Участие прокурора на стадии надзорного производства

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 18:35, реферат

Краткое описание

Самостоятельным направлением в деятельности прокуроров является их участие в рассмотрении дел судами. Согласно Закону о прокуратуре (ст. 35, 36, 39) прокурор участвует в рассмотрении уголовных, гражданских, административных и арбитражных дел. В соответствии с требованиями Закона о прокуратуре прокурор, участвуя в рассмотрении уголовных, гражданских и иных дел, осуществляет две основные функции.

Оглавление

Ведение…………………………………………………………………..3
Глава 1. Надзорное производство как стадия судопроизводства……4
1.1 Сущность надзорного производства……………………………….4
Глава 2. Участие прокурора в стадии надзорного производства……6
2.1. Участие прокурора в стадии надзорного производства по уголовным делам………………………………………………………..6
2.2. Участие прокурора в стадии надзорного производства по гражданским делам……………………………………………………..9
2.3. Участие прокурора в стадии надзорного производства по арбитражным делам…………………………………………………...11
Заключение…………………………………………………………….14
Список литературы…………………………

Файлы: 1 файл

надзор.docx

— 32.25 Кб (Скачать)

План:

 

  1. Ведение…………………………………………………………………..3
  2. Глава 1. Надзорное производство как стадия судопроизводства……4
  3. 1.1 Сущность надзорного производства……………………………….4
  4. Глава 2. Участие прокурора в стадии надзорного производства……6
  5. 2.1. Участие прокурора в стадии надзорного производства по уголовным делам………………………………………………………..6
  6. 2.2. Участие прокурора в стадии надзорного производства по гражданским делам……………………………………………………..9
  7. 2.3. Участие прокурора в стадии надзорного производства по арбитражным делам…………………………………………………...11
  8. Заключение…………………………………………………………….14
  9. Список литературы……………………………………………………15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Самостоятельным направлением в деятельности прокуроров является их участие в рассмотрении дел  судами. Согласно Закону о прокуратуре (ст. 35, 36, 39) прокурор участвует в  рассмотрении уголовных, гражданских, административных и арбитражных  дел. В соответствии с требованиями Закона о прокуратуре прокурор, участвуя в рассмотрении уголовных, гражданских  и иных дел, осуществляет две основные функции. Во-первых, он принимает непосредственное участие в судопроизводстве по конкретным уголовным, гражданским, арбитражным  и административным делам. В этих случаях прокурор выступает в качестве равноправного участника, стороны уголовного, гражданского или арбитражного процесса.

Вторая функция прокурора  состоит в прокурорском надзоре  за законностью решений, приговоров, определений или постановлений  суда. Реализация этой функции, закрепленной в п. 1 ст. 36 Закона о прокуратуре, предполагает право и обязанность  прокурора опротестовать или  обжаловать в установленном законодательном  порядке указанные акты суда в  случаях выявления их незаконности или необоснованности.

Осуществление указанных  функций прокурором преследует разрешение нескольких задач. Наиболее важными, из них являются следующие: 1) защита прав и свобод человека и гражданина; 2) защита охраняемых законом интересов  общества и государства; 3) защита охраняемых законом прав и интересов предприятий, организаций и иных юридических  лиц.

Участвуя в судопроизводстве по конкретным делам, прокурор реализует  ряд организационных полномочий, полномочий по ведению судебного  следствия, участию в апелляционной, кассационной и надзорной инстанции  и ряд других. Эти полномочия различаются  в зависимости от категорий рассматриваемых  дел: уголовных, гражданских, арбитражных.

 

Глава 1. Надзорное  производство как стадия судопроизводства

1.1 Сущность надзорного производства

 

Решения, вступившие в законную силу, по разным причинам могут оказаться  неправильными и после пересмотра в кассационном порядке. Иногда неправильные решения своевременно не обжалуются в кассационном порядке. Как бы там  ни было, закон предоставляет сторонам возможность добиться правильного  решения и предусматривает их пересмотр в порядке надзора.

