Условно-досрочное освобождение

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 11:39, дипломная работа

Краткое описание

Задачи дипломного исследования:
1. Рассмотреть понятие и сущность условно-досрочного освобождения от отбывания наказания
2. Установить юридическую природу и социальную обусловленность института условно-досрочного освобождения от отбывания наказания
3. Изучить эволюцию развития российского уголовного законодательства об условно-досрочном освобождении от отбывания наказания
4. Раскрыть основания, условия и порядок применения условно-досрочного освобождения от отбывания наказания и предпосылки его применения
5. Выявить основные предпосылки возникновения и закономерностей развития института условно-досрочного освобождения от отбывания наказания
6. Выявить категории лиц, подлежащих условно-досрочному освобождению от отбывания наказания и их правовое положение
7. Рассмотреть существующий контроль над лицами, условно-досрочно освобожденными, и меры их ресоциализации
8. Рассмотреть законодательное регулирование условно-досрочного освобождения от отбывания наказания
9. Проанализировать проблемы условно-досрочного освобождения от отбывания наказания, выявить недостатки и положительный опыт применения института условно-досрочного освобождения от отбывания наказания и наметить способы их решения

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ.docx

— 174.70 Кб (Скачать)

 

 

2.2. Контроль над  лицами, условно-досрочно освобожденными, и меры их ресоциализации

 

Существенным недостатком  УК РСФСР было то, что в нем  не был решен вопрос о последствиях уклонения условно-досрочного освобождения от воспитательного воздействия, а  также о последствиях нарушения  им правил общежития. Единственным основанием для отмены условно-досрочного освобождения являлось совершение лицом, к которому было применено условно-досрочное  освобождение, в течение неотбытой части наказания нового преступления. УК устранил этот пробел. В соответствии с ч. 7 ст. 79 УК нарушениями требований условно-досрочного освобождения, способными повлечь его отмену, признаются:

  1. нарушение общественного порядка или злостное уклонение от исполнения возложенных на лицо обязанностей;
  2. совершение по неосторожности либо умышленно нового преступления небольшой или средней тяжести в течение неотбытой части наказания;
  3. совершение нового тяжкого или особо тяжкого преступления в тот же период.

Первые два из перечисленных  обстоятельств являются факультативными  основаниями отмены условно-досрочного освобождения. К нарушениям общественного порядка, дающим суду основание для отмены условно-досрочного освобождения, относятся такие, характер которых свидетельствует о том, что осужденный своим поведением не оправдал оказанного ему доверия: неповиновение законному распоряжению сотрудника милиции, мелкое хулиганство, распитие спиртных напитков в общественных местах и т.д., и которые повлекли законное и обоснованное наложение административного взыскания. Если административное взыскание погашено давностью либо снято в установленном порядке до рассмотрения судом вопроса об отмене условно-досрочного освобождения, то они не могут учитываться судом. Уклонение от исполнения - это намеренное, не вызываемое какими-либо уважительными причинами неисполнение лицом возложенных на него судом обязанностей после письменного предупреждения, сделанного органом, осуществляющим контроль за его поведением. Под злостным уклонением от исполнения осужденным возложенных на него судом обязанностей понимается более двух нарушений в течение года или длительное, более 30 дней, неисполнение возложенных обязанностей либо когда условно-досрочно освобожденный скрывается от контроля (при неизвестности его нахождения более 30 дней). Если суд постановит об отмене условно-досрочного освобождения от отбывания наказания, то по смыслу закона осужденный должен полностью отбыть оставшуюся неотбытой часть наказания безотносительно к тому, что какое-то время он добросовестно исполнял возложенные на него судом обязанности - за счет этого времени неотбытый срок наказания сокращен быть не может.

В местах лишения свободы  в СССР и Российской Федерации  стабильно находилось по 1 - 1,5 млн. осужденных и лишь в последние годы это  число опустилось ниже одного миллиона человек. За десятилетие из мест лишения  свободы в России освобождено  несколько миллионов человек, которые  после выхода на свободу требуют  к себе повышенного внимания со стороны  государственных органов в части  контроль над их поведением, и оказание необходимой социальной помощи. Они фактически остаются один на один со своими жилищными, трудовыми, семейными, бытовыми и иными проблемами, что побуждает многих из них вести правонарушающий образ жизни и приводит к повторным преступлениям и иным правонарушениям.

