Условно-досрочное освобождение

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 11:39, дипломная работа

Краткое описание

Задачи дипломного исследования:
1. Рассмотреть понятие и сущность условно-досрочного освобождения от отбывания наказания
2. Установить юридическую природу и социальную обусловленность института условно-досрочного освобождения от отбывания наказания
3. Изучить эволюцию развития российского уголовного законодательства об условно-досрочном освобождении от отбывания наказания
4. Раскрыть основания, условия и порядок применения условно-досрочного освобождения от отбывания наказания и предпосылки его применения
5. Выявить основные предпосылки возникновения и закономерностей развития института условно-досрочного освобождения от отбывания наказания
6. Выявить категории лиц, подлежащих условно-досрочному освобождению от отбывания наказания и их правовое положение
7. Рассмотреть существующий контроль над лицами, условно-досрочно освобожденными, и меры их ресоциализации
8. Рассмотреть законодательное регулирование условно-досрочного освобождения от отбывания наказания
9. Проанализировать проблемы условно-досрочного освобождения от отбывания наказания, выявить недостатки и положительный опыт применения института условно-досрочного освобождения от отбывания наказания и наметить способы их решения

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ.docx

— 174.70 Кб (Скачать)

В постпетровский период крупных уголовных законов не издавалось. Уголовная политика на протяжении данного периода времени отличалась неровностью. Некоторые черты гуманности пенитенциарные политика и право приобрели с приходом к власти Екатерины II. В XIX столетии реформирование уголовно-исполнительного права продолжилось. В 1775 г. принимается «Учреждение об управлении губерниями», содержащее нормы относительно лишения свободы. Им вводились не только смирительные дома, но и работные, предполагалось усилить душевное и религиозное воспитание. Это было значительным прорывом в тюремной политике России в сторону утверждения идеи нравственного исправления и воспитания преступников, в т. ч. и через труд.

Проект реформы российских тюрем не мог быть реализован в  то время: власть не была готова пойти  на такие серьезные преобразования. Реформа умерла, так и не успев  начаться также и по финансовым причинам, несмотря на желание Екатерины II. Экономика  страны просто была не в состоянии  понести такие значительные расходы. Законодательство первой четверти XIX в. не поднималось до уровня понимания  тюремного дела как общеимперского.

В 1831 г. на основе устава общества была создана Тюремная инструкция, регламентировавшая исполнение лишения  свободы. Именно с появлением «Попечительного  о тюрьмах общества» начинается история института условно-досрочного освобождения. В России досрочное  освобождение, основанное на исправлении  осужденных, появилось гораздо ранее, нежели указывали до этого многие авторы, т. к. при непосредственном участии  членов «Попечительного о тюрьмах  общества» исправившиеся осужденные освобождались досрочно30. Общество состояло под покровительством императора и было тесно связано с правительственными кругами. Это придавало ему статус почти государственного учреждения и соответствующую свободу действий. Открытие и деятельность «Попечительного о тюрьмах общества» означало новое направление в тюремной политике и имело огромное значение для России. Нововведения выражались не только в религиозной направленности активности заключенных, вместе с тем пытались улучшить положение арестантов, установить тюремную дисциплину и режим.

Во второй четверти XIX века правительство делало попытки установить тюремное законодательство и первым среди законов, касающихся отбывания  лишения свободы, явился «Свод учреждений и уставов о содержащихся под  стражей и ссыльных» 1832 г. Переизданный в 1842 г., он включал три новых закона: первый 1839 г., касался использования  исправительного заведения в  Петербурге; второй был о петербургском  работном доме; третий - «Устав об арестантских домах», где подробно регламентировались требования режима поведения, питания, труда и отдыха осужденных31. С составлением в 1845 г. нового Уложения о наказаниях уголовных и исправительных правительство пришло к мысли о необходимости постановки вопроса о тюремной реформе в России. Устав о содержащихся под стражею в 1857 г. был дополнен новым разделом, с включением в него «Устава общества попечительного о тюрьмах». Теперь деятельность общества получила законодательную регламентацию, а условно-досрочное освобождение - правовую форму. Дальнейшее развитие идея о морально-нравственном исправлении преступников в духе демократии и гуманизма получила в Уголовном Уложении 1903 г., тюремных инструкциях и др. законах. С целью стимулировать правопослушное поведение осужденных, отбывающих наказание, связанное с лишением свободы, законом «Об условно-досрочном освобождении» от 2 июля 1909 г. было регламентировано условное досрочное освобождение. Закон содержал нормы материального и процессуального права и вносил изменения в пять основополагающих законодательных актов: Уложение о наказаниях, Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями, Уголовное уложение 1903 г., Устав уголовного судопроизводства и Устав о содержащихся под стражей32. Основные требования условно-досрочного освобождения были названы в Уставе о содержащихся под стражей. Вслед за названными изменениями законодательства и первыми шагами по пути апробирования нового института уголовно права, министром юстиции А. Хвостовым в 1915 г. была утверждена Общая тюремная инструкция, где, в частности, указывалось: «Лишение свободы, препятствуя продолжению их преступной деятельности, преследует цель не только наказания, но и исправления, искоренения дурных наклонностей и привычек, а также подготовки к честной трудовой жизни на свободе». Так зародилась идея не просто исправления преступника, но и его ресоциализации, то есть подготовки к жизни после освобождения. Однако до претворения этой идеи в практику исправительных учреждений пройдет еще не один десяток лет. Уголовное законодательство продолжало следовать идее европейских демократов XVIII-XIX вв. о неизбежности наказания за совершенное деяние как самом действенном средстве предупреждения новых преступлений и стимулирования правопослушного поведения. 

