Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2014 в 19:39, курсовая работа
Актуальность исследования. В отличие от других социальных идей и политических ориентаций демократическое правовое государство при верховенстве закона и приоритете прав человека и гражданина практически воспринято обществом как будущее государственного строя России. Решение этой задачи связано не только с созданием современного законодательства, обеспечением законности деятельности государства и его органов, независимого правосудия, но и с преодолением достигшего опасных пределов правового нигилизма, находящегося на грани беспредела во всех сферах государственной и общественной жизни, и, главное, с формированием высокого уровня правовой культуры общества и каждого человека.
Введение………………………………………………………………….………......
Глава 1. Становление и развитие института процессуальной самостоятельности следователя
1.1. Уголовный процесс в царской России…….…………………………………...
1.2. Органы предварительного следствия в эпоху социализма и новейшей истории России……………………………………………………………………….
Глава 2. Процессуальный статус следователя
2.1. Следователь как участник уголовного судопроизводства…............................
2.2. Полномочия следователя при возбуждении и расследовании уголовного дела……………………………………………………………….................................
2.3. Контроль и надзор за деятельностью следователя…………………………...
Заключение……………………………………………………………………….......
Список использованных источников и литературы…………………………......
3
Существенным нововведением являются правила, согласно которым указания прокурора сами по себе не являются обязательными для следователя; все зависит от позиции руководителя следственного органа. Если следователь не согласен с требованиями прокурора об устранении нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе предварительного следствия, и начальник следственного органа солидарен со своим подчиненным, он под свою ответственность информирует прокурора о письменных возражениях следователя, представленных руководителю следственного органа (ч. 3 ст. 38 УПК РФ), и только. А если следователь не согласен с возвращением прокурором поступившего к нему с обвинительным заключением уголовного дела для производства дополнительного расследования, изменения объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых или пересоставления обвинительного заключения и устранения выявленных недостатков (п. 2 ч. 1 ст. 221 УПК РФ) и руководитель следственного органа солидарен с ним, следователь вправе обжаловать решение прокурора вышестоящему прокурору, а при несогласии с его решением - Генеральному прокурору РФ с согласия руководителя следственного органа соответствующего федерального органа исполнительной власти. Вышестоящий прокурор в течение 72 часов с момента поступления соответствующих материалов обязан вынести одно из следующих постановлений:
1) об отказе в удовлетворении ходатайства следователя;
2) об отмене постановления
нижестоящего прокурора о
В этом случае вышестоящий прокурор утверждает обвинительное заключение и направляет уголовное дело в суд (п. 5 ч. 2 ст. 38, п. 2 ч. 4 ст. 221 УПК РФ). В последнем случае нижестоящий прокурор, потерпевший поражение в процессуальном споре с ведомственным следственным аппаратом и его руководством, принимает функцию уголовного преследования под свою единоличную власть и ответственность и должен быть готов к тому, чтобы государственное обвинение в суде поддерживать на основании следственных материалов, которые он считает не готовыми к судебному разбирательству.
По отношению к органу дознания следователь обладает определенной властью. По расследуемым им делам он вправе давать органам дознания обязательные для исполнения письменные поручения о проведении оперативно-розыскных мероприятий, производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, об аресте, о производстве иных процессуальных действий, а также требовать содействия при их производстве самим следователем (п. 4 ч. 2 ст. 38 УПК РФ). Не будь такого правила, следователь-одиночка в целом ряде случаев, прежде всего при расследовании крупных и сложных дел об организованных групповых преступлениях, оказался бы не в состоянии выполнить свои обязанности. Ему, кабинетному работнику-юристу, одному не по плечу производство трудоемких обысков, выемок, следственных экспериментов, проверок показаний с выездом на место и т.д. и, конечно же, задержаний подозреваемых, которые в наше время все чаще носят характер боевого столкновения. Нынешний следователь в своей работе повседневно нуждается в помощи сильного, хорошо оснащенного военизированного органа государства, располагающего и оперативно-розыскными, и силовыми полномочиями, средствами и возможностями, а также людьми, способными решать разнообразнейшие задачи, диктуемые современной криминальной обстановкой.
