Система органов науки и образования

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2012 в 08:50, контрольная работа

Краткое описание

Система органов, осуществляющих государственное управление образованием, включает в себя как федеральные органы исполнительной власти, так и органы исполнительной власти субъектов РФ.
Правительство РФ, обеспечивает проведение единой государственной политики в области образования, определяет основные направления развития и совершенствования общего и профессионального образования, развивает систему бесплатного образования. В настоящее время одной из основных задач Правительства РФ является выполнение национального проекта в сфере образования.

Файлы: 1 файл

Система органов.docx

— 27.51 Кб (Скачать)

Система органов, осуществляющих государственное управление образованием, включает в себя как  федеральные органы исполнительной власти, так и органы исполнительной власти субъектов РФ.

Правительство РФ, обеспечивает проведение единой государственной политики в области образования, определяет основные направления развития и совершенствования общего и профессионального образования, развивает систему бесплатного образования. В настоящее время одной из основных задач Правительства РФ является выполнение национального проекта в сфере образования.

Возглавляет систему  органов управления образованием Министерство образования и науки РФ - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, воспитания, социальной поддержки и социальной защиты обучающихся и воспитанников образовательных учреждений.

Министерство  вносит в Правительство РФ проекты  Федеральных Законов, осуществляет:

- контроль и надзор за исполнением законодательства РФ в области образования;

-  за качеством образования в образовательных учреждениях и подготовки выпускников образовательных учреждений по завершении каждого уровня образования;

- за деятельностью советов по защите докторских и кандидатских диссертаций, ученых советов образовательных учреждений по вопросам присвоения ученых званий работникам образовательных учреждений;

- проводит лицензирование, аттестацию и государственную аккредитацию образовательных учреждений и их филиалов;

- рассматривает вопросы присвоения ученых званий профессора по специальности и профессора по кафедре, доцента по специальности и доцента по кафедре, присуждения ученых степеней доктора и кандидата наук и выдает соответствующие аттестаты и дипломы, а также рассматривает вопросы лишения (восстановления) указанных ученых степеней и званий;

           - выдает разрешения на создание советов по защите докторских и кандидатских диссертаций (диссертационных советов), устанавливает их компетенцию и определяет перечни научных специальностей, по которым им предоставляется право приема к защите диссертаций;

           - подтверждает, признает и устанавливает эквивалентность документов об образовании, ученых степенях и званиях, полученных за рубежом и в Российской Федерации, и выдает соответствующие документы.

В соответствии с Правилами осуществления контроля и надзора в сфере образования, утвержденными постановлением Правительства РФ от 20 февраля 2007 г. № 116, в целях осуществления надзора Рособрнадзор вправе инспектировать органы управления образованием и уполномоченные органы исполнительной власти субъектов РФ. Контроль и надзор в сфере образования осуществляются путем:

        - проведения выездных (инспекционных) и камеральных проверок, включающих в себя рассмотрение документов, экспертизу качества образования, проведение при необходимости тестирования обучающихся и воспитанников образовательных организаций;

       -  анализа причин возникновения нарушений российского законодательства в области образования;

       -    воздействия на нарушителей законодательства в области образования.

          Рособрнадзор имеет право пресекать факты нарушения законодательства РФ в сфере образования, а также применять предусмотренные законодательством меры ограничительного и предупредительного характера, направленные на недопущение и ликвидацию последствий нарушения юридическими лицами и гражданами обязательных требований в сфере образования.

           Рособрнадзор возглавляет руководитель, назначаемый на должность Правительством РФ по представлению Министра образования и науки РФ.

Федеральное агентство по образованию (Рособразование) - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по управлению государственным имуществом, оказанию государственных услуг в сфере образования, развития общедоступных образовательных ресурсов. Оно наделено следующими полномочиями:

- организация повышения квалификации и переподготовки научно-педагогических работников государственных учреждений высшего профессионального образования и государственных научных организаций, действующих в системе высшего и послевузовского образования;

- определение для образовательных учреждений профессионального образования, находящихся в ведении Агентства, контрольных цифр приема граждан, обучающихся за счет средств федерального бюджета, а также квот по целевому приему;

- размещение на конкурсной основе среди высших учебных заведений, имеющих государственную аккредитацию, государственного задания по подготовке специалистов с высшим профессиональным образованием, в том числе инженерных и научных кадров для оборонных отраслей промышленности; распределение между образовательными учреждениями квот на стипендии Президента РФ, Правительства РФ, иные именные стипендии и назначение их в установленном порядке;

- открытие в установленном порядке аспирантур и докторантур в образовательных учреждениях высшего и дополнительного профессионального образования и научных организациях, нормативных правовых актов Президента РФ и Правительства РФ по вопросам образования. Министерство самостоятельно осуществляет правовое регулирование по следующим вопросам:

-    порядок подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров;

- перечень профессий (специальностей), по которым осуществляются профессиональное образование и профессиональная подготовка в образовательных учреждениях;

- приоритетные направления развития образования;

- порядок создания филиалов федеральных государственных учреждении высшего и среднего образования;

- формы документов государственного образца об уровне образования и квалификации;

- федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию при осуществлении образовательного процесса в образовательных учреждениях;

- положение об аспирантуре и докторантуре в высших учебных заведениях;

- федеральные компоненты государственных образовательных стандартов;

- положение о порядке замещения должностей работников государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования.

Федеральными  органами исполнительной власти в сфере  образования являются также Федеральная  служба по надзору в сфере образования и науки и Федеральное агентство по образованию, находящиеся в ведении Минобрнауки России, которое осуществляет координацию и контроль их деятельности.

