Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Августа 2011 в 23:09, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Судебное дело".
Структура Верховного Суда РФ. Структурными подразделениями Верховного Суда РФ являются Суд.коллегия по уголов.делам, Суд.коллегия по гражд.делам, Воен.коллегия, Президиум и Пленум.
Судебная коллегия по уголов.делам в качестве суда первой инстанции рассматривает уголов.дела особой важности и общественного значения, принятые к производству по инициативе Верховного Суда или Ген.прокурора РФ. В качестве суда надзорной инстанции она проверяет не вступившие в силу приговоры судов второго звена судов общей юрисдикции. В порядке надзора суд.коллегия по уголов.делам проверяет приговоры всех нижестоящих судов, вступившие в законную силу, а также кассационные определения и решения, вынесенные в порядке надзора областных и др. равных им судов.
Судебная коллегия по гражд.делам рассматривает в качестве суда первой инстанции гражд.дела, которые она приняла к своему производству. В качестве кассационной инстанции она проверяет обоснованность и законность решений по гражд.делам судов второго звена, не вступивших в законную силу. В качестве надзорной инстанции суд.коллегия проверяет решения по гражд.делам всех нижестоящих судов общей юрисдикции, вступившие в законную силу, кассационные определения и решения в порядке надзора областных и др. равных им судов.
Воен.коллегия в качестве суда первой инстанции рассматривает уголов.дела исключительной важности, а также военнослужащих, имеющих звание генерала (адмирала) либо занимающих должность командира соединения и выше. В качестве суда второй инстанции Воен.коллегия проверяет законность и обоснованность приговоров воен.судов округов, не вступивших в законную силу. Как надзорная инстанция - вступивших в законную силу приговоров и определений всех нижестоящих воен.судов.
Президиум Верховного Суда РФ состоит из 13 судей в составе Председателя Верховного Суда, его заместителей и судей. Заседания Президиума проводятся не реже 1 раза в месяц и правомочны при наличии большинства членов Президиума. Он рассматривает в порядке надзора дела по протестам на решения, приговоры, вынесенные суд.коллегиями по гражданским и уголов.делам, Воен.коллегией в качестве суда первой инстанции, дела по протестам на определения суд.коллегий, вынесенные в кассационном порядке и в порядке надзора. Кроме того, Президиум рассматривает вопросы организации работы суд.коллегий, оказывает помощь нижестоящим судам в правильном применении законодательства.
Главная задача Пленума Верховного Суда РФ состоит в даче разъяснений по вопросам суд.практики, вытекающим из различного применения закона при осущ-ении правосудия. С предложением дать разъяснения по вопросам суд.практики может выступить любой судья Верховного Суда РФ. Основанием для обсуждения этого вопроса могут быть представления Ген.прокурора РФ или министра юстиции РФ. Пленум включает всех судей Верховного Суда РФ и созывается не реже 1 раза в 4 месяца, а его заседание правомочно при наличии не менее двух третей полного состава. На Пленуме решаются и др. вопросы: о законод-ной инициативе, о соответствии разъяснений Пленума Верховного Суда РФ Конституции РФ и др. законодательству. Пленум утверждает суд.составы коллегий и секретаря Пленума, научно-консультационный совет при Верховном Суде РФ.
Состав
Верховного Суда РФ.
Верховный Суд РФ состоит из председателя,
его заместителей, судей и народ.заседателей.
Судьи Верховного Суда назначаются на
должность Советом Фед-ции Фед-ного Собрания
РФ по представлению Президента РФ. Срок
их полномочий не ограничен.
41. Полномочия Верховного суда
Верховный Суд Российской Федерации:
1) изучает,
обобщает судебную практику и
в целях обеспечения ее
2) разрешает
в пределах своей компетенции
вопросы, связанные с
3) публикует
судебные акты Верховного Суда
Российской Федерации, а также
решает вопросы обеспечения
4) осуществляет
иные полномочия в
42.Структура районного суда
Район.суды
образуются в каждом районе, городские
- в городах. В сельских районах создается,
как правило, один суд на район и город
(районный центр). Решение об образовании
район.суда принимается местной администрацией
по представлению Минюста РФ или по согласованию
с ним. Проводящаяся в РФ правовая реформа
предусматривает принятие закона о мир.судьях,
который изменит компетенцию районного
(городского) суда. Часть уголовных, граж-ких
и админ-ных дел, подсудных ныне районному
(городскому) суду, предполагается передать
на рассмотрение мир.судьям. А районные
(городские) суды станут вышестоящей инстанцией,
проверяющей решения и приговоры мир.судьи.
Район.суд состоит из судей и народ.заседателей.
В зависимости от количества уголовных,
админ-ных дел определяется число судей
и народ.заседателей. При небольшом объеме
работы в район.суд назначается один судья.
