Условно-досрочное освобождение

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 11:39, дипломная работа

Краткое описание

Задачи дипломного исследования:
1. Рассмотреть понятие и сущность условно-досрочного освобождения от отбывания наказания
2. Установить юридическую природу и социальную обусловленность института условно-досрочного освобождения от отбывания наказания
3. Изучить эволюцию развития российского уголовного законодательства об условно-досрочном освобождении от отбывания наказания
4. Раскрыть основания, условия и порядок применения условно-досрочного освобождения от отбывания наказания и предпосылки его применения
5. Выявить основные предпосылки возникновения и закономерностей развития института условно-досрочного освобождения от отбывания наказания
6. Выявить категории лиц, подлежащих условно-досрочному освобождению от отбывания наказания и их правовое положение
7. Рассмотреть существующий контроль над лицами, условно-досрочно освобожденными, и меры их ресоциализации
8. Рассмотреть законодательное регулирование условно-досрочного освобождения от отбывания наказания
9. Проанализировать проблемы условно-досрочного освобождения от отбывания наказания, выявить недостатки и положительный опыт применения института условно-досрочного освобождения от отбывания наказания и наметить способы их решения

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ.docx

— 174.70 Кб (Скачать)

Безусловным основанием для  отмены условно-досрочного освобождения является совершение условно-досрочно освобожденным в течение неотбытой части срока умышленного преступления. В этих случаях суд, назначив наказание за совершенное преступление, определяет окончательное наказание по совокупности приговоров (ст.70 УК РФ).

В тех случаях, когда условно-досрочно освобожденный в период неотбытой части наказания не совершит нового преступления и полностью выполнит условия, определенные ему судом, то он признается полностью отбывшим определенное ему наказание и в последствии считается осужденным к тому сроку, который он фактически отбыл.

Необходимое внимание уделяется  также порядку освобождения осужденных и в первую очередь социальной адаптации и реабилитации, а также  предотвращению рецидивной преступности.

При организации социальной работы среди осужденных к лишению  свободы немаловажным является определение  основной цели и средств ее достижения – только при этом условии она  содержит в себе разумный смысл и  способна объединять людей. Социальная работа только тогда наполнена разумным содержанием, когда преследует цель социализации личности преступника. При  этом имеющиеся у него асоциальные  черты должны исправляться и замещаться социально ценными свойствами, присущими  воспитанному человеку. В этом смысле процесс социализации личности преступника  полностью совпадает с процессом  его исправления, под которым  следует понимать воспитание у правонарушителя  правопослушного поведения.

Лица, преступившие закон  и отбывающие уголовное наказание  в пенитенциарных учреждениях, характеризуются  одним общим социальным признаком  – неправомерным поведением, которое  в конечном итоге и является причиной преступных проявлений. Это свидетельствует  о недостаточном социальном и, в  частности, нравственном воспитании гражданина.

Каждое преступление можно  рассматривать как асоциальное  или безнравственное поведение.

Наиболее успешно исправление  личности в пенитенциарных учреждениях  происходит при организации всех уровней трудового и образовательного процесса, приобщение к которому позитивно  влияет на осужденных, а стимулом к  такому приобщению является условно-досрочное  освобождение.

Гуманизация уголовного законодательства и системы исполнения наказаний привели к увеличению числа условно-досрочно освобожденных осужденных.

Безусловно, проанализированный институт условно-досрочного освобождения от наказания необходим. Надо освобождать  досрочно тех, для кого тюрьма не является «домом родным» кто совершил преступление в силу случайного стечения обстоятельств. Но когда речь идет о тех, чья биография – сплошной срок наказаний, прерываемый лишь на короткое время, необходимы взвешенность и индивидуальный подход, всестороннее изучение личности. Досрочное освобождение право, а не обязанность суда, и применять такое поощрение следует только к достойным.

Давно назрела необходимость  в руководящих разъяснениях по данным вопросам пленума Верховного суда РФ, так как судебную практику в этой области нельзя назвать единообразной. Политика государства в области укрепления правопорядка традиционно рассматривалась как борьба с преступностью. Эта политика в зависимости от состояния внутреннего и внешнего положения страны соответствующим образом изменялась то в сторону ужесточения карательного воздействия, то его частичного смягчения. Роль наказания, страха перед  ним  нельзя  недооценивать,  но  и  ни  в  коем  случае  не  следует переоценивать, видя в нем залог успеха в борьбе с таким социальным недугом, как преступность.

