Контроль и надзор за процессуальной деятельностью органов дознания

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 19:41, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы - рассмотреть органы дознания и их функции в уголовном процессе.
Задачами работы является соотношение органа дознания со смежными понятиями: начальник органа дознания, начальник подразделения дознания, дознаватель, а также определение полномочий органов дознания, процессуального положения дознавателя.

Оглавление

Введение 2
1. Понятие органа дознания как участника
уголовного процесса со стороны обвинения 4
2. Соотношение органа дознания со смежными понятиями:
начальник органа дознания,
начальник подразделения дознания, дознаватель 7
3. Полномочия органа дознания 11
4. Полномочия дознавателя 13
5. Контроль и надзор за процессуальной деятельностью
органов дознания 20
Заключение 21
Список нормативных актов и использованной литературы 24

Файлы: 1 файл

Органы дознания в уголовном судопроизводстве.doc

— 187.00 Кб (Скачать)

Дознаватель не может быть допущен к производству предварительного расследования в форме дознания, если ранее он участвовал в проведении по этому уголовному делу оперативно-розыскных мероприятий (ч. 2 ст. 41 УПК РФ).

 

 

 

3. Полномочия органа дознания

 

Анализ ст. ст. 40, 151 УПК РФ показывает, что полномочия органов дознания неодинаковы. Все органы дознания, кроме капитанов морских и речных судов, находящихся в дальнем плавании, руководителей геологоразведочных партий и зимовок, а также глав дипломатических представительств и консульских учреждений РФ, наделены полномочиями по производству дознания по делам, по которым предварительное следствие необязательно в порядке главы 32 УПК РФ, и выполнению неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым предварительное следствие обязательно в порядке, установленном ст. 157 УПК РФ.

Что же касается капитанов судов, руководителей геологоразведочных партий и зимовок, глав дипломатических представительств и консульских учреждений, то эти органы дознания полномочны лишь возбуждать уголовные дела и производить неотложные следственные действия по делам о преступлениях, совершенных по месту их нахождения или в пределах их территории. Для них выполнение этих действий является эпизодическим и наделение их правами органа дознания вызвано отсутствием в месте их нахождения другого органа дознания.

Полномочия органов дознания по производству дознания в порядке главы 32 УПК РФ находятся в зависимости от основных функций, осуществляемых данным органом. Как правило, государственный орган, наделяемый и функциями дознания, создается для выполнения других задач, поэтому функция дознания в его деятельности имеет производный характер и вытекает из основных функций.

Это определяется либо тем, что в своей основной деятельности данный орган сталкивается с преступлениями, расследование которых он имеет возможность обеспечить наиболее оперативно и профессионально (например, органы государственной противопожарной службы по делам о пожарах, органы пограничной службы по делам, связанным с нарушением границы, полиция как основной орган дознания в системе органов внутренних дел).

Поскольку основными задачами полиции являются охрана общественного порядка, общественной безопасности и борьба с преступностью, она первая обнаруживает большую часть преступлений, поэтому закон (ст. 40, п. 1 ч. 3 ст. 151 УПК РФ) наделяет ее правом производства дознания по всем делам, кроме дел, отнесенных к компетенции других органов дознания (налоговой полиции, таможенных органов), которые расследуют преступления в ходе их основной деятельности.

Полномочия органов дознания неразрывно связаны с их обязанностями. Дознаватель несет персональную ответственность за своевременное и качественное проведение процессуальных и следственных действий, законность и обоснованность принимаемых им решений.

Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 23.03.1999 № 5-П указал, что действия органов дознания или следователя должны обжаловаться в суд общей юрисдикции.

Аналогичной позиции придерживаются и другие судебные органы. Как указал Верховный Суд РФ, действия (бездействие) и решения органа дознания, дознавателя, следователя, прокурора и суда могут быть обжалованы в установленном УПК РФ (ст. 123 УПК РФ) порядке. Споры о действиях (бездействии) вышеуказанных лиц могут быть рассмотрены только в порядке уголовного судопроизводства.

Вред, причиненный гражданину в результате незаконных действий сотрудников органов полиции, возмещается за счет средств казны Российской Федерации.

 

 

 

 

 

4. Полномочия дознавателя.

 

В новом Уголовно-процессуальном кодексе РФ статус дознавателя претерпел серьезные изменения.

УПК РСФСР не содержал специальной нормы, определяющей правовой статус дознавателя, в отличие от нормативной регламентации статуса следователя (ст. 127 УПК РСФСР). Только в отдельных нормах упоминалось о лице, производящем дознание. При этом в УПК РСФСР отсутствовало определение понятия этого участника процесса.

