которые невозможно решить без государственного регулирования экономики, а также учитывая мировой опыт государственного регулирования можно считать доказанным, что нет и не может быть эффективной, базирующейся на современных
научно-технических достижениях, социально ориентированной рыночной экономики без активной регулирующей роли государства.
3.2 Перспективы государственного финансового регулирования экономики
Особым направлением в государственном финансовом регулировании экономики является защита отдельных социальных групп. В такой защите нуждаются практически все рыночные субъекты, включая предпринимателей, которым должна быть гарантирована неприкосновенность их собственности, право на свободное распоряжение доходами и возможность предпринимательства в любой сфере рыночной экономики.
В развитой рыночной экономике перспективными являются следующие направления:
1. Гарантия минимума заработной платы. Такая гарантия имеет исключительное социальное значение, поскольку образует базу оплаты труда во всех сферах и пересчета уровня пенсий и пособий. Регулярный пересмотр размера минимальной заработной зарплаты составляет основной элемент государственной «политики доходов».
2. Обеспечениезанятости. Важной функцией государства в рыночной экономике является создание условий для реализации способностей к труду с целью получения трудовых и предпринимательских доходов. К таким условиям относятся:
— свободный выбор профессии, сферы и места трудовой деятельности;
— получение желаемого уровня общего и специального образования;
— материальная поддержка и переобучение временно не занятых в производстве лиц трудоспособного возраста (безработных).
Главной целью правительства в сфере занятости является удержание безработицы на «естественном уровне» (не более 4— 5 % от численности экономически активного населения). Для этого, в частности, используются налоговые льготы предприятиям, увеличивающим число рабочих мест, регулируется въезд иностранных рабочих, организуются биржи труда и т. д.
3. Индексация фиксированных доходов. Речь идет о частичном возмещении государством денежных потерь населения в результате инфляционного роста цен на потребительские товары. Такое возмещение достигается пересчетом фиксированных доходов в соответствии с индексом розничных цен. Следует, однако, иметь в виду, что индекс цен при этом охватывает не все товары и услуги, а только входящие в минимальный потребительский бюджет («прожиточный минимум»). Номинальная компенсация фиксированных доходов в государственном секторе происходит:
— за счет государственного бюджета;
— за счет предпринимательской прибыли. Индексации подлежат также сбережения населения в банках, государственные облигации, страховые полисы.
Современный этап развития нашей страны также требует совершенствования ценового регулирования, комбинированного проведения жесткой финансовой денежной политики, нацеленных на рост инвестиций и общий подъем экономики. Это предполагает активное использование государственного программирования - одного из наиболее прогрессивных, судя по мировому опыту, методов централизованного управления. Основной целью программирования должна быть координация государственных мероприятий, направленных на регулирование инвестиций, распределение кредитов, определение приоритетов бюджета, управление денежным рынком посредством изменений процентной ставки и правил кредитования и т.д. Программирование, позволяющее комплексно использовать необходимые средства финансового регулирования экономики, избегать несогласованности и противоречивости в проведении регулирующих мероприятий должен рассматриваться как один из способов рационализации направлений использования финансовых ресурсов и повышения действенности их влияния на воспроизводственный процесс.
Должна быть, как можно скорее усовершенствована политика в отношении предприятий государственного сектора. Современная система государственного регулирования России требует скорейшей модернизации, стране нужна долговременная экономическая стратегия, которая сможет обеспечить более эффективное решение ключевых проблем российской экономики.
Государственное финансовое регулирование — объективная необходимость развития экономики. Причем, степень государственного регулирования зависит от уровня развития рыночных отношений. Государство воздействует на экономику посредством законодательных ограничений, налоговой системы, обязательных платежей и отчислений, государственных инвестиций, субсидий, льгот, кредитования, осуществления государственных социальных и экономических программ.
Обеспечение экономического роста во многом определяется качеством государственного воздействия на все стороны экономического развития страны. Экономический рост становится важнейшим и определяющим объектом государственного финансового регулирования экономики активность государства в решении сложных и многочисленных задач обеспечения экономического роста должна быть значительно повышена и направлена на реализацию имеющегося потенциала роста российской экономики.
Существует необходимость активного вмешательства государства в процесс развития отраслей социальной сферы. На основе проведенного анализа, можно сделать вывод, что наибольшую активность государство должно проявить в регулировании развития здравоохранения и функционирования систем социальной защиты и социального обеспечения.
Для обеспечения устойчивого развития экономики страны, помимо уменьшения дефицита финансовых ресурсов, требуется поддерживать устойчивую сбалансированность между принятым к удовлетворению объемом общественных потребностей и размером денежных средств, аккумулируемых для этого в общегосударственный фонд.
Соотношение между спросом и предложением рабочей силы должно удовлетворять потребность экономики в квалифицированных и дисциплинированных работниках, заработная плата которых служит для них достаточной мотивацией к труду. Нежелательное и резкое снижение занятости ведет к увеличению числа безработных, снижению потребительского спроса, налоговых поступлений, росту налогов и прочим негативным последствиям.
Для эффективной работы рынка требуется оптимальный резерв рабочей силы. По ряду причин в рыночной экономике неизбежна безработица, что ставит перед государством не мало сложных проблем. Его обязанностью становится регулирование рынка рабочей силы с целью поддержания определенного уровня занятости, материального обеспечения людей, утративших рабочие места или не сумевших найти их.
