Процессуальная самостоятельность следователя

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2014 в 19:39, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность исследования. В отличие от других социальных идей и политических ориентаций демократическое правовое государство при верховенстве закона и приоритете прав человека и гражданина практически воспринято обществом как будущее государственного строя России. Решение этой задачи связано не только с созданием современного законодательства, обеспечением законности деятельности государства и его органов, независимого правосудия, но и с преодолением достигшего опасных пределов правового нигилизма, находящегося на грани беспредела во всех сферах государственной и общественной жизни, и, главное, с формированием высокого уровня правовой культуры общества и каждого человека.

Оглавление

Введение………………………………………………………………….………......
Глава 1. Становление и развитие института процессуальной самостоятельности следователя
1.1. Уголовный процесс в царской России…….…………………………………...
1.2. Органы предварительного следствия в эпоху социализма и новейшей истории России……………………………………………………………………….
Глава 2. Процессуальный статус следователя
2.1. Следователь как участник уголовного судопроизводства…............................
2.2. Полномочия следователя при возбуждении и расследовании уголовного дела……………………………………………………………….................................
2.3. Контроль и надзор за деятельностью следователя…………………………...
Заключение……………………………………………………………………….......
Список использованных источников и литературы…………………………......
3

Файлы: 1 файл

диплом.doc

— 310.00 Кб (Скачать)

Осуществляя второе направление деятельности, следователь был вправе знакомиться со всеми материалами дознания, в любой момент и по любому делу давать указания органу дознания и предлагать ему произвести те или иные действия. Жалобы на действия органа дознания приносились следователю, который их и разрешал. Вместе с тем, общий надзор за действиями органов дознания принадлежал прокурору. После окончания дознания дело с обвинительным заключением (если Закон за расследуемое преступление предусматривал лишение свободы на срок свыше года) передавалось следователю, а по всем остальным делам – непосредственно в суд. Следователь, получив материалы дела от дознания с обвинительным заключением, обладал теми же полномочиями, что и прокурор. При этом, направив дело в суд, если следователь считал необходимым свое личное участие в судебном заседании, он извещал об этом суд.

После утверждения Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 мая 1955 года "Положения о прокурорском надзоре"6, функцию надзора полностью осуществлял прокурор, следователь проводил лишь расследование по делу. Нужно заметить, что при кодификации в 1958-1960 годах термин "уголовное преследование" не нашел своего отражения, и в УПК РСФСР 27 октября 1960 года7 он не использовался. Вместе с тем, УПК РСФСР наделил следователя процессуальной самостоятельностью, определив в ст. 127, что при производстве предварительного следствия все решения о направлении следствия и производстве следственных действий следователь принимает самостоятельно (за исключением случаев, когда законом предусмотрено получение санкции прокурора) и несет ответственность за их законное и своевременное проведение. По окончании предварительного следствия следователь составлял обвинительное заключение, в котором указывал сущность дела: место и время совершения преступления, его способы, мотивы, последствия и другие существенные обстоятельства; сведения о потерпевшем; доказательства, которые подтверждают наличие преступления и виновность обвиняемого; обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность обвиняемого; доводы, приводимые обвиняемым в свою защиту, и результаты проверки этих доводов. В резолютивной части документа приводились сведения о личности обвиняемого и излагалась формулировка предъявленного обвинения с указанием статьи или статей уголовного закона, предусматривающих данное преступление. К обвинительному заключению прилагался список лиц, подлежащих вызову в судебное заседание, а также справки о сроках следствия, об избранных мерах пресечения, вещественных доказательствах, гражданском иске и принятых мерах его обеспечения, возможной конфискации имущества. После этого уголовное дело направлялось прокурору для утверждения обвинительного заключения и передачи дела в суд.

Основы уголовного судопроизводства Союза ССР и союзных республик, принятые 25 декабря 1958 года, и УПК РСФСР 1960 года наделяли правом производства предварительного следствия только следователей органов прокуратуры и госбезопасности. Следственный аппарат милиции был ликвидирован.

