Надзорное производство

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 15:23, контрольная работа

Краткое описание

ЗАДАЧА 29. Директор средней школы написал заявление прокурору о том, что 21.09 во время беседы с группой колхозников на зернотоку на него набросился пьяный Демидов и трижды ударил кулаком в лицо, сопровождая свои действия нецензурной бранью.
Каким из предусмотренных законом поводов к возбуждению уголовного дела является информация, поступившая от директора школы?

Оглавление

1. Надзорное производство
Сущность и основные черты надзорного производства…………………….2
Опротестование вступивших в законную силу решений суда……………...5
Порядок надзорного производства……………………………………………8
Основания к отмене или изменению приговора…………………………….10
Полномочия надзорной инстанции…………………………………………..11
ЗАДАЧА 1. ……………………………………………………………………...13
ЗАДАЧА 29. …………………………………………………………………….14
Список литературы………………………………………………………………15

Файлы: 1 файл

уголовный процесс !!!!!!!!!!.doc

— 93.00 Кб (Скачать)

План:

 

1. Надзорное производство

  1. Сущность и основные черты надзорного производства…………………….2
  2. Опротестование вступивших в законную силу решений суда……………...5
  3. Порядок надзорного производства……………………………………………8
  4. Основания к отмене или изменению приговора…………………………….10
  5. Полномочия надзорной инстанции…………………………………………..11

 ЗАДАЧА 1. ……………………………………………………………………...13

 ЗАДАЧА 29. …………………………………………………………………….14

Список литературы………………………………………………………………15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Сущность  и основные черты надзорного производства.

 

Производство в надзорной  инстанции — это стадия уголовного процесса, в которой вышестоящие  судебные органы проверяют законность, обоснованность и справедливость вступивших в законную силу приговоров, определений  и постановлений нижестоящих судов по жалобам или представлению сторон.

В порядке надзора  пересматриваются не все приговоры, определения и постановления  судов, вступившие в законную силу. Как правило, производство по делу заканчивается  приведением в исполнение вступившего  в силу приговора без проверки его вышестоящим судом в надзорном порядке. Стадию надзорного производства проходят лишь отдельные уголовные дела. Она относится к числу исключительных стадий, что обусловлено рядом обстоятельств:

1) предметом проверки  в порядке надзора являются только такие судебные решения, которые уже вступили в законную силу;

2) рассмотрению уголовного  дела судом надзорной инстанции  предшествует предварительное изучение  надзорных жалоб или представлений,  осуществляемое судьей, и последующее  возбуждение надзорного производства, если для этого будут соответствующие основания.

Производство в надзорной  инстанции имеет ряд общих  черт с кассационным производством. Прежде всего, их объединяют общие задачи.

Проверка законности и обоснованности решений судов, а в связи с этим — деятельности органов расследования и судов во всех предшествующих инстанциях.

В случае выявления допущенных нарушений закона — принятие мер  по их устранению или исправлению.

Суд надзорной инстанции, как и суд кассационной инстанции, свои выводы основывает только на имеющихся в деле и дополнительно представленных материалах, но без проведения дополнительных следственных действий.

Суд надзорной, как и  суд кассационной инстанции вправе отменить или изменить приговор, иные проверяемые решения нижестоящего суда по одним и тем же основаниям, указанным в законе (ст. ст. 409 и 379 УПК). При этом действует один и тот же запрет «поворота к худшему», суть которого состоит в том, что вышестоящий суд при рассмотрении дела может смягчить назначенное осужденному наказание или применить закон о менее тяжком преступлении, но не вправе принять решение, ухудшающее положение осужденного.

Указания судов, рассматривающих  уголовные дела в порядке надзора  и в кассационном порядке, обязательны  для исполнения при новом рассмотрении дела нижестоящей инстанции (ч. 6 ст. 410 и ч. 6 ст. 388 УПК). При этом ни надзорная, ни кассационная инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными факты, которые не были установлены приговором или отвергнуты им; предрешать вопросы о доказанности или недоказанности обвинения, достоверности или недостоверности того или иного доказательства, о преимуществах одних доказательств перед другими, о применении судом первой или апелляционной инстанции того или иного уголовного закона и о мере наказания (ч. 7 ст. 410 и ч. 2 ст. 386 УПК).

Вместе с тем между  двумя указанными стадиями имеются  и существенные различия.

