Система наказаний

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 11:22, контрольная работа

Краткое описание

Под системой наказаний понимается предусмотренный уголовным законом внутренне упорядоченный, исчерпывающий перечень видов наказаний, которые могут устанавливаться в санкциях норм Особенной части и применяться судом за совершение общественно опасных деяний.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
1. ЛЕШЕНИЕ ПРАВА ЗАНИМАТЬ ОПРЕДЕЛЕННЫЕ ДОЛЖНОСТИ ИЛИ ЗАНИМАТЬСЯ ОПРЕДЕЛЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ
ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ
ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ ЛЕШЕНИЯ ПРАВА ЗАНИМАТЬ ОПРЕДЕЛЕННЫЕ ДОЛЖНОСТИ ИЛИ ЗАНИМАТЬСЯ ОПРЕДЕЛЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

Контрольная работа УК РФ.doc

— 63.50 Кб (Скачать)

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

1. ЛЕШЕНИЕ  ПРАВА ЗАНИМАТЬ  ОПРЕДЕЛЕННЫЕ  ДОЛЖНОСТИ  ИЛИ ЗАНИМАТЬСЯ ОПРЕДЕЛЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ

    1. ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ
    2. ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ ЛЕШЕНИЯ ПРАВА ЗАНИМАТЬ ОПРЕДЕЛЕННЫЕ ДОЛЖНОСТИ ИЛИ ЗАНИМАТЬСЯ ОПРЕДЕЛЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК  ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

     Под  системой наказаний понимается  предусмотренный уголовным законом  внутренне упорядоченный, исчерпывающий  перечень видов наказаний, которые  могут устанавливаться в санкциях  норм Особенной части и применяться судом за совершение общественно опасных деяний.

     Н.С.  Таганцев отмечал, что наказание  как причиняемое виновному физическое  или психическое страдание крайне  разнообразно. История уголовного  права дает нам печальную картину  человеческой изобретательности, направленной к изысканию средств и способов причинения наибольшего страдания людям, навлекшим на себя кару закона. Но в этом разнообразии можно отыскать общие признаки, дающие возможность свести карательные меры к известным типам. Таким объединяющим признаком является свойство блага или интереса, поражаемого наказанием. Лишение жизни, причинение физического страдания, стеснение и лишение свободы, поражение чести и правоспособности, уменьшение или лишение имущества - вот общий перечень типов наказания во всех законодательствах1.

     С  развитием цивилизации системы  наказаний становились мягче,  гуманнее. Постепенно из них исчезли  калечащие наказания (отсечение  ушей, рук и т.д.), варварские виды  смертной казни (подвешивание  на крюк за ребро, четвертование, колесование и др.).

     Включенная  в действующее российское уголовное  законодательство система наказаний  носит гуманистический характер. Она основывается на Конституции  Российской Федерации 1993 г., общепризнанных  принципах и нормах международного  права, принципах уголовного закона и права, разумном сочетании гуманизма и социальной справедливости.

     Уголовный  кодекс Российской Федерации  1996 г. предусматривает две системы  наказаний:

- основную, или  полную, для взрослых;

- дополнительную, или усеченную, для несовершеннолетних.

     Основная, или полная, система наказаний (ст. 44 УК РФ) перечень является исчерпывающим и состоит из двенадцати видов: штраф; лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью; лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград; обязательные работы; исправительные работы; ограничение по военной службе; ограничение свободы; арест; содержание в дисциплинарной воинской части; лишение свободы на определенный срок; пожизненное лишение свободы; смертная казнь.

     Дополнительная, или усеченная, система наказаний  для несовершеннолетних состоит  из шести видов (ст. 88 УК РФ): штраф; лишение права заниматься  определенной деятельностью; обязательные  работы; исправительные работы; арест; лишение свободы на определенный срок.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. ЛИШЕНИЕ ПРАВА ЗАНИМАТЬ ОПРЕДЕЛЕННЫЕ ДОЛЖНОСТИ ИЛИ ЗАНИМАТЬСЯ ОПРЕДЕЛЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ
    1. ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ

     Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью принадлежит к числу наиболее древних наказаний, прошедших несколько этапов развития.

     Так, по древнегерманскому  праву преступник объявлялся  «лишенным мира». Его исключали  из общества, лишали имущества  и приравнивали по положению  к дикому зверю; каждый мог его безнаказанно убить. Согласно Русской Правде лишение прав означало полное бесправие лица, юридическое вымирание его личности. Однако в дальнейшем полное поражение (гражданская смерть) из нашего права исчезло. Оно не предусматривалось ни Судебниками, ни Соборным Уложением 1649 г.