В  целях  повышения  эффективности  контроля  за  условно-досрочно  освобожденными  Т.  Ф.  Минязева  предлагает активно использовать положительный опыт ряда зарубежных государств в этой области (Англии, Бельгии, Франции). В частности, автор видит целесообразным внедрение в практику работы уголовно-исполнительных инспекций электронных браслетов, по типу радиопередатчиков, которые обязаны носить условно-досрочно освобожденные на протяжении всего срока неотбытой части наказания. Данные устройства смонтированы таким образом, что позволяют определять местонахождение лица в любое время суток, а в программу, обеспечивающую их системное функционирование, закладываются допустимые маршруты передвижения условно-досрочно освобожденного (на работу, в магазин или школу). Отклонение лица от заданных маршрутов, равно как и попытка избавления от этого браслета фиксируется на пульте дежурного83.

Контроль за лицами, освобожденными из исправительных учреждений (ИУ) законодатель только фрагментарно пытается увязать с видом освобождения от наказания и обычно рассматривает без взаимосвязи с другими постпенитенциарными вопросами. В результате контроль сводится к наложению на таких лиц определенных обязанностей и выявлению случаев их несоблюдения. Вместе с тем контроль за освобожденными лицами должен быть взаимосвязан с оказанием им помощи в решении жилищных, бытовых и иных проблем. Тем самым устанавливается зависимость оказания этой помощи от действий подконтрольных лиц и поощряется их правопослушное поведение. В России отсутствует единый орган, полномочный контролировать действия лиц, досрочно освобожденных из мест лишения свободы. Фактически эти функции распылены между ФСИН России и органами внутренних дел (ОВД). Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года и корректировка уголовного, уголовно-исполнительного и иного законодательства прогнозирует широкомасштабное освобождение осужденных из мест лишения свободы. Вместе с тем освобождение этих лиц без осуществления контроля в ближайшее время приведет к тому, что многие из них возвратятся в места лишения свободы, совершив новое преступление. Правовое регулирование действий сотрудников уголовно-исполнительных инспекций и ОВД по-прежнему представляется недостаточным. Вопросы контроля за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, нельзя рассматривать обособленно без учета их личностных характеристик, оказания им социальной помощи, а также вида освобождения от наказания. Контроль за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, необоснованно сводится к наложению на таких лиц определенных обязанностей, выявлению случаев их несоблюдения. Такой контроль должен осуществляться во взаимосвязи с оказанием помощи в решении их проблем (с учетом опыта Российской империи) и зависеть от их социально-демографических, уголовно-правовых и уголовно-исполнительных характеристик.

В ходе контроля должны проверяться  соблюдение такими лицами возложенных  на них обязанностей и обоснованность получения ими соответствующей  помощи. При несоблюдении соответствующих  правил поведения возможно уменьшение объема помощи указанным лицам. Все  виды досрочного освобождения от наказания (а не только условно-досрочное освобождение) должны содержать условия (обязанности), налагаемые судом, соблюдение (исполнение) которых приводит к окончательному освобождению от наказания. Совершение любого преступления лицом, досрочно освобожденным из мест лишения свободы, должно влечь за собой его отмену.

Оценка эффективности  контроля за лицами, освобожденными из исправительных учреждений, зависит от достижения целей уголовно-исполнительного законодательства. Дополнительные критерии эффективности контроля в отношении различных категорий таких лиц зависят от их личностных характеристик и могут состоять, в частности, в следующем: для лиц, обязанных погашать ущерб, причиненный преступлением, - реальное возмещение этого ущерба; инвалидов или престарелых лиц - их устройство в соответствующее социальное учреждение либо установление отношений с родственниками, которые помогли бы им вернуться к нормальной жизни на свободе; имеющих тяжелые заболевания, страдающих алкоголизмом или наркоманией - улучшение (поддержание) состояния их здоровья, достигаемое обязательностью постановки на учет в учреждения здравоохранения и прохождением курса лечения; несовершеннолетних - обнаружение родителей или иных родственников, которые могли бы взять на себя обязанность по их воспитанию (с последующим контролем за фактическим выполнением ими принятых на себя обязательств) либо их обязательное устройство в соответствующее специализированное учреждение для несовершеннолетних; иностранных граждан - решение вопросов, в том числе совместно с посольством (консульством) соответствующего государства, их дальнейшего пребывания в России или депортации в страну гражданства.

