Понятие уголовного процесса

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2011 в 09:53, шпаргалка

Краткое описание

Понятие «уголовный процесс» употребляется в четырех значениях:
1) как специфическая деятельность (вид правоприменения);
2) как совокупность определенного рода норм (уголовно-процессуальное право);
3) как юридическая наука с особым предметом исследования;
4) какучебная дисциплина.

Файлы: 1 файл

Уголовный процесс.docx

— 229.84 Кб (Скачать)

 2) в  отношении Генпрокурора РФ – Председате–лем Следственного комитета при прокуратуре РФ на основании заключения коллегии из 3 судей Вер–ховного Суда РФ, принятого по представлению Президента РФ, о наличии в действиях признаков преступления;

 3) в  отношении судьи Конституционного Су–да РФ – Председателем Следственного комитета при прокуратуре РФ на основании заключения кол–легии из 3 судей Верховного Суда РФ, о наличии в действиях судьи признаков преступления и с со–гласия Конституционного Суда РФ;

 4) в  отношении судьи Верховного Суда РФ, Выс–шего Арбитражного Суда РФ, областного суда – Председателем Следственного комитета при прокуратуре РФ на основании заключения коллегии из 3 судей Верховного Суда РФ о наличии в дей–ствиях судьи признаков преступления и с согласия Высшей квалификационной коллегии судей РФ;

 5) в  отношении иных судей – Председателем След–ственного комитета при прокуратуре РФ на основа–нии заключения коллегии из 3 судей областного суда о наличии в действиях судьи признаков пре–ступления и с согласия соответствующей квалифи–кационной коллегии судей;

 6) в  отношении Председателя Счетной пала–ты РФ, его заместителя и аудиторов Счетной палаты РФ – Председателем Следственного ко–митета при прокуратуре РФ;

 7) в  отношении Уполномоченного по правам че–ловека в РФ – Председателем Следственного ко–митета при прокуратуре РФ;

 8) в  отношении Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий, а также кан–дидата в Президенты РФ – Председателем Следственного комитета при прокуратуре РФ;

 9) в  отношении депутата законодательного органа государственной власти субъекта РФ – руково–дителем Следственного комитета при прокуратуре РФ по субъекту РФ на основании заключения коллегии 3 судей верховного суда республики, краевого или об–ластного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и суда автономного округа;

 10) в  отношении прокурора, руководителя следст–венного органа, следователя – вышестоящим руко–водителем следственного органа Следственного коми–тета при прокуратуре РФ на основании заключения судьи районного суда или гарнизонного военного суда по месту совершения преступления, а в отношении адво–ката – руководителем следственного органа Следст–венного комитета при прокуратуре РФ по району, городу;

 11) в  отношении депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного долж–ностного лица органа местного самоуправ–ления – руководителем Следственного комитета при прокуратуре РФ по субъекту РФ;

 12) в  отношении члена избирательной комиссии, комиссии референдума с правом решающего голоса – руководителем Следственного комитета при прокуратуре РФ по субъекту РФ, а члена Цент–ральной избирательной комиссии РФ с пра–вом решающего голоса, председателя избира–тельной комиссии субъекта РФ – Председателем Следственного комитета при прокуратуре РФ. 
 
 
 

 88. МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО  В СФЕРЕ УГОЛОВНОГО  СУДОПРОИЗВОДСТВА 

 Взаимодействие  судов, прокуроров, следо–вателей  и органов дознания с соответствующими компетентными органами и должностными лицами иностранных государств и международными организациями регламентируется ст. 453-459 УПК.

 Производство  по большинству уголовных дел  осу–ществляется силами и средствами национальных правоохранительных органов  на территории государ–ства, где было совершено преступление.

 Однако  на практике возникают ситуации, когда  лицо, совершив преступление на территории одного госу–дарства, с целью избежать уголовной ответственно–сти либо по иным причинам уезжает в другое государ–ство, где проживает открыто или  скрывается от правоохранительных органов. Существующий в меж–дународном праве  институт выдачи или экстрадиции  обязывает государства, между которыми заключены соответствующие двусторонние или многосторонние договоры, по заявленному  в установленном порядке требованию выдавать друг другу лиц, находящихся  на их территории, для привлечения  к уголовной ответ–ственности или  для приведения приговора в испол–нение.

