Система органов и учреждений исполняющих уголовное наказание

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2014 в 01:49, курсовая работа

Краткое описание

Деятельность суда, государственных органов, ведущих борьбу с преступностью, учреждений и органов, исполняющих наказания, неразрывно связана между собой. Эта взаимосвязь, несмотря на различие правовых основ, форм и методов деятельности, обуславливается стоящей перед ними задачей борьбы с преступностью в стране. Успешная деятельность каждого из указанных государственных органов - необходимая предпосылка эффективного выполнения задач другими звеньями этой системы.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
1. ЗАДАЧИ И ВИДЫ УЧРЕЖДЕНИЙ И ОРГАНОВ, ИСПОЛНЯЮЩИХ НАКАЗАНИЯ
2. НАЗНАЧЕНИЕ И ВИДЫ ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
3. КОНТРОЛЬ ЗА УЧРЕЖДЕНИЯМИ И ОРГАНАМИ, ИСПОЛНЯЮЩИМИ НАКАЗАНИЯ
3.1 МЕЖДУНАРОДНЫЙ КОНТРОЛЬ
3.2 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ
3.3 СУДЕБНЫЙ КОНТРОЛЬ
3.4 ВЕДОМСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ
3.5 ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР
3.6 ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

СИСТЕМА ОРГАНОВ И УЧРЕЖДЕНИЙ, ИСПОЛНЯЮЩИХ УГОЛОВНОЕ НАКАЗАНИЕ.rtf

— 942.29 Кб (Скачать)

Наказание в виде обязательных работ исполняется уголовно-исполнительными инспекциями по месту жительства осужденного. В настоящее время такого органа не существует. Следуя правовой логике, эти функции будут возложены на инспекции исправительных работ с последующим их переименованием.

Исполнение наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью законодатель возложил на шесть видов различных учреждений и органов, тем самым закрепив де-юре фактически сложившуюся ситуацию. Это такие учреждения и органы, как уголовно-исполнительные инспекции по месту жительства осужденного в отношении осужденных, не лишенных свободы. Согласно ч.3 ст.16 УИК РФ, исполнение этого вида уголовного наказания на ряду с уголовно-исполнительной инспекцией возложено на администрацию организации по месту работы осужденного, а также органы, правомочные в соответствии с законом аннулировать разрешение на занятие соответствующими видами деятельности (например, коммерческая деятельность).

Кроме того, это наказание исполняется исправительными центрами, дисциплинарными войсковыми частями и исправительными учреждениями. В свою очередь исправительные учреждения исполняют этот вид уголовного наказания как меру дополнительную к лишению свободы. Данное обстоятельство наиболее актуально для решения вопроса трудоиспользования осужденных, содержащихся в колониях-поселениях.

Наказания в виде исправительных работ исполняются уголовно-исполнительной инспекцией.

Наказание в виде ограничения свободы, ареста, лишения свободы на определенный срок, пожизненного лишения свободы и смертной казни исполняются учреждениями уголовно-исполнительной системы.

Лишение специального, воинского или почетного звания исполняется судом, вынесшим приговор.

Наказания в отношении военнослужащих исполняются:

- содержание в дисциплинарной воинской части - специально предназначенными для этого воинскими частями;

арест - гарнизонными гауптвахтами;

- ограничение по службе - командованием воинских частей по месту прохождения службы военнослужащими.

Лица, осужденные условно, находятся под контролем уголовно-исполнительной инспекции.

Анализ ст.16 УИК РФ свидетельствует о попытке разработчиков кодекса сформировать систему правоохранительных органов и учреждений на базе существующих учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, наделив их дополнительными функциями.

Вместе с тем следует иметь в виду, что в Постановлении Государственной Думы от 24 мая 1996 года о введении в действие Уголовного кодекса РФ специально отмечено: “Положения настоящего Кодекса о наказаниях в виде обязательных работ и ареста вводятся в действие федеральным законом после вступления в силу Уголовно-исполнительного кодекса РФ после создания необходимых условий для исполнения этих видов наказаний, но не позднее 2001 года”.

 

2. Назначение и виды исправительных учреждений

 

Исправительные учреждения предназначены для отбывания (исполнения) уголовного наказания в виде лишения свободы. Они являются исходным базисным компонентом уголовно-исполнительной системы (УИС).