Новый этап в реформе исполнения наказаний начался после Февральской  революции 1917 г. Временное правительство  приступило к выработке новой  концепции наказания. В приказе Главного тюремного управления № 1 от 18 марта 1917 г. главной задачей наказания было названо перевоспитание человека, совершившего преступление33. Именно с задачами и целями наказания тесным образом соотносится условно-досрочное освобождение, во-первых, потому что служит стимулом к исправлению преступников, а во-вторых, именно с достижением целей наказания и связано его применение, когда осужденный исправился, раскаялся, и нет нужды подвергать его дальнейшему наказанию34. Кроме того, Временное правительство поднимает проблему бытового устройства освобожденных из мест лишения свободы. В приказе Главного тюремного управления № 3 от 18 марта 1917 г. подчеркивалось: «Как бы ни было правильно поставлено тюремное воспитание, оно само по себе не может надлежащим образом выполнить своей задачи, если не будет принято никаких мер попечения о дальнейшей судьбе лиц, отбывших наказание. Освобожденный из тюрьмы, оказавшийся в таких условиях жизни, к которым он не приспособлен, может сразу же опуститься и погибнуть, если ему не будет оказана своевременная поддержка в той или иной форме»35.

Позднее институт условно-досрочного освобождения был регламентирован  в Декрете Всесоюзного центрального исполнительного комитета ВЦИК) о  суде № 2 от 7 марта 1918 г., ст. 32 которого предоставляла возможность всем осужденным просить народный суд  об условном или досрочном освобождении. В нем еще отсутствуют основания освобождения, не названы категории лиц, которым оно может быть предоставлено, не определен порядок его применения36. Таким образом, при сохранении идеи условно-досрочного освобождения, правовая разработка данного института советской властью началась заново.

Дальнейшее развитие идея условно-досрочного освобождения получила во Временной инструкции от 23 июля 1918 г. «О лишении свободы как мере наказания и о порядке отбывания такового», в Постановлении Чрезвычайного VI Всероссийского съезда Советов от 6 ноября 1918 г. «Об освобождении некоторых категорий заключенных», в Инструкции от 25 ноября 1918 г. «О досрочном освобождении». В 20-е годы в соответствии с ленинским положением о замене тюрем воспитательными учреждениями в самые сжатые сроки создавалась принципиально новая система исправительных учреждений, отвечающая целям новой советской исправительно-трудовой политики. Основные положения этой политики были закреплены в Программе РКП (б), принятой восьмым съездом партии в марте 1919 года. Для развития положений Программы затем был принят ряд декретов и постановлений Совета Народных Комиссаров (СНК). Так, декрет от 18 июля 1919 г. «Об учреждении распределительных комиссий при карательных отделах губернских и областных отделах юстиции» возлагал на них обязанности по проведению всестороннего изучения личности и определению программы индивидуального воздействия на нее. В документе закреплялась цель деятельности исправительных учреждений - «исправление и перевоспитание заключенных».

