Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 11:39, дипломная работа
Задачи дипломного исследования:
1. Рассмотреть понятие и сущность условно-досрочного освобождения от отбывания наказания
2. Установить юридическую природу и социальную обусловленность института условно-досрочного освобождения от отбывания наказания
3. Изучить эволюцию развития российского уголовного законодательства об условно-досрочном освобождении от отбывания наказания
4. Раскрыть основания, условия и порядок применения условно-досрочного освобождения от отбывания наказания и предпосылки его применения
5. Выявить основные предпосылки возникновения и закономерностей развития института условно-досрочного освобождения от отбывания наказания
6. Выявить категории лиц, подлежащих условно-досрочному освобождению от отбывания наказания и их правовое положение
7. Рассмотреть существующий контроль над лицами, условно-досрочно освобожденными, и меры их ресоциализации
8. Рассмотреть законодательное регулирование условно-досрочного освобождения от отбывания наказания
9. Проанализировать проблемы условно-досрочного освобождения от отбывания наказания, выявить недостатки и положительный опыт применения института условно-досрочного освобождения от отбывания наказания и наметить способы их решения
В постпетровский период крупных уголовных законов не издавалось. Уголовная политика на протяжении данного периода времени отличалась неровностью. Некоторые черты гуманности пенитенциарные политика и право приобрели с приходом к власти Екатерины II. В XIX столетии реформирование уголовно-исполнительного права продолжилось. В 1775 г. принимается «Учреждение об управлении губерниями», содержащее нормы относительно лишения свободы. Им вводились не только смирительные дома, но и работные, предполагалось усилить душевное и религиозное воспитание. Это было значительным прорывом в тюремной политике России в сторону утверждения идеи нравственного исправления и воспитания преступников, в т. ч. и через труд.
Проект реформы российских
тюрем не мог быть реализован в
то время: власть не была готова пойти
на такие серьезные
В 1831 г. на основе устава общества
была создана Тюремная инструкция,
регламентировавшая исполнение лишения
свободы. Именно с появлением «Попечительного
о тюрьмах общества» начинается
история института условно-
Во второй четверти XIX века правительство делало попытки установить тюремное законодательство и первым среди законов, касающихся отбывания лишения свободы, явился «Свод учреждений и уставов о содержащихся под стражей и ссыльных» 1832 г. Переизданный в 1842 г., он включал три новых закона: первый 1839 г., касался использования исправительного заведения в Петербурге; второй был о петербургском работном доме; третий - «Устав об арестантских домах», где подробно регламентировались требования режима поведения, питания, труда и отдыха осужденных31. С составлением в 1845 г. нового Уложения о наказаниях уголовных и исправительных правительство пришло к мысли о необходимости постановки вопроса о тюремной реформе в России. Устав о содержащихся под стражею в 1857 г. был дополнен новым разделом, с включением в него «Устава общества попечительного о тюрьмах». Теперь деятельность общества получила законодательную регламентацию, а условно-досрочное освобождение - правовую форму. Дальнейшее развитие идея о морально-нравственном исправлении преступников в духе демократии и гуманизма получила в Уголовном Уложении 1903 г., тюремных инструкциях и др. законах. С целью стимулировать правопослушное поведение осужденных, отбывающих наказание, связанное с лишением свободы, законом «Об условно-досрочном освобождении» от 2 июля 1909 г. было регламентировано условное досрочное освобождение. Закон содержал нормы материального и процессуального права и вносил изменения в пять основополагающих законодательных актов: Уложение о наказаниях, Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями, Уголовное уложение 1903 г., Устав уголовного судопроизводства и Устав о содержащихся под стражей32. Основные требования условно-досрочного освобождения были названы в Уставе о содержащихся под стражей. Вслед за названными изменениями законодательства и первыми шагами по пути апробирования нового института уголовно права, министром юстиции А. Хвостовым в 1915 г. была утверждена Общая тюремная инструкция, где, в частности, указывалось: «Лишение свободы, препятствуя продолжению их преступной деятельности, преследует цель не только наказания, но и исправления, искоренения дурных наклонностей и привычек, а также подготовки к честной трудовой жизни на свободе». Так зародилась идея не просто исправления преступника, но и его ресоциализации, то есть подготовки к жизни после освобождения. Однако до претворения этой идеи в практику исправительных учреждений пройдет еще не один десяток лет. Уголовное законодательство продолжало следовать идее европейских демократов XVIII-XIX вв. о неизбежности наказания за совершенное деяние как самом действенном средстве предупреждения новых преступлений и стимулирования правопослушного поведения.