В порядке надзора  проверяются приговоры (определения  и постановления) суда после их вступления в законную силу, тогда как при  кассационном производстве проверяются судебные решения, не вступившие в законную силу.

Предметом рассмотрения суда кассационной инстанции могут  быть только решения судов первой и апелляционной инстанций. Предметом  же рассмотрения суда надзорной инстанции  могут быть также решения кассационной и нижестоящей надзорной инстанции.

Основное место среди  судебных решений, проверяемых в  надзорном порядке, занимает приговор, который:

    • был предметом проверки апелляционной и (или) кассационной инстанции, но оставлен без изменения;
    • не был обжалован в апелляционном и (или) кассационном порядке.
    • Предметом пересмотра в порядке надзора могут также быть:
    • постановления судьи и определения суда первой инстанции;
    • постановления суда первой инстанции; определения суда кассационной инстанции;
    • определения и постановления, вынесенные нижестоящим судом в порядке надзора.

Различаются эти две  стадии и сроками. Обжалование судебных решений в кассационном порядке  ограничено десятидневным сроком со дня провозглашения приговора (ст. 356 УПК). Пересмотр в порядке надзора сроками не ограничен.

При рассмотрении уголовного дела в порядке надзора суд  не связан доводами надзорных жалобы или представления. Он вправе проверить  все производство по уголовному делу в полном объеме в отношении всех осужденных, даже если надзорная жалоба или представление принесены только одним из них или в отношении некоторых из них (ст. 410 УПК РФ).

Суд же кассационной инстанции  связан доводами кассационной жалобы или представления, он, как правило, проверяет законность, обоснованность и справедливость судебного решения лишь в той части, в которой оно было обжаловано (ч. 2 ст. 360 УПК).

Несмотря на исключительный характер надзорного производства как  стадии уголовного процесса, оно имеет  важное значение при осуществлении  задач уголовного судопроизводства и укреплении законности, поскольку дает возможность исправить судебную ошибку даже после вступления в законную силу приговоров (определений, постановлений), позволяет вышестоящим судам обеспечить единообразие судебной практики. Как отметил Пленум Верховного Суда РФ, повышение качества рассмотрения жалоб на вступившие в законную силу судебные решения «является одной из гарантий восстановления нарушенных прав и законных интересов граждан при осуществлении правосудия».

На особую значимость стадии надзорного производства в защите прав человека неоднократно обращал внимание и Конституционный Суд РФ. Вопросы, касающиеся конституционности отдельных статей УПК РФ (бывшего УПК РСФСР), регулирующих производство в надзорной инстанции, им рассматривались неоднократно с вынесением соответствующих решений:

от 2 февраля 1996 г. № 4-П;

от 14 февраля 2000 г. № 2-П;

от 17 июля 2002 г. № 13-П;

от 25 января 2005 г. № 42-О;

от 22 марта 2005 г. № 4-П;

от 11 мая 2005 г. № 5-П.

Как подчеркивалось в  Постановлении Конституционного Суда РФ от 17 июля 2002 г., надзорное производство призвано обеспечить исправление судебных ошибок путем пересмотра вступивших в законную силу приговоров, определений и постановлений с тем, чтобы исходя из принципов справедливости, соразмерности и правовой безопасности гарантировать эффективную защиту конституционных ценностей, прежде всего прав и свобод человека и гражданина.

По своему содержанию и предназначению пересмотр вступивших в законную силу, т.е. окончательных  решений и новое рассмотрение дела — дополнительный способ обеспечения правосудности приговоров, который, имея резервное значение, используется, когда неприменимы или исчерпаны все другие средства процессуально-правовой защиты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Опротестование вступивших в законную силу решений суда.

 

Проверить уголовное дело в порядке  надзора — это значит выяснить, есть ли в материалах истребованного дела основания к принесению протеста. Если оснований для принесения протеста в порядке надзора не будет  обнаружено, об этом сообщается лицу, учреждению или организации, когда дело для проверки истребовалось по их ходатайству. Дело же возвращается в суд, и надзорное производство прекращается. В тех случаях, когда будет установлено, что уголовное дело судом рассмотрено неправильно, на приговор, определение или постановление суда приносится протест и об этом сообщается заинтересованным лицам.

В случае проверки дела прокурором района (города), им вносится вышестоящему прокурору  представление о необходимости  принесения протеста в порядке надзора (ст. 371, 375 и 376 УПК).

