Участие прокурора на стадии надзорного производства

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 18:35, реферат

Краткое описание

Самостоятельным направлением в деятельности прокуроров является их участие в рассмотрении дел судами. Согласно Закону о прокуратуре (ст. 35, 36, 39) прокурор участвует в рассмотрении уголовных, гражданских, административных и арбитражных дел. В соответствии с требованиями Закона о прокуратуре прокурор, участвуя в рассмотрении уголовных, гражданских и иных дел, осуществляет две основные функции.

Оглавление

Ведение…………………………………………………………………..3
Глава 1. Надзорное производство как стадия судопроизводства……4
1.1 Сущность надзорного производства……………………………….4
Глава 2. Участие прокурора в стадии надзорного производства……6
2.1. Участие прокурора в стадии надзорного производства по уголовным делам………………………………………………………..6
2.2. Участие прокурора в стадии надзорного производства по гражданским делам……………………………………………………..9
2.3. Участие прокурора в стадии надзорного производства по арбитражным делам…………………………………………………...11
Заключение…………………………………………………………….14
Список литературы…………………………

Файлы: 1 файл

надзор.docx

— 32.25 Кб (Скачать)

Участие прокурора в рассмотрении дел в порядке надзора является обязательным. Если дело рассматривается по протесту прокурора, то он поддерживает принесенный им или вышестоящим прокурором протест.

Если протест не был  принесен прокурором, то он дает заключение по делу, рассматриваемому по протесту председателя суда или его заместителя. В этом случае прокурор может просить суд, если для этого будут основания, оставить решение, определение или постановление без изменения, а протест — без удовлетворения.

В необходимых случаях  в целях защиты интересов ответчика  прокурор может в соответствии со ст. 323 ГПК приостановить ис-полнение соответствующих решений, определений  и постановле¬ний до окончания производства в порядке надзора.

Принесение протеста на решение  суда, принятое по жалобе на неправомерные  действия должностного лица, ущемляющие права гражданина, приостанавливает исполнение решения до окончания  производства в порядке надзора.

 

2.3. Участие прокурора  в стадии надзорного производства  по арбитражным делам

 

Проверка в порядке  надзора вступивших в законную силу решений, определений и постановлений  арбитражных судов – это самостоятельная  стадия арбитражного процесса. Необходимость  такой проверки обусловлена тем, что некоторые решения, вступившие в законную силу, могут оказаться  результатом нарушения или неправильного  применения арбитражным судом, их принявшим, норм материального или процессуального  права.

Объектом проверки в порядке  судебного надзора могут являться любые вступившие в законную силу судебные акты (ст. 292 АПК РФ). Самостоятельным  предметом проверки может быть и  дополнительное решение суда, вынесенное в соответствии со ст. 178 АПК РФ. Кроме  того, в надзорном порядке могут  быть отдельно от решения пересмотрены вынесенные судом и вступившие в  законную силу определения в случаях, когда предусмотрено их обжалование, а также когда они препятствуют дальнейшему продвижению дела.

Право обращения в Высший Арбитражный Суд РФ предоставлено  Генеральному прокурору РФ и его  заместителям (п. 4 ст. 4 АПК РФ). Представление  о пересмотре судебных актов в  порядке надзора прокурор вправе направить только по делам, указанным  в ст. 52 АПК РФ, т.е. возбужденным по искам и заявлениям прокурора, а  также по тем делам, по которым  прокурор участвовал в деле в порядке  ч. 5 ст. 52 АПК РФ. Представление в  Высший Арбитражный суд РФ может  быть подано в течение трех месяцев  со дня вступления в законную силу последнего судебного акта, принятого  по делу, если исчерпаны другие имеющиеся  возможности для проверки в судебном порядке законности указанного акта (в кассационном порядке).

Прокуроры, имеющие право  принесения представления в порядке  надзора, должны реализовывать возможности  выявления незаконных решений и постановлений арбитражных судов. Источниками информации служат сообщения в печати, по радио, телевидению, результаты прокурорских проверок, представления прокуроров субъектов Федерации, а также заявления граждан и организаций.

Одно из основных мест среди  подобных источников занимают ходатайства  участвующих в деле лиц. Жалоба, заявление, представление или любой другой сигнал, от кого бы они ни исходили, подлежат внимательному рассмотрению. Решение по нему принимает прокурор, наделенный надзорными полномочиями.

Надзорное производство возбуждается на основании заявления лица, участвующего в деле, или представления прокурора, ходатайствующих о пересмотре вступившего  в законную силу судебного акта арбитражного суда в порядке надзора.