В юридической литературе и на практике под лицом, производящим дознание, понимались как штатные дознаватели, так и лица, не назначенные на должность дознавателей, но в силу ведомственных актов обладающие правом проведения дознания.

В УПК РФ впервые был введен термин «дознаватель», под которым понималось должностное лицо органа дознания, правомочное осуществлять предварительное расследование в форме дознания (п. 7 ст. 5). Тем самым законодатель связал появление этого участника уголовного судопроизводства с возбуждением уголовного дела, по которому должно проводиться предварительное расследование в форме дознания.

Указанное определение трудно назвать удачным, так как им не охватывается лицо, назначенное на должность дознавателя, принявшее к своему производству уголовное дело либо производящее по поручению начальника органа дознания неотложные следственные действия по уголовным делам о преступлениях, по которым обязательно производство предварительного следствия. Кроме того, под это понятие не подпадает дознаватель, производящий следственные действия и оперативно-розыскные мероприятия по поручению следователя (ч. 4 ст. 157 УПК РФ).

С учетом этого Федеральным законом от 29 мая 2002 г. «О внесении изменений и дополнений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» понятие «дознаватель» было скорректировано. В настоящее время под дознавателем понимается должностное лицо органа дознания, правомочное осуществлять предварительное расследование в форме дознания, а также иные полномочия, предусмотренные УПК РФ. При этом законодатель не пошел по пути перечисления всех полномочий дознавателя, полагая, что они должны содержаться в специальной статье, посвященной данному участнику уголовного судопроизводства.

Функции дознавателя выполняют должностные лица, назначенные начальником органа дознания для производства дознания по конкретному делу (например, командиры воинских частей назначают в качестве дознавателей наиболее подготовленных офицеров).

В системе органов внутренних дел имеются специальные подразделения дознания. Право производить дознание в милиции имеют оперативные уполномоченные отделов уголовного розыска, борьбы с экономическими преступлениями, участковые уполномоченные.

Дознаватель, являясь самостоятельным участником процесса, производит следственные и другие процессуальные действия по исследованию обстоятельств дела, принимает процессуальные решения, оценивает доказательства по внутреннему убеждению, руководствуясь законом и совестью (ст. 17 УПК РФ).

Как считает С.И. Гирько, дознание должен осуществлять преимущественно штатный дознаватель - процессуальное лицо, обладающее необходимой юридической квалификацией и профессиональными навыками по расследованию дел данной категории.

Более широкую возможность участия иных сотрудников в производстве дознания высказывает А.С. Есина, и мне представляется, что с ее мнением можно согласиться: «Процессуальный статус дознавателя должностные лица органов внутренних дел могут приобрести в двух случаях:

- когда должностное лицо ОВД правомочно в силу своего служебного положения осуществлять расследование преступлений в форме дознания;

- когда начальник органа дознания уполномочил кого-либо из должностных лиц ОВД осуществлять уголовно-процессуальные полномочия, иными словами - делегировал подчиненному сотруднику осуществление уголовно-процессуальных обязанностей, присущих дознавателю».

Таким образом, функции дознавателя могут быть делегированы как штатному дознавателю, так и любому иному сотруднику органа дознания (участковому уполномоченному, оперуполномоченному уголовного розыска, оперуполномоченному ОБЭП и другим), за исключением случаев, если данное лицо проводило или проводит по данному уголовному делу оперативно-розыскные мероприятия (ч. 2 ст. 41 УПК РФ).

В связи с тем, что большую часть преступлений, подследственных дознанию органов внутренних дел, расследуют сотрудники милиции общественной безопасности (МОБ), рассмотрим более подробно деятельность сотрудников дознания в данной структуре.

Закон не допускает возложения полномочий по производству дознания на то лицо, которое производило или производит по данному делу оперативно-розыскные мероприятия с тем, чтобы исключить влияние данных, ставших им известными в ходе оперативно-розыскных мероприятий, на отношение к проведению следственных действий и оценку их результатов. Дознаватель несет ответственность за законность и обоснованность своих действий, однако его процессуальная самостоятельность более ограничена, чем у следователя. Это проявляется во взаимоотношениях с прокурором и начальником органа дознания. Указания прокурора и начальника органа дознания обязательны для дознавателя. Обжалование этих указаний, на которое имеет право дознаватель, не приостанавливает их исполнения.

