Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 21:24, курсовая работа
Инновационная политика – это тот мощный рычаг, с помощью которого предстоит преодолеть спад в экономике, обеспечить ее структурную перестройку, насытить рынок разнообразной конкурентоспособной продукцией. Переход к инновационной модели экономики означает не только стабилизацию, но и постепенное повышение технического и технологического уровня отечественного производства, приближение его к группе высокоразвитых стран мира.
Введение………………………………………………………………………..3
1. Инновационная деятельность как объект управления…………………..5
1.1 Понятие и сущность инноваций…………………………………...5
1.2 Инновационная деятельность в агропромышленном комплексе..8
2. Планирование в системе управления инновационной деятельностью..14
2.1 Стратегическое планирование в сельхозпредприятиях………...14
2.2 Бизнес-планирование……………………………………………...18
3. Контроль инновационной деятельности………………………………...21
Заключение…………………………………………………………………...24
Список использованной литературы………………………………………..26
Для проведения единой, взаимосогласованной научно-технической и инновационной политики а АПК необходимо четко разграничить сферы ответственности различных ведомств и уровней управления научно-инновационным комплексом АПК, объединить работу по научному обеспечению развития аграрного сектора. Было бы целесообразнее, если бы Минсельхоз России и Россельхозакадемия активно содействовали повышению уровня и качества управленческих решений, необходимых для выработки стратегии научного обеспечения развития АПК страны. Координирующий орган под председательством министра сельского хозяйства мог бы объединить представителей всех министерств, заинтересованных в научном обеспечении развития отечественного аграрного сектора.
Чтобы обеспечить формирование оптимального задела для разработки новых поколении техники и технологий для АПК, повышение технологического уровня его отраслей, эффективное управление научно-технической и инновационной деятельностью АПК важны государственные целевые программы технологической и технической модернизации АПК, научно-технические и инновационные программы фундаментальных и приоритетных прикладных исследований в аграрной сфере на перспективу.
Наиболее действенными инструментами такого управления представляются планирование и координация НИОКР. Следует возобновить прогнозирование развития аграрной науки и ускорения научно-технического прогресса в АПК. К числу важных задач относится регулирование процессов внедрения в производство законченных разработок, выполненных в аграрных научных учреждениях для промышленных отраслей АПК. Механизм передачи таких разработок предприятиям АПК не достаточно четко отработан и, как показывает многолетняя практика, пока не эффективен. Требуется организовать с участием заинтересованных министерств и предприятий АПК в структуре Россельхозакадемиии научно-производственные технологические центры на базе головных организации.
В последние годы приобретает особое значение экономическое стимулирование инновации в АПК. Оно должно охватить все этапы инновационного процесса: от зарождения идеи и проведения фундаментальных и прикладных исследований до освоения его результатов производством и получения эффекта при удовлетворении взаимного интереса исследователей и сельхозтоваропроизводителей.
Для быстрого освоения инноваций производством большое значение имеет формирование специального рынка инноваций и продвижение их не только на отечественный, но и на зарубежные рынки научно-технической продукции. Важная роль отводится государственному стимулированию венчурного предпринимательства, поскольку инновационный процесс в АПК относится к числу рискованных и привлечение инвесторов возможно при обеспечении гарантий государства.
Источником дополнительного устойчивого дохода аграрных научных организаций должно стать крупномасштабное введение патентования изобретений и лицензирования технологий. В целях привлечения иностранных инвестиций в инновационную деятельность необходимо стимулировать создание организаций по продвижению российских агроинноваций на зарубежные рынки. Помимо поддержки опытно-производственных хозяйств научных организаций АПК, выводящих новые сорта сельхозкультур и племенной молодняк скота, следует стимулировать эти хозяйства путем повышения цен на наукоемкую продукцию до уровня, достаточного для воспроизводства селекционного процесса.
Важнейшим фактором развития инновационной деятельности являются инвестиции. В 2000-2002 годах наблюдался рост инвестиции в сельское хозяйство. В 2003 году капиталовложения в него остались практически на уровне 2002 года. Основным источником инвестиций в сельское хозяйство по-прежнему остаются собственные средства организаций. В 2003 году на их долю приходилось 67,4%. В то же время растет доля привлеченных средств в общем объеме инвестиций в основной капитал отрасли, которая в 2003 году составила 32,6% против 31,8% в 2002 году [4, с.48].
