Уголовно-процессуальные права потерпевшего

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 03:51, контрольная работа

Краткое описание

На протяжении многих лет интересы потерпевших не являлись предметом особой заботы и правовой защиты. Органы предварительного расследования зачастую проявляют пренебрежительное отношение к выполнению предписаний действующего законодательства по обеспечению прав жертв преступлений.
В такой ситуации у практических работников возникают большие трудности, связанные с защитой потерпевших от противоправных воздействий и посягательств, обеспечением их личных, имущественных и иных интересов на предварительном следствии и в суде. Поэтому потерпевшие иногда занимают пассивную позицию, уклоняясь от выполнения своего гражданского долга. Всё это в конечном итоге влечёт за собой негативные правовые и процессуальные последствия.

Оглавление

Введение 2
Понятие потерпевшего 3
Уголовно-процессуальные права потерпевшего 7
Особенности допроса потерпевшего 22
Государственная защита потерпевшего 26
Заключение 36
Список используемой литературы 39

Файлы: 1 файл

Введение.doc

— 180.00 Кб (Скачать)

В целях обеспечения  безопасности военнослужащего могут применяться также:

1) командирование  защищаемого лица в другую  воинскую часть, другое военное  учреждение;

2) перевод защищаемого  лица на новое место военной  службы, в том числе в воинскую  часть или военное учреждение  другого федерального органа  исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба (по согласованию между соответствующими должностными лицами федеральных органов исполнительной власти);

3) командирование  или перевод военнослужащего,  проходящего военную службу по призыву, от которого может исходить угроза защищаемому лицу, в другую воинскую часть, другое военное учреждение.

Командирование  и перевод военнослужащего, являющегося  защищаемым лицом, осуществляются с  его согласия, выраженного в письменной форме. При переводе военнослужащий назначается на равную воинскую должность. При этом должно быть обеспечено его использование по основной или однопрофильной военно-учетной специальности.

Безопасность  защищаемого лица, содержащегося  под стражей или находящегося в месте отбывания наказания в виде ограничения свободы, ареста, лишения свободы либо содержания в дисциплинарной воинской части, обеспечивается путем применения в отношении его мер безопасности или иных мер, предусмотренных Уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений".9

В целях обеспечения  безопасности лица, могут применяться  также:

1) направление  защищаемого лица и лица, от  которого исходит угроза насилия, при их задержании, заключении под стражу и назначении уголовных наказаний в разные места содержания под стражей и отбывания наказаний, в том числе находящиеся в других субъектах Российской Федерации;

2) перевод защищаемого  лица или лица, от которого  исходит угроза насилия, из одного места содержания под стражей и отбывания наказания в другое;

3) раздельное  содержание защищаемого лица  и лица, от которого исходит  угроза насилия;

4) изменение  защищаемому лицу меры пресечения  или меры наказания в порядке,  предусмотренном уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации.

В случае гибели или смерти защищаемого лица в  связи с его участием в уголовном  судопроизводстве членам семьи погибшего  или умершего и лицам, находившимся на его иждивении, по постановлению органа, принимающего решение об осуществлении государственной защиты, выплачивается за счет средств федерального бюджета единовременное пособие и назначается пенсия по случаю потери кормильца.

В случае причинения защищаемому лицу телесного повреждения или иного вреда его здоровью в связи с участием в уголовном судопроизводстве, повлекшего за собой наступление инвалидности, ему по постановлению органа, принимающего решение об осуществлении государственной защиты, выплачивается за счет средств федерального бюджета единовременное пособие и назначается пенсия по инвалидности.

В случае причинения защищаемому лицу телесного повреждения  или иного вреда его здоровью в связи с участием в уголовном  судопроизводстве, не повлекшего за собой  наступление инвалидности, ему по постановлению органа, принимающего решение об осуществлении государственной защиты, выплачивается за счет средств федерального бюджета единовременное пособие.

В случае гибели или смерти защищаемого лица в  связи с его участием в уголовном  судопроизводстве членам семьи погибшего или умершего и лицам, находившимся на его иждивении, если они имеют право на различные единовременные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, назначается одно единовременное пособие по их выбору.

Защищаемым  лицам, имеющим одновременно право  на различные единовременные пособия, выплачиваемые в соответствии с  законодательством Российской Федерации  в случае причинения телесного повреждения  или иного вреда здоровью, назначается  одно единовременное пособие по их выбору.

