Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2012 в 08:50, контрольная работа
Система органов, осуществляющих государственное управление образованием, включает в себя как федеральные органы исполнительной власти, так и органы исполнительной власти субъектов РФ.
Правительство РФ, обеспечивает проведение единой государственной политики в области образования, определяет основные направления развития и совершенствования общего и профессионального образования, развивает систему бесплатного образования. В настоящее время одной из основных задач Правительства РФ является выполнение национального проекта в сфере образования.
Система органов, осуществляющих государственное управление образованием, включает в себя как федеральные органы исполнительной власти, так и органы исполнительной власти субъектов РФ.
Правительство РФ, обеспечивает проведение единой государственной политики в области образования, определяет основные направления развития и совершенствования общего и профессионального образования, развивает систему бесплатного образования. В настоящее время одной из основных задач Правительства РФ является выполнение национального проекта в сфере образования.
Возглавляет систему органов управления образованием Министерство образования и науки РФ - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, воспитания, социальной поддержки и социальной защиты обучающихся и воспитанников образовательных учреждений.
Министерство вносит в Правительство РФ проекты Федеральных Законов, осуществляет:
- контроль и надзор за исполнением законодательства РФ в области образования;
- за качеством образования в образовательных учреждениях и подготовки выпускников образовательных учреждений по завершении каждого уровня образования;
- за деятельностью советов по защите докторских и кандидатских диссертаций, ученых советов образовательных учреждений по вопросам присвоения ученых званий работникам образовательных учреждений;
- проводит лицензирование, аттестацию и государственную аккредитацию образовательных учреждений и их филиалов;
- рассматривает вопросы присвоения ученых званий профессора по специальности и профессора по кафедре, доцента по специальности и доцента по кафедре, присуждения ученых степеней доктора и кандидата наук и выдает соответствующие аттестаты и дипломы, а также рассматривает вопросы лишения (восстановления) указанных ученых степеней и званий;
- выдает разрешения на создание советов по защите докторских и кандидатских диссертаций (диссертационных советов), устанавливает их компетенцию и определяет перечни научных специальностей, по которым им предоставляется право приема к защите диссертаций;
- подтверждает, признает и устанавливает эквивалентность документов об образовании, ученых степенях и званиях, полученных за рубежом и в Российской Федерации, и выдает соответствующие документы.
В соответствии
с Правилами осуществления
- проведения выездных (инспекционных) и камеральных проверок, включающих в себя рассмотрение документов, экспертизу качества образования, проведение при необходимости тестирования обучающихся и воспитанников образовательных организаций;
- анализа причин возникновения нарушений российского законодательства в области образования;
- воздействия на нарушителей законодательства в области образования.
Рособрнадзор имеет право пресекать факты нарушения законодательства РФ в сфере образования, а также применять предусмотренные законодательством меры ограничительного и предупредительного характера, направленные на недопущение и ликвидацию последствий нарушения юридическими лицами и гражданами обязательных требований в сфере образования.
Рособрнадзор возглавляет руководитель, назначаемый на должность Правительством РФ по представлению Министра образования и науки РФ.
Федеральное агентство по образованию (Рособразование) - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по управлению государственным имуществом, оказанию государственных услуг в сфере образования, развития общедоступных образовательных ресурсов. Оно наделено следующими полномочиями:
- организация повышения квалификации и переподготовки научно-педагогических работников государственных учреждений высшего профессионального образования и государственных научных организаций, действующих в системе высшего и послевузовского образования;
- определение для образовательных учреждений профессионального образования, находящихся в ведении Агентства, контрольных цифр приема граждан, обучающихся за счет средств федерального бюджета, а также квот по целевому приему;
- размещение на конкурсной основе среди высших учебных заведений, имеющих государственную аккредитацию, государственного задания по подготовке специалистов с высшим профессиональным образованием, в том числе инженерных и научных кадров для оборонных отраслей промышленности; распределение между образовательными учреждениями квот на стипендии Президента РФ, Правительства РФ, иные именные стипендии и назначение их в установленном порядке;
- открытие в установленном порядке аспирантур и докторантур в образовательных учреждениях высшего и дополнительного профессионального образования и научных организациях, нормативных правовых актов Президента РФ и Правительства РФ по вопросам образования. Министерство самостоятельно осуществляет правовое регулирование по следующим вопросам:
- порядок подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров;
- перечень профессий (специальностей), по которым осуществляются профессиональное образование и профессиональная подготовка в образовательных учреждениях;
- приоритетные направления развития образования;
- порядок создания филиалов федеральных государственных учреждении высшего и среднего образования;
- формы документов государственного образца об уровне образования и квалификации;
- федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию при осуществлении образовательного процесса в образовательных учреждениях;
- положение об аспирантуре и докторантуре в высших учебных заведениях;
- федеральные компоненты государственных образовательных стандартов;
- положение о порядке замещения должностей работников государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования.
