Уголовно-процессуальные права потерпевшего

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 03:51, контрольная работа

Краткое описание

На протяжении многих лет интересы потерпевших не являлись предметом особой заботы и правовой защиты. Органы предварительного расследования зачастую проявляют пренебрежительное отношение к выполнению предписаний действующего законодательства по обеспечению прав жертв преступлений.
В такой ситуации у практических работников возникают большие трудности, связанные с защитой потерпевших от противоправных воздействий и посягательств, обеспечением их личных, имущественных и иных интересов на предварительном следствии и в суде. Поэтому потерпевшие иногда занимают пассивную позицию, уклоняясь от выполнения своего гражданского долга. Всё это в конечном итоге влечёт за собой негативные правовые и процессуальные последствия.

Оглавление

Введение 2
Понятие потерпевшего 3
Уголовно-процессуальные права потерпевшего 7
Особенности допроса потерпевшего 22
Государственная защита потерпевшего 26
Заключение 36
Список используемой литературы 39

Файлы: 1 файл

Введение.doc

— 180.00 Кб (Скачать)

Потерпевший может подать прокурору непосредственно через  лицо, производящее следствие по делу, жалобу на действия и решения следователя.

Гарантией соблюдения этого  права является безусловная обязанность  следователя или прокурора принять и рассмотреть жалобу по существу изложенного в ней требования.

Категорически запрещается заставлять потерпевшего отказаться от реализации права на обжалование незаконных и необоснованных действий и решений следователя либо принуждать данного участника процесса к подаче жалобы.

В следственной практике наиболее распространены письменные обращения потерпевших по поводу нарушения их прав и законных интересов  при производстве по делу. Однако устные жалобы порождают те же юридические последствия, что и письменные, поэтому должны обязательно заноситься в протокол, который подписывается заявителем и лицом, принявшим жалобу.

Потерпевший вправе подать жалобу, составленную на родном языке или языке, которым он владеет. На данном участнике процесса, чьи права и законные интересы были нарушены действием или решением следователя, не лежит бремя представления каких-либо доказательств обоснованности выраженного в принесённой жалобе требования.

 

Особенности допроса потерпевшего

Потерпевший вызывается на допрос повесткой, в которой указываются, кто и в каком качестве вызывается, к кому и по какому адресу, дата и  время явки на допрос, а также  последствия неявки без уважительных причин.

Повестка вручается  лицу, вызываемому на допрос, под расписку либо передается с помощью средств связи. В случае временного отсутствия лица, вызываемого на допрос, повестка вручается совершеннолетнему члену его семьи либо передается администрации по месту его работы или по поручению следователя иным лицам и организациям, которые обязаны передать повестку лицу, вызываемому на допрос.

Лицо, вызываемое на допрос, обязано явиться в назначенный  срок либо заранее уведомить следователя  о причинах неявки. В случае неявки без уважительных причин лицо, вызываемое на допрос, может быть подвергнуто приводу либо к нему могут быть применены иные меры процессуального принуждения.

Лицо, не достигшее  возраста шестнадцати лет, вызывается на допрос через его законных представителей либо через администрацию по месту его работы или учебы. Иной порядок вызова на допрос допускается лишь в случае, когда это вызывается обстоятельствами уголовного дела.

Военнослужащий  вызывается на допрос через командование воинской части.

Перед допросом следователь выполняет требования, предусмотренные в статье 164 УПК РФ. Если у следователя возникают сомнения, владеет ли допрашиваемое лицо языком, на котором ведется производство по уголовному делу, то он выясняет, на каком языке допрашиваемое лицо желает давать показания.

Задавать наводящие вопросы запрещается. В остальном следователь свободен при выборе тактики допроса. Допрашиваемое лицо вправе пользоваться документами и записями. По инициативе следователя или по ходатайству допрашиваемого лица в ходе допроса могут быть проведены фотографирование, аудио- и (или) видеозапись, киносъемка, материалы которых хранятся при уголовном деле и по окончании предварительного следствия опечатываются.

Если свидетель  явился на допрос с адвокатом, приглашенным им для оказания юридической помощи, то адвокат присутствует при допросе и пользуется правами предусмотренными в УПК РФ. По окончании допроса адвокат вправе делать заявления о нарушениях прав и законных интересов свидетеля. Указанные заявления подлежат занесению в протокол допроса.