Органы внутренних дел проводили только дознание. По существу же милиция продолжала выполнять функции предварительного следствия и передавала возбужденные уголовные дела в прокуратуру лишь после того, как основной объем работы по ним был выполнен.

Поэтому Указом Президиума Верховного Совета СССР от 6 апреля 1963 года право производства предварительного следствия было предоставлено органам охраны общественного порядка. С этого момента начинается становление следственного аппарата МВД.

Советский следователь наряду с функцией установления фактических обстоятельств преступления и уголовного преследования виновных получил право прекращать уголовные дела, причем не только по реабилитирующим, но и по нереабилитирующим основаниям, предполагающим констатацию окончательного вывода о виновности в совершении преступления, в том числе по таким, которые являются не обстоятельствами, исключающими производство по уголовному делу, а обстоятельствами, позволяющими (с согласия прокурора) освободить виновного от уголовной ответственности. Это предусмотренные ст. 6 - 9 УПК РСФСР 1960 г. в его первоначальной редакции изменение обстановки, передача уголовного дела в товарищеский суд, передача дела в отношении виновного в комиссию по делам несовершеннолетних и передача виновного на поруки. Еще более наглядным свидетельством особых, необычных функций советского следователя можно считать также предоставленное ему законом (ст. 10 УПК РСФСР в первоначальной редакции) и широко применявшееся 36 лет право, не возбуждая уголовного дела и вообще не предъявляя никакого обвинения, но тем не менее основываясь на выводе о виновности лица в совершении преступления, направлять материалы об этом преступлении для применения мер общественного воздействия.8

В 1995 г. "свой" следователь появился в только что созданных федеральных органах налоговой полиции, которые были упразднены в 2003 г. В учрежденном в логической связи с этим упразднением новом правоохранительном ведомстве Российской Федерации - Государственном комитете по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ (Госнаркоконтроль) - также существует собственный следственный аппарат, возглавляемый Главным следственным управлением Госнаркоконтроля9.

 Таким образом, до 2007 года в России в условиях относительной стабильности общественной жизни, но в крайне напряженной криминальной обстановке предварительное следствие производилось следователями прокуратуры, следователями органов федеральной службы безопасности, следователями органов внутренних дел и следователями органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, что определялось не УПК РФ, а законодательством об организации деятельности перечисленных правоохранительных органов государства. Правом возбуждения уголовного дела и производства по нему предварительного следствия в полном объеме, а также правом участия в предварительном следствии по любому уголовному делу, находящемуся в производстве поднадзорного ему любого следователя любого ведомства, наделялся и прокурор, т.е. руководитель каждого из звеньев вертикальной системы органов прокуратуры, который, в свою очередь, мог делегировать это право и поручить производство предварительного следствия под своим надзором своему первому заместителю, заместителю, старшему помощнику, помощнику, прокурору отдела, прокурору-криминалисту либо следователю данного звена прокуратуры, а при необходимости создать для расследования конкретного преступления или преступлений следственную группу. Причем следственный аппарат прокуратуры как состоящий непосредственно "под рукой" у прокурора пользовался законным приоритетом в том смысле, что прокурор мог изъять любое уголовное дело у любого органа расследования и передать его следователю прокуратуры (п. 9 ч. 2 ст. 37 УПК РФ в первоначальной редакции).