В последнее время наблюдается повышение интереса властных структур к повышению качества жизни населения. Однако, национальные крупномасштабные программы в этой сфере фактически еще не достигли стадии практической реализации, что приводит к весьма серьезным социальным последствиям.
Особое внимание финансовое регулирование экономики уделяет обращению денег. Основное направление регулирования денежного обращения - это борьба с инфляцией, представляющей одну из серьезнейших опасностей для экономики.
Государство воздействует на экономику посредством законодательных ограничений, налоговой системы, обязательных платежей и отчислений, государственных инвестиций, субсидий, льгот, кредитования, осуществления государственных социальных и экономических программ.
В целях стабилизации экономики государство должно иметь свою чрезвычайную программу выхода из кризиса.
Развитие фундаментальных научных исследований связанных с ними крупных инвестиций с длительными сроками окупаемости, высокой степенью риска и неопределенностью в отношении прибыли практически не под силу рыночному механизму. Здесь не обойтись без участия государства, которое стимулирует структурную политику и научно-технический прогресс.
Прирост технологических инвестиций в экономику недостаточен. Низкий уровень инвестиций в основной капитал промышленности не способствует устойчивому развитию национальной экономики. Только кардинальное увеличение объемов капитальных вложений позволяет рассчитывать на повышение конкурентоспособности народного хозяйства.
И, тем не менее, экономика не утратила свою жизнеспособность, потенциальную возможность возрождения. Сохранились высокий уровень образования, квалификации значительной части трудового потенциала страны.
Таким образом, современная система государственного регулирования России требует скорейшей модернизации, стране нужна долговременная экономическая стратегия, которая сможет обеспечить более эффективное решение ключевых проблем российской экономики.
Заключение.
Обобщая изложенные в работе выводы, с определенной долей условности можно выделить следующие основные формы государственного воздействия на экономические процессы в рамках современного рыночного хозяйства: а) мероприятия, предполагающие использование денежных потоков, и б) мероприятия, регулирующие поведение хозяйственных субъектов непосредственно правовыми методами. К первой группе относятся разнообразные методы финансово-бюджетного регулирования (налоговая и расходная политика государства), а также инструменты денежной политики, включая регулирование учетной ставки процента, уровня минимального банковского резерва и др. От них следует отличать вторую группу - те инструменты экономической политики, которые не предусматривают использование денежных потоков, а воздействуют непосредственно на т экономическое поведение частных субъектов при помощи различных норм и правил, регламентирующих это поведение, а также путем прямого контроля. К таким мероприятиям можно отнести, например, государственный контроль за ценами и заработной платой или контроль за движением капиталов, государственное регулирование акционерного, картельного, предпринимательского и других видов законодательства, предписывающих определенные правила организационной и хозяйственной деятельности экономических субъектов.
Однако между этими различными по своей сути методами государственного регулирования существуют переходы. Так, некоторые мероприятия денежной и финансовой политики основываются на законодательных предписаниях, например повышение налоговых ставок или изменение уровня минимального резерва банков, и таким образом эти предписания оказывают непосредственное влияние на осуществление денежных потоков.
Если же подходить к регулированию экономики государством с точки зрения направлений экономической политики, то здесь классификация форм государственного воздействия будет несколько иной. Необходимо выделять фискальную политику, денежную политику, политику регулирования доходов и внешнеэкономическую политику.
Исходя из этого, на наш взгляд, в области налоговой политики, роль государственного регулирования в переходной экономике должна заключаться:
- в переходе от преимущественно фискальной ориентации налоговой системы к системе, стимулирующей экономическую эффективность, прогрессивные структурные сдвиги и экономический рост;
-упрощении системы налогов и самой процедуры определения и уплаты налогов и всех видов сборов;
-постоянном контроле за сравнительной величиной обязательных выплат в республике Татарстан и в соседних республиках и областях; облегчении налогового бремени предприятий, юридических лиц и повышении уровня налогообложения физических лиц, имеющих высокие доходы;
-резкое и прогрессивное увеличение налога на имущество физических лиц;
-расширении налогооблагаемой базы для пополнения бюджета с учетом того, что в современных условиях только ограниченное число предприятий республики дают почти 70% налога на прибыль и НДС.
-усилении стимулирующей роли налогового законодательства в росте производства и оживления инвестиционной деятельности путем снижения налоговой ставки для предприятий, обеспечивающих рост производства или увеличивающих объем капитальных вложений на расширение, модернизацию и реконструкцию;
-прекращении изъятия в бюджет в виде налога на прибыль части собственных оборотных средств предприятий и части амортизации.
Анализ бюджетной системы РТ показывает, что роль государственного регулирования бюджетной системы в переходной экономике должна заключаться в следующем:
- последовательном облегчении налогового бремени с ограничением сумм всех налоговых выплат в бюджет на уровне не более 50% от выручки и прибыли;
- существенном повышении в бюджете роли и удельного веса неналоговых доходов от рационального использования объектов государственной собственности, выпуска и размещения ценных бумаг, приватизации;
- разработке и совершенствовании механизма ликвидации кризиса неплатежей, включая восстановление нарушенных "августовским кризисом" (1998 г.) рынка ценных бумаг с выходом на российские и международные фондовые и биржевые рынки;
- ограничении проведения взаимозачетов с налогоплательщиками, способными вносить налоговые платежи в бюджет в "живых" деньгах;
- рационализации и экономии бюджетных средств на непроизводственные цели и на расходы потребительского характера, исходя из критериев их социальной отдачи и экономической целесообразности;
Информация о работе Государственное регулирование финансовой сферы