Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 18:35, реферат
Самостоятельным направлением в деятельности прокуроров является их участие в рассмотрении дел судами. Согласно Закону о прокуратуре (ст. 35, 36, 39) прокурор участвует в рассмотрении уголовных, гражданских, административных и арбитражных дел. В соответствии с требованиями Закона о прокуратуре прокурор, участвуя в рассмотрении уголовных, гражданских и иных дел, осуществляет две основные функции.
Ведение…………………………………………………………………..3
Глава 1. Надзорное производство как стадия судопроизводства……4
1.1 Сущность надзорного производства……………………………….4
Глава 2. Участие прокурора в стадии надзорного производства……6
2.1. Участие прокурора в стадии надзорного производства по уголовным делам………………………………………………………..6
2.2. Участие прокурора в стадии надзорного производства по гражданским делам……………………………………………………..9
2.3. Участие прокурора в стадии надзорного производства по арбитражным делам…………………………………………………...11
Заключение…………………………………………………………….14
Список литературы…………………………
План:
Введение
Самостоятельным направлением в деятельности прокуроров является их участие в рассмотрении дел судами. Согласно Закону о прокуратуре (ст. 35, 36, 39) прокурор участвует в рассмотрении уголовных, гражданских, административных и арбитражных дел. В соответствии с требованиями Закона о прокуратуре прокурор, участвуя в рассмотрении уголовных, гражданских и иных дел, осуществляет две основные функции. Во-первых, он принимает непосредственное участие в судопроизводстве по конкретным уголовным, гражданским, арбитражным и административным делам. В этих случаях прокурор выступает в качестве равноправного участника, стороны уголовного, гражданского или арбитражного процесса.
Вторая функция прокурора
состоит в прокурорском надзоре
за законностью решений, приговоров,
определений или постановлений
суда. Реализация этой функции, закрепленной
в п. 1 ст. 36 Закона о прокуратуре,
предполагает право и обязанность
прокурора опротестовать или
обжаловать в установленном
Осуществление указанных функций прокурором преследует разрешение нескольких задач. Наиболее важными, из них являются следующие: 1) защита прав и свобод человека и гражданина; 2) защита охраняемых законом интересов общества и государства; 3) защита охраняемых законом прав и интересов предприятий, организаций и иных юридических лиц.
Участвуя в судопроизводстве
по конкретным делам, прокурор реализует
ряд организационных
Глава 1. Надзорное производство как стадия судопроизводства
1.1 Сущность надзорного производства
Решения, вступившие в законную
силу, по разным причинам могут оказаться
неправильными и после
Сущность надзорного производства состоит в том, что уполномоченные на то суды проверяют законность и обоснованность вступивших в законную силу решений. Надзорную жалобу вправе подать лица, участвующие в деле, и другие лица, если их права и законные интересы нарушены судебными постановлениями. Кстати, сделать то же самое может и прокурор, если он участвовал в рассмотрении дела, а прокурор субъекта РФ и Генеральный прокурор – без ограничений.
Надзорное производство существенно отличается от кассационного прежде всего составом судей, рассматривающих протест. Президиум в целом или судебная коллегия – вот такой представительный состав судей рассматривает дело.
Слушание дела начинается с доклада председателя суда или члена президиума (коллегии), затем выступает инициатор жалобы, далее – все другие участники процесса. Если будет признано необходимым, могут быть вызваны стороны для дачи объяснений после доклада дела. После этого президиум или судебная коллегия принимают определение по делу.
Согласно закону в результате пересмотра дела в порядке надзора суд вправе:
Глава 2. Участие прокурора в стадии надзорного производства
2.1. Участие прокурора
в стадии надзорного
В деятельности прокуроров, связанной с участием в рассмотрении уголовных дел судами, значительное место занимает опротестование приговоров, определений и постановлений, вступивших в законную силу. В кассационном порядке далеко не всегда устраняются ошибки и нарушения закона, допущенные судами первой инстанции. Нередко, по разным обстоятельствам (в числе которых желание осужденного как можно скорее избавиться от условий пребывания в следственном изоляторе и попасть в колонию, где перебросить тяготы содержания под стражей по общему правилу намного легче) осужденные и по их требованию защитники не обжалуют J приговор, и он вступает в законную силу. Но и после того, как приговор приведен к исполнению, осужденные и их защитники, считающие его неправосудным, обращаются в органы прокуратуры с жалобами, в которых просят истребовать из суда дело и принести по нему протест в порядке надзора. Такое право прокурора предусмотрено п. 2 ст. 36 Закона о прокуратуре и ст. 371, 374 УПК.
Поводом к истребованию и проверке в порядке надзора уголовного дела могут быть также: инициатива прокурора, если данные о нарушении закона получены им при рассмотрении дела в кассационной инстанции, но суд не согласился с его заключением или отклонил кассационный или частный протест; представление нижестоящего прокурора либо, напротив, указание вышестоящего прокурора; ходатайства граждан, предприятий, учреждений, организаций; сообщения о неправосудности приговора в средствах массовой информации; обращение Уполномоченного по правам человека в РФ.