В УК РФ вопросам контроля за поведением лиц, освобожденных из мест лишения свободы, не уделяется достаточного внимания; осуществление контроля лишь частично взаимосвязано с видом досрочного освобождения от отбывания наказания (в основном с условно-досрочным освобождением). Нормы УИК РФ, отсылающие правоприменителя к неограниченному числу нормативно-правовых актов (причем не только законодательного уровня) не конкретизируют, какие точно вопросы устройства и социальной помощи, а также контроля за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, должны быть урегулированными в этих актах. Это приводит к возможности предусмотреть практически любые правоограничения в отношении лиц, освобожденных из ИУ. Дополнительные обязанности в отношении лиц, освобожденных из мест лишения свободы, налагаются в основном судом, принимающим решение о досрочном освобождении лица от наказания (ч. 2 ст. 79 и ч. 1 ст. 81 УК РФ)84. Ряд прав по оказанию помощи таким лицам четко не определен (либо частично охватываются действиями администрации ИУ), что приводит к низкой эффективности их ресоциализации. Государственные органы, не специализирующиеся на обеспечении общественной безопасности (например, местные органы власти), обычно не занимаются рассматриваемой категорией лиц. Руководители предприятий и организаций нередко негативно относятся к предоставлению работы бывшим осужденным.

В результате ФСИН России фактически остается один на один с целым комплексом проблем, которые она не в состоянии  решить ввиду отсутствия соответствующих  полномочий. Суд, вынося решение об условно-досрочном освобождении осужденного, обычно не оценивает его предрасположенность  к повторному совершению преступлений и другие обстоятельства. Он может  возложить определенные обязанности (что обычно не делается), которые  не влекут серьезных правоограничений, но должны исполняться освобожденным лицом в течение оставшейся не отбытой части наказания. В результате на практике условно-досрочное освобождение фактически преобразуется в досрочное. В соответствии с ч. 6 ст. 79 УК РФ за лицами, условно-досрочно освобожденными, должен устанавливаться контроль специализированного государственного органа, который законодательно не определен85. Особый контроль необходим в случае освобождения из мест лишения свободы лиц в связи с психическими заболеваниями. При назначении видов принудительных мер медицинского характера (и особенно без их назначения) контроль за лицами, освобожденными из мест лишения свободы по ч. 1 ст. 81 УК РФ, фактически не осуществляется86. После освобождения лиц, имеющих другие тяжелые заболевания, в соответствии с ч. 2 ст. 81 УК РФ в законодательстве вообще не предусматривается осуществление контроля за ними. К осуществлению контроля за досрочно освобожденными лицами могут привлекаться сотрудники ОВД. Однако конкретизации их полномочий нет, и соответствующих совместных нормативно-правовых актов МВД и ФСИН России на федеральном уровне не издано.

В судебном заседании при  решении вопроса о досрочном  освобождении целесообразно спрашивать согласие осужденного о наложении  на него обязанностей. В случае отказа от выполнения этих обязанностей осужденный не должен досрочно освобождаться из ИУ.

Контроль за поведением условно-досрочно освобожденных на постпенитенциарной стадии (которая охватывает при условно-досрочном освобождении период времени с момента досрочного освобождения осужденного под условием до момента истечения неотбытой части наказания) осуществляет специализированный государственный орган (ст. 79 УК РФ), которым является уголовно-исполнительная инспекция.  Между тем в УИК РФ и подзаконных нормативных актах, принятых в развитие содержащихся в нем положений,  вопросы контроля  за  условно-досрочно  освобожденными  не  урегулированы. 

Так,  в  Положении  «Об  уголовно-исполнительных  инспекциях  и  нормативе  их  штатной  численности»,  утвержденном  Постановлением Правительства  РФ от 16 июня 1997 г. (с изм. от 20 февраля 1999 г.), контроль за поведением условно-досрочно  освобожденных,  в  числе  прочих  задач  уголовно-исполнительных  инспекций,  не  значится87. Нет указания на такого рода контроль и в Инструкции «По организации исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества», утвержденной Приказом Министерства Юстиции РФ от 20 мая 2009 г.88 В уголовно-исполнительном законодательстве регламентирован лишь контроль за условно осужденными (ч.  1  ст.  187  УИК).  Однако,  исходя  из  того,  что правовое  положение условно-досрочно  освобожденных,  по  сути,  аналогично  таковому  у условно осужденных,  то  и контроль  за  ними должен осуществляться одним и тем же органом - уголовно-исполнительной инспекцией. При этом в ч. 2 ст. указанной статьи отмечается, что к осуществлению контроля за поведением условно осужденных привлекаются и работники соответствующих служб органов внутренних дел. Действительно, в соответствии с п. 18 ст. 10 Закона от 18 апреля 1991 г. (в ред. от 15 июля 2009 г.) «О милиции» милиция обязана «контролировать в пределах своей компетенции соблюдение лицами, освобожденными из мест лишения свободы, установленных для них в соответствии с законом ограничений; участвовать в предусмотренных законом случаях в контроле за поведением осужденных, которым назначены виды наказания, не связанные с лишением свободы, либо наказание назначено условно»89.