Но в большинстве районных (городских)
судов работают несколько судей, один
из которых является председателем суда.
Для нормальной работы каждого судьи необходимо
избрать примерно 70 народных заседателей.
Все судьи и народ.заседатели независимы,
подчиняются только закону. Народ.заседатели,
участвуя в рассмотрении дела, пользуются
всеми правами профессионального судьи.
Админ-ные дела, часть уголовных и гражд.дел,
жалобы на незаконное и необоснованное
применение меры пресечения в виде заключения
под стражу, вопросы, связанные с исполнением
приговора, рассматриваются судьей единолично.
Другая же часть уголовных и гражд.дел
рассматривается составом суда, куда входят
один судья и два народных заседателя.
Судьи районных (городских) судов назначаются
на должность Президентом РФ. Районные
(городские) судьи обладают правом неприкосновенности,
которое распространяется и на их жилища,
служебные помещения, транспортные средства,
имущество. В районных (городских) судах,
где работают несколько судей, один из
них назначается председателем районного
(городского) суда. Он сохраняет статус
судьи, рассматривает дела, отнесенные
законом к компетенции этого суда, но в
то же время на него возлагается и организация
работы в суде. Прежде всего он распределяет
обязанности между судьями. При этом учитывается
стаж, подготовка, собственные склонности.
Как правило, дела распределяются по предметному
или функциональному признаку. В соответствии
с этим один судья специализируется на
рассмотрении уголов.дел, другой - гражданских,
третий – админ-ных. Применяется и территориальный
признак, по которому судья рассматривает
дела, возникшие на определенной территории.
Эти два признака могут сочетаться между
собой. В этом случае судья рассматривает,
например, уголов.дела, возникшие только
на определенной, закрепленной за ним
территории. Возможна и специализация
судей по категориям дел, например по делам
о преступлениях несовершеннолетних.
Некоторые дела с учетом их сложности,
особого значения распределяются председателем
суда персонально - конкретным судьям.
Председатель суда организует прием граждан
судьями, причем как в утренние, так и в
вечерние часы. На него возлагается также
организация юридической подготовки народных
заседателей, повышение квалификации
судей. Кроме того, председатель сам ведет
прием граждан. Он же организует изучение
и обобщение судеб.практики, подготавливает
статистическую отчетность о работе суда.
Результаты обобщения м/б направлены в
вышестоящий суд, местные исполнительные
органы, другие правоохр-ные органы. Для
четкой, правильной организации работы
необходим вспомогательный аппарат суда,
которым также руководит председатель.
Он состоит из консультантов, суд.исполнителей,
секретарей канцелярий, секретарей, суд.заседаний,
делопроизводителей. Председатель подбирает
необходимых сотрудников, назначает их
на должность, за исключением консультантов
и суд.исполнителей, которые назначаются
по его представлению. Как правило, в районном
(городском) суде имеются две канцелярии:
по уголовным и гражд.делам, через которые
ведется корреспонденция, регистрация,
учет и хранение суд.дел, находящихся в
производстве суда. Эта работа выполняется
секретарями и делопроизводителями.
43. Полномочия районного суда
Районный (городской)
суд является основным звеном судов
общей юрисдикции. Они рассматривают в
качестве суда первой инстанции практически
все гражд.дела и большинство уголов.дел.
К подсудности этих судов относятся все
гражд.дела, подведомственные судам общей
юрисдикции. Районному суду подсудны и
все уголов.дела, за исключением дел, подсудных
областному, краевому суду и воен.судам.
В настоящее время районный (городской)
суд является судом только первой инстанции.
Помимо уголовных и гражд.дел районный
(городской) суд рассматривает дела об
админ-ных правонарушениях, разрешает
вопросы, связанные с исполнением приговора
(условно-досрочное освобождение, перевод
из колонии одного режима в колонию другого
режима и т. д.). Районные (городские) суды
по месту содержания подозреваемых и обвиняемых
рассматривают жалобы подозреваемых,
обвиняемых, их защитников, законных представителей
по поводу законности и обоснованности
избранной меры пресечения в виде заключения
под стражу, а также продления ее действия.
В соответствии со ст. 23, 24 Конституции
РФ район.суд (судья) выносит решения о
производстве выемки почтово-телеграфной
корреспонденции органами предвар.расследования,
прослушивании телефонных переговоров
органами осущ-ющими ОРД.
45. Структура аппарата мирового судьи
В соответствии со статьей 9 Закона о мировых судьях в Российской Федерации работу мирового судьи обеспечивает его аппарат. Структура и штатное расписание аппарата мирового судьи устанавливаются в порядке, предусмотренном законом субъекта Российской Федерации, поскольку работники аппарата мирового судьи являются государственными служащими соответствующего субъекта Российской Федерации.
