Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2010 в 15:23, реферат
Целью данной работы служит исследование вопросов, касающихся деятельности органов дознания. Органы дознания, по своей сути не являются неким обособленным образованием, а являются важной и неотъемлемой частью всей системы органов охраны права. Ведь если посмотреть на вопрос в широком смысле, то правоохранительными являются все без исключения органы, чья деятельность связана с обеспечением законности.
Введение
I. Система органов дознания.
II. Виды дознания.
III. Функции и обязанности органов дознания.
IV. Милиция как основной орган дознания.
Заключение
Список использованной литературы
1) Возбудить уголовное дело в порядке, доказанном в ст. 112 УПК.
2)
Отказать в возбуждении дела.
При этом выносится
3)
Передать заявление или
3. Федеральных органов налоговой полиции.
4.Федеральных
органов государственной
5. Органов пограничной службы Российской Федерации
6.Таможенных органов Российской Федерации.
7. Службы разведки Российской Федерации.
8. Министерства юстиции Российской Федерации (п. 8 введен Федеральным законом от 21.07.98 N 117-ФЗ)
Как видно из данного перечня, не все органы дознания осуществляют оперативно-розыскную деятельность.
Данной деятельностью не обладают руководители отдельных учреждений (командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений, капитаны морских судов, начальники зимовок), а также органы государственного пожарного надзора. Задачи оперативно- розыскной деятельности:
-выявление,
предупреждение, пресечение и раскрытие
преступлений, а также выявление
и установление лиц, их
-
осуществление розыска лиц,
-добывание
информации о событиях или
действиях, создающих угрозу
Оперативно-розыскные мероприятия:
9. Контроль
почтовых отправлений,
10.Прослушивание телефонных переговоров.
11. Снятие
информации с технических
12. Оперативное внедрение.
13. Контролируемая поставка.
14. Оперативный
эксперимент.
IV.
Милиция как основной
орган дознания.
Основными органами дознания в настоящее время является милиция, поскольку именно она выполняет основной объем работы по приему, рассмотрению заявлений о совершении преступлений, дознанию и протокольному производству. Милиция - универсальный орган дознания, поскольку закон не ограничивает ее компетенцию определенными категориями дел и в связи с этим милиция вправе возбуждать уголовное дело по любому преступлению.
В своей деятельности милиция подчиняется Министерству внутренних дел Российской Федерации, Министерству внутренних дел и Управлениям внутренних дел республик, краев и областей - субъектов Российской Федерации. Кроме того, милиция общественной безопасности (местная милиция) подчиняется еще соответствующим местным органам власти". Милиция общественной безопасности подчиняется также и по горизонтали - местным органам власти и управлениям, что позволяет принимать во внимание местные условия и особенности в области борьбы с правонарушениями.
Органы криминальной милиции выполняют функции органов дознания (ст. 117, 118, 119 УПК). При этом они при наличии признаков преступления возбуждают уголовное дело и производят неотложные следственные действия по установлению и закреплению следов преступления (перечень их дан в уголовно-процессуальном законе). Таким образом, криминальная милиция действует в тесном контакте с прокурорско-следственными органами, а после передачи дела следователю - только по его поручению (за исключением отдельных полномочий в тех случаях, когда лицо, совершившее преступление, установить не удалось). Согласно тому же закону в состав криминальной милиции входят оперативно-розыскные, научно-технические и иные подразделения, необходимые для решения стоящих перед ней задач и оказания помощи милиции общественной безопасности (местной милиции). Милиция общественной безопасности. Положение милиции общественной безопасности (местной милиции) закреплено в ст. 9. ФЗ РФ "О милиции" и указом Президента РФ о милиции общественной безопасности (местной милиции) в РФ от 12 февраля 1993 года. Данный указ утверждал Положение о милиции общественной безопасности в РФ согласно приложения №1, в котором в соответствии с законодательством РФ к основным задачам милиции общественной безопасности относятся:– обеспечение личной безопасности граждан;– охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности;– предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений;– раскрытие преступлений, по делам которых производство предварительного следствия не обязательно, и расследование преступлений в форме дознания;– оказание в пределах ее компетенции помощи гражданам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям, организациям и общественным объединениям. Иные задачи на