Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2014 в 19:39, курсовая работа
Актуальность исследования. В отличие от других социальных идей и политических ориентаций демократическое правовое государство при верховенстве закона и приоритете прав человека и гражданина практически воспринято обществом как будущее государственного строя России. Решение этой задачи связано не только с созданием современного законодательства, обеспечением законности деятельности государства и его органов, независимого правосудия, но и с преодолением достигшего опасных пределов правового нигилизма, находящегося на грани беспредела во всех сферах государственной и общественной жизни, и, главное, с формированием высокого уровня правовой культуры общества и каждого человека.
Введение………………………………………………………………….………......
Глава 1. Становление и развитие института процессуальной самостоятельности следователя
1.1. Уголовный процесс в царской России…….…………………………………...
1.2. Органы предварительного следствия в эпоху социализма и новейшей истории России……………………………………………………………………….
Глава 2. Процессуальный статус следователя
2.1. Следователь как участник уголовного судопроизводства…............................
2.2. Полномочия следователя при возбуждении и расследовании уголовного дела……………………………………………………………….................................
2.3. Контроль и надзор за деятельностью следователя…………………………...
Заключение……………………………………………………………………….......
Список использованных источников и литературы…………………………......
3
Вместе с тем полномочия следователя можно условно разделить на следующие группы:
- полномочия следователя по рассмотрению и разрешению сообщений о преступлениях, которые регламентированы в п. 1 ч. 2 ст. 38 и в ст. 146-148 УПК РФ и которые были рассмотрены ранее;
- полномочия по установлению обстоятельств, входящих в предмет доказывания по уголовному делу, которые реализуются путем доказывания, т.е. путем собирания, проверки и оценки доказательств (ст. 85 УПК РФ). В соответствии с ч. 1 ст. 86 УПК РФ следователь осуществляет собирание доказательств путем производства следственных и иных процессуальных действий, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом РФ. В реальной действительности основным способом собирания доказательств является производство следственных действий. Одним из способов собирания доказательств является выемка следователем письменных документов и предметов, представляемых для приобщения к уголовному делу в качестве доказательств подозреваемым, обвиняемым, потерпевшим, гражданским истцом, гражданским ответчиком и их представителями (ч. 2 ст. 86 УПК РФ);
- полномочия по осуществлению уголовного преследования, которые обусловлены тем, что согласно ч. 1 ст. 21 УПК РФ следователь обязан осуществлять от имени государства уголовное преследование по делам публичного и частно-публичного обвинения, к которым можно отнести такие полномочия, как: возбуждение уголовного дела в отношении конкретного лица; задержание лица в качестве подозреваемого, привлечение лица в качестве обвиняемого; розыск скрывшегося подозреваемого или обвиняемого; применение к обвиняемому меры пресечения; составление обвинительного заключения и направление уголовного дела прокурору для передачи по подсудности;
- полномочия по охране прав и свобод лиц, привлекаемых к участию в производстве по уголовному делу, которые вытекают из положений, закрепленных в ст. 11 УПК РФ. Следователь обязан разъяснять подозреваемому, обвиняемому, потерпевшему, гражданскому истцу, гражданскому ответчику, а также другим участникам уголовного судопроизводства их права, обязанности и ответственность и обеспечить возможность осуществления этих прав, а также принимать меры безопасности в отношении потерпевшего, свидетеля и иных участников уголовного судопроизводства, а также их близких родственников, родственников или близких лиц при наличии достаточных данных о том, что указанным лицам угрожают убийством, применением насилия, уничтожением или повреждением их имущества либо иными противоправными деяниями;