Постановления следователя, вынесенные в соответствии с законом по находящимся в его производстве уголовным делам, а также запросы и требования, предъявленные в пределах его полномочий, обязательны для исполнения всеми предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами и гражданами.
Следователь не может участвовать в производстве по уголовному делу, если он:
1) является потерпевшим, гражданским истцом, гражданским ответчиком или свидетелем по данному уголовному делу;
2) участвовал в качестве присяжного заседателя, эксперта, специалиста, переводчика, понятого, секретаря судебного заседания, защитника, законного представителя подозреваемого, обвиняемого, представителя потерпевшего, гражданского истца или гражданского ответчика, а судья также - в качестве дознавателя, следователя, прокурора в производстве по данному уголовному делу;
3) является близким
4) в случаях если имеются иные обстоятельства, дающие основание полагать, что они лично, прямо или косвенно заинтересованы в исходе данного уголовного дела (ст. 61 УПК РФ).
При наличии указанных обстоятельств следователь обязан устраниться от участия в производстве по уголовному делу (ч. 1 ст. 62 УПК РФ), подав об этом рапорт руководителю следственного органа.
По указанным в законе основаниям отвод следователю может быть заявлен подозреваемым, обвиняемым, защитником, а также потерпевшим, гражданским истцом, гражданским ответчиком или их представителями. В этих случаях вопрос об отводе следователя разрешается руководителем следственного органа (ч. 1 ст. 67 УПК РФ). Участие следователя в предварительном следствии, которое производилось ранее по данному делу (например, до возвращения дела прокурором для дополнительного расследования), основанием для отвода не является.
По уголовному делу, принятому им к своему производству, следователь на основе собранных доказательств во взаимодействии с органом дознания обязан достоверно установить все факты, образующие предмет доказывания (ст. 73 УПК РФ): событие преступления; виновность лица в его совершении; обстоятельства, характеризующие личность обвиняемого; характер и размер вреда, причиненного преступлением; обстоятельства, исключающие преступность и наказуемость деяния; обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказания; обстоятельства, которые могут повлечь за собой освобождение от уголовной ответственности; обстоятельства, способствовавшие совершению преступления. Установив подозреваемого, следователь обязан объявить и разъяснить последнему сущность подозрения, а при наличии достаточных для этого данных - привлечь лицо в качестве обвиняемого, обеспечив ему реальную возможность защищаться от инкриминируемого всеми законными способами; применить меры процессуального принуждения, исключающие возможность (со стороны обвиняемого) скрыться, помешать производству по делу или продолжать преступную деятельность, и обеспечить исполнение приговора применением меры пресечения и мер обеспечения гражданского иска, заявленного по уголовному делу, а также возможной конфискации имущества как вида уголовного наказания. Если в ходе предварительного следствия появятся основания для изменения предъявленного обвинения, следователь вправе и обязан предъявить новое обвинение, если такие изменения ухудшают положение обвиняемого, или же прекратить уголовное преследование в той части, в которой ранее предъявленное обвинение не получило подтверждения и "отпало". Причем вся эта следственная деятельность осуществляется им не только по собственной инициативе, но и под воздействием позиции стороны защиты (подозреваемого, обвиняемого, их защитников и законных представителей) - ее замечаний, заявлений и ходатайств, каждое из которых следователь не только обязан рассмотреть в кратчайший срок (не позднее трех суток со дня обращения), но и удовлетворить ходатайство, если обстоятельства, об установлении которых путем производства следственных действий просит сторона защиты, а равно потерпевший или гражданский истец и их представители, имеют значение для данного дела (ст. 159 УПК РФ). Иными словами, следственная деятельность протекает в условиях состязательности сторон.
