Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Августа 2011 в 00:13, курсовая работа
Целью исследования является разработка и обоснование совокупности теоретических положений, характеризующих особенности производства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних, а также подготовка на этой основе рекомендаций по совершенствованию законодательства и правоприменительной практики.
Поставленная цель предопределила постановку и решение следующих задач:
- рассмотрение возникновения и становления института уголовно-процессуального законодательства несовершеннолетних;
- выделение особенностей процессуальной деятельности на стадии возбуждения уголовного дела в отношении несовершеннолетних, касающихся принятия, проверки и разрешения сообщений о преступлениях;
- определение специфики предмета доказывания по уголовным делам в отношении несовершеннолетних и обоснование способов установления конкретных обстоятельств, подлежащих доказыванию;
- раскрытие особенностей производства следственных действий с участием несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых;
- исследование проблем применения мер процессуального принуждения в отношении несовершеннолетних;
- особенности осуществления уголовного судопроизводства в отношении несовершеннолетних;
- разработка научно обоснованных рекомендаций и предложений по совершенствованию уголовно-процессуального законодательства, регламентирующего производство по уголовным делам в отношении несовершеннолетних, и практики его применения.
Введение………………………………………………………………….…..………………….…..3
Глава 1. Вопросы уголовно-процессуальной политики в отношении
несовершеннолетних……………………………………………………………………….……….7
1.1. Понятие и правовое регулирование ответственности
несовершеннолетних в сфере уголовного и
уголовно-процессуального законодательства……………………………………....…14
1.2. История развития уголовно-процессуального
законодательства об ответственности несовершеннолетних…............................……18
Глава 2. Особенности предварительного расследования по уголовным
делам в отношении несовершеннолетних…………………………………............................…..21
2.1. Особенности предмета доказывания по уголовным делам
в отношении несовершеннолетних………………………………............................…..21
2.2. Особенности производства следственных действий с
участием несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых….………………….…23
2.3. Особенности применения мер процессуального принуждения
к несовершеннолетним подозреваемым и обвиняемым………………………….…...25
Заключение…………………………………………………….………..………………….………33
Список литературы……………………………………………………..…………………………
Под виновностью несовершеннолетнего лица понимается противоправная причастность к совершению преступления социализированной личности, достигшей возраста привлечения к уголовной ответственности, обладающей для этого зрелыми интеллектуальными, волевыми и эмоциональными качествами. Установление мотива, цели совершенного преступления важно для доказывания виновности подростка и определения ему наказания, поскольку они могут служить обстоятельствами, смягчающими или отягчающими уголовную ответственность несовершеннолетнего (п. "д", "ж", "з" ст. 61 УК РФ, п. "е", "ж", "н" ст. 63 УК РФ).
Данные, характеризующие личность обвиняемого (подсудимого), дают возможность полно, объективно и всесторонне рассмотреть обстоятельства уголовного дела, правильно определить форму и степень вины, меру, характер и содержание ответственности, то есть уголовного наказания либо принудительных мер воспитательного воздействия, если будет установлено, что исправление подростка может быть достигнуто без применения уголовного наказания, а это во многом зависит от его личности.6
К обстоятельствам, способствовавшим совершению преступления, следует отнести условия жизни, недостатки воспитания, определяющие формирование у несовершеннолетнего противоправного поведения, преступного умысла, а также ситуации, облегчающие совершение либо подталкивающие подростка к совершению преступления, и др.
Обстоятельства, указанные в ст. 421 УПК РФ, подлежат доказыванию только по уголовным делам о преступлениях несовершеннолетних. В первую очередь определяется возраст подростка: число, месяц, год рождения, поскольку уголовная ответственность наступает с шестнадцатилетнего, а по отдельным преступлениям – с четырнадцатилетнего возраста (ч. 1,2 ст. 20 УК РФ). Определение возраста несовершеннолетнего обусловлено необходимостью установления точной даты рождения подростка, связанной с решением вопроса о возможности либо невозможности привлечения его к уголовной ответственности. Поэтому в п. 1 ч. 1 ст. 421 УПК РФ говорится о необходимости определять не только возраст, но и точную дату рождения (число, месяц, год). Существуют правила определения возраста несовершеннолетнего. Лицо считается достигшим восемнадцатилетнего возраста с ноля часов следующих за днем рождения суток. Возраст устанавливается на основе документов (паспорт, свидетельство о рождении и т. п.). При отсутствии документов либо сомнении в их подлинности, для определения возраста подростка назначается судебно-медицинская экспертиза, которая устанавливает год его рождения. В этом случае днем рождения несовершеннолетнего считается последний день года. А при определении возраста в пределах минимального и максимального количества лет, принято считать возраст по минимальной границе, а днем рождения – последний день года, определяющего эту минимальную границу.
Далее устанавливаются условия жизни и воспитания несовершеннолетнего, уровень психического развития и иные особенности его личности (п. 2 ч. 1 ст. 421 УПК РФ), к которым следует отнести особенности характера и темперамента, потребности и интересы, степень интеллектуального, волевого, эмоционального развития подростка, то есть то, что влияет на формирование и развитие личности в подростковом возрасте.