- полномочия следователя давать органу дознания обязательные для исполнения поручения. В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 38 УПК РФ следователь уполномочен давать органу дознания обязательные для исполнения поручения о проведении оперативно-розыскных, розыскных мероприятий, о производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о приводе, об аресте, о производстве иных процессуальных действий, а также получать содействие при их осуществлении. Поручение — это письменное предложение следователя органу дознания выполнить определенные процессуальные действия или оперативно-розыскные мероприятия. В поручении указывается: орган дознания, которому дается поручение; краткое изложение сущности дела, по которому дается поручение; уголовно-процессуальная норма, дающая следователю основание для дачи поручения; следственные и розыскные действия, которые необходимо выполнить; от кого исходит поручение. В поручении может содержаться указание в виде разъяснения, как выполнить поручение. Иначе говоря, указание — это сообщение следователем органу дознания тактических условий выполнения поручения. Например, следователь дает указание: сообщить свидетелю перед допросом, что преступник арестован и не следует опасаться мести, или огласить свидетелю показания потерпевшего и т.п. Право следователя давать органам дознания поручения о производстве следственных действий имеет определенные границы. Следует иметь в виду, что следователь вправе дать поручения лишь тогда, когда в силу объективных причин он не может лично произвести требуемые следственные действия. В любом случае следователь не вправе поручать органу дознания принятие решений, которые требуют оценки совокупности доказательств, имеющихся в уголовном деле, а также выполнения определенных действий. Иначе говоря, следователь не вправе поручить органу дознания выполнение таких следственных действий, как предъявление обвинения и допрос обвиняемого, избрание меры пресечения, признание лица потерпевшим, гражданским истцом, привлечение в качестве гражданского ответчика, назначение экспертиз и других действий.
Следователь также не вправе поручать органу дознания производство таких следственных действий, которые имеют наиболее важное значение по данному уголовному делу или требуют особо умелого и квалифицированного исполнения (например, осмотр места происшествия при убийстве, авиакатастрофах, предъявление для опознания, следственный эксперимент и др.).
Поручения следует направлять начальнику органа дознания, поскольку он знает, кому из его подчиненных можно поручить выполнение требуемых действий с учетом его профессионального мастерства и выполняемого в данный момент объема работ.
Поручения могут быть направлены конкретным сотрудникам органа дознания в тех случаях, когда, они включены в состав следственно-оперативной группы. Копии поручений приобщаются к уголовному делу вместе с протоколами соответствующих следственных действий, произведенных сотрудниками органов дознания по поручению следователя. В противном случае результаты произведенных следственных действий могут быть признаны не имеющими юридической силы.
Следователь вправе привлечь к участию в следственном действии должностное лицо органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, о чем делается соответствующая отметка в протоколе, например при производстве обыска, так как данное следственное действие требует оперативного сопровождения.
В соответствии с п. 3 ч. 2 ст., 38 УПК РФ следователь уполномочен самостоятельно направлять ход расследования, принимать решения о производстве следственных и иных процессуальных действий, за исключением случаев, когда в соответствии с Кодексом требуется получение судебного решения.
Закон содержит исчерпывающий перечень случаев, когда необходимо получение судебного решения на принятие следователем решений или выполнение уголовно-процессуальных действий, а именно избрание подозреваемому, обвиняемому меры пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста, залога и продление срока содержания под стражей или срока домашнего ареста, о производстве осмотра жилища при отсутствии согласия проживающих в нём лиц, а также о производстве обыска или выемки в жилище, о производстве выемки заложенной или сданной на хранение в ломбард вещи, о производстве личного обыска, о производстве выемки предметов и документов, содержащих государственную или иную охраняемую законом тайну, о наложении ареста на корреспонденцию, её осмотра и выемки в учреждениях связи, о наложении ареста на имущество, о временном отстранении подозреваемого, обвиняемого от должности, о реализации или об уничтожении вещественных доказательств, указанных в п.п. «в» п. 1, п.п. «б», «в» п. 2 и п. 3 ст. 82 УПК РФ (в случаях невозможности обеспечения хранения вещественных доказательств или возврата и при отсутствии согласия владельца на их передачу для реализации, либо когда вещественные доказательства изъяты из незаконного оборота этилового спирта, наркотических средств), о контроле и записи телефонных и иных переговоров, о получении информации о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами.
