Контроль инновационной деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 21:24, курсовая работа

Краткое описание

Инновационная политика – это тот мощный рычаг, с помощью которого предстоит преодолеть спад в экономике, обеспечить ее структурную перестройку, насытить рынок разнообразной конкурентоспособной продукцией. Переход к инновационной модели экономики означает не только стабилизацию, но и постепенное повышение технического и технологического уровня отечественного производства, приближение его к группе высокоразвитых стран мира.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………..3
1. Инновационная деятельность как объект управления…………………..5
1.1 Понятие и сущность инноваций…………………………………...5
1.2 Инновационная деятельность в агропромышленном комплексе..8
2. Планирование в системе управления инновационной деятельностью..14
2.1 Стратегическое планирование в сельхозпредприятиях………...14
2.2 Бизнес-планирование……………………………………………...18
3. Контроль инновационной деятельности………………………………...21
Заключение…………………………………………………………………...24
Список использованной литературы………………………………………..26

Файлы: 1 файл

Реферат по УИП.doc

— 115.50 Кб (Скачать)


26

 

Содержание:

Введение………………………………………………………………………..3

1.      Инновационная деятельность как объект управления…………………..5

1.1   Понятие и сущность инноваций…………………………………...5

1.2   Инновационная деятельность в агропромышленном комплексе..8

2.      Планирование в системе управления инновационной деятельностью..14

2.1   Стратегическое планирование в сельхозпредприятиях………...14

2.2   Бизнес-планирование……………………………………………...18

3.      Контроль инновационной деятельности………………………………...21

Заключение…………………………………………………………………...24

Список использованной литературы………………………………………..26

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Производство конкурентоспособной продукции возможно только при использовании достижений научно-технического процесса, в основе которого лежат инновационные процессы, позволяющие вести непрерывное обновление сельскохозяйственного производства.

Необходимость активизации инновационного процесса во всех сферах народного хозяйства подтверждается многочисленными законами, постановлениями, концепциями, соглашениями.

Инновационная политика – это тот мощный рычаг, с помощью которого предстоит преодолеть спад в экономике, обеспечить ее структурную перестройку, насытить рынок разнообразной конкурентоспособной продукцией. Переход к инновационной модели экономики означает не только стабилизацию, но и постепенное повышение технического и технологического уровня отечественного производства, приближение его к группе высокоразвитых стран мира.

Инновационная аграрная экономика формируется, когда агропромышленное производство базируется преимущественно на основе инновационной деятельности, которая невозможна без новых (в первую очередь компьютерных) технологий для формирования единого финансово-информационного пространства. Однако универсального сценария развития инноваций, применимого для всех стран, не существует. Построение инновационной аграрной экономики – тяжелое и достаточно дорогое дело, поэтому каждая развитая страна ищет здесь свой подход.

По данным Института социально-политических исследований РАН, по 25 важнейшим показателям жизненного уровня Россия дошла до критических значений, которые в мировой практике считаются катастрофическими. Доходы более 35% населения страны оказались ниже прожиточного минимума. Поэтому сейчас приходится ставить вопрос не об экономическом росте, а о выживании и возрождении страны. Ориентироваться следует не на показатели развитых стран, а на элементарное улучшение жизни большинства граждан, обеспечение их всем необходимым, прежде всего доступным по цене продовольствием.

Отсюда очевидны приоритеты в инновационной сфере:

- энерго- и ресурсосберегающие технологии производства, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции;

- инновации, способствующие заполнению внутреннего рынка дешевыми и качественными продуктами питания, лекарствами отечественного производства;

- нововведения, позволяющие повысить надежность, эффективность, ремонтопригодность сельскохозяйственных машин и механизмов, продлить срок их службы, повысить производительность;

- меры, позволяющие улучшить экологическую обстановку.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Инновационная деятельность как объект управления
1.1 Понятие и сущность инноваций

В современных условиях возникает необходимость новых теоретических и методологических подходов к управлению инновационной деятельностью, более адаптированных к потребностям общества.

В наше время слово «инновация» популярно. Однако многие его понимают по-своему. Дело в том, что данное слово не имеет точного соответствия в русском языке. Дословно переводится как «новшество», «нововведение».

Инновациями являются любые технические, организационные, экономические и управленческие изменения, отличные от существующих в практике. Они могут уже использоваться на каких-то предприятиях, но для тех, где они еще не освоены, их внедрение является новым. Их цель – значительное повышение технико-экономической деятельности предприятий. Определений инновационной деятельности очень много, приведу два из них:

  1. Инновационная деятельность – вид деятельности, связанный с трансформацией идей (обычно результат НИР либо иных научно-технических достижений) в новый или усовершенствованный технологический процесс, использованный в практической деятельности, либо в новый или усовершенствованный продукт, внедренный на рынке, либо в новый подход к социальным услугам [5, с.13].
  2. Инновационная деятельность – деятельность по доведению научно-технических идей, изобретений, разработок до результата, пригодного в практическом использовании [1,с.9].

Производство и потребление являются основными базовыми элементами структуры инновационного процесса. Каждый ее компонент выполняет вполне определенную функцию: в сфере НИР инновация создается, в производстве тиражируется, затем перемещается в сферу производственного или непроизводственного потребления, где реализуются ее свойства. Здесь будут определены качество продукции, ее достоинства и недостатки, сформируются данные о потребностях в продуктах инновационной деятельности.

Для создания и тиражирования инновации нужны не только развитая наука, производство, способное воспринимать ее достижения, потребитель интеллектуального продукта, но и стимулы, побуждающие людей создавать этот продукт, финансовые средства, благоприятные социальные условия и т.д. Если ориентация всесторонне положительна, то общество формирует инновационную систему, включающую в себя все компоненты структуры инновационного процесса, в том числе его инфраструктуру, обеспечивая их взаимодействие [3, с. 26].