В соответствии с п. 3 ст. 41 УПК РФ дознаватель может самостоятельно производить следственные и иные процессуальные действия и принимать процессуальные решения за исключением случаев, когда на это требуется согласие начальника органа дознания, санкция прокурора или судебное решение.

По отдельным вопросам дознания решения принимаются от имени органа дознания (например, задержание - ст. 91 УПК РФ) или утверждаются начальником органа дознания (например, обвинительный акт - ст. 225 УПК РФ).

Ранее в правовой литературе уже предлагалось ввести в Уголовно-процессуальный кодекс отдельную статью, которая определяла бы в систематизированном виде полномочия лица, производящего дознание. В настоящее время в УПК РФ такая статья есть. Она посвящена правовому статусу дознавателя (ст. 41), которого закон относит к участникам уголовного судопроизводства со стороны обвинения.

Новый уголовно-процессуальный закон более детально определил полномочия дознавателя по принятию решений и по производству процессуальных действий. Так, согласно ч. 3 ст. 41 УПК дознаватель уполномочен самостоятельно производить следственные и иные процессуальные действия и принимать процессуальные решения, за исключением случаев, когда в соответствии с УПК РФ на это требуются согласие начальника органа дознания, санкция прокурора и (или) судебное решение.

Анализ главы 32 и ст. 41 УПК РФ, регламентирующих порядок производства дознания и полномочия дознавателя, позволяет сделать вывод о том, что процессуальные полномочия дознавателя и следователя практически не отличаются друг от друга. Исключение составляет только обвинительный акт, завершающий дознание, который подлежит утверждению начальником органа дознания (ч. 4 ст. 225 УПК РФ), а также обязательное выполнение указаний прокурора и начальника органа дознания (ч. 4 ст. 41 УПК РФ). В соответствии с законом указания начальника органа дознания по уголовным делам могут быть обжалованы прокурору, а указания прокурора - вышестоящему прокурору.

Следователь, не согласившись с указанием прокурора о привлечении лица в качестве обвиняемого, о квалификации преступления, об объеме обвинения, об избрании меры пресечения либо отмене или изменении меры пресечения, избранной следователем в отношении обвиняемого, об отказе в даче согласия на возбуждение перед судом ходатайства об избрании меры пресечения или о производстве иных процессуальных действий, о направлении уголовного дела в суд или его прекращении, об отводе следователя или отстранении его от дальнейшего ведения следствия, вправе обжаловать такое указание вышестоящему прокурору. В этом случае обжалование следователем указаний прокурора приостанавливает их исполнение.

Дознаватель в подобной ситуации обязан выполнять любое указание прокурора, независимо от их обжалования.

Анализ действующего уголовно-процессуального законодательства приводит к выводу о том, что дознаватель наделен следующими основными правами:

      рассматривать и проверять сообщения о совершенных и готовящихся преступлениях в порядке ст. 144 УПК РФ;

      ходатайствовать о продлении 3-суточного срока проверки сообщения о преступлении до 10-ти суток (ч. 3 ст. 144 УПК РФ);

      принимать решения по результатам рассмотрения сообщений о преступлении (ст. 145 УПК РФ);

      производить дознание в порядке, предусмотренном гл. 32 УПК РФ;

      применять меры процессуального принуждения, а также принимать иные процессуальные решения в соответствии с уголовно - процессуальным законодательством;

      осуществлять производство неотложных следственных действий по поручению органа дознания (ст. 157 УПК РФ);

      обжаловать указания начальника органа дознания прокурору, а указания прокурора - вышестоящему прокурору (ч. 4 ст. 41 УПК РФ);

      осуществлять иные полномочия, предусмотренные уголовно - процессуальным законодательством.

В соответствии с уголовно-процессуальным законодательством дознаватель обязан:

      осуществлять свою деятельность, руководствуясь принципами уголовного судопроизводства (гл. 2 УПК РФ);

      производить доказывание по уголовному делу по правилам, сформулированным в гл. 11 УПК РФ;

      применять меры уголовно-процессуального принуждения строго в рамках, предусмотренных законом (гл. гл. 12 - 14 УПК РФ);

      информировать заявителя о решении, принятом им по результатам рассмотрения сообщения о преступлении (ч. 2 ст. 145 УПК РФ);

      в случае принятия решения, предусмотренного п. 3 ч. 1 ст. 145 УПК РФ, осуществлять меры по сохранению следов преступления (ч. 3 ст. 145 УПК РФ);

Информация о работе Контроль и надзор за процессуальной деятельностью органов дознания