Исправительными учреждениями являются:

1) исправительные колонии (ИК), которые предназначены для отбывания наказания осужденных, достигшими совершеннолетия, в виде лишения свободы. Они подразделяются на:

а) колонии-поселения. Закон предусматривает два вида колоний-поселений:

для осужденных за преступления, совершенные по неосторожности на срок не свыше пяти лет;

для осужденных, переведенных из исправительных колоний общего и строго режимов в порядке поощрения;

б) колонии общего режима. В них отбывают наказания впервые осужденные к лишению свободы за совершение уменьшенных преступлений небольшой или средний тяжести и тяжких преступлений, а также лица, осужденные за преступления, совершенные по неосторожности, к лишению свободы на срок свыше пяти лет. В колониях общего режима отбывает наказания основная масса осужденных. По своим характеристикам они весьма разнородны, поэтому введено правило о раздельном их содержании на обычных, облегченных и строгих условиях;

в) колонии строго режима. В этих колониях отбывают наказания осужденные мужчины, впервые осужденные к лишению свободы за совершения особо тяжких преступлений; при рецидиве преступлений и опасном рецидиве преступлений, если осужденный ранее отбывал лишение свободы, а также осужденные женщины при особо опасном рецидиве преступлений. В колониях строгого режима имеются такие же условия содержания как и в колониях общего режима;

г) колонии особого режима. В них отбывают наказание осужденные мужчины при особо опасном рецидиве преступлений, осужденные к пожизненному лишению свободы, а также осужденные, которым смертная казнь в порядке помилования заменена лишением свободы на определенный срок или пожизненным лишениям свободы. В колониях особого режима также действует правило раздельного содержания осужденных, т.е. они могут содержаться на обычных, облегченных и строгих условиях.

2) Тюрьмы. В тюрьмах отбывают наказание осужденные к лишению свободы на срок свыше пяти лет за совершение особо тяжких преступлений, при особо опасном рецидиве преступлений, а также осужденные, являющиеся злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания, переведенные из исправительных колоний. В тюрьмах устанавливаются общий и строгий режимы. На строгом режиме содержатся осужденные, поступившие в данное исправительное учреждение, и осужденные, переведенные с общего режима за злостные нарушения. На общем режиме содержатся осужденные переведенные со строгого режима по отбытии не менее одного года срока наказания.

На строгом режиме не могут содержаться осужденные беременные женщины и осужденные женщины, имеющие при себе малолетних детей, а также осужденные, являющиеся инвалидами первой или второй группы.

3) Воспитательные колонии (ВК). В них отбывают наказания несовершеннолетние осужденные к лишению свободы, а также осужденные оставленные в воспитательных колониях до достижения ими возраста 21 года. Организуются ВК двух видов режима - общего и усиленного. В каждом из них устанавливается четыре вида условий отбывания наказания: а) обычные; б) облегченные; в) льготные; г) строгие.

Несовершеннолетние мужского пола, осужденные впервые к лишению свободы, а также несовершеннолетние женского пола отбывают наказания в ВК общего режима; несовершеннолетние мужского пола, ранее отбывающие лишение свободы, - в ВК усиленного режима (ч.6 ст.88 УК РФ).

4) Лечебные исправляющие учреждения (ЛИУ). В этих учреждениях отбывают наказания осужденных к ограничению свободы, аресту, лишению свободы, больным алкоголизмом или наркоманией, а также страдающим психическими расстройствами, не исключающими вменяемость, применяются принудительные меры медицинского характера по решению суда.

5) Следственные изоляторы (Сизо). Они выполняют функции ИУ в отношении осужденных, оставленных для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию.

Осужденные к лишению свободы, в отношении которых приговор вступил в законную силу, по общему правилу отбывают наказания в ИУ соответствующего вида режима. Вместе с тем в ряде случаев возникает необходимость оставления в Сизо или тюрьме, несмотря на то, что суд определил ему в приговоре отбывания наказания в ИК. Оставляются в Сизо или тюрьме впервые осужденные к лишению свободы на срок не свыше пяти лет, которым отбывание наказания назначено в ИК общего режима с их согласия. Такая категория осужденных оставляется в Сизо или тюрьме решением начальника Сизо или тюрьмы при наличии согласия осужденного в письменной форме.

Осужденных оставленных в Сизо или тюрьме для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию, содержат на условиях, предусмотренных для лиц, отбывающих наказания в ИК общего режима. Эта категория осужденных содержится отдельно в незапираемых общих камерах и пользуется правом ежедневной прогулки продолжительностью два часа.

 

3. Контроль за учреждениями и органами, исполняющими наказания

 

Система учреждений и органов, исполняющих наказания, является частью системы правоохранительных органов Российской Федерации, решающих такую существенно значимую задачу, как борьба с преступностью и тем самым входят в систему государственного аппарата России. Эти органы и учреждения соблюдают законы и иные нормативные акты при исполнении приговоров в отношении осужденных.