Лидером в сфере инвестирования в российский агробизнес являются США., существенные вложения осуществляют ФРГ и Нидерланды. По мнению специалистов, в ближайшей перспективе приток зарубежных инвестиций в сельскохозяйственное производство будет расти. Инвесторы, вкладывающие капитал в переработку, будут инвестировать и развитие сырьевой базы, в противном случае ее отсталость снизит эффективность всей производственной цепочки. Следует написать некоторые особенности, которые нужно учесть при реализации проектов по инвестированию сельхозпроизводителей в России:
агропроекты в России являются средне- и долгосрочными, отдачи от вложений потребуется ждать несколько лет;
необходимо привлечение грамотных юристов, хорошо знакомых с российским и региональным законодательством в аграрной сфере. При реализации проекта инвестор должен быть уверен в том, что сельхозпроизводитель рассчитывает не просто на спонсорскую помощь, а нацелен на серьезный бизнес;
предприятие-партнер должно быть готовым внести собственный вклад в будущий проект (техника, скот, часть акций или кредит, полученный в банке под залог ликвидного имущества).
Для успешной реализации инновационной политики важно создать благоприятный инвестиционный климат на основе рационального сочетания государственного финансирования аграрной науки и развития инновационного предпринимательства в аграрном секторе экономики.
2. Планирование в системе управления инновационной деятельностью
2.1 Стратегическое планирование в сельхозпредприятиях
Развитие инновационной деятельности находится в тесной взаимосвязи со стратегическим потенциалом, который обеспечивает эффективность системного подхода в реализации намеченных стратегических задач развития предприятия или организации. Стратегия чаще всего означает генеральную программу действий и распределения приоритетов и ресурсов для достижения глобальных целей. Отсутствие стратегического подхода, в частности наработанных процедур стратегического планирования, является одной из причин банкротства предприятий, не освоивших современные технологии управления. Потребность в стратегических инновациях в условиях перехода к рыночной экономике растет вследствие увеличения степени непостоянства внешней среды, в которой действуют отечественные субъекты хозяйствования. Стратегическая инновация подразумевает интегрирование инновационной деятельности в процесс управления, то есть формирование нового стиля управления. В результате реализации должен быть определен оптимальный, с учетом ресурсных ограничений, рост.
Это касается и предприятий агропромышленного комплекса, которые, в силу особенностей отрасли, находятся на современном этапе в крайне невыгодном положении. К причинам интереса к организационным переменам и появлению инновационной активности в АПК относятся высокий уровень конкуренции среди сельхозпредприятий, дефицит финансовых ресурсов в отрасли и ее низкая инвестиционная привлекательность, критическое состояние материально-технической базы, отсутствие обоснованной стратегии развития АПК и, как следствие, разнонаправленные изменения в аграрной политике.
Стратегическое планирование – это перспективные решения о том, что делать, когда делать и кто будет делать. Это прежде всего планирование по достижению намеченных целей. Цель стратегического планирования состоит в том, чтобы через генерирование и выбор соответствующих стратегий определить оптимальный путь инновационного развития предприятия. Эффективное управление во всех сферах, и прежде всего в сфере инновационного развития, всегда предполагало предвидение последующих процессов как необходимое условие достижения поставленной цели. При разработке прогнозов и перспективных планов отраслевого и народно-хозяйственного развития, предполагающей оценку воздействия инновационных процессов на показатели экономического роста, прежде всего необходимо знать закономерности, этапы и факторы появления и особенно распространения достижений научно-технического прогресса. Именно распространение нововведений определяет динамику экономических и технико-экономических показателей развития. Здесь важно понимать основную задачу наиболее эффективного научно-технического развития – достижение сбалансированности для всех сопряженных экономических объектов. То есть при разработке перспективных планов и прогнозов развития науки и техники необходим комплексный подход. Действительно, с одной стороны, распространение нового определяется экономическими возможностями потребителя и производителя новой продукции, степенью стимулирования ее производства, с другой – потребитель должен быть подготовлен к использованию нововведений, то есть обладать соответствующей технической и организационной культурой.