 До сих пор лишение  свободы остается самой распространенной  мерой уголовного наказания. При  этом государство не должно  забывать, что по отбытии установленного  приговором срока наказания, а  в ряде случаев – досрочно, осужденный вернется в общество, где ему придется адаптироваться  к новым обстоятельствам, обеспечивать  свое существование. Поэтому важнейшей  задачей исправительных учреждений, исполняющих наказание в виде  лишения свободы, является ресоциализация осужденных.

Институт условно-досрочного освобождения в свою очередь обладает ресоциализационными свойствами, т. к. способствует сохранению социально полезных связей осужденных и сокращению времени нахождения их вне общества. Появление института условно-досрочного  освобождения  в России было связано с развитием идей европейских демократов и гуманистов о справедливости применяемых к преступнику лишений, о том, что наказание не должно вызывать у человека особенных мучений и страданий, а способствовать его исправлению и возвращению в общество. Сущность условно-досрочного  освобождения  заключается в том,  что оно служит для освобождения  от  отбывания наказания осужденного до  истечения указанного в приговоре срока при достижении целей наказания. Условно-досрочное освобождение – комплексный институт уголовного и уголовно-исполнительного права,  имеющий сложную юридическую природу.

Условно-досрочное освобождение от отбывания наказания носит  поощрительный характер и связывается  с правомерным поведением осужденного, добросовестным отношением к труду, обучению, проводимым воспитательным мероприятиям и др. Юридическая природа данного института определяется тем, что цели наказания достигнуты при его реализации, осужденный исправился в условиях отбывания наказания, и поэтому не нуждается в его дальнейшем отбывании. Условно-досрочное освобождение можно охарактеризовать как досрочное освобождение осужденного, отбывшего установленную часть назначенного  судом  срока  наказания  от  дальнейшего  его  отбывания  при достижении целей наказания под условием несовершения в течение неотбытой части срока наказания нового преступления, исполнения возложенных судом обязанностей и соблюдения общественного порядка.

  Материальным  основанием  условно-досрочного  освобождения  является  признание  судом  того факта, что осужденный  для своего исправления не  нуждается в полном отбывании  назначенного судом наказания.  При  условно-досрочном  освобождении  от осужденных  следует  требовать   доказать  исправление  и   отбыть  установленную  законом   часть  срока назначенного  наказания, при наличии данных  юридических  фактов  условно-досрочное   освобождение должно быть закономерным  результатом правомерного поведения  осужденного. Применение условно-досрочного  освобождения возможно лишь при  наличии двух оснований: формального  и материального, при этом первое  в значительной степени подчинено  второму. 

Целесообразно введение запретов условно-досрочного освобождения для  некоторых категорий осужденных, чье исправление затруднено в  силу укоренившихся в их сознании ценностей и приоритетов преступной микросреды. Подобные ограничения  должны  содержаться  в  уголовном  законе, а не в  уголовно-исполнительном. Процессуальный порядок применения условно-досрочного освобождения требует дальнейшей проработки и совершенствования. Личное дело осужденного должно заводиться с момента начала предварительного следствия или дознания, передаваться в суд и назначенное судом исправительное учреждение, а затем в специализированный государственный орган по контролю за поведением условно-досрочно освобожденных, что позволит  обеспечить  преемственность  воспитательного  воздействия  на осужденных.

Для  квалифицированного  рассмотрения  вопросов,  возникающих  в ходе исполнения наказания, в т. ч. и условно-досрочного освобождения, необходимо ввести в систему федеральных судов РФ институт пенитенциарных  судей.  Вопрос об условно-досрочном  освобождении  должен решаться в полноценном судебном заседании – с участием осужденного, защитника, прокурора и др. заинтересованных лиц.  Во избежание нарушения прав условно-досрочно освобожденных перечень применяемых условий при условно-досрочном освобождении должен быть исчерпывающим и не подлежать расширительному толкованию.

Функции специализированного  государственного контролирующего  органа при условно-досрочном освобождении целесообразно выполнять уголовно-исполнительным инспекциям, осуществляющим аналогичную  деятельность в отношении условно  осужденных и осужденных женщин с отсрочкой отбывания наказания, а так же создания служб сопровождения социальной адаптации осужденных, которые будут помогать даной категории лиц не потеряться в социальной среде. Их задачами будут: оказание юридической, психологической помощи, решение жилищных проблем и трудностей с трудоустройством.

Условно-досрочное освобождение  основывается на исправлении осужденных и служит важной предпосылкой успешной ресоциализации лиц,  освобожденных условно-досрочно.  При  этом под  ресоциализацией  следует понимать совокупность  правовых,  организационных,  педагогических, психологических, воспитательных и иных мер воздействия на осужденных,  применяемых  с  целью  изменения  их  негативных  ценностных ориентаций, устранения отрицательных последствий изоляции осужденных, закрепления результатов исправления, включения их в позитивные социальные связи и оказания им постпенитенциарной помощи.