Новый этап в реформе исполнения
наказаний начался после
Позднее институт условно-досрочного
освобождения был регламентирован
в Декрете Всесоюзного
Дальнейшее развитие идея условно-досрочного освобождения получила во Временной инструкции от 23 июля 1918 г. «О лишении свободы как мере наказания и о порядке отбывания такового», в Постановлении Чрезвычайного VI Всероссийского съезда Советов от 6 ноября 1918 г. «Об освобождении некоторых категорий заключенных», в Инструкции от 25 ноября 1918 г. «О досрочном освобождении». В 20-е годы в соответствии с ленинским положением о замене тюрем воспитательными учреждениями в самые сжатые сроки создавалась принципиально новая система исправительных учреждений, отвечающая целям новой советской исправительно-трудовой политики. Основные положения этой политики были закреплены в Программе РКП (б), принятой восьмым съездом партии в марте 1919 года. Для развития положений Программы затем был принят ряд декретов и постановлений Совета Народных Комиссаров (СНК). Так, декрет от 18 июля 1919 г. «Об учреждении распределительных комиссий при карательных отделах губернских и областных отделах юстиции» возлагал на них обязанности по проведению всестороннего изучения личности и определению программы индивидуального воздействия на нее. В документе закреплялась цель деятельности исправительных учреждений - «исправление и перевоспитание заключенных».
Особое значение для теории
и практики исправления заключенных
имел декрет СНК от 21 марта 1921 г. «О лишении
свободы и порядке условно-
Гуманное отношение к преступникам нашло свое отражение и в УК РСФСР 1922 г38. Создавалась Наблюдательная Комиссия, призванная контролировать отбывание наказания и применение досрочного освобождения. Уголовный кодекс РСФСР 1922 г. в ст. 52 устанавливал: «К отбывающим наказание в виде лишения свободы или принудительных работ, обнаружившим исправление, может быть применено условно-досрочное освобождение». С изданием ИТК РСФСР 1924 г., передавшего право применения условно-досрочного освобождения Распределительным комиссиям, начался рост числа рассмотренных дел о досрочном освобождении39. С принятием Постановления ВЦИК и СНК РСФСР от 26 марта 1928 г. «О карательной политике и состоянии мест заключения» появилась тенденция к усилению суровости наказаний, ограничению применения зачетов рабочих дней по классовому принципу. Постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от 26 февраля 1928 г. применение досрочного освобождения в отношении осужденных за государственные преступления фактически прекращено, а 30 октября 1929 г. Постановлением ВЦИК и СНК «Об изменении ст. ст. 12 и 50 УК и ст. ст. 47 и 174 ИТК» ликвидированы прогрессивная система отбывания лишения свободы и Распределительные комиссии. Принятый в 1933 г. ИТК РСФСР подробно регламентировал исполнение наказания в виде лишения свободы, и с учетом сложившейся практики условно-досрочное освобождение стало применяться по отбытии не менее половины срока назначенной меры социальной защиты, включая и освобождение по зачетам рабочих дней.
