Публичный контроль за деятельностью коммерсантов

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 11:17, контрольная работа

Краткое описание

С участием указанных лиц, с одной стороны, и органов публичной власти, с другой, складываются в основном так называемые вертикальные публичные отношения с участием коммерсантов. Названные отношения, во-первых, практически всегда прямо или косвенно складываются по поводу имущества, поскольку основной целью коммерсанта (предпринимателя) является извлечение прибыли, либо носят организационный характер, не теряя при этом известной связи с имуществом. Во-вторых, в отличие от частноправовых отношений, они построены на неравенстве субъектов и основаны на методе власти и подчинения. В-третьих, их обязательным участником всегда является какой-либо публичный орган.

Оглавление

Публичный контроль за деятельностью коммерсантов. Защита от неправомерных действий (бездействия) контролирующих органов…………………………………………………………………….3
Тест……………………………………………………………………….17
Задача……………………………………………………………………..18

Файлы: 1 файл

Содержание.doc

— 89.00 Кб (Скачать)

 

 

Содержание:

 

  1. Публичный контроль за деятельностью коммерсантов. Защита от неправомерных действий (бездействия) контролирующих органов…………………………………………………………………….3
  2. Тест……………………………………………………………………….17
  3. Задача……………………………………………………………………..18

 

 

Коммерческое  право готово

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Публичный контроль за деятельностью коммерсантов. Защита от

неправомерных действий (бездействия) контролирующих органов.

 

Публичные  отношения  с  участием  коммерсантов  и  определение публичного контроля  за  деятельностью  коммерсантов. В  процессе  осуществления  коммерческой деятельности субъекты коммерческого права, наряду с частноправовыми,  участвуют и в иных  отношениях.  С  участием  указанных  лиц,  с  одной  стороны,  и  органов  публичной власти, с другой, складываются в основном так называемые вертикальные публичные отношения с участием коммерсантов. Названные отношения, во-первых, практически всегда  прямо  или  косвенно  складываются  по  поводу  имущества,  поскольку  основной целью  коммерсанта  (предпринимателя)  является  извлечение  прибыли,  либо  носят организационный характер, не теряя при этом известной связи с имуществом. Во-вторых, в отличие от  частноправовых  отношений,  они построены на  неравенстве субъектов и основаны на методе власти и подчинения. В-третьих, их обязательным участником всегда является  какой-либо  публичный  орган.  В  основном  такие  отношения  находят  свое отражение в императивных нормах публично-правовых отраслей.

  Рассматриваемые отношения, с одной стороны, оказывают существенное влияние.

   Под  органом  публичной  власти    в  настоящей  главе  имеется  в  виду  любая  организация,  действующая  от  лица  (от  имени) соответствующих    публично-правовых  образований  (РФ,  субъектов  РФ,  местных  образований)  и  наделенная  соответствующими властными полномочиями, в том числе и в сфере предпринимательских (коммерческих) отношений. От категории “орган публичной власти” следует отличать  более широкую категорию “публичный  орган”.  К публичным органам,  помимо  собственно  органов публичной  власти,  относятся  и  некоторые  частные  субъекты,  выполняющие  отдельные  публичные  функции,  например,  банки.  В настоящей главе нами используется и определение “публичный орган”.

Отношения  коммерсантов  с  публичными  органами  весьма  разнообразны.  По субъектному составу отношений их можно разделить на: а) отношения с федеральными органами, в том числе с их территориальными подразделениями в субъектах РФ, а также с публичными органами субъектов РФ и местными публичными органами;

б) отношения с участием  собственно  органов  государственной  власти  и  управления  и  отношения  с участием  частных  организаций,  наделенными  отдельными  публичными  функциями (иными публичными органами); в) отношения с регистрирующими органами, например, с органами, регистрирующими юридические лица, а также права на недвижимое имущество и  сделки  с  ним,  с  налоговыми,  таможенными,  а  также  иными  специальными правоохранительными  органами,  и  некоторыми  другими;  г)  отношения с судебными органами.