Ресоциализация лиц, освобожденных условно-досрочно из исправительных учреждений, является одной из важнейших проблем криминологии и уголовного права, т. к. показывает, насколько процесс исправительного воздействия был результативным. Но эффективность ресоциализационных мероприятий во многом зависит от наличия и качества деятельности  специализированных  органов,  такие мероприятия осуществляющих.  Данную  работу  должны  проводить  профессиональные  пенитенциарные сотрудники, имеющие определенные знания в области психологии и социологии, т. е. сотрудники уголовно-исполнительных инспекций. Оказание помощи условно-досрочно освобожденным в социальной адаптации может осуществляться уголовно-исполнительными инспекциями при содействии патронажной службы. На уголовно-исполнительные инспекции, в частности, должны быть возложены функции по координации деятельности  всех  органов  и  служб  по  социальной  адаптации  освобожденных условно-досрочно. 

Осуществленный в работе ретроспективный анализ  института  условно-досрочного освобождения от отбывания  наказания в России, определение  его понятия, раскрытие вопросов правовой природы, оснований и условий  применения рассматриваемого вида досрочного освобождения, с позиции теории и  правоприменительной практики, позволили выявить ряд существующих проблем и наметить пути для их реализации.

Так, в ходе дипломного исследования обоснованы следующие выводы;

1. Институт условно-досрочного  освобождения от отбывания наказания  имеет сложную юридическую структуру,  лишен правовой самостоятельности.  Ему свойственна противоречивость  норм.

Отсутствие единства во взглядах на его правовую природу, а также  некоторые пробелы и недостатки в правовом регулировании и применении рассматриваемого института предопределили необходимость выработки его  собственного определения.

Институт условно-досрочного освобождениея от отбывания наказания - межотраслевой институт, регламентирующий основания, условия и порядок освобождения от отбывания наказания ввиду досрочной реализации целей уголовного наказания под угрозой исполнения не отбытой части наказания при несоблюдении условий освобождения.

2. В процессе дипломного исследования нашло подтверждение, что материальное основание условно-досрочного освобождения отражает степень исправления осужденного.

Неверной представляется формулировка, что «лицо... подлежит условно-досрочному освобождению, если судом будет признано, что для своего исправления оно не нуждается в полном отбывании назначенного судом наказания» может означать фактическое исправление осужденного. Скорее содержание рассматриваемой нормы может лишь свидетельствовать о том, что процесс исправления достиг такой своей стадии, когда для его завершения на осужденного может быть прекращено воздействие основных средств, свойственных для достижения целей уголовного наказания, и достаточно лишь контроля, осуществляемого уполномоченным на то государственным органом.Следовательно, условно-досрочному освобождению предшествует убежденность суда в том, что осужденный достиг определенной степени исправления, но полного «фактического» исправления не наступило.

В данной связи, учитывая действующую  формулировку, а также, исходя из значения слова «нуждаться», возможно, следовало  бы закрепить в уголовном законе следующую трактовку ч. 1 ст. 79 УК РФ:

«Лицо, отбывающее наказание  в виде содержания в дисциплинарной воинской части или лишения свободы  подлежит условно-досрочному освобождению, если судом будет признано, что  цель исправления в отношении  него достигнута. При этом лицо может  быть полностью или частично освобождено  от отбывания дополнительного вида наказания».

3. Законодательная формулировка  материального основания условно-досрочного  освобождения неопределенна, противоречива  и создает трудности для правоприменительной  и судебной деятельности. В ней  отсутствуют какие - либо показатели, на основе которых можно было  бы сделать вывод о том, что  для дальнейшего исправления  осужденного нет необходимости  в продолжение отбывания назначенного  судом наказания.

Очевидно, существуют объективные  данные становления личности на путь исправления, а также значительного  уменьшения ее общественной опасности. Именно они определяют решение суда в пользу применения рассматриваемого института. В соответствии с вышеизложенным необходимо закрепить в уголовном законе требования к поведению осужденного в период отбывания наказания и изменить ч. 3 ст. 79 УК РФ, изложив ее в следующей редакции: «Осужденный освобождается условно-досрочно только при отсутствии не снятых и не погашенных дисциплинарных взысканий за нарушения режима отбывания наказания и трудовой дисциплины, примерном поведении и добросовестном отношении к возложенным на него в период отбывания наказания обязанностям, после фактического отбытия...».

Информация о работе Условно-досрочное освобождение