 УПК РФ предусмотрел в своей структуре  отдельную часть – пятую, посвященную  международному сотруд–ничеству в  сфере уголовного судопроизводства. Та–кое сотрудничество реализуется  в трех основных направлениях:

 1)во  взаимодействии судов, прокуроров, следовате–лей и органов дознания  с соответствующими ком–петентными  органами и должностными лицами  ино–странных государств и международными  организа–циями (глава 53 УПК);

 2) в  выдаче лица для уголовного  преследования или исполнения  приговора (глава 54 УПК);

 3) в  передаче лица, осужденного к  лишению свобо–ды, для отбывания  наказания в государстве, граж–данином  которого оно является (глава  55 УПК). Напомним, что многосторонние  и двусторонние меж–государственные  международные договоры Российской  Федерации, включая договоры, заключенные  СССР, правопреемницей по которым  выступает Россия, со–гласно ч. 4 ст. 15 Конституции РФ являются  составной частью российской  правовой системы и действуют  непосредственно. Если ими установлены  иные прави–ла, чем предусмотренные  законом, то применяются правила  международного договора (ч. 3 ст. 1 УПК).

 Государство должно выполнять обязанности, возло–женные на него международным договором, после  вступления этого договора в силу в целом и для кон–кретного государства. Обычно для вступления догово–ра в силу недостаточно лишь его подписания уполно–моченными органами или лицами договаривающихся государств. Например, подписанные Российской Фе–дерацией  международные договоры, предметом  кото–рых являются основные права  и свободы человека и гражданина, подлежат ратификации. Равным обра–зом подлежат ратификации международные  договоры России, при заключении которых  стороны условились о последующей  ратификации (ст. 15 Федерального за–кона  от 15 июля 1995 г. «О международных договорах  Российской Федерации»).

 После ратификации международного договора и вступления его в силу он становится составной частью правовой системы  Российской Федерации (ч. 4 ст. 15 Конституции  РФ). 

 89. ЗАПРОС О ПРАВОВОЙ  ПОМОЩИ 

 При необходимости производства на территории иностранного государства следственных или иных процессуальных действий суд, прокурор, следова–тель, дознаватель  вносит запрос об их производстве компетентным органом или должностным лицом  ино–странного государства в  соответствии с междуна–родным договором  Российской Федерации, между–народным соглашением или на основе принципа взаимности.

 Согласно  ч. 3 ст. 453 УПК запрос о производстве процессуальных действий направляется через:

 1) Верховный  Суд рФ (по вопросам его судебной  дея–тельности);

 2) Министерство  юстиции РФ (по вопросам, связан–ным  с судебной деятельностью всех  судов, за ис–ключением Верховного  Суда РФ);

 3) Министерство  внутренних дел РФ, Федеральную  службу безопасности РФ, Федеральную  службу РФ по контролю за  оборотом наркотических средств  и психотропных веществ (в отношении  следствен–ных действий, не требующих  судебного решения или согласия  прокурора);

 4) Генеральную  прокуратуру РФ (в остальных слу–чаях).

 Содержание  и форма запроса указаны в  ст. 454 УПК РФ; запрос и прилагаемые  к нему документы пе–реводятся на официальный язык того иностранного государства, в которое они направляются (ч. 4 ст. 453 УПК РФ). Запрос о производстве процессуальных действий составляется в письменном виде, подпи–сывается должностным лицом, его направляющим, удостоверяется гербовой печатью соответствующего органа и должен содержать: наименование органа, от которого исходит запрос; наименование и место–нахождение органа, в который направляется запрос;

 наименование  уголовного дела и характер запроса; данные о лицах, в отношении которых  направляется запрос, включая данные о дате и месте их рождения, гражданстве, роде занятий, месте жительства или  месте пребывания, а для юридических  лиц – их на–именование и местонахождение; изложение подле–жащих выяснению  обстоятельств, а также перечень запрашиваемых документов, вещественных и других доказательств; сведения о  фактических обстоятель–ствах совершенного преступления, его квалификация, текст  соответствующей статьи УК РФ, а  при необходи–мости также сведения о размере вреда, причиненно–го  данным преступлением.