Федеральными органами исполнительной власти в сфере образования являются также Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки и Федеральное агентство по образованию, находящиеся в ведении Минобрнауки России, которое осуществляет координацию и контроль их деятельности.
Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) является федеральным органом исполнительной власти, который осуществляет в сфере образования функции по контролю и надзору. Служба имеет следующие полномочия в сфере образования:
- утверждение на установленный законодательством Российской Федерации срок избранных общими собраниями (конференциями) образовательных учреждений высшего профессионального образования, находящихся в ведении Агентства, ректоров (директоров), а при наличии вакантной должности ректора возложение исполнения его обязанностей на одного из Проректоров;
- в установленном порядке соответствующих документов для выезда за границу обучающихся, воспитанников и работников сферы образования;
- организация конгрессов, конференций, олимпиад, семинарии, выставок и других мероприятий в сфере образования.
Следует иметь
в виду, что ряд образовательных
учреждений находится в ведении
иных федеральных органов
Вопросы образования в соответствии с Конституцией РФ отнесены к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов. К ведению субъектов РФ в сфере образования отнесены такие вопросы, как:
- создание, реорганизация, ликвидации и финансирование образовательных учреждений субъекта РФ;
- разработка и реализация республиканских, региональных программ развития образования;
- установление региональных (национально-региональных) компонентов государственных образовательных стандартов;
- формирование органов управления образованием субъектов РФ и назначение (по согласованию с федеральными органами управления образованием) их руководителей.
В соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. № 258-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий» в области образования переданы дли осуществления органам государственной власти субъектов РФ полномочия Российской Федерации по осуществлению контроля качества образования, в том числе качества подготовки обучающихся и выпускников в соответствии с федеральными компонентами государственных образовательных стандартов в образовательных учреждениях, расположенных на территории субъекта РФ, по всем реализуемым ими образовательным программам, за исключением вопросов, отнесенных к ведению федеральных органов государственной власти по осуществлению контроля качества образования.
В субъектах РФ создаются такие органы исполнительной власти в области образования, как министерства или комитеты — в республиках, департаменты, главные управления, управления, отделы образования — в других субъектах РФ.
В муниципальных образованиях в составе администраций создаются управления, отделы образования. К их ведению относится:
- организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования;
- организация предоставления дополнительного образования детям и общедоступного бесплатного дошкольного образования на подведомственной территории;
- создание, реорганизация и ликвидация муниципальных образовательных учреждений;
- учет детей, подлежащих обязательному обучению в муниципальных учреждениях, реализующих образовательные программы основного общего образования;
- обеспечение содержания зданий, сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий.
Государственная научно-техническая политика — составная часть социально-экономической политики, которая выражает отношение государства к научной и научно-технической деятельности, определяет цели, направления, формы деятельности органов государственной власти Российской Федерации в области науки, техники и реализации достижений науки и техники.
Организация государственного управления в сфере науки связана с тем, что научная деятельность, т. е. деятельность, направленная на получение новых знаний, подразделяется на:
фундаментальные
научные исследования — экспериментальная
или теоретическая
прикладные научные исследования — исследования, направленные преимущественно на применение новых знаний для достижения практических целей и решения конкретных задач.
Управление наукой распространяется также на научно-техническую деятельность, т. е. деятельность, связанную с получением и применением новых знаний и обеспечением функционирования науки, техники и производства как единой системы.
Цель государственного управления в данной сфере — определение приоритетных направлений развития науки, разработка и реализация научных и научно-технических программ и проектов, осуществление межотраслевой научной и научно-технической деятельности, реализация достижений науки и техники.
Правовую основу
государственного управления в рассматриваемой
области имеют Федеральный
Научная деятельность в зависимости от решаемых задач и источников финансирования осуществляется в различных организационных формах: фундаментальная, вузовская, ведомственная, прикладная.
Правительство РФ как высший орган исполнительной власти разрабатывает и осуществляет меры государственной поддержки развития науки; обеспечивает государственную поддержку фундаментальной науки (например, нанотехнологии), имеющих общегосударственное значение приоритетных направлений прикладной науки.
Систему органов государственного управления в сфере науки возглавляет Министерство образования и науки РФ — федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере научной, научно-технической и инновационной деятельности, развития федеральных центров науки и высоких технологий, государственных научных центров и наукоградов, интеллектуальной собственности.
Список использованной литературы:
1. Федеральный закон от 13 января 1996 г. №12-ФЗ "Об образовании" // СЗ РФ. 1996. №3. Ст. 150; 1997. №47. Ст. 5341; 2000. №30. Ст. 3120; №33. Ст. 3348; 2002. №7. Ст. 631; №26. Ст. 2517.