Особое значение для теории и практики исправления заключенных  имел декрет СНК от 21 марта 1921 г. «О лишении  свободы и порядке условно-досрочного освобождения»37. Он приобрел принципиальное значение в деле становления прогрессивной системы отбывания наказания, заключавшейся в переводе заключенных от более строгих форм изоляции к менее строгим с последующим досрочным освобождением от наказания, что стимулировало процесс исправления преступников. Условно-досрочное освобождение предусматривалось как полное освобождение от отбывания наказания в виде лишения свободы и принудительных работ, либо переводе на принудительные работы без содержания под стражей на весь оставшийся срок или часть его. Условно-досрочное освобождение распространялось на всех заключенных, независимо от характера совершенного преступления и наличия рецидива, при условии правопослушного поведения и фактическом отбытии половины срока наказания, назначенного приговором суда. Правопослушное поведение заключалось в соблюдении правил поведения в исправительно-трудовом учреждении, в стремлении к труду и обучению.

Гуманное отношение к  преступникам нашло свое отражение  и в УК РСФСР 1922 г38. Создавалась Наблюдательная Комиссия, призванная контролировать отбывание наказания и применение досрочного освобождения. Уголовный кодекс РСФСР 1922 г. в ст. 52 устанавливал: «К отбывающим наказание в виде лишения свободы или принудительных работ, обнаружившим исправление, может быть применено условно-досрочное освобождение». С изданием ИТК РСФСР 1924 г., передавшего право применения условно-досрочного освобождения Распределительным комиссиям, начался рост числа рассмотренных дел о досрочном освобождении39. С принятием Постановления ВЦИК и СНК РСФСР от 26 марта 1928 г. «О карательной политике и состоянии мест заключения» появилась тенденция к усилению суровости наказаний, ограничению применения зачетов рабочих дней по классовому принципу. Постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от 26 февраля 1928 г. применение досрочного освобождения в отношении осужденных за государственные преступления фактически прекращено, а 30 октября 1929 г. Постановлением ВЦИК и СНК «Об изменении ст. ст. 12 и 50 УК и ст. ст. 47 и 174 ИТК» ликвидированы прогрессивная система отбывания лишения свободы и Распределительные комиссии. Принятый в 1933 г. ИТК РСФСР подробно регламентировал исполнение наказания в виде лишения свободы, и с учетом сложившейся практики условно-досрочное освобождение стало применяться по отбытии не менее половины срока назначенной меры социальной защиты, включая и освобождение по зачетам рабочих дней.

 С конца 30-х по  начало 50-х гг. в связи с установлением  в стране тоталитарного политического  режима и культа личности И.  Сталина кодексы фактически перестали  действовать, законодательная регламентация  исполнения наказания вытеснилась ведомственными актами, а судебная власть подменилась Особым Совещанием. Это время ознаменовалось массовыми политическими процессами и репрессиями. Практика применения условно-досрочного освобождения постепенно начала сокращаться, и в целях максимального использования рабочей силы заключенных на строительстве и производстве. Приказом НКВД СССР от 15 июня 1939 г40. «Об отмене практики зачета рабочих дней и условно-досрочного освобождения» система досрочного освобождения заключенных была отменена. Начало Великой Отечественной войны заставило в интересах производства опять ввести зачеты рабочих дней (но не применять их к «политическим» осужденным). Однако, как только положение на фронтах изменилось в пользу Советского Союза, режим вновь ужесточился, все зачеты были отменены и восстановлены лишь в 1952 г. для осужденных за общеуголовные преступления. Со смертью И. Сталина и с изменением политического климата в стране институт условно-досрочного освобождения был восстановлен Указом Президиума Верховного Совета СССР от 14 июля 1954 г. «О введении условно-досрочного освобождения из мест заключения»41. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 апреля 1954 г. «О порядке досрочного освобождения от наказания осужденных за преступления, совершенные в возрасте до 18 лет» впервые законодательно урегулирован порядок досрочного освобождения от отбывания наказания несовершеннолетних42.

Ст. 44 Основ (ст. 53 УК РСФСР) устанавливала  возможность условно-досрочного освобождения или замены наказания более мягким при отбытии 1/2 назначенного срока  наказания, а для лиц, осужденных за особо опасные государственные  и другие тяжкие преступления, - по отбытии 2/3 назначенного срока наказания. Условно-досрочное  освобождение применялось к лицам, доказавшим примерным поведением и  честным отношением к труду свое исправление. В последующие десятилетия  вплоть до 1991 г. государство постепенно вводило все новые ограничения в применении условно-досрочного освобождения для ряда категорий осужденных практически до уровня 1962-1969 гг.

