Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2014 в 09:37, курсовая работа
Основная цель данной работы обусловлена получением более углубленного представления об общих вопросах уголовной ответственности несовершеннолетних, а так же необходимостью решения следующих задач: рассмотреть эволюцию уголовного законодательства в отношении несовершеннолетних; осуществить анализ общих и специальных норм современного законодательства (УК РФ) в сфере особенностей назначения наказаний, выбора мер воздействия и видов наказаний, особенностей уголовной ответственности несовершеннолетних, освобождения их от уголовной ответственности и уголовного наказания; провести анализ судебной практики по исследуемому вопросу; выявить спорные положения, пробелы в действующем законодательстве и наметить пути их решения; сформулировать собственные выводы, которые могут быть использованы в деятельности правоохранительных органов, а так же для дальнейшего усовершенствования законодательства.
Введение.................................................................................................................3
1. Проблемы уголовной ответственности несовершеннолетних в современном уголовном праве России.......................................................................................5
1.1 Особенности назначения наказаний несовершеннолетним....................5
1.2 Виды наказаний, назначаемые несовершеннолетним............................................................................................10
2. Особенности освобождения несовершеннолетних от уголовной ответственности и наказания ...............................................................................19
2.1 Освобождение несовершеннолетних от уголовной ответственности..19
2.2 Освобождение несовершеннолетних от уголовного наказания...........26
2.3 Сроки давности, сроки погашения судимости.......................................29
Заключение............................................................................................................32
Список литературы...............................................................................................35
Одна из них – предупреждение, то есть разъяснение несовершеннолетнему вреда, причиненного его деянием, и последствий повторного совершения преступлений, предусмотренных в УК РФ.
Данная мера может применяться как по инициативе названных лиц, так и по решению суда, но с их согласия. Ее применение целесообразно лишь в том случае, если родители и другие лица и организации способны оказать на подростка положительное воздействие.
Вторая – передача под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированного государственного органа (детского дома, интерната) состоит в возложении на указанных лиц или учреждений обязанности по воспитательному воздействию на несовершеннолетнего и контролю за его поведением27.
Передача под надзор состоит в возложении на родителей или лиц, их заменяющих, либо на специализированный государственный орган обязанности по воспитательному воздействию на несовершеннолетнего и контролю за его поведением. Данная обязанность родителей и лиц, их заменяющих, существует и на основании норм брачно-семейного права, однако в своем решении суд строго предупреждает их об ответственности за поведение подростка, контроль за его образом жизни, недопущение с его стороны новых правонарушений.
При передаче несовершеннолетнего под надзор родителей или лиц, их заменяющих, суд должен прежде убедиться в том, что эти лица имеют положительное влияние на подростка, правильно оценивают содеянное им, а самое главное, могут обеспечить надлежащее поведение и повседневный контроль за несовершеннолетним28. Несмотря на то, что закон не требует согласия родителей или лиц, их заменяющих, на передачу им несовершеннолетнего под надзор, такое согласие судом все же должно быть получено. В ином случае принудительные меры воспитательного воздействия в семье утрачивают свой смысл29.
Возложение обязанности загладить вред применяется в случае причинения материального ущерба потерпевшему и состоит в его денежной либо трудовой компенсации.
Назначается данная мера с учетом имущественного положения несовершеннолетнего и наличия у него соответствующих трудовых навыков. Заглаживание вреда личным трудом – наиболее эффективная среди прочих мера воздействия на подростков. Денежная компенсация может применяться, но лично подростком (а не родителями, родственниками) получаемых доходов в виде заработной платы, пенсий, стипендий и других законных источников. Этот вид взыскания следует применять крайне осторожно, дабы не спровоцировать нового имущественного преступления, вызванного материальными затруднениями несовершеннолетнего.
В некоторых случаях с согласия потерпевшего обязанность загладить причиненный вред может касаться и морального вреда, который может быть устранен публичным извинением раскаявшегося правонарушителя, в особенности, если имело место посягательство на неприкосновенность или достоинство личности.
Наиболее серьезной, связанной с заметным ограничением свободы времяпрепровождения несовершеннолетнего, безусловно, является мера принудительного воспитательного воздействия, указанная в УК РФ как «ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего». При ее реализации несовершеннолетний помещается в условия, позволяющие значительно ограничить его от негативных влияний микросреды, направить в русло нормального, правомерного поведения. При этом перечень особых требований, предъявляемых к нему и изложенных в ч. 4 ст. 91 УК РФ, не является исчерпывающим и может быть творчески дополнен рациональными мерами, оказывающими эффект в перевоспитании подростка.
Ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего могут предусматривать запрет посещения определенных мест, использования определенных форм досуга, в том числе связанных с управлением механическим транспортным средством, запрет находиться вне дома после определенного времени суток, выезда в другие местности без ведома контролирующего органа. Несовершеннолетнему может быть предъявлено также требование возвратиться в образовательное учреждение, либо трудоустроиться.
Эта мера воздействия является наиболее серьезной. Она связана с ограничением свободы в выборе форм и места проведения досуга, выезда в другие местности, выбора места учебы или работы. Однако все эти ограничения преследуют позитивную цель – оградить подростка от вредных влияний микросреды, а также с помощью контроля нормализовать его поведение.
Все они называются воспитательными, но имеют принудительный характер, то есть применяются без учета желания подростка и его родителей волей государственных органов, наделенных специальными полномочиями по их применению. Неисполнение назначенной меры влечет негативные правовые последствия, прямо зафиксированные в законе.
Вполне обоснованным, соответствующим характеру принудительных мер воспитательного воздействия является положение УК РФ (ч. 3 ст. 90) о возможности назначения несовершеннолетнему одновременно нескольких мер. Действительно, вполне сочетаются, например, такие принудительные меры воспитательного воздействия, как предупреждение и передача под надзор родителей или лиц, их заменяющих; возложение обязанности загладить причиненный вред, ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего.
Приведенный перечень особых требований, предъявляемых к несовершеннолетнему, не является исчерпывающим. В соответствии с законом следственные органы и суд могут, учитывая обстоятельства конкретного дела, применить другие ограничения и предъявить другие особые требования.
Несовершеннолетнему может быть назначена не одна, а несколько принудительных мер воспитательного воздействия, например предупреждение и возложение обязанности загладить причиненный вред. Продолжительность срока передачи под надзор и ограничения досуга указывается в законе. Эта обязанность возложена на орган, назначающий данные меры.
Суд вправе избрать в отношении несовершеннолетнего любую из указанных мер, которая в большей степени может способствовать его исправлению, недопущению совершения им новых преступлений.
В этой связи в юридической литературе отмечалось, что оптимальным сроком для названных мер является один или максимум два года, в течение которого можно с большой долей достоверности сделать вывод об исправлении несовершеннолетних либо их стремлении уклониться от исполнения возложенных на них принудительных мер воспитательного воздействия30.
Законодатель исправил существующую неопределенность Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. № 162-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации», установив продолжительность принудительных мер воспитательного воздействия от одного месяца до двух лет при совершении преступления небольшой тяжести и от шести месяцев до трех лет – при совершении преступления средней тяжести.
Представляется, что для решения данной проблемы на законодательном уровне «специализированными государственными органами», призванными осуществлять контроль за исполнением несовершеннолетним назначенной ему принудительной меры воспитательного воздействия, следовало бы считать:
1) комиссии по делам несовершеннолетних;
2)отделы (отделения) профилактики правонарушений несовершеннолетних органов внутренних дел;
3) образовательные учреждения,
где обучаются
Важно обратить внимание на юридические последствия систематического неисполнения освобожденным от уголовной ответственности несовершеннолетним назначенной ему принудительной меры воспитательного воздействия: эта мера по представлению специализированного органа отменяется, и материалы направляются для привлечения несовершеннолетнего к уголовной ответственности. Допуская в этом случае отмену назначенной несовершеннолетнему принудительной меры и указывая на привлечение к уголовной ответственности за ранее совершенное преступление, законодатель в ч. 4 ст. 90 УК РФ тем самым фактически подчеркивает условный характер применения принудительных мер воспитательного воздействия в отношении несовершеннолетних.
Систематическим неисполнением следует считать отказ или уклонение от обязанностей, совершенное подростком в третий раз в течение года. Все случаи неисполнения должны быть официально зафиксированы с указанием, какие меры были приняты комиссией.
Основанием здесь, так же как и при освобождении от уголовной ответственности, является невысокая степень общественной опасности деяния и личности, позволяющая достичь целей наказания другими, не уголовно-правовыми мерами.