В соответствии с сущностью инновационной деятельности системный подход к ее организации предполагает взаимосвязанное решение многих задач, важнейшими из которых являются:

      организация управления и уровень ее экономичности;

      обоснованность и качество разрабатываемых управленческих решений;

      методы воздействия управляющей системы на управляемый объект и их результативность, то есть степень влияния управления на темпы и эффективность инновационной деятельности.

Превращение достижений науки и технологий в рыночный продукт относится за рубежом к большому и престижному бизнесу. Но есть и другая причина развития инновационной деятельности: без новой конкурентоспособной продукции производитель работать не может, если не хочет отстать и потерять свой сегмент рынка. Потребителю нужен лишь принципиально новый товар. Только достижения науки дают возможность усовершенствовать традиционные товары, создать принципиально новый продукт.

В нынешнее время наибольшие доходы получают от продажи интеллектуальных продуктов (кинофильмы, компьютерные программы, патенты, лицензии, ноу-хау, торговые марки и т.д.)

Мне кажется, что эта сфера в нашей стране интересует многих. Но несмотря даже на то, что многие отечественные научные разработки превосходят зарубежные аналоги, темп продвижения новых продуктов и процессов в России весьма низок по сравнению с потенциально возможным.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Инновационная деятельность в агропромышленном комплексе

Состояние агропромышленного комплекса во многом определяет развитие экономики страны, её национальную безопасность, жизненный уровень населения. В сельском хозяйстве и пищевой промышленности работает каждый пятый занятый в сфере материального производства, доля этих отраслей в валовом внутреннем продукте России составляет около 9%, а продовольственных товаров в общем объеме розничного товарооборота 46%. Системообразующей структурой сельской местности, где проживает 27% населения страны, служит сельское хозяйство. Сельхозпроизводство является потребителем продукции многих отраслей промышленности и сферы услуг, обеспечивает прирост валового внутреннего продукта и эффективную занятость миллионов трудоспособных граждан [4, с.42].

Сельское хозяйство России не имеет средств на освоение перспективных ресурсосберегающих технологий. При сохранении нынешних роста объема и эффективности производства АПК неизбежны: дальнейшее увеличение разрыва в уровне жизни сельского и городского населения; обострение социально-экономического кризиса сельских территорий; кризисный уровень воспроизводства материально-технического, кадрового и природно-экологического потенциала сельского хозяйства.

Современный этап развития мировой цивилизации характеризуется переходом к инновационной модели экономики. Такая модель предполагает системную интеграцию научно-технической сферы в процессе экономического и социального развития общества, а также определенных стимулов для ее развития и обеспечения инноваций в ней. Поэтому среди важнейших направлений развития АПК выделяют максимальное использование научно-технического потенциала отрасли для восстановления и развития реального сектора экономики, придания ему инновационного характера.

В настоящее время одним из главных условий модернизации экономики во всем мире является инновационная деятельность. Применительно к АПК инновационный процесс представляет собой постоянный и непрерывный поток превращения конкретных технических или технологических идей на основе научных разработок в новые технологии (или отдельные составные части), доведения их до использования непосредственно в производстве в целях получения качественно новой продукции. В этом процессе участвуют сельскохозяйственные научные и учебные организации, органы управления производством, обслуживающие и внедренческие формирования, сами товаропроизводители.

Как я уже отметила, темпы инновационного развития в отечественном агропромышленном комплексе нельзя считать удовлетворительным. Настолько велико отставание России от развитых стран мира по технологическому уровню, техническому потенциалу агропроизводства, что требуется  принятие мер государственного значения.

Вообще, в создании инновационной экономики решающая роль должна принадлежать государству. Финансирование может осуществляться либо самим государством, либо посредством венчурных компаний, альянсов или объединений предприятий. При этом именно государство обеспечивает:

- выбор приоритетов в инновационной сфере;

- стратегическое планирование, определение перечня товаров и услуг, которые могут стать предметом государственного заказа;

- создание механизмов самоорганизации в инновационной сфере, поощрение за участие крупного капитала в инновационных проектах;

- экспертизу и анализ инновационных проектов.

Традиционные отрасли производства во многом исчерпали возможности как экстенсивного, так и интенсивного развития. По этому во многих странах развиваются отрасли, активно применяющие новейшие технологии. Так, в ФРГ почти 100% прироста ВВП осуществляется за счет использования результатов научных исследований и инноваций.[*] Именно поэтому в 21 веке важнейшим условием ускоренного социально-экономического развития является действенная политика.

Хочу привести в пример американский опыт внедрения инновационных программ. В США реализуется весьма эффективная программа – «Инновационная деятельность малых предприятий», с помощью которой за 20 лет государством на каждый вложенный доллар было возвращено 8. Причем финансовые средства предоставляют именно малым предприятиям, чтобы они искали новейшие разработки в университетах. При этом университет не может получить средства на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР), если какое-либо предприятие не готово внедрять результаты этих исследований в промышленное производство, а предприятие не сможет участвовать в программе, если не найдет университет, у которого позаимствует технологию для освоения. Так развиваются и производство, и научные лаборатории. Роль государства сводится к созданию условий взаимодействия науки и производства и, следовательно, стимулированию не только совершенствования технологий, но и внедрения результатов НИОКР в производство.

А в России же в отличие от большинства стран мира преимущество отдается бюджетному финансированию научных исследований и разработок как на федеральном, так и региональном уровнях, хотя ее научный и инновационный потенциал превосходит аналогичный потенциал многих западных стран вместе взятых.

Информация о работе Контроль инновационной деятельности