Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2014 в 01:49, курсовая работа
Деятельность суда, государственных органов, ведущих борьбу с преступностью, учреждений и органов, исполняющих наказания, неразрывно связана между собой. Эта взаимосвязь, несмотря на различие правовых основ, форм и методов деятельности, обуславливается стоящей перед ними задачей борьбы с преступностью в стране. Успешная деятельность каждого из указанных государственных органов - необходимая предпосылка эффективного выполнения задач другими звеньями этой системы.
ВВЕДЕНИЕ
1. ЗАДАЧИ И ВИДЫ УЧРЕЖДЕНИЙ И ОРГАНОВ, ИСПОЛНЯЮЩИХ НАКАЗАНИЯ
2. НАЗНАЧЕНИЕ И ВИДЫ ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
3. КОНТРОЛЬ ЗА УЧРЕЖДЕНИЯМИ И ОРГАНАМИ, ИСПОЛНЯЮЩИМИ НАКАЗАНИЯ
3.1 МЕЖДУНАРОДНЫЙ КОНТРОЛЬ
3.2 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ
3.3 СУДЕБНЫЙ КОНТРОЛЬ
3.4 ВЕДОМСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ
3.5 ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР
3.6 ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Четвертая - посещения членами Европейского комитета по предупреждению пыток мест лишения свободы государства-члена Совета Европы.
За деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания, имеет несколько видов. В нем следует выделить контроль органов государственной власти и органов власти местного самоуправления, судебный контроль, ведомственный контроль и прокурорский надзор.
Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, а также органы местного самоуправления осуществляют контроль за деятельностью расположенных на их территориях учреждений и органов, исполняющих наказания. Порядок осуществления контроля регулируется законодательством Российской Федерации.
За деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания, существует трёх видов.
Первый из них - судебный контроль при рассмотрении дел по спорам, вытекающим из гражданских, семейных, трудовых и административных правоотношений, и дел особого производства, осуществляемый по правилам гражданского судопроизводства.
Второй вид судебного контроля за деятельностью персонала - это контроль при производстве по уголовным делам, осуществляемый по правилам уголовного судопроизводства. Его, в свою очередь, можно подразделить на два подвида:
а) контроль при рассмотрении уголовных дел в суде;
б) контроль при рассмотрении судом вопросов исполнения приговора суда.
Контролирующие функции суда проявляются при рассмотрении уголовных дел о преступлениях, связанных с нарушением законности со стороны должностных лиц учреждений и органов, исполняющих наказания: злоупотребление служебными полномочиями (ст.285 УК РФ), превышение должностных полномочий (ст.286 УК РФ), халатность (ст.293 УК РФ) и другие должностные преступления.
Судебный контроль имеет место при рассмотрении уголовных дел по преступлениям, совершенным осужденными во время отбывания наказания. При рассмотрении таких уголовных дел суды обязаны проверять, не связаны ли противоправные действия с ущемлением прав осужденных, и в случае их установления суд обязан отреагировать на них путем вынесения частного определения с целью предупреждения подобных действий в будущем.
Контроль суда за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания, проявляется в стадии исполнения приговора, включающей в себя обращение приговора к исполнению, а также решение большого блока вопросов, касающихся различных аспектов исполнения наказания.
Согласно ч.1 ст.20 УИК РФ судебный контроль может осуществляться и при рассмотрении судом вопросов освобождения от отбывания наказания.
Контрольные функции суда проявляются и при рассмотрении им вопросов замены наказания другим его видом, как с учетом примерного поведения осужденного, так и в связи с уклонением от отбывания назначенного наказания.
Суд контролирует решение вопросов, связанных с изменением условий отбывания наказания. В соответствии с законом такие вопросы могут возникать при исполнении только лишения свободы.
Последняя группа - это вопросы, связанные с местом и временем отбывания (исполнения) наказания.
Третий вид судебного контроля осуществляется при рассмотрении судом предложений, заявлений и жалоб осужденных на действия персонала, поданных в соответствии с ч.4 ст.12 УИК РФ. При этом законодатель установил определенные гарантии реализации права осужденного на обращение в суд (ч.4 ст.15, ч.2 ст.91 УИК РФ).
За деятельностью уголовно-исправительных инспекций, арестных домов, исправительных центров и исправительных учреждений, входящих в уголовно-исполнительную систему, осуществляется Министерством юстиции Российской Федерации.