Формализованная система стратегического планирования основана на освоении специально разработанных процедур планирования, форматов документации и представления данных, структуризации входной и выходной информации. Ключевыми элементами документации, применительно к системе стратегического планирования, выступают планы и программы. Однако не вся входная и особенно выходная информация должна быть представлена в письменной или электронной форме. Она может передаваться только в устной форме, в силу участия самих руководителей и специалистов разных уровней в процессе планирования. Это необходимое условие функционирования системы стратегического планирования.
Существенную помощь при разработке концепции внедрения и на других его этапах хозяйство может получить от сторонних консультантов. Так, российские банки для их привлечения в целях внедрения стратегического планирования использовали программу развития финансовых институтов Всемирного банка, а ряд промышленных предприятий – программу технической помощи Евросоюза TACIS [6, с.33]. Для введения системы стратегического планирования сторонние консультанты должны провести оценку направлений деятельности и организационной структуры предприятия. При этом требуется выяснить, кто из сотрудников участвует в той или иной форме планирования, когда и каким образом, кто принимает окончательное решение, как осуществляются координация принятия стратегических решений и обмен информацией, какие применяются виды документов.
Но так как аграрное производство в России существенно отличается от аграрного производства в экономически развитых странах, то, на мой взгляд, для сельскохозяйственных организаций привлечение зарубежных консультантов должно носить крайне ограниченный характер. Наши предприятия АПК требуют совершенно иных подходов в управленческих инновациях по сравнению с зарубежными фермерскими хозяйствами.
Необходимо учитывать, что, являясь ключевым элементом введения системы стратегического планирования, помощь консультантов может обострить некоторые противоречия внутри организации, в первую очередь конфликт интересов, а также создать новые проблемы. Поэтому важной составляющей процесса выступает выявление мнения руководителей всех структурных подразделений хозяйства, чтобы обеспечить поддержку и понимание концепции разработки и внедрения системы на всех уровнях организации.
Обобщая выше сказанное, можно сказать, что одной из важнейших предпосылок внедрения стратегического планирования является становление института отечественных консультантов, способных адаптировать западные методики для промышленных предприятий к особенностям российского аграрного производства.
Внедрение системы стратегического планирования требует значительных ресурсов. Поэтому ресурсное обеспечение этого процесса специальным подразделением будет способствовать более рациональному перераспределению кадров и финансовых средств. Результатами внедрения системы стратегического планирования в предприятии должны стать: разработка концепции стратегического планирования, адаптированной для данного хозяйства; распространение среди руководителей и специалистов, в том числе среднего звена, знаний о принципах такого планирования и минимальных навыков его применения; создание в сельхозпредприятии атмосферы, благоприятной для внедрения системы.
Разработанная на базе мониторинга и прогноза корпоративная стратегия определяет масштабы деятельности и стратегическую цель компании, ее тактические задачи, а также обуславливает планирование последовательности необходимых действий и ресурсов. Реализация стратегии тесно переплетается с многократной корректировкой планов в процессе изменения условий внешней среды и со стратегиями функциональных подсистем.
2.2 Бизнес-планирование
Планирование является нормой любой инновационной предпринимательской деятельности. Без разработки бизнес-плана вообще нельзя браться за коммерческую деятельность, так как возможность неудачи слишком велика.
В рыночной экономике бизнес-план является рабочим инструментом, используемым во всех сферах предпринимательства. Бизнес-план описывает процесс функционирования предприятия, показывает, каким образом ее руководители собираются достичь свои цели и задачи, в первую очередь повышения прибыльности работы. Хорошо разработанный бизнес-план помогает фирме расти, завоевывать новые позиции на рынке, где она функционирует, составлять перспективные планы своего развития.
В инновационной деятельности предприятия бизнес-план является постоянным документом; он систематически обновляется, в него вносятся изменения, связанные как с переменами, происходящими внутри предприятия, так и на рынке, где действует предприятие. В связи с тем, что бизнес-план представляет собой результат исследований и организационной работы, имеющей целью изучение конкретного направления в инновационной деятельности предприятия на определенном рынке и в сложившихся организационно-экономических условиях, он опирается на:
конкретный проект производства определенного товара (услуг ) — создание нового типа изделий или оказание новых услуг (особенности удовлетворения потребностей и т.д.);