В
предмет доказывания по делам
о преступлениях
Установление указанных фактов, изучение личности должно проводиться в объеме, необходимом для реализации назначения уголовного судопроизводства. При изучении личности несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого применяются следующие правила:
1)
все качества личности должны
устанавливаться в комплексе,
неотрывно друг от друга,
2)
исследование личности
3)
для полноты и глубины
а) возраста;
б) уровня психического развития (зрелости психических свойств и состояний, вменяемости, психических аномалий и особенностей психических процессов);
в) интеллектуального развития;
г) степени развитости волевых качеств;
д) зрелости эмоций;
е) степени социализации;
ж) характера. Кроме этого необходимо устанавливать обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание, влияющие на степень и характер уголовной ответственности.
Соблюдение установленных выше правил даёт возможность полно и объективно изучить личность несовершеннолетнего обвиняемого (подсудимого), принять правильное решение о возможности и целесообразности привлечения его к уголовной ответственности либо освобождения от неё, назначения ему уголовного наказания либо применения принудительных мер воспитательного воздействия, а также определить содержание этих мер.7
Самосознание и самоопределение - два важных качества, которые практически незаметны у малолетних детей и начинают проявляться только в определенном возрасте. Очевидно, что несовершеннолетние до наступления этого момента не могут подвергаться уголовному вменению.
Развитие
ребенка можно условно
Государство
и общество должны реагировать на
преступления подростков так, чтобы
возвращать их к нормальной жизни
после отбытия наказания
Ежегодно в стране выявляется более 300 тыс. общественно опасных деяний несовершеннолетних, причем 100 тыс. из них совершаются детьми, не достигшими возраста уголовной ответственности. В среднем каждый третий несовершеннолетний правонарушитель не учится и не работает. Подростки занимаются попрошайничеством, бродяжничеством.9
Несовершеннолетним является лицо, которое к моменту совершения преступления не достигло восемнадцатилетнего возраста. Производство по делам несовершеннолетних применяется также и в следующих случаях, когда лицо, совершило преступление до достижения 18 лет, а к моменту процессуального действия достигло этого возраста. А также когда часть преступлений совершена им в возрасте до 18 лет, а часть - после достижения совершеннолетия.
Каждое девятое преступление в России совершается несовершеннолетними или при их участии. Такие данные МВД РФ привело 1 июня, в День защиты детей.
Как правило, у подростка, попавшего в суд, два выхода: условный, но все же срок либо лишение свободы. Условно осужденные составляют 70 - 75 процентов, лишенные свободы - 23 - 24 процента. Сколько же процентов остается на альтернативные наказания? В итоге Россия, как это ни горько, находится среди лидеров по числу несовершеннолетних заключенных в мире: 17 человек на 100 тыс. населения.10
Общемировые гуманные идеи в отношении детской преступности не приживаются в России, формирование особой уголовной политики в отношении несовершеннолетних много лет находится на стадии дискуссий. В царской России действовали специальные суды для несовершеннолетних. Первый появился в 1910 г. в Санкт-Петербурге, затем подобные суды были созданы во всех крупных городах. До учреждения судов для малолетних статистика была такой же неутешительной, как и сегодня. Применялся Закон от 2 июля 1897 г. "О малолетних и несовершеннолетних преступниках". Этот Закон предусматривал для подростков наказание в виде заключения в тюрьму, хотя и в специально отведенные для них помещения. К несовершеннолетним в возрасте от 17 лет до 21 года (совершеннолетие в дореволюционной России наступало с 21 года) Закон применял каторгу и поселение. В литературе тех времен приводились следующие статистические данные. За период 1898 - 1907 гг. 4047 несовершеннолетних осуждены к помещению в колонии и 8442 - в тюрьмы и арестные дома.11
В 1912 г. в России уже работали суды для несовершеннолетних и ситуация изменилась в лучшую сторону. Судебный процесс именовался так формально: по сути, это была беседа судьи с подростком в присутствии опекунов и попечителей. Не предусматривалось ни судебной защиты, ни обвинительного решения. Основной мерой наказания был попечительский надзор. Существовала возможность подачи апелляционной жалобы в особое отделение мировых судей. Судья, рассматривающий дело единолично, избирался населением судебного округа.
Законодательный процесс в области уголовной политики в отношении несовершеннолетних идет в России сегодня со знаком минус. Законодатель не сформулировал новый взгляд на "детский" уголовный процесс как на процедуру воспитательную и охранительную, а нормы международного права, несмотря на постановление Пленума Верховного Суда РФ, пока не закрепились и не работают.
Глава
14 Уголовного кодекса РФ называется
"Особенности уголовной
Употребив слово "особенности", законодатель как бы подчеркивает особый подход к привлечению несовершеннолетних к уголовной ответственности и назначению им наказания в силу социальных, морально-этических и психических факторов. Тем не менее, указанная глава отнюдь не является сводом отклонений и отступлений от общих норм УК РФ. Социальная потребность закрепления особого порядка уголовного судопроизводства в отношении несовершеннолетних заключается в том, что с учетом особенностей интенсивно развивающейся психики подростка необходимая достаточность уголовно-правового воздействия на несовершеннолетних преступников может быть достигнута в большинстве случаев применением к ним смягченных или специфичных мер воздействия. Но для того чтобы избежать при этом избыточности репрессии, необходимо в каждом случае детально выяснять особенности уровня развития несовершеннолетнего, условий его жизни и воспитания, физическое и психическое состояние, социальный статус.
Уголовное
законодательство РФ предусматривает
возможность привлечения к
Уголовная
ответственность