В соответствии с п. 9.15 Инструкции «По организации деятельности участкового  уполномоченного», утвержденной Приказом МВД  РФ  от  16  сентября  2002  г.  такой  контроль  возложен  на  участковых  уполномоченных  милиции90. Приказом МВД РФ от 30 марта 2006 г. «О внесении изменений в Приказ МВД России от 16 сентября 2002 г.  № 900» положения указанной Инструкции  были  дополнены обязанностью  участкового уполномоченного милиции заводить учетно-профилактические дела на лиц, освобожденных из мест лишения свободы, в отношении которых установлены ограничения в соответствии с законом, а также разъяснен порядок заведения, хранения, ведения и сдачи учетно-профилактических дел91. Как отмечает  Т. Ю. Конькова,  необходимость внесения этих изменений возникла в связи с тем, что без заведения учетно-профилактического дела и приобщения к нему характеризующих материалов на осужденного, совершившего нарушение общественного порядка или уклоняющегося от исполнения обязанностей,  возложенных на него судом, было невозможно направить представление в суд об отмене досрочного освобождения под условием92

Таким образом, анализ ст. 187 УИК дает основание полагать, что  контроль за условно-досрочно освобожденными осуществляют и уголовно-исполнительная инспекция и участковые уполномоченные милиции.  При этом необходимо иметь в виду, что содержание деятельности органов внутренних дел по контролю над поведением условно-досрочно освобожденных (так же, как и по контролю над поведением условно осужденных) существенно отличается от содержания контролирующей деятельности уголовно-исполнительных инспекций.  Органы  внутренних  дел в лице  участковых  уполномоченных  милиции выполняют контрольно - профилактические функции (профилактика административных правонарушений, возможных новых преступлений).  Инспекции же  выполняют функции контрольно-исполнительные. Соответствующая обязанность органов внутренних дел, отмечает П. Н. Панченко, возникает не в связи с уголовно-исполнительным правоотношением, возникшим ввиду обвинительного приговора и необходимости исполнения наказания, а в связи с уголовно-профилактическим правоотношением, появление которого связано с судимостью лица. Если уголовно-исполнительные инспекции выполняют в основном контрольно-исполнительные функции, то органы внутренних дел выполняют именно контрольно-профилактические функции, имеющие целью недопущение (предупреждение) подобных фактов. Поэтому указанные органы должны взаимно содействовать друг другу в достижении общих правоохранительных целей, каковыми являются противодействие преступлениям и обеспечение правопорядка93.

Контроль за лицами, освобожденными из ИУ, будет эффективным в случае создания единой службы, выполняющей следующие функции: осуществление предварительной работы с осужденными и их родственниками до освобождения; координация деятельности сети социальных учреждений (которые необходимо создать по всей России), где могут временно находиться под контролем лица, освобожденные из мест лишения свободы (с соблюдением соответствующих правил поведения, в случае нарушения которых лицо лишается места в этом учреждении); оказание помощи в социальной реабилитации лиц, освобожденных из ИУ (прежде всего в медицинской реабилитации, включая лечение от болезней, алкоголизма, наркомании), решении бытовых вопросов, психологической поддержки; создание комплексной системы постпенитенциарного социального контроля (и помощи), к которому могут привлекаться органы местного самоуправления и негосударственные организации (с учетом международных стандартов и зарубежного опыта); участие в судебных заседаниях при решении вопросов, связанных с исполнением приговоров. Единая контрольно-социальная служба (служба пробации) может быть структурным подразделением в составе ФСИН России по контролю за лицами, освобожденными от отбывания наказания. С учетом заблаговременной работы сотрудников этой службы с осужденными перед освобождением и их близкими родственниками следует передать ряд полномочий от администраций ИУ в службу пробации. Инспекции должны заблаговременно уведомляться о фактах освобождения из мест лишения свободы осужденных, а сами лица должны становиться на учет в них после освобождения (о чем инспекции должны заранее уведомляться). Следует устанавливать зависимость действий по сообщению осужденным своего будущего места проживания и фактическому выполнению возложенных на него обязанностей от объема оказываемой ему помощи.

Информация о работе Условно-досрочное освобождение