Вопрос о принятии заявления  или представления к производству рассматривается судьей Высшего  Арбитражного Суда РФ. Представление  после его принятия к производству рассматривается в судебном заседании  коллегиальным составом судей Высшего  Арбитражного Суда РФ, который решает вопрос о направлении дела в Президиум  Высшего Арбитражного Суда РФ для  пересмотра судебного акта в порядке  надзора.

Признав проверяемое решение, постановление или определение  незаконным, управомоченное должностное  лицо приносит представление в порядке  надзора в Высший Арбитражный  Суд РФ.

Вместе с представлением в случае необходимости направляется ходатайство о приостановлении  исполнения оспоренного решения, постановления  в порядке, предусмотренном ст. 298 АПК РФ.

Дела в порядке надзора  рассматривает только Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ, и поэтому надзорную стадию можно рассматривать как исключительную.

Основаниями к отмене или изменению в порядке надзора решения, вступившего в законную силу, являются:

  1. нарушение единообразия в толковании или применении арбитражными судами норм права;
  2. препятствие принятию законного решения по другому делу;
  3. нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц или иных публичных интересов.

Если прокурор, принесший  представление, убедится в его несостоятельности, то он может его отозвать, однако сделать это он вправе лишь до принятия его к рассмотрению (ст. 296 АПК  РФ).

По результатам рассмотрения дела суд надзорной инстанции  выносит постановление. В нем  реализуется одно из полномочий надзорной  инстанции, предусмотренных ст. 305 АПК  РФ:

  1. оставить оспариваемый судебный акт без изменения, а заявление или представление без удовлетворения;
  2. отменить судебный акт полностью или в части и передать дело на новое рассмотрение в арбитражный суд, судебный акт которого отменен или изменен. При направлении дела на новое рассмотрение Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации может указать на необходимость рассмотрения дела в ином составе суда;
  3. отменить судебный акт полностью или в части и принять новый судебный акт, не передавая дело на новое рассмотрение;
  4. отменить судебный акт полностью или в части и прекратить производство по делу или оставить иск без рассмотрения полностью или в части;
  5. оставить без изменения один из ранее принятых по делу судебных актов;
  6. присудить компенсацию за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или отказать в ее присуждении.

 

 

Заключение

 

Пересмотр дел в порядке  надзора является важной гарантией  права на судебную защиту, одним  из способов защиты прав и законных интересов участников судопроизводства.

В отличие от кассационного  производства, сам факт принесения жалобы прокурором не обязывает суд  к ее рассмотрению в судебном заседании.

Рассмотрение дела в надзорной  инстанции происходит в такой  процедуре, которая дает возможность  лицу, принесшему представление, жалобу или возражение на нее, участвовать  в судебном заседании, и это участие  не зависит от усмотрения суда.

Надзорные представления  могут приноситься прокурорами. Сам факт принесения надзорного представления  не обязывает внести дело на рассмотрение соответствующей  надзорной инстанции. По терминологии закона надзорное представление  – это лишь ходатайство перед  судом о принятии дела к рассмотрению. Следует подчеркнуть, что надзорное  представление прокурора не имеет  каких-либо преимуществ перед надзорной  жалобой других участников. В этом одно из проявлений принципа равенства  сторон в праве на обжалование  вынесенного решения.

В порядке надзора могут  быть обжалованы приговоры, постановления  и определения всех судов, начиная  с приговоров и постановлений  мирового судьи и заканчивая решениями  Кассационной коллегии Верховного Суда РФ.

При подаче прокурорами надзорных  представлений должна строго соблюдаться  инстанционность, что означает недопустимость обращения в следующую надзорную  инстанцию, если ходатайство о пересмотре не вносилось в нижестоящую надзорную  инстанцию.

 

 

 

Список литературы

 

  1. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24.07.2002 N 95-ФЗ (ред. от 06.04.2011)
  2. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 N 138-ФЗ (ред. от 14.06.2011)
  3. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 14.06.2011)
  4. Брагин А.П., Пронякин А.Д. Прокурорский надзор в Российской Федерации / Московская финансово-промышленная академия - М., 2004
  5. Прокурорский надзор: Учебник / Винокуров Ю.Е. и др.; Под общ. ред. Ю.Е. Винокурова. — 6-е изд., перераб. и доп. — М.: Высшее образование, 2005
  6. Прокурорский надзор: Учебник для вузов / Под ред. засл. юриста РФ, д. ю. н., проф. А. Я. Сухарева. — М.: Норма, 2004

 

 


Информация о работе Участие прокурора на стадии надзорного производства