Надзорное производство

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 05:16, курсовая работа

Краткое описание

Особенность правовой системы Российской Федерации, а может быть, ее уникальность, заключается в том, что она предусматривает возможность пересмотра судебного решения, вступившего в законную силу, не только в порядке возобновления производства по уголовному делу ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств, как это принято в других правовых системах, но и в порядке судебного надзора вышестоящего суда за деятельностью нижестоящих судов, по достаточно широкому кругу оснований.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 2
1. Понятие и значение надзорного производства. Его отличие от апелляционного и кассационного производства 3
2. Порядок рассмотрения дела судом надзорной инстанции. Недопустимость поворота к худшему при пересмотре судебного решения в порядке надзора 7
3. Основания к отмене или изменению вступивших в законную силу приговоров, определений и постановлений нижестоящих судов 15
Заключение 19
Задача 21
Список использованной литературы 22

Файлы: 1 файл

Содержание.doc

— 100.50 Кб (Скачать)

Содержание

  • ВВЕДЕНИЕ 2
    • 1. Понятие и значение надзорного производства. Его отличие от апелляционного и кассационного производства 3
    • 2. Порядок рассмотрения дела судом надзорной инстанции. Недопустимость поворота к худшему при пересмотре судебного решения в порядке надзора 7
    • 3. Основания к отмене или изменению вступивших в законную силу приговоров, определений и постановлений нижестоящих судов 15
    • Заключение 19
    • Задача 21
    • Список использованной литературы 22

ВВЕДЕНИЕ

Особенность правовой системы Российской Федерации, а может быть, ее уникальность, заключается в том, что она предусматривает возможность пересмотра судебного решения, вступившего в законную силу, не только в порядке возобновления производства по уголовному делу ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств, как это принято в других правовых системах, но и в порядке судебного надзора вышестоящего суда за деятельностью нижестоящих судов, по достаточно широкому кругу оснований.

В уголовном  судопроизводстве институт надзорного производства функционирует почти девять десятилетий и за этот период зарекомендовал себя как достаточно эффективное внутригосударственное средство правовой защиты законных прав и интересов граждан.

Как известно, Конституционный  Суд РФ, проверяя конституционность  отдельных процессуальных норм, регламентирующих производство в надзорной инстанции, неоднократно констатировал соответствие в целом института надзорного производства Конституции РФ, которая на территории Российской Федерации имеет высшую юридическую силу. В связи с этим представляются совершенно неактуальными и беспочвенными имеющие порой место рассуждения о бесперспективности стадии надзорного производства в уголовном судопроизводстве Давыдов В.А. Пересмотр в порядке надзора. - [Электронный ресурс. -Режим доступа: Консультант+]..

Глава 48 УПК РФ, регламентирующая порядок производства по уголовным делам в надзорной  инстанции, вступила в действие с 1.01. 2003 г.

1. Понятие и значение надзорного  производства. Его отличие от  апелляционного и кассационного  производства

Возможность пересмотра вступивших в законную силу приговоров, постановлений и определений суда в порядке надзора является одной из отличительных особенностей российского уголовного процесса. В большинстве зарубежных судебных систем нет аналогичного процессуального института. Его существование в России обусловлено географическими и общественно-политическими условиями нашего государства.

В связи с  распространением на Российскую Федерацию  юрисдикции Европейского суда по правам человека в Страсбурге возник вопрос о допустимости существования надзорной стадии судопроизводства и о ее месте в системе национальных судебных процедур.

Европейский суд, по существу, подтвердил, что наличие  этой стадии не противоречит принципам  и задачам Конвенции по защите прав человека и основных свобод. Однако учитывая, что рассмотрение жалоб сторон в судебном заседании зависит от того, усмотрит ли должностное лицо основание для передачи жалобы на рассмотрение суда надзорной инстанции, Европейский суд по правам человека не отнес эту стадию к числу обязательных национальных судебных процедур, без прохождения которых жалоба не может быть принята к производству Европейского суда. Жалоба считается подведомственной Суду в Страсбурге после вступления судебного решения российского суда в законную силу, т.е. до надзорной стадии Уголовный процесс / под ред. В.И.Радченко. - М., 2006. - С.605 с..

Пересмотр судебных решений по уголовным делам, вступивших в законную силу, относится к числу  процессуальных институтов, претерпевших наибольшие изменения в связи  с принятием нового УПК.