Если в показаниях ранее допрошенных лиц имеются существенные противоречия, то следователь вправе провести очную ставку. Очная ставка проводится в соответствии со статьей 164 УПК РФ.

Следователь выясняет у лиц, между которыми проводится очная ставка, знают ли они друг друга и в каких отношениях находятся между собой. Допрашиваемым лицам поочередно предлагается дать показания по тем обстоятельствам, для выяснения которых проводится очная ставка. После дачи показаний следователь может задавать вопросы каждому из допрашиваемых лиц. Лица, между которыми проводится очная ставка, могут с разрешения следователя задавать вопросы друг другу.

В ходе очной  ставки следователь вправе предъявить вещественные доказательства и документы.

Оглашение показаний  допрашиваемых лиц, содержащихся в протоколах предыдущих допросов, а также воспроизведение аудио- и (или) видеозаписи, киносъемки этих показаний допускаются лишь после дачи показаний указанными лицами или их отказа от дачи показаний на очной ставке.

В протоколе  очной ставки показания допрашиваемых лиц записываются в той очередности, в какой они давались. Каждое из допрашиваемых лиц подписывает свои показания, каждую страницу протокола и протокол в целом.

Если потерпевший  явился на очную ставку с адвокатом, приглашенным им для оказания юридической помощи, то адвокат участвует в очной ставке и пользуется правами, предусмотренными частью второй статьи 53 УПК РФ.

Следователь может  предъявить для опознания лицо или  предмет свидетелю, потерпевшему, подозреваемому или обвиняемому. Для опознания может быть предъявлен и труп. Опознающие предварительно допрашиваются об обстоятельствах, при которых они видели предъявленные для опознания лицо или предмет, а также о приметах и особенностях, по которым они могут его опознать.

Не может  проводиться повторное опознание лица или предмета тем же опознающим и по тем же признакам.

Лицо предъявляется  для опознания вместе с другими  лицами, по возможности внешне сходными с ним. Общее число лиц, предъявляемых  для опознания, должно быть не менее  трех. Это правило не распространяется на опознание трупа. Перед началом опознания опознаваемому предлагается занять любое место среди предъявляемых лиц, о чем в протоколе опознания делается соответствующая запись.

При невозможности  предъявления лица опознание может  быть проведено по его фотографии, предъявляемой одновременно с фотографиями других лиц, внешне сходных с опознаваемым лицом. Количество фотографий должно быть не менее трех.

Предмет предъявляется  для опознания в группе однородных предметов в количестве не менее  трех. При невозможности предъявления предмета его опознание проводится в порядке, установленном в УПК РФ.

Если опознающий указал на одно из предъявленных ему  лиц или один из предметов, то опознающему  предлагается объяснить, по каким приметам или особенностям он опознал данные лицо или предмет. Наводящие вопросы недопустимы.

В целях обеспечения  безопасности опознающего предъявление лица для опознания по решению  следователя может быть проведено  в условиях, исключающих визуальное наблюдение опознающего опознаваемым. В этом случае понятые находятся в месте нахождения опознающего.

По окончании  опознания составляется протокол. В  протоколе указываются условия, результаты опознания и по возможности  дословно излагаются объяснения опознающего. Если предъявление лица для опознания проводилось в условиях, исключающих визуальное наблюдение опознаваемым опознающего, то это также отмечается в протоколе.

В целях установления новых обстоятельств, имеющих значение для уголовного дела, показания, ранее  данные подозреваемым или обвиняемым, а также потерпевшим или свидетелем, могут быть проверены или уточнены на месте, связанном с исследуемым событием.

Проверка показаний  на месте заключается в том, что  ранее допрошенное лицо воспроизводит  на месте обстановку и обстоятельства исследуемого события, указывает на предметы, документы, следы, имеющие значение для уголовного дела, демонстрирует определенные действия, а начинается с предложения лицу указать место, где его показания будут проверяться. Лицу, показания которого проверяются, после свободного рассказа и демонстрации действий могут быть заданы вопросы.

Какое-либо постороннее  вмешательство в ход проверки и наводящие вопросы недопустимы. Не допускается одновременная проверка на месте показаний нескольких лиц.