Федеральная служба по надзору в сфере образования  и науки (Рособрнадзор) является федеральным органом исполнительной власти, который осуществляет в сфере образования функции по контролю и надзору. Служба имеет следующие полномочия в сфере образования:

- утверждение на установленный законодательством Российской Федерации срок избранных общими собраниями (конференциями) образовательных учреждений высшего профессионального образования, находящихся в ведении Агентства, ректоров (директоров), а при наличии вакантной должности ректора возложение исполнения его обязанностей на одного из Проректоров;

- в установленном порядке соответствующих документов для выезда за границу обучающихся, воспитанников и работников сферы образования;

- организация конгрессов, конференций, олимпиад, семинарии, выставок и других мероприятий в сфере образования.

Следует иметь  в виду, что ряд образовательных  учреждений находится в ведении  иных федеральных органов исполнительной власти, например Министерства внутренних дел РФ, Министерства обороны РФ, Министерства сельского хозяйства РФ и др.

Вопросы образования  в соответствии с Конституцией РФ отнесены к совместному ведению  Российской Федерации и ее субъектов. К ведению субъектов РФ в сфере  образования отнесены такие вопросы, как:

- создание, реорганизация, ликвидации и финансирование образовательных учреждений субъекта РФ;

- разработка и реализация республиканских, региональных программ развития образования;

- установление региональных (национально-региональных) компонентов государственных образовательных стандартов;

- формирование органов управления образованием субъектов РФ и назначение (по согласованию с федеральными органами управления образованием) их руководителей.

В соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. № 258-ФЗ «О внесении изменений  в отдельные законодательные  акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий» в области образования переданы дли осуществления органам государственной власти субъектов РФ полномочия Российской Федерации по осуществлению контроля качества образования, в том числе качества подготовки обучающихся и выпускников в соответствии с федеральными компонентами государственных образовательных стандартов в образовательных учреждениях, расположенных на территории субъекта РФ, по всем реализуемым ими образовательным программам, за исключением вопросов, отнесенных к ведению федеральных органов государственной власти по осуществлению контроля качества образования.

В субъектах РФ создаются такие органы исполнительной власти в области образования, как  министерства или комитеты — в  республиках, департаменты, главные  управления, управления, отделы образования — в других субъектах РФ.

В муниципальных  образованиях в составе администраций  создаются управления, отделы образования. К их ведению относится:

- организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования;

- организация предоставления дополнительного образования детям и общедоступного бесплатного дошкольного образования на подведомственной территории;

- создание, реорганизация и ликвидация муниципальных образовательных учреждений;

- учет детей, подлежащих обязательному обучению в муниципальных учреждениях, реализующих образовательные программы основного общего образования;

- обеспечение содержания зданий, сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий.

          Государственная научно-техническая политика — составная часть социально-экономической политики, которая выражает отношение государства к научной и научно-технической деятельности, определяет цели, направления, формы деятельности органов государственной власти Российской Федерации в области науки, техники и реализации достижений науки и техники.

Организация государственного управления в сфере науки связана  с тем, что научная деятельность, т. е. деятельность, направленная на получение  новых знаний, подразделяется на:

фундаментальные научные исследования — экспериментальная  или теоретическая деятельность, направленная на получение новых  знаний об основных закономерностях  строения, функционирования и развития человека, общества, окружающей природной  среды;

прикладные научные  исследования — исследования, направленные преимущественно на применение новых  знаний для достижения практических целей и решения конкретных задач.

Управление наукой распространяется также на научно-техническую  деятельность, т. е. деятельность, связанную  с получением и применением новых знаний и обеспечением функционирования науки, техники и производства как единой системы.

Цель государственного управления в данной сфере — определение  приоритетных направлений развития науки, разработка и реализация научных и научно-технических программ и проектов, осуществление межотраслевой научной и научно-технической деятельности, реализация достижений науки и техники.

Правовую основу государственного управления в рассматриваемой  области имеют Федеральный закон  от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ «О науке и  государственной научно-технической  политике», Указ Президента РФ от 22 июля 1998 г. № 863 «О государственной политике по вовлечению в хозяйственный оборот результатов научно-технической  деятельности и объектов интеллектуальной собственности в сфере науки и технологий», постановление Правительства РФ от 2 сентября 1999 г. № 982 «Об использовании результатов научно-технической деятельности». Постановлением Правительства РФ от 21 августа 2001 г. № 605 была утверждена Федеральная целевая научно-техническая программа, цель которой — развитие и использование научно-технического потенциала, включая комплексное развитие национальной инновационной системы Российской Федерации, в интересах диверсификации и роста конкурентоспособности российской экономики.

Научная деятельность в зависимости от решаемых задач  и источников финансирования осуществляется в различных организационных формах: фундаментальная, вузовская, ведомственная, прикладная.

Правительство РФ как высший орган исполнительной власти разрабатывает и осуществляет меры государственной поддержки развития науки; обеспечивает государственную поддержку фундаментальной науки (например, нанотехнологии), имеющих общегосударственное значение приоритетных направлений прикладной науки.

Систему органов  государственного управления в сфере  науки возглавляет Министерство образования и науки РФ — федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере научной, научно-технической и инновационной деятельности, развития федеральных центров науки и высоких технологий, государственных научных центров и наукоградов, интеллектуальной собственности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

1. Федеральный закон от 13 января 1996 г. №12-ФЗ "Об образовании" // СЗ РФ. 1996. №3. Ст. 150; 1997. №47. Ст. 5341; 2000. №30. Ст. 3120; №33. Ст. 3348; 2002. №7. Ст. 631; №26. Ст. 2517.

Информация о работе Система органов науки и образования