По окончании предварительного
следствия следователь при наличии к тому
законных оснований, предусмотренных
ст. 24, 25, 27 и 28 УПК РФ, вправе, а в определенных
случаях, когда такое основание представляет
из себя обстоятельство, исключающее
дальнейшее производство по уголовному
делу, обязан прекратить уголовное преследование
или же уголовное дело в целом, а уголовное
преследование в отношении данного лица
в частности. Причем прекращение уголовного
преследования за отсутствием события
преступления, за отсутствием состава
преступления, ввиду непричастности обвиняемого
к совершению преступления во всех отношениях
абсолютно равнозначно постановлению
оправдательного приговора и означает
разрешение уголовного дела по существу
с реабилитацией обвиняемого, порождающей
целый комплекс восстановительно-
Признав, что все следственные действия по уголовному делу произведены, а собранные доказательства достаточны для составления обвинительного заключения, следователь, выполнив необходимые предшествующие процессуальные действия, составляет обвинительное заключение и направляет уголовное дело (материалы следственного производства) прокурору для последующего направления его в суд.
2.2. Полномочия следователя при
возбуждении и расследовании уголовного дела
Возбуждение уголовного дела является, пожалуй, самым важным процессуальным актом. Без совершения этого процессуального акта невозможно проведение расследования по уголовному делу. Для того, чтобы решение о возбуждении уголовного дела было своевременным, законным и обоснованным и у прокурора либо руководителя следственного органа не было оснований для отмены постановления о возбуждении уголовного дела как незаконного или необоснованного, что могло бы негативно сказаться на расследовании преступления, необходимо провести всестороннюю, полную и объективную проверку сообщения о преступлении, сущность которой, а вместе с ней и полномочия дознавателя, органа дознания, следователя и руководителя следственного органа, регламентированы в ст. 144 УПК РФ:
«1. Дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа обязаны принять, проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении и в пределах компетенции, установленной настоящим Кодексом, принять по нему решение в срок не позднее 3 суток со дня поступления указанного сообщения. При проверке сообщения о преступлении дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа вправе получать объяснения, образцы для сравнительного исследования, истребовать документы и предметы, изымать их в порядке, установленном настоящим Кодексом, назначать судебную экспертизу, принимать участие в ее производстве и получать заключение эксперта в разумный срок, производить осмотр места происшествия, документов, предметов, трупов, освидетельствование, требовать производства документальных проверок, ревизий, исследований документов, предметов, трупов, привлекать к участию в этих действиях специалистов, давать органу дознания обязательное для исполнения письменное поручение о проведении оперативно-розыскных мероприятий…» (так как целью данной работы является освещение процессуальной самостоятельности следователя, то в дальнейшем полномочия дознавателя, органа дознания и руководителя следственного органа рассматриваться не будут).
Другими словами проверка заключается в проведении проверочных действий — собирании дополнительных доказательств, подтверждающих или опровергающих первоначальную информацию о преступлении и необходимых для принятия решения. Проверочные действия предпринимаются при условии, что в поводе недостаточно данных, указывающих на признаки преступления. Проверка осуществляется путем производства непринудительных способов собирания доказательств: истребования и принятия представленных предметов и документов. В числе таких действий могут быть получены объяснения от очевидцев и заявителей; истребованы справки; направлены требования о проведении ревизий, документальных проверок, инвентаризаций; поручены иные исследования специалистам, назначены и произведены экспертизы.
По результатам проверки в течение трех суток с момента поступления и регистрации сообщения следователь должен принять одно из процессуальных решений, предусмотренных ст. 145 УПК РФ:
- о возбуждении уголовного дела;
- об отказе в возбуждении уголовного дела;
- о передаче сообщения по подследственности.