Сущность надзорного производства состоит в том, что уполномоченные на то суды проверяют законность и  обоснованность вступивших в законную силу решений. Надзорную жалобу вправе подать лица, участвующие в деле, и другие лица, если их права и  законные интересы нарушены судебными  постановлениями. Кстати, сделать то же самое может и прокурор, если он участвовал в рассмотрении дела, а прокурор субъекта РФ и Генеральный  прокурор – без ограничений.

Надзорное производство существенно  отличается от  кассационного прежде всего составом судей, рассматривающих  протест. Президиум в целом или  судебная коллегия – вот такой  представительный состав судей рассматривает  дело.

Слушание дела начинается с доклада председателя суда или  члена президиума (коллегии), затем  выступает инициатор жалобы, далее  – все другие участники процесса. Если будет признано необходимым, могут  быть вызваны стороны для дачи объяснений после доклада дела. После  этого президиум или судебная коллегия принимают определение  по делу.

Согласно закону в результате пересмотра дела в порядке надзора  суд вправе:

    • Оставить решение без изменения, если оно законно и обоснованно, а представление без удовлетворения;
    • Отменить решение полностью или в части и направить дело на новое рассмотрение в суд первой или второй инстанции;
    • Отменить решение и прекратить производство по делу;
    • Изменить решение или вынести новое решение, не передавая дело на новое рассмотрение;
    • Оставить в силе одно из принятых по делу судебных постановлений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Участие  прокурора в стадии надзорного производства

2.1. Участие прокурора  в стадии надзорного производства  по уголовным делам

 

В деятельности прокуроров, связанной с участием в рассмотрении уголовных дел судами, значительное место занимает опротестование приговоров, определений и постановлений, вступивших в законную силу. В кассационном порядке далеко не всегда устраняются ошибки и нарушения закона, допущенные судами первой инстанции. Нередко, по разным обстоятельствам (в числе которых желание осужденного как можно скорее избавиться от условий пребывания в следственном изоляторе и попасть в колонию, где перебросить тяготы содержания под стражей по общему правилу намного легче) осужденные и по их требованию защитники не обжалуют J приговор, и он вступает в законную силу. Но и после того, как приговор приведен к исполнению, осужденные и их защитники, считающие его неправосудным, обращаются в органы прокуратуры с жалобами, в которых просят истребовать из суда дело и принести по нему протест в порядке надзора. Такое право прокурора предусмотрено п. 2 ст. 36 Закона о прокуратуре и ст. 371, 374 УПК.

Поводом к истребованию и  проверке в порядке надзора уголовного дела могут быть также: инициатива прокурора, если данные о нарушении закона получены им при рассмотрении дела в кассационной инстанции, но суд не согласился с его заключением или отклонил кассационный или частный протест; представление нижестоящего прокурора либо, напротив, указание вышестоящего прокурора; ходатайства граждан, предприятий, учреждений, организаций; сообщения о неправосудности приговора в средствах массовой информации; обращение Уполномоченного по правам человека в РФ.

Деятельность прокурора  в связи с поступлением «надзорной жалобы» (наименование, принятое в прокурорской практике) состоит из нескольких этапов: проверка жалобы с истребованием уголовного дела из суда; принятие по ней решения и в случае принесения протеста — поддержание его в суде. Кроме того, прокурор в силу закона обязан принять участие в суде надзорной инстанции и в случаях принесения протеста соответствующим председателем суда или его заместителем.

По смыслу закона опротестование вступившего в законную силу приговора, определения, постановления суда (как и само разбирательство в надзорной инстанции) должно носить исключительный характер. В связи с этим законом допускается надзорное опротестование не по каждому уголовному делу. В соответствии со ст. 373 УПК не подлежат опротестованию: оправдательный приговор, определение или постановление суда о прекращении уголовного дела, а также обвинительный приговор по мотивам мягкости наказания или необходимости применить закон о более тяжком преступлении, если прошло более года после вступления приговора в законную силу.

Правом на принесение протеста в порядке надзора обладают не все прокуроры, а начиная с  прокурора субъекта Российской Федерации. Прокуроры районов (городов) могут лишь истребовать дела из судов того же уровня и вносить представление вышестоящему прокурору о принесении протеста в порядке надзора.