 Доказательства, полученные на территории иност–ранного  государства, пользуются такой же юридиче–ской силой, как если бы они были получены на терри–тории РФ (ст. 455 УПК).

 Статьей 457 УПК устанавливаются правила  испол–нения в Российской Федерации  запроса о правовой помощи. При  исполнении запроса применяются  нор–мы УПК, однако могут быть применены  процессуаль–ные нормы законодательства иностранного государ–ства, если это  не противоречит законодательству и  международным обязательствам РФ.

 На  основании ст. 458 УПК в случае совершения преступления на территории РФ иностранным  граж–данином, впоследствии оказавшимся  за ее предела–ми, и невозможности  производства процессуальных действий с его участием на территории Российской Федерации все материалы возбужденного  и рассле–дуемого уголовного дела передаются в Генеральную прокуратуру  РФ, которая решает вопрос об их направ–лении в компетентные органы иностранного государ–ства для осуществления  уголовного преследования. Аналогичный  запрос компетентного органа иностран–ного  государства рассматривается также  Генераль–ной прокуратурой РФ (ст. 458 УПК). 

 90. ВЫДАЧА ЛИЦА ДЛЯ  УГОЛОВНОГО ПРЕСЛЕДОВАНИЯ  ИЛИ ИСПОЛНЕНИЯ  ПРИГОВОРА 

 Российская  Федерация может направить иностран–ному  государству запрос о выдаче ей лица для уголов–ного преследования  или исполнения приговора этим го–сударством  или дать письменное обязательство  Генерального прокурора РФ выдавать в будущем на ос–нове принципа взаимности этому государству лиц  в со–ответствии с законодательством  РФ. Направление за–проса о выдаче лица на основе принципа взаимности осуществляется, если в соответствии с законодатель–ством обоих государств деяние, в связи  с которым на–правлен запрос о  выдаче, является уголовно наказуе–мым  и за его совершение либо предусматривается  наказание в виде лишения свободы  на срок не менее одного года или  более тяжкое наказание – в  случае выдачи для уголовного преследования, либо лицо осуж–дено к лишению  свободы на срок не менее шести  меся–цев – в случае выдачи для  исполнения приговора.

 При возникновении необходимости запроса  о вы–даче все необходимые  материалы представляются в Генеральную  прокуратуру РФ для решения вопроса  о направлении в соответствующий  компетентный орган иностранного государства  запроса о выдаче лица, находящегося на территории данного государ–ства (ч. 3 ст. 460 УПК).

 Лицо, выданное иностранным государством, при–влечено в качестве обвиняемого, без согласия госу–дарства, его  выдавшего, а также передано третьему государству за преступление, не указанное  в запросе о выдаче. Вместе с  тем согласия иностранного госу–дарства не требуется, если: 1) выданное лицо в  тече–ние 44 суток со дня окончания  уголовного судопроиз–водства, отбытия  наказания или освобождения от него покинуло территорию РФ; 2) выданное лицо покинуло территорию РФ, но затем добровольно  возвратилось в РФ.

 Решение о выдаче лица, находящегося на террито–рии  РФ, принимается Генеральным прокурором рФ или его заместителем. Решение  может быть обжаловано в областной  суд в течение 10 суток с момента  получе–ния уведомления (ст.463 УПК).

 Выдача  лица не допускается:

 1) в  отношении гражданина РФ;

 2) в  отношении лица, которому предоставлено  убежи–ще в РФ;

 3) в  отношении лица, которому за то  же самое деяние вынесен вступивший  в законную силу приговор или  прекращено производство по уголовному  делу;

Информация о работе Понятие уголовного процесса