Вместе с тем в случаях, когда немедленная передача сообщения по подследственности может повлечь негативные последствия (например, заинтересованные лица, воспользовавшись тем, что никто не проводит проверку заявления (сообщения) о преступлении, предпринимают меры к уничтожению следов преступления или фальсификации доказательств и т.п.), следователь обязан проверить сообщение о преступлении и при наличии к тому оснований возбудить уголовное дело, произвести неотложные следственные действия, а затем выполнить требование ч. 5 ст. 152 УПК РФ о передаче уголовного дела по подследственности.
Срок проверки сообщения о преступлении может быть продлен руководителем следственного органа по мотивированному ходатайству следователя до десяти, а в исключительных случаях (при необходимости производства документальных проверок, ревизий, судебных экспертиз и т.п.) и до тридцати суток.
Если по результатам проверки следователь по своему внутреннему убеждению и на основании закона приходит к выводу о достаточности для возбуждения уголовного дела собранных данных, указывающих на признаки преступления, то самостоятельно определяет квалификацию преступления и выносит постановление о возбуждении уголовного дела, копию которого незамедлительно направляет прокурору.
Если по результатам проверки следователь приходит к выводу об отсутствии в действиях того или иного лица признаков преступления, то также самостоятельно определяет норму уголовно-процессуального закона, предусматривающую соответствующее основание для отказа в возбуждении уголовного дела и выносит постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, при этом направляет прокурору копию данного постановления в течение 24 часов (ч.4 ст. 148 УПК РФ). То есть Закон в действующей в настоящее время редакции не требует получения следователем согласия прокурора либо руководителя следственного органа на принятие решения о возбуждении уголовного дела либо об отказе в его возбуждении. Таким образом, в настоящее время, в отличие от положений редакции уголовно-процессуального закона, действовавшей до 2007 г., при принятии решения о возбуждении уголовного дела или об отказе в его возбуждении следователь обладает безусловной процессуальной самостоятельностью.
Возбудив уголовное дело следователь принимает его к своему производству, составляет план его расследования и приступает к непосредственному расследованию, либо передает уголовное дело руководителю следственного органа для направления по подследственности.
Как было сказано выше следователем является должностное лицо, уполномоченное осуществлять предварительное следствие по уголовному делу, наделенное рядом полномочий. Полномочия следователя представляют собой систему его процессуальных прав и обязанностей, необходимых и достаточных для разрешения сообщений о преступлениях, установления наличия или отсутствия обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовному делу, и соответственно обеспечения надлежащих условий для рассмотрения и разрешения судом уголовного дела по существу, освобождения от уголовной ответственности лица, совершившего преступление небольшой или средней тяжести, либо реабилитации невиновного.
Следователь обязан:
полно, всесторонне, объективно расследовать дело, принятое к производству;
установить все обстоятельства, входящие в предмет доказывания (как уличающие, так и оправдывающие обвиняемого), собрать и проверить с этой целью все необходимые доказательства;
установить и привлечь в качестве обвиняемых лиц, совершивших преступления, установить невиновность и реабилитировать лиц, неосновательно подозревавшихся в совершении преступления;
принять меры к устранению обстоятельств, способствовавших совершению преступлений. В связи с этим он вправе вносить представления, которые подлежат обязательному рассмотрению (ч.2 ст. 158 УПК).
Указанные обязанности следователя корреспондируются с его правомочиями по:
вызову и обеспечению явкой свидетелей, потерпевших, экспертов, специалистов, законных представителей, обвиняемых (подозреваемых);
по производству следственных действий (допрос, выемка, обыск, наложение ареста на имущество и др.), производству задержания и применения меры пресечения в порядке, установленном законом;
принятию мер обеспечения гражданского иска и возможной конфискации имущества;
даче обязательных поручений и указаний органам дознания о производстве следственных действий и об участии в них;
даче поручений руководителям органов, уполномоченных Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности» на производство оперативно-розыскных мероприятий по расследуемым им уголовным делам;
даче поручений соответствующим следователям производство следственных действий вне своей территории подследственности.
Информация о работе Процессуальная самостоятельность следователя