Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Августа 2011 в 00:13, курсовая работа
Целью исследования является разработка и обоснование совокупности теоретических положений, характеризующих особенности производства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних, а также подготовка на этой основе рекомендаций по совершенствованию законодательства и правоприменительной практики.
Поставленная цель предопределила постановку и решение следующих задач:
- рассмотрение возникновения и становления института уголовно-процессуального законодательства несовершеннолетних;
- выделение особенностей процессуальной деятельности на стадии возбуждения уголовного дела в отношении несовершеннолетних, касающихся принятия, проверки и разрешения сообщений о преступлениях;
- определение специфики предмета доказывания по уголовным делам в отношении несовершеннолетних и обоснование способов установления конкретных обстоятельств, подлежащих доказыванию;
- раскрытие особенностей производства следственных действий с участием несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых;
- исследование проблем применения мер процессуального принуждения в отношении несовершеннолетних;
- особенности осуществления уголовного судопроизводства в отношении несовершеннолетних;
- разработка научно обоснованных рекомендаций и предложений по совершенствованию уголовно-процессуального законодательства, регламентирующего производство по уголовным делам в отношении несовершеннолетних, и практики его применения.
Введение………………………………………………………………….…..………………….…..3
Глава 1. Вопросы уголовно-процессуальной политики в отношении
несовершеннолетних……………………………………………………………………….……….7
1.1. Понятие и правовое регулирование ответственности
несовершеннолетних в сфере уголовного и
уголовно-процессуального законодательства……………………………………....…14
1.2. История развития уголовно-процессуального
законодательства об ответственности несовершеннолетних…............................……18
Глава 2. Особенности предварительного расследования по уголовным
делам в отношении несовершеннолетних…………………………………............................…..21
2.1. Особенности предмета доказывания по уголовным делам
в отношении несовершеннолетних………………………………............................…..21
2.2. Особенности производства следственных действий с
участием несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых….………………….…23
2.3. Особенности применения мер процессуального принуждения
к несовершеннолетним подозреваемым и обвиняемым………………………….…...25
Заключение…………………………………………………….………..………………….………33
Список литературы……………………………………………………..…………………………
Следующий период начался с принятия Постановления ЦИК и СНК от 7 апреля 1935г. «О мерах борьбы с преступностью несовершеннолетних».
Важный
в деле борьбы с преступностью
несовершеннолетних документ носил
декларативный характер и не был
обеспечен практическими
Затем был принят Закон, который понизил возраст уголовной ответственности за ряд наиболее распространённых среди несовершеннолетних преступлений. С 12 лет к ответственности с применением всех мер уголовного наказания стали привлекать за кражу, насилие, телесные повреждения, увечья, убийство либо попытку убийства.
Усиление
уголовных мер без
При
разработке УК РФ 1996г. были учтены современные
социально-психологические характеристики
несовершеннолетних: более широкое участие
подростков во всех видах деятельности,
как социально-позитивной, так и негативной,
в частности, в групповой преступной деятельности,
распад семьи и увеличение в связи с этим
числа беспризорных и безнадзорных детей,
которые пополняют ряды преступников.
Глава
2. Особенности предварительного
расследования по уголовным
делам в отношении несовершеннолетних
2.1.
Особенности предмета
доказывания по уголовным
делам в отношении несовершеннолетних
Защита несовершеннолетних от необоснованного подозрения или привлечения в качестве обвиняемого, справедливого разрешения дела лежит в основе деятельности органов предварительного следствия и судебного разбирательства по данной категории дел что, в свою очередь, определяет специфику предмета доказывания по делам несовершеннолетних. Наряду с установлением обстоятельств совершения преступления, конкретных действий несовершеннолетнего подозреваемого или обвиняемого значительное внимание по этим делам должно уделяться установлению данных о личности этого несовершеннолетнего.21
1.
При исследовании личности
Возраст несовершеннолетнего (число, месяц, год рождения) должен быть подтвержден документами о возрасте: свидетельством о рождении или паспортом.
2.
При исследовании личности
а) его физическое и психическое состояние;
б) уровень интеллектуального, волевого и нравственного развития; особенности его характера;
в) условия жизни и воспитания несовершеннолетнего.
Важно выяснить уровень его общего развития, т.е. способность ориентироваться в конкретной обстановке, разумно давать оценку своему поведению и руководить своими действиями. Этому может помочь установление данных, которые характеризуют поведение несовершеннолетнего в семье, по месту учебы или работы, взаимоотношения несовершеннолетнего соответственно в семье или по месту учебы или работы, в кругу знакомых; его поведение до и после совершения преступления, данные о его психическом состоянии, состоянии здоровья, его наклонностей и др.