Следователь процессуально независим при принятии решений о направлении уголовного дела, а также при определении очередности и тактики производства следственных действий. Процессуальная независимость следователя заключается в том, что никто, кроме действующих в пределах предоставленных им полномочий прокурора и руководителя следственного органа, не могут вмешиваться в процессуальную деятельность следователя. Одним из средств обеспечения процессуальной независимости следователя является законодательное ограничение полномочий прокурора и руководителя следственного органа по осуществлению процессуального руководства предварительным следствием, и возможность следователя обжаловать указания данных лиц вышестоящему прокурору или руководителю вышестоящего следственного органа.
Ряд полномочий следователя носит властный характер. В частности, следователь вправе требовать от граждан, предприятий, учреждений и организаций, а также должностных лиц выполнения или невыполнения определенных действий (например, не покидать без разрешения следователя место постоянного или временного проживания, предоставлять необходимые предметы и документы, принимать участие в производстве следственных действий в качестве понятых, переводчиков, специалистов и т. п.). Разумеется, требования следователя должны быть правомерными.
Установив в ходе досудебного производства по уголовному делу обстоятельства, способствовавшие совершению преступления, следователь вправе внести соответствующей организации или должностному лицу представление о принятии мер по устранению указанных обстоятельств. Данное представление подлежит рассмотрению с обязательным уведомлением о принятых мерах не позднее одного месяца со дня его вынесения.
Процессуальная самостоятельность следователя – положение уголовно-процессуального законодательства, согласно которому следователь самостоятельно принимает все решения о направлении расследования и производстве следственных действий (за исключением случаев, когда закон требует судебного решения или согласия руководителя следственного органа) и несет полную ответственность за их законное и своевременное проведение. Направление расследования – это, по крайней мере: 1) выдвижение следователем версий, т.е. подлежащих следственной и оперативно-розыскной проверке предположений, касающихся прежде всего события преступления, лиц, виновных в его совершении, форм их вины и мотивов действий, а также других фактических обстоятельств дела; 2) определение квалификации инкриминируемых преступлений; 3) определение вопросов и обстоятельств, которые необходимо выяснить по каждой версии, эпизоду или по делу в целом; 4) определение источников доказательственной информации, подлежащих исследованию; 5) определение следственных действий, необходимых по данному делу18. Процессуальная самостоятельность следователя относится как к сфере принятия им решений, так и в целом ко всей его процессуальной деятельности: планирование расследования, выбору наиболее эффективных и основанных на законе тактических приемов и методов расследования уголовного дела, направленных к быстрому и полному раскрытию преступлений.
Принцип процессуальной самостоятельности следователя представляет реальную гарантию законности и обоснованности процессуальных решений следователя, поскольку дает ему возможность в пределах установленной законодательством компетенции вполне самостоятельно формулировать выводы и суждения на основе проверенных достоверных доказательств. Презюмируется при этом, что никто лучше следователя, в чьем производстве находится дело, и кто лично непосредственно вникает в сущность исследуемых обстоятельств, не может оценить доказательства в их совокупности и принять наиболее оптимальные, верные и рациональные решения по каждому возникающему правовому вопросу. Осуществление принципа процессуальной самостоятельности следователя обеспечивается взаимосвязанной системой нормативных актов, устанавливающих его процессуальные полномочия, принципы оценки доказательств по внутреннему убеждению следователя, законности и обоснованности принимаемых им решений, требование объективности и личной незаинтересованности в исходе дела и ряд других, а также нормами уголовного законодательства России, содержащимися в таких статьях, как 294 ч. 2 (Воспрепятствование осуществлению правосудия производству предварительного следствия), 295 (Посягательство на жизнь лица, осуществляющего правосудие или предварительное следствие), 296 ч. 2 (Угроза или насильственные действия в связи с осуществлением правосудия или производством предварительного расследования), 298.1 (Клевета в отношении судьи, присяжного заседателя, прокурора, следователя, лица, производящего дознание, судебного пристава).