 

Произошло серьезное  изменение концепции этой стадии процесса. Если по УПК РСФСР проверка дела и пересмотр судебных решений  носили исключительный, экстраординарный характер и целиком зависели от усмотрения должностных лиц суда и прокуратуры, уполномоченных на принесение протеста, то новый УПК предусматривает обязательность судебной проверки обжалованного судебного решения, которая должна завершиться либо вынесением жалобы на рассмотрение суда надзорной инстанции с целью отмены или изменения судебного решения, либо вынесением постановления судьи об отказе в удовлетворении жалобы или представления прокурора.

Новый УПК предусматривает, что пересмотр дела в порядке  надзора может быть инициирован  только сторонами процесса, в то время как старый процессуальный закон практически не ограничивал круг лиц и организаций, которые могли возбуждать ходатайство о надзорном пересмотре дела.

Исходя из концепции  УПК РФ, мы можем определить надзорное  производство как стадию уголовного процесса, в которой вышестоящий суд по жалобам сторон в деле либо по представлению прокурора проверяет законность и обоснованность вступившего в законную силу приговора, определения или постановления суда, вынесенных по первой инстанции, а также судебных решений, вынесенных кассационными и апелляционными инстанциями или нижестоящими надзорными инстанциями.

Производство  в надзорной инстанции - стадия уголовного процесса, охватывающая урегулированную  нормами УПК, основанную на принципах  уголовного процесса деятельность, состоящую:

в принесении жалобы (представления) сторонами на вступивший в законную силу приговор, определение, постановление суда;

принятии решения  судьей суда надзорной инстанции  об отказе в удовлетворении надзорной  жалобы (представления) или о возбуждении  надзорного производства и передаче надзорной жалобы или представления на рассмотрение надзорной инстанции;

отмене председателем  соответствующего суда (ч.4 ст.406 УПК) решения  судьи об отказе в удовлетворении надзорных жалоб или представления  и возбуждении надзорного производства, передаче надзорных жалоб (представления) на рассмотрение суда надзорной инстанции;

в рассмотрении уголовного дела судом надзорной  инстанции.

Жалоба (ходатайство - ч.1 ст.402 УПК) на вступившее в законную силу судебное решение именуется  надзорной жалобой, представление, которое приносит прокурор, - надзорным представлением (см. ч.2 ст.402 УПК).

Задачи и значение производства в надзорной инстанции  во многом совпадают с задачами и  значением кассационного (и апелляционного) производств.

Рассмотрение уголовных дел в надзорной инстанции призвано служить важной процессуальной формой надзора за судебной деятельностью, осуществляемого Верховным Судом РФ, верховными судами республик и иными судами субъектов Федерации и соответствующими военными судами, что дает возможность этим судам осуществлять руководство судебной практикой с целью обеспечения ее единства на основе точного применения судами закона при соблюдении принципа независимости судей, подчинения их Конституции РФ и федеральному закону. Все это важно для обеспечения конституционного принципа: «Все равны перед законом и судом» (ч.1 ст. 19 Конституции РФ).

Возможность обжалования  вступивших в законную силу судебных решений и рассмотрение уголовных  дел в порядке надзора - существенная гарантия прав и законных интересов личности в уголовном судопроизводстве.

Наличие в уголовном  процессе рассматриваемой стадии процесса позволяет обеспечить осуществление  судебного надзора за правосудностью также тех судебных решений, которые (по тем или иным причинам) не рассматривались в кассационном (или апелляционном) порядке, а равно обеспечить названный надзор за кассационными определениями и решениями, принятыми в порядке надзора. Таким образом, в порядке надзора может проверяться правосудность значительно большего круга судебных решений, чем в кассационном порядке.

Производство  в надзорной инстанции содействует  законности, единообразию кассационной практики, которой принадлежит важная роль в обеспечении законности при  осуществлении правосудия судами первой инстанции.

Единство (в своей  основе) задач производства в кассационном и надзорном порядке обусловливает  наличие существенно общего, присущего  этим стадиям процесса, что проявляется: в единстве оснований отмены и  изменения приговоров в названных  стадиях; наличии запрета преобразования к худшему; единстве (за определенным исключением) круга субъектов, пользующихся правом на принесение кассационных и надзорных жалоб Уголовно-процессуальное право РФ / Л.Н.Башкатов. - М., 2006. - С.575..

Надзорное и  кассационное производства имеют и существенные отличия, в числе которых:

предмет проверки: в первом случае - вступивший в законную силу судебный акт, во втором - не вступивший;

в кассационном (апелляционном) производстве дело может  быть рассмотрено только один раз, в  то время как в порядке судебного надзора возможно неоднократное рассмотрение дела в различных инстанциях.