Формы ведомственного контроля Минюста России разнообразны. Так, контроль за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания, осуществляется путем предоставления отчетности, в том числе государственной статистической, в вышестоящие органы управления этими учреждениями и органами. По результатам рассмотрения показателей, включенных в отчетность, принимаются меры по исправлению создавшегося положения (при негативном развитии) или по закреплению наметившихся позитивных тенденций.
Важными формами контроля за деятельностью персонала являются ревизии или проверки производственной либо финансово-хозяйственной деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания. Эта форма применяется при осуществлении контроля за деятельностью администрации тех учреждений и органов, которые осуществляют производственную либо финансово-хозяйственную деятельность (исправительные учреждения, исправительные центры, арестные дома).
Одной из форм ведомственного контроля является посещение учреждений и органов, исполняющих наказания, которое согласно п. “в” ч.1 ст.24 УПК осуществляется должностными лицами вышестоящих органов без специального на то разрешения. В процессе таких посещений контролирующие функции осуществляются путем личного ознакомления должностных лиц с условиями и результатами деятельности администрации, условиями содержания осужденных и правопорядком во время исполнения наказания и т.д. Во время посещения учреждений и органов, исполняющих наказания, проверяющие могут проводить опрос персонала и осужденных, знакомиться с необходимыми документами, например личными делами осужденных, и т.п.
При всей значимости указанных выше форм ведомственного контроля наиболее важной формой является инспектирование учреждений и органов, исполняющих наказания, которое осуществляют центральные органы уголовно-исполнительной системы Минюста России.
В процессе проведения инспектирования проверяется вся деятельность персонала учреждении и органов, исполняющих наказания, в комплексе. Так, применительно к исправительным учреждениям проверке подлежит оперативно-служебная, производственная, финансово-хозяйственная деятельность персонала, профессиональная подготовка, соблюдение законности, обеспечение прав, свобод и законных интересов осужденных и т.п.
Инспекторская проверка, как и иные формы ведомственного контроля, важна не только как средство выявления недостатков в деятельности администрации этих учреждений и органов, но и как необходимая мера повышения эффективности их деятельности. Для выполнения этой задачи по итогам инспектирования разрабатывается план реализации предложений по устранению недостатков, выявленных в ходе инспектирования. После его утверждения за выполнением плана устанавливается контроль должностных лиц вышестоящих органов, что служит гарантией того, что выявленные недостатки в деятельности персонала будут устранены.
Согласно ст.1 Федерального закона Российской Федерации “О прокуратуре Российской Федерации" прокуратура - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за исполнением действующих на ее территории законов.
При этом почти вся деятельность учреждений и органов, исполняющих наказания, поднадзорна органам прокуратуры. Так, в порядке общего надзора органы прокуратуры контролируют соблюдение законов в финансовой, хозяйственной и производственной деятельности учреждений и органов, где таковая имеется (исправительные учреждения, арестные дома, исправительные центры и т.д.), порядок прохождения службы сотрудниками и условия труда рабочих и служащих персонала и т.п.
Согласно ст.32 Закона “О прокуратуре Российской Федерации" предметом надзора за соблюдением законов при исполнении наказания являются:
законность нахождения лиц в исправительных и иных учреждениях, исполняющих наказание;
соблюдение установленных законодательством Российской Федерации прав и обязанностей осужденных, порядка и условий их содержания;
законность исполнения наказания, не связанного с лишением свободы.
Осуществляя надзор, прокурор использует как общие для всех отраслей прокурорского надзора полномочия, так и специальные полномочия, предоставленные прокурору как субъекту надзора за исполнением наказания.
Одним из полномочий прокурора является проверка порядка и условий исполнения наказания. Для ее проведения прокурор вправе посещать в любое время учреждения и органы, исполняющие наказания (ч.1 ст.24 УИК).
В процессе личных посещений прокурор непосредственно знакомится с деятельностью администрации, в частности проверяет документы, на основании которых осужденные лишены свободы, проводит личный опрос осужденных и осмотр жилья, коммунально-бытовых и иных помещений, знакомится с оперативными материалами и т.д.
Прокурор вправе проводить проверку соответствия закону приказов, распоряжении и постановлении персонала учреждении и органов, исполняющих наказания. Одновременно подвергается проверке законность и обоснованность постановлении должностных лиц о наложении дисциплинарных взыскании. В случае выявления акта, противоречащего закону, прокурор вправе потребовать личных объяснении от должностных лиц по поводу принятия незаконного решения с последующим его опротестованием.