  По уровню регулирования публичных отношений с участием коммерсантов можно выделить отношения, регулируемые федеральным законодательством, законодательством субъектов РФ и регулируемые совместными актами. Исходя  из  отраслевой  принадлежности  публичных  отношений  с  участием коммерсантов, их можно разделить на административные, налоговые, иные финансовые и другие. Наконец,  по  сферам  применения  публично-правовых  мер  воздействия  на коммерческую  деятельность  возникают отношения  по  лицензированию,  отношения по обеспечению безопасности и качества товаров, отношения по ценовому регулированию и ряд других.  В отдельных субъектах РФ  в силу  особенностей  соответствующего законодательства порой возникают и специфические публичные отношения, например, по квотированию ввоза товаров на территорию субъекта РФ и вывоза товаров за его пределы, отношения по запрету вывоза отдельных видов товаров за пределы территории субъекта РФ.

  Необходимо  отметить,  что  довольно  значительная  часть  публичных  отношений  с участием  коммерсантов,  возникающих  на  территориях  субъектов  РФ,  опосредуется именно  законодательством  соответствующего  субъекта.  Под  региональное  правовое регулирование, как правило, не попадают лишь те области, названные в Конституции РФ, которые относятся к исключительной компетенции РФ. Так, по существу отсутствуют в региональных  нормативных  источниках  уголовно-правовые  нормы,  гражданско-процессуальные  нормы.  Наиболее  широко  публичные  отношения  с  участием коммерсантов  здесь  опосредованы административным  правом,  отчасти  налоговым правом  и нормами других публичных отраслей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Субъекты  и  объекты  публичного  контроля  в  коммерческой  сфере. 

 

         Среди субъектов  правоотношений,  возникающих  в  рамках  публичного  контроля,  следует выделить проверяемых и проверяющих. К первым относятся коммерсанты, ко вторым – различные публичные органы:  антимонопольный орган,  органы  по  обеспечению качества и безопасности товаров, работ и услуг и т.д.

  Проверяющие органы возможно подразделить на две большие группы:

1)  публичные  органы,  осуществляющие  контроль  за  осуществлением

 коммерческой деятельности (например, Государственная инспекция  по торговле, качеству товаров  и  защите  прав  потребителей –  осуществляет  государственный  контроль  по нашему  мнению,    лишь  о  публичном  элементе  в  гражданско-правовом  отношении,  а  не  о  возникновении  публично-правового отношения в целом.

Объектом публичного контроля за деятельностью коммерсантов в

 целом  выступает   исполнение  всей  совокупности  их  обязанностей,  предусмотренной   в правовых  нормах.  В  тоже  время  публичный  контроль  за  осуществлением  именно коммерческой деятельности предполагает своим объектом лишь исполнение обязательств, возникающих в торговле.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основные  источники  правового  регулирования  отношений,  возникающих  в связи  с  осуществлением  публичного  контроля  за  деятельностью  коммерсантов.

 Правовое  регулирование   названных  отношений  осуществляется  различными нормативными  правовыми  актами.  Классифицировать  последние  можно  по  ряду оснований.  Таким  рядом  оснований,  кроме  юридической  силы  акта,  может  являться  и уровень соответствующего источника - федеральный, региональный или местный.

 Круг  федеральных   источников  весьма  обширен.  Помимо  уже  названных,  к   ним можно  отнести,  например,  НК  РФ,  ТК  РФ,  законодательство  об  административных правонарушениях,  Закон о конкуренции, законодательство  о валютном регулировании и валютном  контроле  и  другие  акты. Нормативные  акты  в  сфере  публичного  контроля  за деятельностью коммерсантов действуют и в субъектах РФ. Здесь правовое регулирование отношений, возникающих в связи с осуществлением публичного контроля, в том числе и за деятельностью коммерсантов, носит как законный, так и подзаконный характер.

Виды  публичного  контроля.

Публичный  контроль  за  деятельностью коммерсантов  подразделяется  на  виды113  по  различным  основаниям.  Как  было  показано выше, таким основанием может быть объект контроля. Здесь можно выделить публичный

 контроль за осуществлением  коммерческой деятельности и  публичный контроль за иной  деятельностью  коммерсантов.  В  первом  случае  контролируется  соблюдение  правил  о лицензировании; об обеспечении безопасности и качества товаров, а также работ и услуг;

 правил торговли; законодательства  о рекламе; государственная дисциплина  цен, если это предусмотрено  в  правовых  нормах;  в  сфере  розничной  торговли –  соблюдение  норм законодательства  о применении  контрольно-кассовых  машин и т.д.  Во  втором  случае уполномоченные  органы  проверяют  соблюдение  коммерсантом  требований

 законодательства  о налогах и сборах, о пожарной  безопасности и др.