К компетенции прокурора  субъекта Федерации относится принесение надзорного протеста на приговор и определение районного (городского) суда и определение судебной коллегии по уголовным делам суда субъекта Федерации, рассматривавшего дело в кассационном порядке. Генеральный прокурор (его заместитель) вправе принести протест в порядке надзора на приговор, определение любого суда Российской Федерации, за исключением постановлений Президиума Верховного Суда РФ.

Протест на вступивший в  силу незаконный приговор, определение или постановление районного (городского) суда, на кассационные определения суда субъекта РФ приносятся в Президиум этого суда и им же рассматриваются.

Судебная коллегия по уголовным  делам Верховного Суда РФ рассматривает  дела по надзорным протестам Генерального прокурора РФ (его заместителя) на вступившие в законную силу приговоры, определения, вынесенные всеми судами Российской Федерации, на постановления судей судов субъектов Федерации, если эти судебные решения не были предметом кассационного рассмотрения в Верховном Суде РФ, а также на постановления президиумов судов субъектов Федерации.

Надзорные протесты на вступившие в силу приговоры и определения Судебной коллегии по уголовным делам и Военной коллегии Верховного Суда РФ, на постановления судей Верховного Суда РФ приносятся Генеральным прокурором РФ в Президиум Верховного Суда РФ.

Протест может касаться всех постановленных по уголовному делу решений  либо одного из них, оспаривая законность и обоснованность приговора в целом или в какой-либо его части. Но в любом случае он должен быть хорошо аргументированным, опираться на соответствующие материалы дела, указания закона и относящиеся к конкретному случаю постановления Пленума Верховного Суда РФ.

Участие прокурора в рассмотрении дела в надзорной инстанции состоит  в поддержании принесенного им протеста или даже заключения по протесту председателя суда или его заместителя. Согласно ст. 377 УПК в Президиуме суда субъекта Федерации должен участвовать прокурор субъекта Федерации; в Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РФ — прокурор, уполномоченный Генеральным прокурором РФ (как правило, прокурор Управления по надзору за законностью судебных постановлений по уголовным делам Генеральной прокуратуры РФ); в Президиуме Верховного Суда РФ — Генеральный прокурор РФ или его заместитель.

 

2.2. Участие прокурора  в стадии надзорного производства  по гражданским делам

 

Вступившие в законную силу постановления судов общей  юрисдикции РФ могут быть пересмотрены в порядке судебного надзора.

В соответствии со статьей 376 ГПК РФ на судебные постановления прокурором могут быть принесены представления в течение шести месяцев со дня их вступления в законную силу.

Право на обращение в суд  надзорной инстанции с представлением о пересмотре вступивших в законную силу решений и определений суда, если в рассмотрении дела участвовал прокурор, имеют должностные лица органов прокуратуры.

В системе судов общей  юрисдикции надзорными инстанциями  выступают президиумы судов субъектов  РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ и Президиум Верховного Суда РФ. В связи с этим правом принесения надзорных представлений обладают соответственно прокуроры субъектов РФ и военного округа (флота) – в президиумы судов субъектов РФ и окружного (флотского) военного суда, Генеральный прокурор РФ и его заместители - в любой суд надзорной инстанции (ст. 377 ГПК РФ). Прокурор района (города) подобным правомочием не обладает. Однако он вправе, изучив материалы гражданского дела и убедившись в незаконности или необоснованности вынесенных по нему судебных актов, обратиться к вышестоящему прокурору с предложением о принесении представления в порядке надзора.

Гражданское процессуальное законодательство основаниями для  отмены судебных актов в порядке  надзора признает только их незаконность в случаях неправильного применения или толкования норм материального  права, а также существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (ст. 387 ГПК РФ).

В связи с этим предъявляются  и соответствующие требования к  содержанию протеста в порядке надзора.

В протесте указываются: наименование суда, которому адресуется протест; решение, определение или постановление  какого суда опротестовывается; в чем  заключается их неправильность, т.е. должно быть четко указано — какая  норма материального права неправильно  применена или истолкована судом; какие нарушения норм процессуального  права допущены судом и в чем их существенность.

В протесте указывается, какие  документы приобщаются к нему.

Прокурор представляет протест  в суд с копиями по числу  лиц, участвующих в деле.

Информация о работе Участие прокурора на стадии надзорного производства