Правовое регулирование ответственности несовершеннолетних в сфере уголовного и уголовно-процессуального законодательства

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Августа 2011 в 00:13, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования является разработка и обоснование совокупности теоретических положений, характеризующих особенности производства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних, а также подготовка на этой основе рекомендаций по совершенствованию законодательства и правоприменительной практики.

Поставленная цель предопределила постановку и решение следующих задач:

- рассмотрение возникновения и становления института уголовно-процессуального законодательства несовершеннолетних;

- выделение особенностей процессуальной деятельности на стадии возбуждения уголовного дела в отношении несовершеннолетних, касающихся принятия, проверки и разрешения сообщений о преступлениях;

- определение специфики предмета доказывания по уголовным делам в отношении несовершеннолетних и обоснование способов установления конкретных обстоятельств, подлежащих доказыванию;

- раскрытие особенностей производства следственных действий с участием несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых;

- исследование проблем применения мер процессуального принуждения в отношении несовершеннолетних;

- особенности осуществления уголовного судопроизводства в отношении несовершеннолетних;

- разработка научно обоснованных рекомендаций и предложений по совершенствованию уголовно-процессуального законодательства, регламентирующего производство по уголовным делам в отношении несовершеннолетних, и практики его применения.

Оглавление

Введение………………………………………………………………….…..………………….…..3


Глава 1. Вопросы уголовно-процессуальной политики в отношении

несовершеннолетних……………………………………………………………………….……….7

1.1. Понятие и правовое регулирование ответственности

несовершеннолетних в сфере уголовного и

уголовно-процессуального законодательства……………………………………....…14

1.2. История развития уголовно-процессуального

законодательства об ответственности несовершеннолетних…............................……18



Глава 2. Особенности предварительного расследования по уголовным

делам в отношении несовершеннолетних…………………………………............................…..21

2.1. Особенности предмета доказывания по уголовным делам

в отношении несовершеннолетних………………………………............................…..21

2.2. Особенности производства следственных действий с

участием несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых….………………….…23

2.3. Особенности применения мер процессуального принуждения

к несовершеннолетним подозреваемым и обвиняемым………………………….…...25



Заключение…………………………………………………….………..………………….………33


Список литературы……………………………………………………..…………………………

Файлы: 1 файл

курсовая несовершеннолетние.doc

— 261.00 Кб (Скачать)

     Следующий период начался с принятия Постановления  ЦИК и СНК от 7 апреля 1935г. «О мерах борьбы с преступностью несовершеннолетних».

     Важный  в деле борьбы с преступностью  несовершеннолетних документ носил  декларативный характер и не был  обеспечен практическими мерами. Положение о комиссиях по делам  несовершеннолетних, принятое ещё в 1931 г., не содержало чёткого перечня мер воспитательного характера. Отсутствовала материальная база для увеличения числа детских воспитательных и лечебных заведений. Более того, названным постановлением комиссии по делам несовершеннолетних были вообще ликвидированы. С 1935 по 1960г. в стране не было специального органа, координирующего работу многих учреждений, ведомств и общественных организаций по предупреждению преступности несовершеннолетних.

     Затем был принят Закон, который понизил  возраст уголовной ответственности за ряд наиболее распространённых среди несовершеннолетних преступлений. С 12 лет к ответственности с применением всех мер уголовного наказания стали привлекать за кражу, насилие, телесные повреждения, увечья, убийство либо попытку убийства.

     Усиление  уголовных мер без значительного  улучшения воспитательной работы с  подростками не способствовало сокращению преступности. Законом был отброшен весь накопленный ранее опыт мер  воспитательного характера, основанный на положениях первых декретов. На установление уголовной ответственности с 12 лет, скорее всего, повлияла господствующая в то время концепция принуждения как универсального средства борьбы с преступностью.

     При разработке УК РФ 1996г. были учтены современные  социально-психологические характеристики несовершеннолетних: более широкое участие подростков во всех видах деятельности, как социально-позитивной, так и негативной, в частности, в групповой преступной деятельности, распад семьи и увеличение в связи с этим числа беспризорных и безнадзорных детей, которые пополняют ряды преступников. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 2. Особенности предварительного расследования по уголовным делам в отношении несовершеннолетних 
 

     2.1. Особенности предмета доказывания по уголовным делам в отношении несовершеннолетних 
 

     Защита  несовершеннолетних от необоснованного  подозрения или привлечения в качестве обвиняемого, справедливого разрешения дела лежит в основе деятельности органов предварительного следствия и судебного разбирательства по данной категории дел что, в свою очередь, определяет специфику предмета доказывания по делам несовершеннолетних. Наряду с установлением обстоятельств совершения преступления, конкретных действий несовершеннолетнего подозреваемого или обвиняемого значительное внимание по этим делам должно уделяться установлению данных о личности этого несовершеннолетнего.21

     1. При исследовании личности несовершеннолетнего  подозреваемого, обвиняемого обязательно  установление точного возраста  несовершеннолетнего, который необходим  для решения вопроса о привлечении  несовершеннолетнего к уголовной  ответственности или освобождения его от ответственности (п. 5 ст. 5 УПК РФ).