 Наряду с этим  деление контроля на виды возможно по субъектному признаку, по органам  контроля.  Например,  тут  выделяется  контроль,  осуществляемый  федеральным антимонопольным органом и его территориальными органами; Государственной хлебной инспекцией при Правительстве РФ, различными лицензирующими органами в пределах их  компетенции,  налоговыми  органами,  органами  государственных внебюджетных фондов;  федеральным  органом  по  стандартизации,  метрологии  и  сертификации; федеральным органом санитарно-эпидемиологического надзора; федеральным органом по охране  окружающей  среды  и  природных  ресурсов  и  другими  федеральными,

 региональными и  местными публичными органами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Защита от неправомерных  действий (бездействия) контролирующих органов.

  В  связи с осуществлением  публичного  контроля  за  деятельностью коммерсантов возникают не только нормальные публично-правовые отношения, но и так называемые “нарушенные” правоотношения (неправомерное привлечение к административной и иной ответственности  и  др.).  В  этой  связи  появляется  необходимость  в  защите  прав  частных

 субъектов.  На  практике  подобная  защита  выражается,  в  основном,  в  двух  формах. Во-первых,  это  реализация  закрепленного  в  законодательстве  права  на  обжалование  в публичных  отношениях.  Такое  право  предусмотрено  практически  во  всех  основных публичных  нормативных  актах.  Так,  в  соответствии  со  ст.137  НК  РФ  каждый

 налогоплательщик  или налоговый агент имеют  право обжаловать акты налоговых  органов ненормативного  характера,  действия  или  бездействие  их  должностных  лиц,  если  по мнению налогоплательщика или налогового агента такие акты, действия или бездействие нарушают их права. Наряду с этим, нормативные правовые акты налоговых органов могут быть обжалованы в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.

 Кроме  того,  особенности  реализации  права   на  обжалование  в  таможенных отношениях закреплены и в таможенном законодательстве.

Содержание  субъективного  права  на  обжалование. Данное  право  включает  в себя, во-первых,  возможность  обратиться  с  жалобой  в  вышестоящий  орган  или должностному  лицу. Во-вторых,  сюда  включается  возможность  обратиться  с

 соответствующей   жалобой  в  суд.  На  практике  при  реализации  права  на  обжалование следует обращать внимание прежде всего установленные сроки подачи жалобы.

  При  реализации  рассматриваемого  субъективного  права  необходимо  в соответствующих  случаях  учитывать  нормативно  закрепленные  принципы  защиты  прав юридических  лиц  и  индивидуальных  предпринимателей  при  проведении государственного контроля (надзора). К ним относятся (ст.3 ФЗ от 8 августа 2001 года «О защите  прав  юридических  лиц  и  индивидуальных  предпринимателей  при  проведении государственного  контроля  (надзора)»):  презумпция  добросовестности  юридического лица или индивидуального предпринимателя; соблюдение международных договоров РФ; открытость  и  доступность  для  юридических  лиц  и  индивидуальных  предпринимателей нормативных  правовых  актов,  устанавливающих  обязательные  требования,  выполнение

 которых проверяется  при проведении государственного  контроля (надзора); установление обязательных  требований  федеральными  законами  и  принятыми  в  соответствии  с  ними нормативными  правовыми  актами;  проведение  мероприятий  по  контролю уполномоченными должностными лицами органов государственного контроля (надзора); соответствие  предмета  проводимого  мероприятия  по  контролю  компетенции  органа

 государственного  контроля  (надзора);  периодичность  и  оперативность  проведении мероприятия по  контролю,  предусматривающего  полное  и максимально быстрое проведение  его в течение установленного  срока;  учет  мероприятий по  контролю, проводимых  органами  государственного  контроля  (надзора);  возможность  обжалования действий  (бездействия)  должностных  лиц  органов  государственного  контроля  (надзора),

 нарушающих  порядок   проведения  мероприятий  по  контролю,  установленный  ФЗ  от  8 августа 2001 года «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при  проведении  государственного  контроля  (надзора)», иными  ФЗ  и  принятыми  в соответствии  с  ними  нормативными  правовыми  актами.

 

 

 

 

 

 Правовое  регулирование ценообразования 

Информация о работе Публичный контроль за деятельностью коммерсантов