Однако их разный финансовый статус (доноры и дотационные) изначально определил количественный состав и структуру аппарата мирового судьи. В субъектах Российской Федерации, являющихся дотационными, аппарат мирового судьи состоит, как правило, из секретаря судебного заседания и секретаря судебного участка, что является минимально необходимым для обеспечения отправления правосудия и организации судебного делопроизводства. При такой структуре аппарата мировой судья не только осуществляет правосудие, но и в свободное от непосредственных своих обязанностей время вынужден вольно или невольно выполнять обязанности работников аппарата.
В тех
же регионах Российской Федерации, где
бюджетные возможности выше, в структуру
аппарата мирового судьи дополнительно
к обязательным, входят помощник и дополнительный
секретарь судебного участка, что позволяет
мировому судье оптимально организовать
работу аппарата, направив их деятельность
на совершенствование форм и методов учета
судебных дел и документов, проходящих
через судебный участок, и, самое главное,
у него появляется время для подготовки
к рассмотрению дел, изучения судебной
практики и действующего законодательства.
46.
Полномочия мирового
судьи
Основным полномочием мирового судьи является разбирательство уголовных и гражданских дел, а также дел об административных правонарушениях.
Мировой судья рассматривает все дела единолично, принимая решения по существу поставленных вопросов. Одновременно мировые судьи наделяются полномочиями, свойственными для всех иных представителей судебной власти. К этим полномочиям, в частности относятся:
Все полномочия мирового судьи осуществляются в определенном порядке, исходя из общих для всех судов принципов, являющихся основными, исходными началами, в соответствии с которыми строится система органов судебной власти, а также осуществляется их функционирование.
Федеральный
конституционный закон «О судебной
системе Российской Федерации» устанавливает
общие рамки компетенции мировых судей:
мировые судьи в пределах своей компетенции
должны рассматривать гражданские, административные
и уголовные дела в качестве суда первой
инстанции.
50. Высший арбитражный суд РФ, его состав и структура.
Высший Арбитражный Суд РФ является высшим органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами (ст. 127 Конституции РФ).
Высший Арбитражный Суд РФ рассматривает арбитражные дела в первой инстанции и в порядке надзора.
По первой инстанции Высший Арбитражный Суд РФ рассматривает дела:
1) о признании недействительными (полностью или частично) ненормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ, не соответствующих закону и нарушающих законные интересы организаций и граждан;
2)
об экономических спорах между
Российской Федерацией и
В порядке надзора Высший Арбитражный Суд РФ проверяет вступившие в законную силу судебные акты всех нижестоящих арбитражных судов. Кроме того, Высший Арбитражный Суд РФ может обращаться в Конституционный Суд РФ с запросом о проверке конституционности законов, иных нормативных актов, договоров, изучает и обобщает судебную практику, разрабатывает предложения по совершенствованию законов и иных нормативных актов.
Высший
Арбитражный Суд РФ руководит
деятельностью арбитражных
В
составе Высшего Арбитражного Суда
РФ действуют следующие
Судебные коллегии рассматривают дела, отнесенные законом к компетенции Высшего Арбитражного Суда РФ, в первой инстанции. Кроме того они изучают и обобщают судебную практику, разрабатывают предложения по совершенствованию законов и иных нормативных актов, анализируй судебную статистику.
Президиум рассматривает дела в порядке надзора по протестам на вступившие в законную силу судебные акты арбитражных судов. Осуществляя руководство деятельностью нижестоящих арбитражных судов, он pacсматривает отдельные вопросы судебной практики и о результатах рассмотрения информирует арбитражные суды Российской Федерации. В состав Президиума входят Председатель Высшего Арбитражного Суда РФ, его заместители и председатели судебных составов Высшего Арбитражного Суда РФ. Собирается Президиум по мере необходимости. Он правомочен решать вопросы при наличии большинства членов Президиума. В заседаниях Президиума вправе принимать участие Генеральный прокурор РФ. По приглашению Председателя Высшего Арбитражного Суда в его работе могут участвовать Председатель Конституционного Суда РФ, Председатель Верховного Суда РФ, министр юстиции РФ.
Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ образуют все судьи, входящие в его состав. Главная прерогатива Пленума - рассмотрение материалов изучения практики применения законов и иных нормативных актов арбитражными судами и дача разъяснений по вопросам судебной практики. Кроме того, Пленум решает вопросы о выступлении с законодательной инициативой и обращении в Конституционный Суд РФ с запросами о проверке конституционности законов, иных нормативных актов и договоров, вопросы организации и деятельности арбитражных судов. Пленум собирается по мере необходимости, но не реже двух раз в год. Он полномочен решать вопросы при наличии не менее двух третей его состава. В работе Пленума вправе принимать участие депутаты Совета Федерации и Государственной Думы, Председатель Верховного Суда РФ, Генеральный прокурор РФ, министр юстиции РФ, председатели арбитражных судов. Постановления Пленума принимаются большинством голосов.