Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2014 в 19:39, курсовая работа
Актуальность исследования. В отличие от других социальных идей и политических ориентаций демократическое правовое государство при верховенстве закона и приоритете прав человека и гражданина практически воспринято обществом как будущее государственного строя России. Решение этой задачи связано не только с созданием современного законодательства, обеспечением законности деятельности государства и его органов, независимого правосудия, но и с преодолением достигшего опасных пределов правового нигилизма, находящегося на грани беспредела во всех сферах государственной и общественной жизни, и, главное, с формированием высокого уровня правовой культуры общества и каждого человека.
Введение………………………………………………………………….………......
Глава 1. Становление и развитие института процессуальной самостоятельности следователя
1.1. Уголовный процесс в царской России…….…………………………………...
1.2. Органы предварительного следствия в эпоху социализма и новейшей истории России……………………………………………………………………….
Глава 2. Процессуальный статус следователя
2.1. Следователь как участник уголовного судопроизводства…............................
2.2. Полномочия следователя при возбуждении и расследовании уголовного дела……………………………………………………………….................................
2.3. Контроль и надзор за деятельностью следователя…………………………...
Заключение……………………………………………………………………….......
Список использованных источников и литературы…………………………......
3
Также, как и прокурор, руководитель следственного
органа осуществляет контроль за процессуальной
деятельностью следователя путем рассмотрения
жалоб фигурантов уголовного дела на действия
(бездействия) и решения следователя, направленных
в порядке, предусмотренном
Кроме руководителя следственного органа ведомственный контроль также осуществляют и следователи контрольно-методических отделов вышестоящих следственных подразделений, которые вправе истребовать уголовные дела для изучения и давать от имени руководителя данного следственного органа указания о направлении следствия.
За законностью предварительного следствия осуществляется судебный контроль в ходе рассмотрения уголовных дел в судебном заседании, а также жалоб об отказе в возбуждении уголовного дела, о прекращении уголовного дела, а равно иных решений и действий (бездействий), следователя, которые способны причинить ущерб конституционным правам и свободам участников уголовного судопроизводства либо затруднить доступ граждан к правосудию. Суд при рассмотрении жалобы на действия (бездействия) и решения следователя вправе истребовать уголовное дело, при производстве которого следователем были совершены или приняты обжалуемые действия (бездействия) или решения и полностью с ним ознакомиться, что может сказаться на «затягивании» предварительного следствия. Данной формой судебного контроля успешно пользуются защитники подозреваемых и обвиняемых, обращаясь с подобными жалобами в суд зачастую на законные и обоснованные решения или действия, тем самым «затягивая» предварительное следствие, что может в дальнейшем способствовать освобождению подозреваемого (обвиняемого) от уголовной ответственности в связи с истечением сроков привлечения к уголовной ответственности.
Если суд при рассмотрении уголовного дела выявит обстоятельства, способствовавшие совершению нарушения прав и свобод граждан, а также другие нарушения закона, допущенные при производстве предварительного следствия, то он вправе вынести частное определение или постановление, в котором обращается внимание следователя и органа предварительного следствия в целом, в котором он несет службу, на данные обстоятельства и факты нарушений закона, требующие принятия необходимых мер.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В настоящей работе был проведен анализ исторического пути развития и реформирования органов предварительного следствия, благодаря которому можно сделать следующие выводы:
На мой взгляд, в целях достижения справедливого, совершенного правосудия необходимо установить требования, предъявляемые к кандидатам на должность следователей, аналогичные требованиям, предъявляемым к кандидатам на должность судей районных судов общей юрисдикции, а именно установить на законодательном уровне, что кандидатом на должность следователя любого из четырех ведомств (СКР, МВД РФ, ФСБ РФ, ФСКН РФ) может быть гражданин РФ, достигший возраста 25 лет, имеющий высшее юридическое образование, стаж работы в области юриспруденции не менее 5 лет и обладающий необходимыми высокими профессиональными, морально-деловыми и психологическими качествами и способные по состоянию здоровья исполнять возлагаемые на них служебные обязанности. Но и должностной оклад следователей при таких требованиях должен быть соответствующим.
С целью устранения пробелов в законодательстве, не позволяющих в полной мере реализовывать следователю свои процессуальные полномочия, считаю целесообразным регулярно обобщать «проблемную» следственную практику и выступать с законодательной инициативой, направленной на устранение таких пробелов.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
I.Нормативные правовые акты:
II.Литературные источники:
III.Материалы судебной практики:
«Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Плотникова Игоря Валентиновича на нарушение его конституционных прав пунктами 3 и 6 части второй статьи 38 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации и подпунктом 6 пункта 3 статьи 6 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации»//Вестник Конституционного Суда Российской Федерации. 2009. № 11;
IV.Электронные ресурсы
V.Список изученной литературы
1
Свод законов Российской империи//[электронный
документ] (http://civil.consultant.ru/
2 Хрестоматия по истории государства и права России. / Сост. Ю.П. Титов. М., 1997. С. 259-262
3 Мишанина Н.В. Становление и развитие института судебных следователей до 1917 года//История государства и права. 2001. № 5
4
Декрет о суде № 1 [электронный документ]
(http://ru.wikipedia.org/wiki/
5УПК
РСФСР от 1 июня 1922 года [электронный документ] http://www.law.edu.ru/norm/
6
Положение о прокурорском надзоре от 24.05.1955
г. [электронный документ] (http://www.kodeks-luks.ru/
7
Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР
от 27 октября 1960 года [электронный документ]
(http://iv.garant.ru/SESSION/
8 Безлепкин Б. Т. Настольная книга следователя и дознавателя. - М.: Проспект, 2009. - с. 6.
9 С 2004 г. ведомство именуется Федеральной службой РФ по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ (Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" // РГ. 2004. 11 марта).
10 Собрание законодательства Российской Федерации Ф 1995. N 47. Ст. 4472, с послед. изм. и доп.
12 Федеральный закон от 05.06.2007 n 87-ФЗ "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации"(принят ГД ФС РФ 11.05.2007)// "Собрание Законодательства РФ", 11.06.2007, n 24, ст. 2830
13Электронный
источник: http://www.ugpr.ru/newsdet923.
14 Даневский В. П. Наше предварительное следствие, его недостатки и реформа. // Министерство юстиции.-1994/95.- №. 11. -С. 103-166..
15 Н.А.Колоколов. Не ограничится ли реформа предварительного следствия очередной сменой руководства?// Уголовное судопроизводство. – 2007. – № 4. – 2-14.
16Трубочкина В.В.”Процессуальное положение следователя”.// Вестник Московского университета. Серия 11. Право, 1997, N 5 с.39
17 Указ Президента РФ от 23 ноября 1998 г. N 1422 "О мерах по совершенствованию организации предварительного следствия в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации"// Собрание законодательства Российской Федерации от 30 ноября 1998 г., N 48, ст. 5923
Информация о работе Процессуальная самостоятельность следователя