Освобождение от наказания делится на три вида:
Первый вид – освобождение до начала его отбытия с применением мер воспитательного воздействия (ч. 1 ст. 92 УК РФ);
Этот вид применяется, когда преступление относится к категории небольшой или средней тяжести, а характеристика личности и обстоятельства его совершения показывают, что принудительных мер воспитательного воздействия в данном случае достаточно. Суд при наличии этих условий выносит обвинительный приговор по делу, но освобождает подсудимого от наказания, применив к нему указанные меры. Общий контроль за исполнением суд осуществляет самостоятельно. Констатацией сохранения уголовной ответственности служит обвинительный приговор31.
Лицо, освобожденное от наказания, считается несудимым (ч. 2 ст. 86 УК РФ), а само преступление не учитывается при квалификации и при назначении наказания при совершении нового преступления после освобождения.
Второй вид – освобождение до начала его отбытия с помещением осужденного в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа органа управления образованием (ч. 2 ст. 92 УК РФ).
Второй вид освобождения от наказания следует применять, когда несовершеннолетний хотя и осуждается за преступление средней тяжести, а также тяжкие преступления, но в суде выясняется, что цели наказания могут быть достигнуты только путем помещения осужденного в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа для несовершеннолетних. Такая ситуация может возникнуть при установлении педагогической (социальной) запущенности, которую можно устранить лишь в специализированном учреждении, используя сугубо индивидуальный подход к несовершеннолетнему.
Несовершеннолетний может быть помещен в указанное помещение до достижения им возраста 18 лет, но не более чем на 3 года.
Пребывание в указанных учреждениях может быть прекращено и досрочно, если по решению суда несовершеннолетний будет признан не нуждающимся более в дальнейшем применении данной меры.
Продление срока пребывания несовершеннолетнего в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа допускается только по ходатайству несовершеннолетнего в случае необходимости завершения им общеобразовательной или профессиональной подготовки.
Институт освобождения от наказания распространен не только на случаи совершения преступлений небольшой или средней тяжести, но и на случаи совершения преступлений, являющихся тяжкими32.
Однако, Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. № 162-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации» установлены ограничения при освобождении от наказания: несовершеннолетние, совершившие преступления, предусмотренные ч.1 и 2 ст. 111, ч. 2 ст. 117, ч. 3 ст. 122, ст. 126, ч. 3 ст. 127, ч. 2 ст. 131, ч. 2 ст. 132, ч. 4 ст. 158, ч. 2 ст. 161, ч.ч. 1 и 2 ст. 162, ч. 2 ст. 163, ч. 1 ст. 205, ч. 1 ст. 205-1, ч. 1 ст. 206, ст. 208, ч. 2 ст. 210, ч. 1 ст. 211, ч.ч. 2 и 3 ст. 223, ч.ч. 1 и 2 ст. 226, ч. 1 ст. 228-1, ч. 1 и 2 ст. 229 УК РФ, освобождению от наказания в порядке, предусмотренном ч. 2 ст. 92 УК РФ не подлежат.
В течение последних лет возросло применение судами отложенных наказаний, в частности условного осуждения.
Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. предусмотрена дополнительно следующая мера: в случае, если несовершеннолетний осужденный, которому назначено условное осуждение, совершил в течение испытательного срока новое преступление, не являющееся особо тяжким, суд с учетом обстоятельств дела и личности виновного может повторно принять решение об условном осуждении, установив новый испытательный срок и возложив на условно осужденного исполнение определенных обязанностей, предусмотренных ч.5 ст. 73 УК РФ.
Третий вид освобождения несовершеннолетнего от наказания именуется условно-досрочным и применяется в тех случаях, когда лицо уже отбывает наказание в виде лишения свободы (ст. 93 УК РФ). Оно применяется судом, находящимся в месте дислокации воспитательной колонии, по представлению администрации и после фактического отбытия:
а) не менее одной трети срока наказания, назначенного судом за преступление небольшой или средней тяжести, либо за тяжкое преступление;
в) не менее двух третей срока наказания, назначенного судом за особо тяжкое преступление (в pед. Закона от 8 декабря 2003 г.).
Таким образом, отбытие одной трети срока теперь является необходимым условием освобождения не только при осуждении за преступление небольшой или средней тяжести, но и за тяжкое преступление. В последнем случае ранее необходимо было отбыть половину назначенного судом срока наказания.
Уголовный закон закрепляет условие применения условно-досрочного освобождения к несовершеннолетним и порядок отмены действия этого института. Но не предусматривает основание его применения в отношении исследуемой категории лиц, если не считать таковым содержание диспозиции ч. 1 ст. 79 УК РФ.
Информация о работе Уголовная ответственность несовершеннолетних