В следственной и судебной практике при рассмотрении уголовного дела в отношении несовершеннолетнего на стадии предварительного расследования обычно проводится судебно-психиатрическая экспертиза. Если есть данные психического заболевания или аномального развития несовершеннолетнего, то важным является проведение психолого-психиатрической и психологической экспертиз. Эти экспертизы, как правило, проводятся специалистами в области детской и подростковой психологии и педагогики, экспертами-психиатрами. Действительно дознавателю, следователю трудно выявить у подростка наличие психического расстройства или иного болезненного состояния (психопатию, психофизический инфантилизм), так как дознаватель и следователь не обладают в полной мере специальными знаниями в данной области. В связи с этим представляется нерезонным для установления уровня психического развития и иных особенностей личности несовершеннолетнего (п. 2 ч. 1 ст. 421 УПК РФ) проведение двух параллельных или последовательных экспертиз: психиатрической и психологической. Диссертант отстаивает точку зрения о назначении и проведении комплексной психолого-психиатрической экспертизы.22
Всесторонность и полнота расследования дел о несовершеннолетних включает и установление таких обстоятельств, как жилищные и материальные условия семьи, образ жизни подростка, его родителей или лиц, их заменяющих, условия учебы или работы и особенно проведение свободного времени.
3.
Специфика предмета
Таким
образом, поскольку обстоятельства, способствовавшие
совершению преступления, входят в предмет
доказывания по каждому уголовному делу,
они равным образом должны устанавливаться
по уголовным делам в отношении несовершеннолетних
(ч. 2 ст. 73 УПК РФ), и поэтому предлагается
рассматривать это как обязанность дознавателя,
следователя с соответствующим внесением
изменений в ч. 2 ст. 158 УПК РФ. Также автор
считает, что представления об устранении
обстоятельств, способствовавших совершению
преступления несовершеннолетним кроме
организации, в которой было совершено
преступление или которой преступлением
был причинен материальный вред, следует
вносить в комиссию по делам несовершеннолетних
и защите их прав, так как этот орган компетентен
рассматривать дела об административном
правонарушении, предусмотренном ст. 5.35
КоАП РФ (Неисполнение родителями или
иными законными представителями несовершеннолетних
обязанностей по содержанию и воспитанию
несовершеннолетних).
2.2.
Особенности производства
следственных действий
с участием несовершеннолетних
подозреваемых, обвиняемых
«Особенности производства следственных действий с участием несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых» - включает следующие аспекты исследования: вызов несовершеннолетнего для производства следственного действия; специфический круг лиц, участвующих в следственном действии; процессуальный порядок производства следственного действия с участием несовершеннолетнего.
Отмечается, что вызов несовершеннолетнего через его законных представителей не всегда оправдан. Норма, закрепленная в ст. 424 УПК РФ, не учитывает возможность вызова несовершеннолетнего через близких родственников, которые хотя и не назначены надлежащим образом его опекунами или попечителями, но у которых несовершеннолетний проживает и воспитывается. Дознаватель, следователь должны избирать тот способ, который в конкретной ситуации в большей степени будет содействовать установлению психологического контакта с допрашиваемым, сохранению в тайне от других лиц самого факта вызова на допрос, проведению допроса в намеченное время и в нужном месте. В связи с этим предлагается закрепить на законодательном уровне иной порядок вызова несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого.23
УПК
РФ устанавливает особенности
УПК
РФ по сравнению с УПК РСФСР
наделил защитника более
Недостаточно верная позиция, когда отказ от защитника может быть принят, но лишь в ограниченных случаях и после отказа подозреваемого, обвиняемого от замены защитника, когда интересы несовершеннолетнего охраняются законным представителем, имеющим правовую подготовку. Законный представитель участвует в уголовном деле в отношении несовершеннолетнего наряду с защитником и поэтому отказ несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого от защитника не обязателен для дознавателя, следователя. Также недопустимо осуществление защиты интересов несовершеннолетнего и взрослого подозреваемого, обвиняемого одним адвокатом, так как к моменту предъявления обвинения еще не всегда до конца выявлена роль каждого соучастника преступления.
В
случае отстранения от участия в
уголовном деле одного и допуска
другого законного
Автор рассматривает привлечение к участию в уголовном процессе педагога и психолога как привлечение специалиста и определяет, что для участия в следственных действиях с несовершеннолетним необходимо приглашать незнакомого для несовершеннолетнего педагога или психолога. Если в качестве педагога будет приглашен классный руководитель несовершеннолетнего, то нельзя исключать его заинтересованности в исходе дела, следовательно, он подлежит отводу в соответствии со ст. 71 УПК РФ. Перед допросом несовершеннолетнего обязательно должен быть допрошен в качестве свидетеля непосредственно работавший с несовершеннолетним, привлекаемым к уголовной ответственности, педагог (психолог), у которого необходимо выяснить сведения о характере, условиях формирования личности и иных психологических особенностях, свойственных именно данному подростку. С этими показаниями должен быть ознакомлен педагог (психолог), приглашаемый для участия в допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, с тем, чтобы он имел представление об особенностях личности допрашиваемого и помог следователю в установлении с ним психологического контакта.