     В виде закона  лишение прав появилось в России  при Петре I. Это были шельмование2 и анафемаствование3. А Уложение о наказаниях 1845 г. предусматривало лишение всех прав состояния; лишение всех особенных, личных и по состоянию присвоенных прав и преимуществ; лишение некоторых лично и по состоянию присвоенных прав и преимуществ; лишение какого-нибудь отдельного права на срок или навсегда. Уголовное уложение 1903 г. предусматривало, в свою очередь, лишь одну категорию поражения прав- лишение прав состояния, но объем его был достаточно велик. Правоограничения, установленные Уложением, были настолько тяжки, что лишение прав, по крайней мере наиболее тяжкий его вид, поражало всю правовую сферу личности и, ставя человека почти в безвыходное положение увеличивало вероятность рецидива.

     Уголовное право послереволюционного периода с первых лет своего существования отказалось от гражданской смерти, однако долго еще сохраняло лишение основных (прежде всего политических) прав отдельных слоев общества. Так, Руководящие начала 1919 г. по отношению к «саботажникам» и «вредителям» народного хозяйства предусматривали воспрещение занимать определенную должность или исполнять определенную работу, а УК РСФСР 1926 г.- лишение активного и пассивного избирательного права; права занимать выборные должности в общественных организациях, те или иные государственные должности; права носить почетные звания; родительских прав; права на пенсии, выдаваемые в порядке социального страхования и государственного обеспечения, и на пособие по безработице, выдаваемое в порядке социального страхования.

     Основы уголовного  законодательства Союза ССР и  союзных республик 1958 г. содержали  два вида поражения прав: лишение  права занимать определенные должности или заниматься определенной профессией и лишение воинского или специального звания. Сохранились данные наказания (в несколько иной интерпретации) и в настоящее время.

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ ЛЕШЕНИЯ ПРАВА ЗАНИМАТЬ ОПРЕДЕЛЕННЫЕ ДОЛЖНОСТИ ИЛИ ЗАНИМАТЬСЯ ОПРЕДЕЛЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ

     Под  лишением права занимать определенные  должности или заниматься определенной  деятельностью понимается запрещение  занимать должности на государственной  службе, в органах местного самоуправления  либо заниматься определенной профессиональной или иной деятельностью (ч. 1 ст. 47 УК РФ).

     Рассматриваемое  наказание состоит, таким образом,  из двух разновидностей: 1) запрета  занимать должности на государственной  службе или в органах местного  самоуправления; 2) запрета заниматься профессиональной или иной деятельностью. При применении к несовершеннолетним преступникам используется только вторая разновидность наказания- лишение права заниматься определенной деятельностью (ст. 88 УК РФ).

     Запрещение  занимать должности на государственной службе или в органах местного самоуправления предполагает точное указание в приговоре, о каких именно должностях идет речь.

     В соответствии  с Федеральным законом от 27 июля 2004 г. № 79- ФЗ «О государственной  гражданской службе Российской Федерации» под государственной службой понимается профессиональная деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов. Государственная служба включает:

- федеральную государственную  службу, находящуюся в ведении  РФ;

- государственную службу субъектов РФ, находящуюся в их ведении.

     Функции  государственной службы реализует  государственные служащие, которыми  признаются граждане РФ, исполняющие  в порядке, установленном федеральным  законом, обязанности государственной  службы за денежное вознаграждение, которое выплачивается за счет средств федерального бюджета соответствующего субъекта РФ.

     В  соответствии с Федеральным законом  от 6 октября 2003 г. № 131- ФЗ «Об  общих принципах организации  местного самоуправления в РФ»  органами местного самоуправления  являются выборные и другие  органы, наделенные полномочиями на решение вопросов местного значения и не входящих в систему органов государственной власти. При этом вопросами местного значения законом признаются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, отнесенные к таковым его уставом.

     В  соответствии с Федеральным законом  от 8 января 1998 г. № 8- ФЗ « Об  основах муниципальной службы  в РФ» под муниципальной службой  ( службой в органах местного  самоуправления) понимается оплачиваемая профессиональная деятельность по обеспечению полномочий органов местного самоуправления, которую осуществляют муниципальные служащие.