 

 

 

 

 

Государственная защита потерпевшего

Федеральным законом устанавливается система мер государственной защиты потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, включающую меры безопасности и меры социальной поддержки указанных лиц, а также определяет основания и порядок их применения.8

Государственной защите подлежат следующие участники  уголовного судопроизводства:

1) потерпевший;

2) свидетель;

3) частный обвинитель;

4) подозреваемый,  обвиняемый, подсудимый, их защитники  и законные представители, осужденный, оправданный, а также лицо, в отношении которого уголовное дело либо уголовное преследование было прекращено;

5) эксперт, специалист, переводчик, понятой, а также участвующие  в уголовном судопроизводстве  педагог и психолог;

6) гражданский  истец, гражданский ответчик;

7) законные представители,  представители потерпевшего, гражданского  истца, гражданского ответчика  и частного обвинителя.

Меры государственной  защиты могут быть также применены  до возбуждения уголовного дела в  отношении заявителя, очевидца или жертвы преступления либо иных лиц, способствующих предупреждению или раскрытию преступления.

Государственной защите также подлежат установленные  Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации близкие родственники, родственники и близкие лица, противоправное посягательство на которых оказывается в целях воздействия на лиц, указанных выше.

Указанные лица, в отношении которых в установленном  порядке принято решение об осуществлении  государственной защиты, именуются "защищаемые лица".

Органами, обеспечивающими государственную защиту, являются:

1) органы, принимающие  решение об осуществлении государственной  защиты;

2) органы, осуществляющие  меры безопасности;

3) органы, осуществляющие  меры социальной поддержки.

Решение об осуществлении  государственной защиты принимают суд, прокурор, начальник органа дознания или следователь, в производстве которых находится заявление (сообщение) о преступлении либо уголовное дело.

Осуществление мер безопасности возлагается на органы внутренних дел Российской Федерации, органы федеральной службы безопасности, таможенные органы Российской Федерации и органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ по уголовным делам, находящимся в их производстве или отнесенным к их ведению, а также на иные государственные органы, на которые может быть возложено осуществление отдельных мер безопасности.

Меры безопасности в отношении защищаемых лиц по уголовным делам, находящимся в  производстве суда или прокуратуры, осуществляются по решению суда или  прокурора органами внутренних дел Российской Федерации, органами федеральной службы безопасности, таможенными, органами Российской Федерации или органами по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, расположенными по месту нахождения защищаемого лица.

Меры безопасности в отношении защищаемых лиц из числа военнослужащих осуществляются также командованием соответствующих  воинских частей и вышестоящим командованием.

Меры безопасности в отношении защищаемых лиц, содержащихся в следственных изоляторах или находящихся в местах отбывания наказания, осуществляются также учреждениями и органами уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации.

Меры социальной поддержки осуществляют органы, уполномоченные Правительством Российской Федерации.

Государственная защита осуществляется в соответствии с принципами законности, уважения прав и свобод человека и гражданина, взаимной ответственности органов, обеспечивающих государственную защиту, и защищаемых лиц.

Государственная защита осуществляется под прокурорским надзором и ведомственным контролем. При осуществлении государственной защиты используются гласные и негласные методы.

Применение  мер безопасности не должно ущемлять жилищные, трудовые, пенсионные и иные права защищаемых лиц. В отношении защищаемого лица могут применяться одновременно несколько либо одна из следующих мер безопасности:

1) личная охрана, охрана жилища и имущества;

2) выдача специальных  средств индивидуальной защиты, связи и оповещения об опасности;

3) обеспечение  конфиденциальности сведений о защищаемом лице;

4) переселение  на другое место жительства;

5) замена документов;

6) изменение  внешности;

7) изменение  места работы (службы) или учебы;

8) временное  помещение в безопасное место;

9) применение  дополнительных мер безопасности в отношении защищаемого лица, содержащегося под стражей или находящегося в месте отбывания наказания, в том числе перевод из одного места содержания под стражей или отбывания наказания в другое.

Меры безопасности, осуществляются только по уголовным  делам о тяжких и особо тяжких преступлениях.

Безопасность  военнослужащего, являющегося защищаемым лицом, обеспечивается путем применения мер безопасности, с учетом особенностей прохождения им военной службы.

Информация о работе Уголовно-процессуальные права потерпевшего