     Возраст несовершеннолетнего (число, месяц, год  рождения) должен быть подтвержден  документами о возрасте: свидетельством о рождении или паспортом.

     2. При исследовании личности несовершеннолетнего  помимо установления возраста подлежат выяснению:

     а) его физическое и психическое  состояние;

     б) уровень интеллектуального, волевого и нравственного развития; особенности  его характера;

     в) условия жизни и воспитания несовершеннолетнего.

     Важно выяснить уровень его общего развития, т.е. способность ориентироваться в конкретной обстановке, разумно давать оценку своему поведению и руководить своими действиями. Этому может помочь установление данных, которые характеризуют поведение несовершеннолетнего в семье, по месту учебы или работы, взаимоотношения несовершеннолетнего соответственно в семье или по месту учебы или работы, в кругу знакомых; его поведение до и после совершения преступления, данные о его психическом состоянии, состоянии здоровья, его наклонностей и др.

     В следственной и судебной практике при  рассмотрении уголовного дела в отношении  несовершеннолетнего на стадии предварительного расследования обычно проводится судебно-психиатрическая  экспертиза. Если есть данные психического заболевания или аномального развития несовершеннолетнего, то важным является проведение психолого-психиатрической и психологической экспертиз. Эти экспертизы, как правило, проводятся специалистами в области детской и подростковой психологии и педагогики, экспертами-психиатрами. Действительно дознавателю, следователю трудно выявить у подростка наличие психического расстройства или иного болезненного состояния (психопатию, психофизический инфантилизм), так как дознаватель и следователь не обладают в полной мере специальными знаниями в данной области. В связи с этим представляется нерезонным для установления уровня психического развития и иных особенностей личности несовершеннолетнего (п. 2 ч. 1 ст. 421 УПК РФ) проведение двух параллельных или последовательных экспертиз: психиатрической и психологической. Диссертант отстаивает точку зрения о назначении и проведении комплексной психолого-психиатрической экспертизы.22

     Всесторонность  и полнота расследования дел  о несовершеннолетних включает и  установление таких обстоятельств, как жилищные и материальные условия семьи, образ жизни подростка, его родителей или лиц, их заменяющих, условия учебы или работы и особенно проведение свободного времени.

     3. Специфика предмета доказывания  по делам несовершеннолетних  включает в себя обстоятельства  совершения правонарушения, выяснения причин и условий его совершения и социальная адаптация несовершеннолетнего (ч. 3 ст. 392 УПК РФ). С этой целью необходимо установить, почему у несовершеннолетнего возникли противоправные взгляды, привычки, что привело к формированию преступного умысла, что толкнуло на преступление. Это может быть отсутствие надзора и должного контроля за поведением дома и в общественных местах по месту учебы или работы, упущения в воспитании со стороны родителей, лиц, их заменяющих, или лиц, отвечающих за поведение несовершеннолетнего, отрицательное влияние друзей-подростков, выявление взрослых, склоняющих несовершеннолетнего к пьянству, употреблению наркотиков и к иной противоправной деятельности. При наличии данных о подстрекательстве со стороны взрослых и вовлечении несовершеннолетних в преступную деятельность важно определить действительную роль несовершеннолетних в совершении правонарушения. С этой целью надо установить такие обстоятельства, как применение мер физического и психического воздействия на несовершеннолетнего (убеждение, запугивание, обман, подкуп, возбуждение низменных побуждений, распитие спиртных напитков, склонение к употреблению наркотиков и др.). Взрослые, склонившие несовершеннолетнего в преступную деятельность, должны привлекаться к уголовной ответственности не только за соучастие, им должно предъявляться обвинение по ст. 210 УК РФ за вовлечение несовершеннолетнего в преступную деятельность (ч. 4 ст. 392 УПК РФ).

     Таким образом, поскольку обстоятельства, способствовавшие совершению преступления, входят в предмет доказывания по каждому уголовному делу, они равным образом должны устанавливаться по уголовным делам в отношении несовершеннолетних (ч. 2 ст. 73 УПК РФ), и поэтому предлагается рассматривать это как обязанность дознавателя, следователя с соответствующим внесением изменений в ч. 2 ст. 158 УПК РФ. Также автор считает, что представления об устранении обстоятельств, способствовавших совершению преступления несовершеннолетним кроме организации, в которой было совершено преступление или которой преступлением был причинен материальный вред, следует вносить в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав, так как этот орган компетентен рассматривать дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 5.35 КоАП РФ (Неисполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних).  
 