     Таким  образом, запрещение занимать  должности на государственной  службе или в органах местного  самоуправления состоит в запрете занимать конкретные должности государственных или муниципальных служащих. Запрещение заниматься профессиональной (врачебной, педагогической и др.) или иной (торговля, шоу- бизнес и т.н.) деятельностью предполагает запрет на занятие любой другой деятельностью, помимо деятельности, связанной с государственной или муниципальной службой.

     Лишение  права занимать определенные  должности или заниматься определенной  деятельностью может использоваться  в качестве основного и дополнительного  наказания. Если оно применяется как основное наказание, то его продолжительность составляет от одного до пяти лет, а при использовании в качестве дополнительного- от шести месяцев до трех лет (ч. 2 ст. 47 УК РФ).

     Особенностью  рассматриваемого наказания является  то, что лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью может назначаться в качестве дополнительного наказания и  в тех случаях, когда оно не предусмотрено соответствующей статьей Особенной части Уголовного кодекса в качестве санкций за соответствующее преступление, если с учетом характера и степени общественной опасности совершенного преступления и личности виновного суд признает невозможным сохранение за ним права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью (ч. 3 ст. 47 УК РФ).

     В качестве основного или дополнительного наказания лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью применяется за такие преступления, которые совершаются с использованием должностного положения, профессиональной или иной деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     Применение рассматриваемого наказания в качестве основного или дополнительного направлено на то, чтобы лишить осужденного возможности заниматься той деятельностью, которая в той либо иной мере способствовала совершению им преступного деяния.

     При  назначении наказания в виде  лишения права занимать определенные  должности или заниматься определенной  деятельностью запрет касается  конкретных видов деятельности. Следовательно, осужденные могут продолжать работать в той же организации, в той же сфере, где трудились ранее, не занимая при этом указанных в приговоре должностей и не занимаясь запрещенными им видами деятельности.

     Законом  предусмотрено два способа исчисления сроков лешения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью при назначении этого наказания в качестве дополнительного (ч. 4 ст. 47 УК РФ).

     Если  это наказание назначается в  качестве дополнительного к обязательным работам, исправительным работам, а также при условном осуждении, его срок исчисляется с момента вступления приговора в законную силу. Таким образом, сроки основного и дополнительного наказания начинают исчисляться одновременно.

     Иной  порядок предусмотрен, если рассматриваемое наказание назначается в качестве дополнительного к ограничению свободы, аресту, содержанию в дисциплинарной воинской части, лишению свободы. В этом случае оно распространяется на все время отбывания указанных основных видов наказания, на его срок начинает исчисляться только с момента отбытия основного наказания. Такой подход существенно повышает репрессивный эффект дополнительного наказания.

     В  срок лишения права занимать  определенные должности или заниматься  определенной деятельностью не засчитывается время, в течении которого осужденный занимал запрещенные для него должности или занимался запрещенной для него деятельностью (ст. 36 УИК РФ).

     Порядок  исполнения наказания в виде  лишения права занимать определенные  должности или заниматься определенной деятельностью подробно урегулирован нормами уголовно-исполнительного права и изучается в рамках соответствующего учебного курса. Можно лишь отметить, что администрация организаций по месту работы или службы осужденного, а также органы, правомочные аннулировать разрешение на занятие определенным видом деятельности, обязаны обеспечить исполнение приговора суда в трехдневный срок после его получения. Злостное неисполнение приговора суда о лишении права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью влечет уголовную ответственность виновных лиц по ст. 315 УК РФ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Конституция Российской Федерации
  2. Русское уголовное право. Лекции, Часть общая. Таганцев Н.С., 1994 г.
  3. Юридический словарь, 2000 г., www.dic.academic.ru
  4. Словарь синонимов ASIS, Тришин В.Н., 2010 г., www.dic.academic.ru
  5. Уголовное право. Общая часть: учебник/ отв. ред.  У26 И.Я. Козаченко- 4-е издание, перераб. и доп. – М: Норма, 2008 г.- 720 с.
  6. Уголовное право России. Общая часть. Учебник. 2-е изд., испр и доп. (под редакцией В.П. Ревина, доктора юридических наук, профессора, заслуженного деятеля науки Российской Федерации). - "Юстицинформ", 2010 г.
  7. Уголовное право России. Общая часть/ под ред. А.И. Рарога-  3-е изд., с изм. и доп.- М.: Эксмо, 2009 г.- 496 с.- (Российское Юридическое образование).

Информация о работе Система наказаний