Специальных оснований для принесения протеста в порядке надзора законодатель не устанавливает. Такими основаниями  являются незаконность или необоснованность судебного акта, не устраненные в  кассационном порядке, то ли потому, что кассационный суд (или нижестоящая надзорная инстанция) неверно рассмотрел дело.

Принести протест в порядке  надзора вправе: председатель и заместители  председателя Верховного Суда РФ, председатель Судебной коллегии по уголовным делам  и Военной коллегии Верховного Суда РФ, председатель Верховного Суда республики в составе Российской Федерации, краевого, областного суда, суда автономной области и автономного округа, а также Генеральный прокурор РФ и его заместители, прокурор республики в составе Российской Федерации, края, области, автономной области и автономного округа.

Другим должностным лицам органов  суда и прокуратуры, кроме указанных  в ст. 371 УПК, права на принесение протестов в порядке надзора  законом не предоставлено.

Протест в порядке надзора — это представление компетентного должностного лица органов суда и прокуратуры в соответствующую судебную инстанцию об отмене либо изменении приговора, определения или постановления суда, вступившего в законную силу.

Закон не устанавливает формы протеста и его составных частей. На практике в протесте, в частности, указывается: судебная инстанция, в которую вносится протест; наименование опротестовываемого судебного решения, название суда, его постановившего, и время постановления; основные данные о личности, в отношении которой приносится протест; закон, по которому осуждено (оправдано) лицо;

вид и размер меры наказания; краткое  содержание опротестованного судебного  решения; сущность нарушений или  ошибок, имевших место при постановлении  приговора (определения, постановления). В протесте также излагаются мотивы опротестования и содержание предложений о принятии нового судебного решения.

Протест, принесенный уполномоченным на то лицом в соответствующую  судебную инстанцию, подлежит обязательному  рассмотрению. Отозвать протест может лишь лицо, принесшее его. Протест, принесенный прокурором, может быть снят также вышестоящим прокурором. Правомочие на подписание и снятие протеста определяется должностью. Должностное лицо может отозвать протест, принесенный иным лицом, исполняющим его обязанности, но не наоборот. Лицо не вправе отозвать протест, если на момент его рассмотрения оно уже не занимает должности, от имени которой протест принесен.

Протесты отзываются или снимаются  до начала судебного разбирательства путем направления соответствующему суду письменного распоряжения. Это распоряжение вместе с протестом хранится в деле. Рассматривать снятый или отозванный протест нельзя.

Принесение протестов в порядке  надзора сроками не ограничено. Исключение составляют случаи, предусмотренные ст. 373 УПК.

Приговор, определение, постановление  суда, вступившее в законную силу, по общему правилу, подлежат немедленному исполнению (ст. 356, 357 УПК). Председатель Верховного суда республики в составе  РФ, края, области, города, автономной области и автономного округа правом на приостановление исполнения судебных решений не обладает. С представлением о приостановлении исполнения судебного решения они вправе обратиться соответственно к Председателю Верховного Суда РФ или Генеральному прокурору РФ либо к их заместителям, которые вправе приостановить до разрешения дела в порядке надзора исполнение опротестованного судебного решения.

В случаях, указанных в законе, приостановление  исполнения приговора суда возможно одновременно с истребованием дела до опротестования на срок не свыше трех месяцев (ст. 372 УПК).

Приостановление исполнения приговора, определения, постановления осуществляется письменным распоряжением должностного лица, истребовавшего дело или принесшего протест.

Принесение Генеральным прокурором РФ или его заместителем протеста на приговор, которым в качестве меры наказания назначена смертная казнь, приостанавливает его исполнение (ст. 34 ФЗ “О прокуратуре РФ”). Нельзя приостанавливать уже исполненное судебное решение. Приостановлено может быть как исполняемое решение, так и решение, которое еще не обращалось к исполнению. Время, на которое было приостановлено исполнение судебного решения, в срок отбывания меры наказания не засчитывается.

Пересмотр в порядке  надзора обвинительного приговора, определения и постановления суда в связи с необходимостью применения закона о более тяжком преступлении, за мягкостью наказания или по иным основаниям, влекущим ухудшение положения осужденного, а также оправдательного приговора либо определения или постановления суда о прекращении дела допускается лишь в течение года по вступлении их в законную силу.

Пересмотр обвинительного приговора, определения и постановления суда по мотивам необоснованного осуждения лица или смягчения наказания сроком не ограничен (ст. 373 УПК).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информация о работе Надзорное производство