Одновременно прокурор наделялся широчайшими полномочиями по надзору за процессуальной деятельностью следователей всех четырех ведомств; они ограничивались лишь судебной прерогативой по контролю за законностью и обоснованностью следственно-прокурорских решений и действий, сопряженных с вторжением в сферу конституционных прав и свобод личности участника уголовного судопроизводства (ст. 29, 125 и 165 УПК РФ в первоначальной редакции), да еще процессуальной самостоятельностью следователя, который в определенных законом случаях мог, не согласившись с действиями, решениями или указаниями прокурора, противоречащими его внутреннему убеждению, правосознанию или совести по наиболее принципиальным вопросам уголовного дела, представить уголовное дело вышестоящему прокурору с изложением своих возражений (ч. 3 ст. 38 УПК РФ в первоначальной редакции). Объем этих полномочий может быть определен как надзорное полновластие прокурора в досудебном производстве по уголовным делам, служившее правовым средством обеспечения его главной функции - уголовного преследования виновных в совершении преступления (ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 17 января 1992 г. "О прокуратуре Российской Федерации" (в ред. 1995 г.))10 и означавшее такое положение, при котором в досудебном производстве по уголовным делам не существовало вопроса, в решение которого не мог бы на законном основании вмешаться прокурор и который бы он не мог решить именно так, как считает необходимым 11.

Законодатель изменил эту ситуацию в 2007 г. Федеральным законом от 5 июня 2007 г. "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации"12. В системе прокуратуры РФ был учрежден Следственный комитет при прокуратуре РФ, в который входили Главное следственное управление Следственного комитета при прокуратуре РФ, следственные управления Следственного комитета при прокуратуре РФ по субъектам Федерации и приравненные к ним специализированные следственные управления, в том числе военные следственные управления Следственного комитета при прокуратуре РФ по военным округам, флотам, ракетным войскам стратегического назначения, а также следственные отделы Следственного комитета при прокуратуре РФ по районам, городам и приравненные к ним специализированные следственные отделы, в том числе военные следственные отделы по объединениям, соединениям, гарнизонам и др. Таким образом, Следственный комитет при прокуратуре РФ представлял собой вертикальную систему территориальных, военных и иных специализированных следственных подразделений при прокуратуре РФ, словом, один из четырех ведомственных следственных аппаратов целиком. Но теперь этот аппарат находился не в прокуратуре, а при ней, т.е. обладал самостоятельностью, которая выражалась в том, что и весь Следственный комитет, и отдельные звенья его вертикали не были подчинены руководителям органов прокуратуры - прокурорам и их заместителям, в том числе Генеральному прокурору РФ. Новую структуру возглавлял Председатель Следственного комитета при прокуратуре РФ, который назначался на должность и освобождался от должности Советом Федерации Федерального Собрания РФ по представлению Президента РФ, а первый заместитель и заместители Председателя Следственного комитета при прокуратуре РФ назначались на должность и освобождались от должности Президентом РФ по представлению Председателя Следственного комитета при прокуратуре РФ.

Вместе с тем Председатель Следственного комитета по своей должности являлся первым заместителем Генерального прокурора РФ, иначе говоря, подчиненным последнего, а работники Следственного комитета являлись прокурорскими работниками.

В связи с этими организационно-правовыми мерами по редактированию норм УПК РФ законодателем было существенно изменено процессуальное положение прокурора в досудебном производстве по уголовному делу. Он был лишен процессуальных полномочий, связанных не только с личным участием в предварительном следствии и уголовном преследовании, но и с руководством этой деятельностью, осуществляемой следователями как Следственного комитета при прокуратуре, так и других ведомств (МВД, ФСБ, ФСКН): возбуждать уголовные дела и лично производить предварительное следствие, поручать расследование или участвовать в нем, давать письменные указания следователю, санкционировать его решения, проверять ход расследования, поддерживать ходатайства следователя перед судом, давать следователю обязательные для исполнения письменные указания, отменять его постановления, прекращать уголовные дела, пересоставлять обвинительное заключение и др. Эти полномочия были переданы руководителю следственного органа - должностному лицу, возглавляющему следственное подразделение, а также его заместителю, т.е. участнику досудебного производства по уголовному делу, аналог которого был известен под названием "начальник следственного отдела" (ст. 39 УПК РФ в первоначальной редакции) и который существовал в следственных подразделениях органов федеральной службы безопасности, органов внутренних дел и органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и отсутствовал в органах прокуратуры.