Поскольку в решении указанной задачи заинтересовано все общество, то оно через систему государственных и общественных институтов устанавливает постоянный контроль за деятельностью правоохранительных органов. Не составляет исключения деятельность персонала учреждений и органов, исполняющих наказания, контроль за которой имеет свои особенности.

Под контролем за учреждениями и органами, исполняющими наказания, следует понимать систему наблюдения и проверки соответствия их деятельности требованиям уголовно-исполнительною законодательства и иных нормативных правовых актов с целью выявления и устранения имеющихся нарушений и их предупреждения в будущем.

Деятельность персонала учреждений и органов, исполняющих наказания, находится под пристальным вниманием средств массовой информации и всего общества в целом.

Контроль за деятельностью персонала учреждений и органов, исполняющих наказания, имеет большое социально-правовое значение. Прежде всего, в процессе контроля обеспечивается соблюдение законности при исполнении уголовных наказаний. Несмотря на резкий всплеск преступности в стране, профессионально-целевые задачи борьбы с нею должны достигаться на основе и во исполнение закона. Иные формы деятельности правоохранительных органов, в том числе исполняющих наказания, не основанные на строгом соблюдении закона, дискредитируют государство в современных условиях.

Контроль общества имеет важное значение в обеспечении персоналом учреждений и органов, исполняющих наказания, прав и законных интересов осужденных. Обеспечение правового положения лиц, отбывающих наказания, путем различных форм государственного и общественного контроля признано приоритетной задачей в ряде международных соглашений с участием Российской Федерации. Введение международного контроля, а также расширение национальных форм контроля за деятельностью персонала по обращению с осужденными, особенно в местах лишения свободы, придают особую актуальность рассматриваемой теме.

Контроль за деятельностью персонала одновременно является средством выявления и устранения причин и условий нарушений законности в учреждениях и органах, исполняющих наказания. Он также влияет на совершенствование правовой основы законности, особенно нормативных правовых актов в случаях противоречия их действующему законодательству.

Информация о применении и исполнении законов и основанных на них нормативных правовых актов позволяет судить и о качестве самих законов, пробелах и противоречиях в них.

Вскрывая нарушения законности в правоприменительной деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания, определяя наиболее целесообразные меры взыскания за них, контроль формирует правосознание персонала, ориентирует его на безусловное и точное соблюдение законов. И в этом отношении он имеет не только профилактическое, но и воспитательное значение.

Контроль за деятельностью персонала учреждений и органов, исполняющих наказания, не самоцель, а необходимое средство повышения эффективности процесса исполнения наказания и применения исправительного воздействия. В процессе контроля становится возможным обнаружить и устранить выявленные в деятельности персонала недостатки.

Значение контроля за деятельностью персонала проявляется также в том, что он позволяет экономно расходовать и перераспределять выделяемые государством на содержание системы исполнения наказания материальные средства, столь необходимые нашей стране на решение иных социальных задач.

Контроль за деятельностью персонала, осуществляемый с использованием общественных форм, позволяет лучше информировать общественность об условиях отбывания наказания, экономических и иных трудностях, стоящих перед уголовно-исполнительной системой. Это, в свою очередь, способствует снижению социального напряжения в обществе, вызванного наличием различных взглядов на темпы и цели проводимой правовой реформы.

Деятельность персонала учреждений и органов, исполняющих наказания, осуществляется на основе положений закона и нормативных правовых актов.

Учреждения и органы, исполняющие наказания, виды и порядок контроля за их деятельностью при реализации наказания определены в гл.3 УИК. Регламентированный в данной главе контроль может быть классифицирован по различным основаниям. В зависимости от субъектов, которые его осуществляют, различаются:

  • Международный;
  • Государственный;
  • общественный контроль;
  • Ведомственный контроль;
  • Прокурорский надзор;
  • Общественный контроль;

 

 

3.1 Международный контроль

 

за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания, предусмотрен международными пактами о правах человека, в первую очередь Всеобщей декларацией прав человека (1948 г.), Международным пактом о гражданских и политических правах (1966 г.), Конвенцией против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (1984г.). Существуют четыре формы международного контроля.

Первая - периодическое представление государством докладов о соблюдении прав человека (в том числе и при исполнении наказания).

Вторая - сообщения иностранных государств о нарушениях гражданских и политических прав, применении пыток, других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания.

Третья - индивидуальные жалобы лиц, находящихся под юрисдикцией России, по указанным выше случаям.

Информация о работе Система органов и учреждений исполняющих уголовное наказание