Имущественный ущерб, причиненный защищаемому  лицу в связи с его участием в уголовном судопроизводстве, подлежит возмещению за счет средств федерального бюджета и иных финансовых источников, с последующим взысканием этих средств с лица, виновного в причинении защищаемому лицу имущественного ущерба.

Основаниями применения мер безопасности являются данные о  наличии реальной угрозы убийства защищаемого  лица, насилия над ним, уничтожения  или повреждения его имущества  в связи с участием в уголовном судопроизводстве, установленные органом, принимающим решение об осуществлении государственной защиты.

Меры безопасности применяются на основании письменного  заявления защищаемого лица или  с его согласия, выраженного в  письменной форме, а в отношении несовершеннолетних - на основании письменного заявления его родителей или лиц, их заменяющих, а также уполномоченных представителей органов опеки и попечительства (в случае отсутствия родителей или лиц, их заменяющих) или с их согласия, выраженного в письменной форме.

В случае, если применение мер безопасности затрагивает  интересы совершеннолетних членов семьи  защищаемого лица и иных проживающих  совместно с ним лиц, необходимо их согласие, выраженное в письменной форме, на применение мер безопасности.

Основаниями применения мер социальной поддержки являются гибель (смерть) защищаемого лица, причинение ему телесного повреждения или  иного вреда его здоровью в  связи с его участием в уголовном  судопроизводстве.

Суд, прокурор, начальник органа дознания или следователь, получив заявление или сообщение об угрозе убийства, насилия, уничтожения или повреждения имущества либо иного опасного противоправного деяния, обязаны проверить это заявление или сообщение и в течение трех суток (а в случаях, не терпящих отлагательства, немедленно) принять решение о применении мер безопасности в отношении его либо об отказе в их применении. О принятом решении выносится мотивированное постановление (определение), которое в день его вынесения направляется в орган, осуществляющий меры безопасности, для исполнения, а также лицу, в отношении которого вынесено указанное постановление (определение). Постановление (определение) о применении мер безопасности либо об отказе в их применении может быть обжаловано в вышестоящий орган, прокурору или в суд. Жалоба подлежит рассмотрению в течение 24 часов с момента ее подачи.

Орган, осуществляющий меры безопасности, избирает необходимые  меры безопасности и определяет способы  их применения.

Об избранных  мерах безопасности, их изменении, о дополнении и результатах применения указанных мер орган, осуществляющий меры безопасности, информирует суд, прокурора, начальника органа дознания или следователя, в производстве которых находится заявление (сообщение) о преступлении либо уголовное дело, а в случае устранения угрозы безопасности защищаемого лица ходатайствует об отмене мер безопасности.

В случае необходимости  орган, осуществляющий меры безопасности, заключает с защищаемым лицом  договор в письменной форме об условиях применения мер безопасности, о взаимных обязательствах и взаимной ответственности сторон в соответствии с законом и гражданским законодательством Российской Федерации. Порядок применения мер социальной поддержки определяется законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Орган, принимающий  решение об осуществлении государственной  защиты, получив заявление (сообщение) о гибели защищаемого лица и установив, что гибель наступила в связи  с его участием в уголовном  судопроизводстве, обязан в течение трех суток принять решение о применении мер социальной поддержки в отношении членов семьи погибшего и лиц, находившихся на его иждивении, либо об отказе в их применении.

Орган, принимающий  решение об осуществлении государственной  защиты, получив заявление (сообщение) о причинении защищаемому лицу в связи с участием в уголовном судопроизводстве телесного повреждения или иного вреда его здоровью, обязан проверить это заявление (сообщение) и в течение трех суток принять решение о применении мер социальной поддержки либо об отказе в их применении.

О принятом решении  выносится мотивированное постановление (определение), которое направляется в орган, осуществляющий меры социальной поддержки, для исполнения, а также  лицу, в отношении которого вынесено указанное постановление (определение).

Постановление (определение) о применении мер социальной поддержки либо об отказе в их применении может быть обжаловано в вышестоящий  орган, прокурору или в суд. Жалоба подлежит рассмотрению в течение  месяца со дня ее подачи.

Орган, осуществляющий меры социальной поддержки, получив  постановление (определение) о применении мер социальной поддержки, обязан исполнить  его в течение 10 суток.

Меры безопасности отменяются в случае, если устранены  основания их применения, а также в случае, если их дальнейшее применение невозможно вследствие нарушения защищаемым лицом условий договора, заключенного органом, осуществляющим меры безопасности, с защищаемым лицом.