15 января 2011 г. вступил в силу Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. № 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации». Как отмечалось в пояснительной записке к проекту данного закона, функционирование Следственного комитета вне системы прокуратуры Российской Федерации создаст необходимые условия для эффективной реализации полномочий прокуроров по надзору за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия, усиления взаимодействия следственных органов с органами прокуратуры, позволит повысить объективность следствия, тем самым обеспечивая законность в сфере уголовного судопроизводства и неукоснительное соблюдение конституционных прав граждан. С этого времени Следственный комитет при прокуратуре РФ прекращает свое существование, а вместо него учреждается Следственный комитет Российской Федерации. Новое ведомство возглавляет Председатель Следственного комитета РФ, назначаемый на должность и освобождаемый от нее Президентом РФ, а первый заместитель и заместители назначаются на должность и освобождаются от неё Президентом по представлению Председателя Следственного комитета РФ. Таким образом, орган предварительного следствия, входивший ранее в систему Прокуратуры РФ, стал  самостоятельным и независимым от неё.

Таким образом, в настоящее время органами предварительного следствия являются Следственный комитет России и его структурные подразделения, следственные подразделения ФСБ России, Следственный департамент МВД России и его структурные подразделения, следственные подразделения ФСКН России. Подследственность уголовных дел тому или иному ведомству определяется ст. 151 УПК РФ. Так, следователями Следственного комитета Российской Федерации предварительное следствие производится по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 105 - 110, 111 частью четвертой, 120, 126, 127 частями второй и третьей, 127.1 частями второй и третьей, 127.2 частями второй и третьей, 128, 131 - 149, 170.1, 171.2, 185 - 185.6, 194 частями третьей и четвертой, 198 - 199.2, 201, 204, 205 - 205.2, 205.3, 205.4, 205.5, 208 - 212, 215, 215.1, 216, 217, 217.1, 227, 237 - 239, 242.2, 246 - 249, 250 частями второй и третьей, 251 частями второй и третьей, 252 частями второй и третьей, 254 частями второй и третьей, 255, 258.1 частями второй и третьей, 263, 263.1, 269, 270, 271, 271.1, 279, 282 - 282.2, 285 - 293, 294 частями второй и третьей, 295, 296, 298.1 - 305, 317, 318, 320, 321, 328, 330.1, 332 - 354 и 356 - 360 УК РФ, т.е. в большей части о тяжких и особо тяжких преступлениях против жизни и здоровья, против свободы личности, против половой неприкосновенности личности, против конституционных прав и свобод человека и гражданина, о ряде преступлений в сфере экономической деятельности, о преступлениях против общественной безопасности, о преступлениях против здоровья населения и общественной нравственности, о преступлениях против правосудия и т.д., о преступлениях, совершенных лицами, указанными в статье 447 УК РФ (членами Совета Федерации, депутатами Государственной Думы, судьями, председателя счетной палаты, его заместителя, аудиторов счетной палаты, Уполномоченного по правам человека, Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочия, а также кандидата в Президенты РФ, прокуроров, председателя Следственного комитета, руководителей следственных органов, следователей, адвокатов, членов избирательных комиссий, кандидатов в депутаты представительного органа власти), а также о преступлениях, совершенных в отношении указанных лиц в связи с их профессиональной деятельностью; должностными лицами Следственного комитета Российской Федерации, органов федеральной службы безопасности, Службы внешней разведки Российской Федерации, Федеральной службы охраны Российской Федерации, органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органов Российской Федерации, военнослужащими и гражданами, проходящими военные сборы, лицами гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов в связи с исполнением ими своих служебных обязанностей или совершенных в расположении части, соединения, учреждения, гарнизона, а также о преступлениях, совершенных в отношении указанных лиц в связи с их служебной деятельностью, о тяжких и особо тяжких преступлениях, совершенных несовершеннолетними и в отношении несовершеннолетних.

Информация о работе Процессуальная самостоятельность следователя