милицию общественной безопасности могут быть возложены только законом. В неё входят, прежде всего, подразделения и органы "непосредственного реагирования" - дежурные части, подразделения патрульно-постовой службы, вневедомственной охраны и другие. Уже само существование этих органов и служб, приближенных к населению данной территории, ее объектам, имеет немалое профилактическое значение. Кроме того, весьма важным является знание сотрудниками местной милиции особенностей данной территории, контингента проживающих и бывающих на ней лиц. Это обеспечивает возможность оперативно принять необходимые меры по предотвращению или пресечению правонарушения. Однако на практике, как правило, происходит фактическое смешение уголовно-процессуальных и оперативно-розыскных функций в деятельности органов дознания. В связи с этим создали специализированные подразделения дознания милиции общественной безопасности. Данные подразделения были организованы для обеспечения качественного и более полного выполнения задач по раскрытию и расследованию преступлений по делам, по которым предварительное следствие не обязательно. В исключительных случаях начальник органа внутренних дел может поручить специализированному подразделению дознания проведения дознания по делам, по которым предварительное следствие обязательно. Начальники подразделений милиции общественной безопасности, наряду с общими организационными и контрольными функциями, наделены обязанностями утверждать постановления, вынесенные дознавателями. Однако, несмотря на это, лицо, производящее дознание, несет персональную ответственность за своевременное и качественное проведение процессуальных действий, законность и обоснованность принимаемых процессуальных решений. В соответствии со ст. 211 УПК надзор за исполнением законов органами дознания осуществляет соответствующий прокурор. Его указания, данные на основе уголовно-процессуального законодательства, являются для данных субъектов обязательными (ст. 210 УПК). Обеспечение законности при производстве дознания. Законности этого следственного действия придается исключительно большое значение. Закон детально регламентирует порядок допроса свидетелей, потерпевших, обвиняемых и подозреваемых (ст.150,158,161 УПК). Ниже приведены основные требования законности при проведении допросов:1) Необходимость допроса лица в том качестве, в котором он привлекается к делу, и по тем вопросам, которые входят в предмет его показаний. Все, кто вызван на допрос, должны знать, в качестве кого они будут допрошены. Следователь обязан объявить об этом каждому лицу сразу же перед допросом. Случаи, когда из "тактических соображений" этот момент упускается, следует расценивать как нарушение законности, так как это ведет к нервозности допрашиваемого лица и противоречит следственной этике.2) Запрет использования незаконных мер для получения показаний. Закон запрещает домогаться показаний обвиняемого путем насилия, угроз и иных незаконных мер (ст. 20 УПК). Данное указание относится и к допросу подозреваемого, свидетеля, потерпевшего. Ответственность за принуждение к даче показаний, как обвиняемого, так и любого другого лица путем угроз или иных незаконных действий предусмотрена ст. 302 УК.
3) Соблюдение
прав допрашиваемых лиц
4) Запрещается
задавать наводящие вопросы.
5) Соблюдение
режима времени допроса.
.6) Недопустимость присутствия на допросе посторонних лиц. По общему правилу допрос должен производиться наедине. При допросе всех лиц могут участвовать прокурор и начальник следственного отдела. В определенных случаях, указанных в законе, при допросе могут присутствовать защитник, педагог, законные представители несовершеннолетнего или его близкие родственники, эксперт?.
7) Соблюдение
объективности и полноты
8) Правильная
и объективная запись
Заключение
Рассмотрение
вопросов деятельности органов дознания
дает возможность узнать не только о правоприменительной
деятельности правоохранительных органов
Российской федерации, но и о работе механизма
государственного принуждения в целом.
Подробный анализ наглядно показывает
сложившуюся в России систему органов
охраны права: их практику и взаимодействие.
Данные знания особенно важны для юристов,
которые непосредственно связаны с охраной
и применением права. Данная работа позволила
выявить не только общие принципы деятельности
органов дознания, но и определить особенности,
присущие каждому органу и специфику его
работы. Изучение порядка работы и соблюдения
законности в работе органов дознания
является одним из важных вопросов современной
правоохранительной системы, так как от
этого зависит фактическая реализация
правового механизма регулирования правоохранительной
деятельности.
.
Список
использованной литературы