     2.2. Особенности производства следственных действий с участием несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых 
 

     «Особенности  производства следственных действий с  участием несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых» - включает следующие аспекты  исследования: вызов несовершеннолетнего для производства следственного действия; специфический круг лиц, участвующих в следственном действии; процессуальный порядок производства следственного действия с участием несовершеннолетнего.

     Отмечается, что вызов несовершеннолетнего  через его законных представителей не всегда оправдан. Норма, закрепленная в ст. 424 УПК РФ, не учитывает возможность вызова несовершеннолетнего через близких родственников, которые хотя и не назначены надлежащим образом его опекунами или попечителями, но у которых несовершеннолетний проживает и воспитывается. Дознаватель, следователь должны избирать тот способ, который в конкретной ситуации в большей степени будет содействовать установлению психологического контакта с допрашиваемым, сохранению в тайне от других лиц самого факта вызова на допрос, проведению допроса в намеченное время и в нужном месте. В связи с этим предлагается закрепить на законодательном уровне иной порядок вызова несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого.23

     УПК РФ устанавливает особенности проведения следственных действий с участием несовершеннолетних только в отношении допроса. Однако участие педагога, психолога, законного представителя возможно и при производстве других следственных действий. Затрагивая организационную сторону производства следственных действий, одновременное участие в допросе несовершеннолетнего или другом следственном действии защитника, педагога или психолога, законного представителя не всегда оправдано. В подобных случаях усложняется производство следственного действия: значительная часть времени затрачивается на разъяснение прав и обязанностей участникам допроса, постановку и фиксацию в протоколе вопросов, заданных защитником, педагогом или психологом, законным представителем, ознакомление их с протоколом допроса, внесение в него замечаний, удостоверение правильности записей. Вместе с тем, участвуя в других следственных действиях, педагог или психолог будут способствовать не только установлению психологического контакта, но и недопущению оказания на несовершеннолетнего какого-либо психологического влияния, внушения. Несомненно, необходимость участия педагога или психолога в следственных действиях должна решаться по усмотрению следователя. При допросе несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых, страдающих психическим расстройством или отстающих в психическом развитии, более логично участие психолога, а не педагога. С учетом изложенного выше предлагается изменить редакцию  ст. 425 УПК РФ.

     УПК РФ по сравнению с УПК РСФСР  наделил защитника более широкими полномочиями для оказания юридической помощи своему подзащитному. Вместе с тем механизм выявления, обнаружения защитником доказательственной информации в УПК РФ отсутствует, в связи с чем, располагая данными, свидетельствующими в пользу подозреваемого или обвиняемого, он предъявляет их лишь на стадии судебного разбирательства.

     Недостаточно  верная позиция, когда отказ от защитника  может быть принят, но лишь в ограниченных случаях и после отказа подозреваемого, обвиняемого от замены защитника, когда  интересы несовершеннолетнего охраняются законным представителем, имеющим правовую подготовку. Законный представитель участвует в уголовном деле в отношении несовершеннолетнего наряду с защитником и поэтому отказ несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого от защитника не обязателен для дознавателя, следователя. Также недопустимо осуществление защиты интересов несовершеннолетнего и взрослого подозреваемого, обвиняемого одним адвокатом, так как к моменту предъявления обвинения еще не всегда до конца выявлена роль каждого соучастника преступления.

     В случае отстранения от участия в  уголовном деле одного и допуска  другого законного представителя  необходимо проводить ознакомление его с материалами уголовного дела, в которых отражены сущность подозрения, обвинения, а также с  протоколами следственных действий с участием отстраненного законного представителя. Предмет показаний законного представителя имеет свою специфику, поэтому целесообразно выделить показания законных представителей несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых в самостоятельное доказательство, наделив их правом дачи показаний и обозначив их обязанности с внесением соответствующих дополнений в ст. 74 и ст. 426 УПК РФ.

     Автор рассматривает привлечение к  участию в уголовном процессе педагога и психолога как привлечение  специалиста и определяет, что для участия в следственных действиях с несовершеннолетним необходимо приглашать незнакомого для несовершеннолетнего педагога или психолога. Если в качестве педагога будет приглашен классный руководитель несовершеннолетнего, то нельзя исключать его заинтересованности в исходе дела, следовательно, он подлежит отводу в соответствии со ст. 71 УПК РФ. Перед допросом несовершеннолетнего обязательно должен быть допрошен в качестве свидетеля непосредственно работавший с несовершеннолетним, привлекаемым к уголовной ответственности, педагог (психолог), у которого необходимо выяснить сведения о характере, условиях формирования личности и иных психологических особенностях, свойственных именно данному подростку. С этими показаниями должен быть ознакомлен педагог (психолог), приглашаемый для участия в допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, с тем, чтобы он имел представление об особенностях личности допрашиваемого и помог следователю в установлении с ним психологического контакта.

Информация о работе Правовое регулирование ответственности несовершеннолетних в сфере уголовного и уголовно-процессуального законодательства