в надзорных  инстанциях действует ревизионное  начало, в кассационном порядке оно  значительно ограничено;

принесение кассационной жалобы (представления), если это сделано в соответствии с требованиями УПК, обязывает рассмотреть данное уголовное дело судом кассационной инстанции, как бы «автоматически» переносит рассмотрение уголовного дела из суда первой в суд второй инстанции. Рассмотрению же уголовного дела судом надзорной инстанции предшествует рассмотрение надзорной жалобы (представления) компетентным судьей, который имеет, по существу, право признать, что в данном случае оснований для рассмотрения уголовного дела в надзорном порядке нет. Таким образом, сам факт принесения надзорной жалобы, представления (надлежаще составленных, надлежащим лицом и в надлежащий суд) еще не означает, что по этой жалобе (представлению) состоится рассмотрение уголовного дела судом надзорной инстанции. Жалоба, представление должны преодолеть для этого указанный «барьер». Определяется это, видимо, тем, что каждому из субъектов права на надзорную жалобу, представление уже предоставлялась возможность оспорить правосудность судебного решения в кассационном (апелляционном) порядке. Указанное выше не дает достаточных оснований расценивать производство в надзорной инстанции как исключительную стадию процесса.

2. Порядок рассмотрения дела  судом надзорной инстанции. Недопустимость  поворота к худшему при пересмотре  судебного решения в порядке надзора

Надзорные жалобы и представления рассматриваются  в установленный законом срок, что должно исключить волокиту в  принятии решения, если жалобщик находит  судебное решение неправосудным. Суд  надзорной инстанции рассматривает  жалобу (представление) в судебном заседании в срок до 15 суток (что включает и принятие соответствующего постановления),

Верховный Суд  РФ - не позднее 30 суток. Срок исчисляется  со дня принятия предварительного решения.

О дате, времени  и месте заседания суд извещает лиц, указанных в ст.402 УПК. Данное требование - важное условие того, чтобы соответствующие субъекты могли защитить свои права и интересы лично (или через защитника, представителя), участвуя в судебном заседании.

Представляется, что в этом важном вопросе в  УПК нет последовательности. Он исключает извещение гражданского истца, гражданского ответчика, частного обвинителя, их представителей, но допускает участие в судебном заседании лиц, чьи интересы непосредственно затрагиваются жалобой или представлением «при условии заявления ими ходатайства об этом». Представляется, что согласно ч.1 ст.11 УПК указанные лица должны извещаться о рассмотрении дела судом надзорной инстанции и им следует разъяснять возможность возбуждения указанного ходатайства Уголовно-процессуальное право РФ / Л.Н.Башкатов. - М., 2006. - С.579.

.

Уголовное дело рассматривается с соблюдением  определенной процедуры.

Дело докладывает  член президиума суда, компетентного  рассматривать данное дело как суд  надзорной инстанции (403 УПК) или  другой судья, ранее не участвовавший в рассмотрении этого уголовного дела. Согласно ч.4 ст.407 УПК доклад включает изложение обстоятельств уголовного дела, содержание приговора, определения или постановления, мотивы надзорной жалобы или представления и постановления о возбуждении надзорного производства.

Есть мнение, что «если исходить из того, что  докладчик, не являющийся членом президиума, должен участвовать в обсуждении обстоятельств дела, но не должен входить  в состав суда надзорной инстанции, то по крайней мере, необходимо сделать так, чтобы он имел возможность высказать свою позицию по делу не только в докладе, но и после выступления сторон. Перед тем как суд надзорной инстанции приступит к обсуждению дела и принятию решения по существу надзорной жалобы или надзорного представления, докладчику следует предоставить заключительное слово, в котором он мог бы высказаться по поводу того, что стороны сказали после его доклада, а также по поводу дополнительных материалов, представленных ими непосредственно в заседании суда надзорной инстанции. Возможно, что для этого судье-докладчику понадобится предоставить время для подготовки» Смирнов В. О судье-докладчике // Уголовное право. - 2005. - № 2. - С.89..

Докладчику могут  быть заданы вопросы. После этого  предоставляется слово прокурору  для поддержания внесенного им надзорного представления. Заключения по надзорным жалобам прокурор не дает. Согласно главе 6 УПК прокурор - сторона обвинения. При этом следует учитывать, что ч.1 ст.11 УПК обязывает прокурора обеспечивать права участников уголовного судопроизводства (включая потерпевшего), а ч.2 ст.16 УПК - обеспечивать права подозреваемого или обвиняемого. Следовательно, поддерживая представление, прокурор может выступать как субъект, обеспечивающий тем самым права потерпевшего или, например, права осужденного.

Информация о работе Надзорное производство