Деятельность прокурора в связи с поступлением «надзорной жалобы» (наименование, принятое в прокурорской практике) состоит из нескольких этапов: проверка жалобы с истребованием уголовного дела из суда; принятие по ней решения и в случае принесения протеста — поддержание его в суде. Кроме того, прокурор в силу закона обязан принять участие в суде надзорной инстанции и в случаях принесения протеста соответствующим председателем суда или его заместителем.
По смыслу закона опротестование вступившего в законную силу приговора, определения, постановления суда (как и само разбирательство в надзорной инстанции) должно носить исключительный характер. В связи с этим законом допускается надзорное опротестование не по каждому уголовному делу. В соответствии со ст. 373 УПК не подлежат опротестованию: оправдательный приговор, определение или постановление суда о прекращении уголовного дела, а также обвинительный приговор по мотивам мягкости наказания или необходимости применить закон о более тяжком преступлении, если прошло более года после вступления приговора в законную силу.
Правом на принесение протеста в порядке надзора обладают не все прокуроры, а начиная с прокурора субъекта Российской Федерации. Прокуроры районов (городов) могут лишь истребовать дела из судов того же уровня и вносить представление вышестоящему прокурору о принесении протеста в порядке надзора.
К компетенции прокурора субъекта Федерации относится принесение надзорного протеста на приговор и определение районного (городского) суда и определение судебной коллегии по уголовным делам суда субъекта Федерации, рассматривавшего дело в кассационном порядке. Генеральный прокурор (его заместитель) вправе принести протест в порядке надзора на приговор, определение любого суда Российской Федерации, за исключением постановлений Президиума Верховного Суда РФ.
Протест на вступивший в силу незаконный приговор, определение или постановление районного (городского) суда, на кассационные определения суда субъекта РФ приносятся в Президиум этого суда и им же рассматриваются.
Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда РФ рассматривает дела по надзорным протестам Генерального прокурора РФ (его заместителя) на вступившие в законную силу приговоры, определения, вынесенные всеми судами Российской Федерации, на постановления судей судов субъектов Федерации, если эти судебные решения не были предметом кассационного рассмотрения в Верховном Суде РФ, а также на постановления президиумов судов субъектов Федерации.
Надзорные протесты на вступившие в силу приговоры и определения Судебной коллегии по уголовным делам и Военной коллегии Верховного Суда РФ, на постановления судей Верховного Суда РФ приносятся Генеральным прокурором РФ в Президиум Верховного Суда РФ.
Протест может касаться всех постановленных по уголовному делу решений либо одного из них, оспаривая законность и обоснованность приговора в целом или в какой-либо его части. Но в любом случае он должен быть хорошо аргументированным, опираться на соответствующие материалы дела, указания закона и относящиеся к конкретному случаю постановления Пленума Верховного Суда РФ.
Участие прокурора в рассмотрении дела в надзорной инстанции состоит в поддержании принесенного им протеста или даже заключения по протесту председателя суда или его заместителя. Согласно ст. 377 УПК в Президиуме суда субъекта Федерации должен участвовать прокурор субъекта Федерации; в Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РФ — прокурор, уполномоченный Генеральным прокурором РФ (как правило, прокурор Управления по надзору за законностью судебных постановлений по уголовным делам Генеральной прокуратуры РФ); в Президиуме Верховного Суда РФ — Генеральный прокурор РФ или его заместитель.
2.2. Участие прокурора
в стадии надзорного
Вступившие в законную силу постановления судов общей юрисдикции РФ могут быть пересмотрены в порядке судебного надзора.
В соответствии со статьей 376 ГПК РФ на судебные постановления прокурором могут быть принесены представления в течение шести месяцев со дня их вступления в законную силу.
Право на обращение в суд
надзорной инстанции с
В системе судов общей юрисдикции надзорными инстанциями выступают президиумы судов субъектов РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ и Президиум Верховного Суда РФ. В связи с этим правом принесения надзорных представлений обладают соответственно прокуроры субъектов РФ и военного округа (флота) – в президиумы судов субъектов РФ и окружного (флотского) военного суда, Генеральный прокурор РФ и его заместители - в любой суд надзорной инстанции (ст. 377 ГПК РФ). Прокурор района (города) подобным правомочием не обладает. Однако он вправе, изучив материалы гражданского дела и убедившись в незаконности или необоснованности вынесенных по нему судебных актов, обратиться к вышестоящему прокурору с предложением о принесении представления в порядке надзора.
Гражданское процессуальное
законодательство основаниями для
отмены судебных актов в порядке
надзора признает только их незаконность
в случаях неправильного
В связи с этим предъявляются и соответствующие требования к содержанию протеста в порядке надзора.
В протесте указываются: наименование
суда, которому адресуется протест; решение,
определение или постановление
какого суда опротестовывается; в чем
заключается их неправильность, т.е.
должно быть четко указано — какая
норма материального права
В протесте указывается, какие документы приобщаются к нему.
Прокурор представляет протест в суд с копиями по числу лиц, участвующих в деле.
Информация о работе Участие прокурора на стадии надзорного производства