В следственной практике нарушение принципа процессуальной самостоятельности нередко допускается самими следователями. Не имея собственного твердого убеждения, они безоговорочно выполняют негласные указания прокурора, следственных или оперативных начальников, полагаясь целиком на их «авторитет». Другие следователи настолько привыкают к «опеке», что каждое сколько-нибудь ответственное решение стараются согласовать с непосредственным следственным начальником или прокурором.
Интересы укрепления законности и гарантий прав и свобод граждан, попадающих в сферу уголовного судопроизводства, требуют постоянного внимания к повышению престижа и авторитета следственной деятельности. Достигается это на основе укрепления и развития принципа процессуальной самостоятельности следователя, повышения его профессионального мастерства и выполнения поставленных перед уголовным судопроизводством задач.
2.3. Контроль и надзор за деятельностью следователя
Надзор за законностью действий и решений следователей осуществляет прокурор путем возвращения уголовного дела следователю с письменными указаниями о производстве дополнительного расследования, об изменении объема обвинения, либо истребовать материалы доследственных проверок и уголовные дела с целью проверки законности и обоснованности решений следователя об отказе в возбуждении уголовного дела, приостановлении предварительного следствия, прекращении уголовного дела и пр.
Также прокурор осуществляет и контроль
за предварительным следствием, путем рассмотрения жалоб фигурантов
уголовного дела на действия (бездействия)
и решения следователя, направленных в
порядке, предусмотренном
Правом процессуального контроля в большей степени обладают руководители следственных органов. В этих целях они вправе проверять материалы уголовного дела, находящиеся в производстве следователя, давать следователю указания о направлении расследования, производстве следственных действий, привлечении лица в качестве обвиняемого, об избрании в отношении подозреваемого, обвиняемого меры пресечения, о квалификации преступления и об объеме обвинения. Указания даются в письменном виде и обязательны для исполнения следователем, но они могут быть обжалованы руководителю вышестоящего следственного органа. В практике встречается дача руководителем следственного органа устных указаний следователю. В этом случае следователь вправе не исполнять такие указания, но при этом может «подпортить» отношения с руководителем следственного органа. С другой стороны, если выполнит их, то и ответственность за их последствия будет нести только он.
Данные полномочия прокурора и руководителя следственного органа в практике, как правило, направлены на полноту и качество расследования уголовных дел. К примеру, прокурор или руководитель следственного органа вправе отменить постановление следователя о приостановлении предварительного следствия по основанию, предусмотренному ст. 208 ч.1 п.1 УПК РФ, если при изучении уголовного дела установит, что при его расследовании были проведены не все следственные действия, производство которых возможно в отсутствие обвиняемого, что может способствовать лицу, совершившему преступление, избежать уголовной ответственности. Такие ситуации на практике встречаются достаточно часто. Причиной этому может быть загруженность следователя большим количеством уголовных дел с большим объемом следственных действий. Реже встречается халатное отношение следователя к своим должностным обязанностям. Так же причинами данного нарушения норм уголовно-процессуального закона могут быть и объективные обстоятельства, к примеру уклонение свидетеля или иного фигуранта уголовного дела к следователю для производства следственного действия. Как правило выход из данной ситуации следователь находит путем поручения органу дознания о приводе свидетеля. Однако, поручения о приводе зачастую остаются без исполнения, так как вызываемый на допрос фигурант уголовного дела не желает открывать дверь своей квартиры, а законных оснований для вторжения в его жилище не имеется. Тогда следователю приходится выбирать между умышленно необоснованным приостановлением следствия в связи с истечением установленного срока предварительного следствия и возбуждением ходатайства о продлении срока следствия перед руководителем следственного органа (до трех месяцев на местном уровне и от четырех до двенадцати месяцев - на уровне субъекта РФ), что может послужить поводом для наказания следователя в дисциплинарном порядке.
Информация о работе Процессуальная самостоятельность следователя