Принятый в 1970 г. Исправительно-трудовой кодекс РСФСР43 подробно регламентировал исполнение наказания в виде лишения свободы, в т.ч. и вопросы досрочного освобождения осужденных и еще в большей степени, чем ранее действовавшее законодательство, определял ресоциализационные меры по отношению к бывшим «сидельцам». Формирование уголовно-исполнительной политики и права в период 1991-1996 гг. было отмечено коренными преобразованиями в экономическом, общественном и государственном строе России. Требования развития демократии, защиты прав и свобод человека.

Применение института  условно-досрочного освобождения от наказания  требует законодательного регулирования  и постоянного совершенствования, т.к. меняются как сами правонарушители, так и природа совершения ими  преступлений, моральное отношение  к содеянному и степень его осознания.   

 

 

1.3. Законодательное регулирование условно-досрочного освобождения от отбывания наказания

 

Вопросы условно-досрочного освобождения осужденных регламентированы Уголовным и Уголовно-исполнительным кодексами Российской Федерации.  Согласно статье 79 Уголовного кодекса  Российской Федерации лицо, отбывающее лишение свободы, подлежит  условно-досрочному  освобождению, если судом будет признано, что для своего исправления оно не нуждается в полном отбывании назначенного судом наказания и только после фактического отбытия осужденным: не менее одной трети срока наказания, назначенного за преступление небольшой или средней тяжести; не менее половины срока наказания, назначенного за тяжкое преступление; не менее двух третей срока наказания, назначенного за особо тяжкое преступление, а также двух третей срока наказания, назначенного лицу, ранее  условно-досрочно  освобождавшемуся. Фактически же отбытый осужденным срок лишения свободы не может быть менее шести месяцев.

 В соответствии со статьей 15 Уголовного кодекса Российской Федерации преступлениями небольшой тяжести признаются умышленные и неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание не превышает двух лет лишения свободы; преступлениями средней тяжести признаются умышленные деяния, за совершение которых максимальное наказание не превышает пяти лет лишения свободы, и неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание превышает два года лишения свободы44.

Тяжкими преступлениями признаются умышленные деяния, за совершение которых  максимальное наказание не превышает  десяти лет лишения свободы. Особо  тяжкими преступлениями признаются умышленные деяния, за совершение которых  предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше  десяти лет или более строгое  наказание. 
        Согласно статье 175 Уголовно-исполнительного кодекса осужденный, к которому может быть применено  условно-досрочное   освобождение, а также его адвокат (законный представитель) вправе обратиться в суд с ходатайством об  условно-досрочном   освобождении  от отбывания наказания45. В ходатайстве должны содержаться сведения, свидетельствующие о том, что для дальнейшего исправления он не нуждается в полном отбывании назначенного судом наказания, поскольку в период отбывания наказания частично или полностью возместил причиненный ущерб или иным образом загладил вред, причиненный в результате преступления, раскаялся в совершенном деянии. Также могут содержаться иные сведения, свидетельствующие об исправлении осужденного.  Ходатайство об  условно-досрочном   освобождении  от отбывания наказания осужденный подает через администрацию учреждения или органа, исполняющего наказание.

Вышеуказанные должностные  лица не позднее 10 дней после подачи такого ходатайства направляют его  в суд вместе с характеристикой  на осужденного. В характеристике должны содержаться данные о поведении  осужденного, его отношении к  учебе и труду во время отбывания  наказания, об его отношении к  совершенному деянию, а также заключение администрации о целесообразности условно-досрочного освобождения. В  случае отказа суда в  условно-досрочном   освобождении  от отбывания наказания или замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания повторное внесение в суд соответствующего ходатайства или представления может иметь место не ранее чем по истечении шести месяцев.

 Увеличение общего количества совершаемых преступлений и, как следствие, рост числа привлекаемых к уголовной ответственности несомненно повышает значимость в стране института условно-досрочного освобождения от отбывания уголовного наказания.

Вопросы применения условно-досрочного освобождения регламентированы ст. 175 УИК, ст. 79 УК, ст. ст. 397 и 399 УПК, Постановление Пленума ВС РФ N8 от 21 апреля 2009 «О судебной практике условно-досрочного освобождения» (в ред. Постановлений Пленума Верховного Суда РФ  от 09.02.2012 N 3). 

Для применения к лицу условно-досрочного освобождения, согласно ст. 79 УК, должны быть соблюдены следующие условия: отбытие необходимой части срока  наказания, установление судом факта  исправления осужденного и отсутствия необходимости в полном отбытии  им уголовного наказания.

Информация о работе Условно-досрочное освобождение