Одной из основных форм предупреждения нарушении законности в деятельности учреждении и органов, исполняющих наказания является санкционирование прокурором некоторых действии его должностных лиц.
Важной формой устранения нарушений законности являются предложения прокурора относительно соблюдения установленных законом Правил отбывания наказания. Согласно действующему законодательству такие предложения прокурора обязательны к исполнению.
Другим средством устранения нарушений законности являются постановления прокурора, в их числе предусмотренные ст.33 Закона “О прокуратуре" права по освобождению каждого содержащегося без законных оснований в учреждениях, исполняющих наказания, отмене дисциплинарных мер взыскания, наложенных в нарушение закона на осужденных, по немедленному освобождению их своим постановлением из штрафного изолятора, помещения камерного типа, карцера, одиночной камеры, дисциплинарного изолятора.
Следующей формой реагирования прокурора на нарушения законности является представление об устранении нарушений закона, причин и условий, им способствующих. Оно вносится прокурором, как правило, по фактам систематически встречающихся нарушений законности в деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания. Должностные лица этих учреждений и органов либо вышестоящего органа, куда внесено представление, обязаны безотлагательно рассмотреть факты, изложенные в представлении.
Самостоятельным средством реагирования прокурора на, нарушение законности является принесение протеста в отношении должностных лиц, из - давших противоречащие закону приказ, распоряжение или постановление.
подразделяется на определенные виды. Это контроль государственно-общественных организаций и общественных объединений за порядком и условиями и отбывания наказания, контроль правозащитных организаций и средств массовой информации.
Обычно депутаты посещают учреждения либо по жалобам отбывающих наказание, либо для общего ознакомления с условиями содержания осужденных. Замечания и пожелания депутатов и других уполномоченных лиц должны быть во всех случаях рассмотрены и, по возможности, учтены в работе учреждения. В случае официального запроса депутата ему должен быть дан ответ в установленный срок.
С конца 80-х годов появился ряд правозащитных организаций, которые провозгласили своей задачей защиту прав осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы. Чаще всего эти организации создавались бывшими осужденными, иногда членами их семей. Среди инициаторов были и ранее судимые за особо опасные государственные преступления, впоследствии реабилитированные, и лица, осужденные за общеуголовные преступления. Многие из этих лиц исходят из благих намерений помочь тем, кто находится в местах лишения свободы, добиться улучшения их положения, соблюдения их прав. Другие обеспокоены положением освобожденных от наказания, их трудностями в трудовом и бытовом устройстве. Третьи стремятся оказать помощь родственникам тех, кто отбывает наказание.
Важную роль играет Комиссия по правам человека при Президенте Российской Федерации и Уполномоченный по правам человека. Одно из направлений их работы - соблюдение прав человека в учреждениях пенитенциарной системы.
Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации осуществляет контроль за деятельностью учреждении и органов, исполняющих наказания, путем защиты прав и законных интересов лиц, подпадающих в сферу деятельности уголовно-исполнительной системы, а именно, осужденных, их родственников, сотрудников персонала.
Деятельность Уполномоченного в этой сфере регламентирована Федеральным конституционным законом “Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации”, частично УИК РФ и Законом Российской Федерации “Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы”.
В соответствии с указанными законодательными актами Уполномоченный принимает и рассматривает жалобы на нарушения прав человека от граждан РФ, лиц без гражданства и иностранных граждан, в том числе от находящихся в местах принудительного содержания, под которыми понимаются места исполнения наказания в виде лишения свободы, ограничения свободы, ареста, содержания в дисциплинарной воинской части.
Важной формой контроля Уполномоченного является его посещение исправительных учреждений и ознакомление на месте с условиями отбывания наказания осужденными. Эта форма контроля особенно действенна при массовых или грубых нарушениях прав человека при исполнении наказания, либо в случаях, имеющих особое общественное значение или связанных с необходимостью защиты интересов лиц, неспособных самостоятельно использовать правовые средства защиты.
Уголовное наказание, его реализация - реальное средство противодействия преступности. В русском дореволюционном уголовном праве перечень законодательно закрепленных наказаний называли "лестницей наказаний", подчёркивая, что каждый из видов является ее "ступенькой", что показывает взаимосвязь наказаний друг с другом. [2]
Информация о работе Система органов и учреждений исполняющих уголовное наказание