С конца 30-х по
начало 50-х гг. в связи с установлением
в стране тоталитарного
Ст. 44 Основ (ст. 53 УК РСФСР) устанавливала возможность условно-досрочного освобождения или замены наказания более мягким при отбытии 1/2 назначенного срока наказания, а для лиц, осужденных за особо опасные государственные и другие тяжкие преступления, - по отбытии 2/3 назначенного срока наказания. Условно-досрочное освобождение применялось к лицам, доказавшим примерным поведением и честным отношением к труду свое исправление. В последующие десятилетия вплоть до 1991 г. государство постепенно вводило все новые ограничения в применении условно-досрочного освобождения для ряда категорий осужденных практически до уровня 1962-1969 гг.
Принятый в 1970 г. Исправительно-трудовой кодекс РСФСР43 подробно регламентировал исполнение наказания в виде лишения свободы, в т.ч. и вопросы досрочного освобождения осужденных и еще в большей степени, чем ранее действовавшее законодательство, определял ресоциализационные меры по отношению к бывшим «сидельцам». Формирование уголовно-исполнительной политики и права в период 1991-1996 гг. было отмечено коренными преобразованиями в экономическом, общественном и государственном строе России. Требования развития демократии, защиты прав и свобод человека.
Применение института
условно-досрочного освобождения от наказания
требует законодательного регулирования
и постоянного
1.3. Законодательное регулирование условно-досрочного освобождения от отбывания наказания
Вопросы условно-досрочного
освобождения осужденных регламентированы
Уголовным и Уголовно-
В соответствии со статьей 15 Уголовного кодекса Российской Федерации преступлениями небольшой тяжести признаются умышленные и неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание не превышает двух лет лишения свободы; преступлениями средней тяжести признаются умышленные деяния, за совершение которых максимальное наказание не превышает пяти лет лишения свободы, и неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание превышает два года лишения свободы44.
Тяжкими преступлениями признаются
умышленные деяния, за совершение которых
максимальное наказание не превышает
десяти лет лишения свободы. Особо
тяжкими преступлениями признаются
умышленные деяния, за совершение которых
предусмотрено наказание в виде
лишения свободы на срок свыше
десяти лет или более строгое
наказание.
Согласно статье 175 Уголовно-исполнительного
кодекса осужденный, к которому может
быть применено условно-досрочное освобождение,
а также его адвокат (законный представитель)
вправе обратиться в суд с ходатайством
об условно-досрочном освобождении от
отбывания наказания45. В ходатайстве должны содержаться
сведения, свидетельствующие о том, что
для дальнейшего исправления он не нуждается
в полном отбывании назначенного судом
наказания, поскольку в период отбывания
наказания частично или полностью возместил
причиненный ущерб или иным образом загладил
вред, причиненный в результате преступления,
раскаялся в совершенном деянии. Также
могут содержаться иные сведения, свидетельствующие
об исправлении осужденного. Ходатайство
об условно-досрочном освобождении от
отбывания наказания осужденный подает
через администрацию учреждения или органа,
исполняющего наказание.
Вышеуказанные должностные
лица не позднее 10 дней после подачи
такого ходатайства направляют его
в суд вместе с характеристикой
на осужденного. В характеристике должны
содержаться данные о поведении
осужденного, его отношении к
учебе и труду во время отбывания
наказания, об его отношении к
совершенному деянию, а также заключение
администрации о
Увеличение общего количества совершаемых преступлений и, как следствие, рост числа привлекаемых к уголовной ответственности несомненно повышает значимость в стране института условно-досрочного освобождения от отбывания уголовного наказания.
Вопросы применения условно-досрочного освобождения регламентированы ст. 175 УИК, ст. 79 УК, ст. ст. 397 и 399 УПК, Постановление Пленума ВС РФ N8 от 21 апреля 2009 «О судебной практике условно-досрочного освобождения» (в ред. Постановлений Пленума Верховного Суда РФ от 09.02.2012 N 3).
Для применения к лицу условно-досрочного
освобождения, согласно ст. 79 УК, должны
быть соблюдены следующие условия:
отбытие необходимой части