Меры безопасности также могут быть отменены по письменному  заявлению защищаемого лица, направленному в орган, принявший решение об осуществлении государственной защиты.

Отмена мер  безопасности допускается только по постановлению (определению) органа, принявшего решение об осуществлении государственной  защиты, либо по постановлению (определению) органа, в производстве которого находится уголовное дело с неотмененным постановлением (определением) об осуществлении государственной защиты.

Постановление (определение) об отмене мер безопасности может быть обжаловано в вышестоящий орган, прокурору или в суд. Жалоба подлежит рассмотрению в течение 24 часов с момента ее подачи.

В постановлении (определении) об отмене мер безопасности должны быть урегулированы вопросы  восстановления имущественных и  связанных с ними личных неимущественных прав защищаемого лица.

Постановление (определение) о применении мер безопасности действует до принятия органом, решения  об их отмене.

Суд при постановлении  приговора по уголовному делу выносит  определение (постановление) об отмене мер безопасности либо о дальнейшем применении указанных мер. Государственная защита осуществляется с соблюдением конфиденциальности сведений о защищаемом лице. Решения органов, обеспечивающих государственную защиту, принимаемые в соответствии с их компетенцией, обязательны для исполнения должностными лицами предприятий, учреждений и организаций, которым они адресованы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Итак, мы определили, кто по действующему законодательству является потерпевшим, а также рассмотрели  уголовно-процессуальные права потерпевшего.

На основании  вышеизложенного можно сказать, что регламентация правового  статуса потерпевшего в российском уголовно-процессуальном законодательстве соответствует нормам международного права.

Потерпевший –  это гражданин, которому преступлением  причинён моральный, физический или  имущественный вред. Поскольку нормы  уголовного закона предусматривают  ответственность за причинение вреда непосредственно преступлением, потерпевшим признается лишь лицо, которому причинён такой вред.

Потерпевшим как  субъектом уголовного процесса является лицо, в отношении которого вынесено постановление прокурора, следователя, органа дознания или определение (постановление) суда о признании его потерпевшим.

Действительно, в случаях, когда личность является основным или дополнительным объектом преступления, принципиальных отличий  между потерпевшим и предметом  преступления в большинстве случаев не усматривается. В этих случаях личность потерпевшего имеет такое же значение, как и предмет преступления. Особенности личности потерпевшего имеют значение:

  1. при решении вопроса об основаниях уголовной ответственности;
  2. при отграничении преступлений друг от друга и квалификации;
  3. при конструировании составов со смягчающими и отягчающими основаниями.

Однако уголовно-правовое значение личности потерпевшего не исчерпывается  тем обстоятельством, что он является «одушевленным предметом» преступления. При назначении наказания личность потерпевшего, сказываясь на целях, мотивах, обстановке и иных признаках состава преступления, учитывается отдельно, т.е наличие беременности, состав семьи и наличие несовершеннолетних в данной семье и др..

Значение личности потерпевшего не устраняется и тогда, когда в качестве признака состава преступления имеется собственно предмет преступления, к примеру порча имущества.

 

 

Список используемой литературы

Нормативные правовые акты:

  1. Конституция Российской Федерации. "Инфра-М", М.: 2003.;
  2. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации. От 22.11 2001г. (в ред. Федеральных законов от 06.12.2007 N 335-ФЗ).;
  3. Уголовный кодекс Российской Федерации. - М.: ИНФРА-М, 2007.;
  4. Федеральный закон от 20 августа 2004 г. N 119-ФЗ "О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства" (с изм. и доп. от 29 декабря 2004 г.)
  5. Федеральный закон от 20 августа 2004 г. N 119-ФЗ "О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства" (с изм. и доп. от 29 декабря 2004 г.)
  6. Постановление  РФ от 14.07.1990г. № 245 «Об утверждении инструкции о порядке и размерах возмещения расходов и выплаты вознаграждения лицам в связи с их вызовом в органы дознания, предварительного следствия, прокуратуру или в суд».
  7. Всеобщая декларация прав человека от 10.12.1948г.
  8. Федеральный закон от 15 июля 1995 г. N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" (с изменениями  и дополнениями  от   7 марта 2005 .г по состоянию на октябрь 2009г..). Глава II. Права подозреваемых и обвиняемых и их обеспечение (ст.ст. 17-31).

Информация о работе Уголовно-процессуальные права потерпевшего