Создание следственного комитета Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 17:57, курсовая работа

Краткое описание

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 27 сентября 2010 г. N 1182 "Вопросы Следственного комитета Российской Федерации"
Следственный комитет Российской Федерации создан на базе Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации (СКП) и является его правопреемником.
СКП же был создан Федеральным законом от 5 июня 2007 года № 87-ФЗ «О внесении изменений в УПК РФ и ФЗ «О прокуратуре РФ» в рамках прокуратуры РФ.

Оглавление

Введение................................................................................................................3-7
Глава 1. История возникновения Следственного комитета...............................8-15
Глава 2. Структура СК РФ....................................................................................16
Глава 3. Следственные институты, действующие в иностранных государствах, сравнение их со СК РФ............................................................................................17-22
Глава 4. Цели и Задачи Деятельности СК РФ..................................................23-27
4.1 Основные задачи.........................................................................................23
4.2 Полномочия.........................................................................................24-26
4.3 Права при осуществлении полномочий ..................................................27
Глава 5. Следователи СК РФ...........................................................................28-29
Глава 6. Взаимоотношения с другими государственными органами............30-34
Заключение.......................................................................................................35-36
Список использованной литературы и других источников:............................37

Файлы: 1 файл

СК РФ 2.doc

— 423.00 Кб (Скачать)

В большинстве  трибуналов действует один следственный судья, однако есть крупные судебные округа, требующие иного числа  этих должностных лиц. В Парижском трибунале работает 86 следственных судей.

Органом предварительного следствия II инстанции является во Франции обвинительная камера. С организационной точки зрения она входит в состав апелляционного суда, который является вышестоящим по отношению к исправительному суду (трибуналу большой инстанции), где работают следственные судьи.

Обвинительная камера состоит из председателя и  двух советников (conseillers). Последние  могут состоять членами иных отделений  апелляционного суда.

Согласно ч. III ст. 191 УПК в редакции закона от 30 декабря 1987 г. председатель обвинительной  камеры назначается Декретом Президента после согласования вопроса с Высшим Советом Магистратуры. Советники ежегодно назначаются на должность Генеральной Ассамблеей апелляционного суда из числа членов суда.

Заседания обвинительной  камеры должны проводиться не реже одного раза в неделю по требованию председателя или по просьбе Генерального прокурора (ст. 193 УПК).

Процессуальные  функции обвинительной камеры вытекают из ее задач следственного органа П инстанции. Согласно наиболее распространенному  среди французских юристов мнению, обвинительная камера выполняет три процессуальных полномочия при производстве предварительного следствия:

Во-первых, это  предание суду, которое осуществляется лишь по делам, подсудным суду ассизов (преступления).

Во-вторых, это  рассмотрение споров сторон в связи с юрисдикционными постановлениями следственного судьи.

Наконец, в-третьих, это право в установленном  порядке признавать не имеющими силы те следственные действия или акты, которые произведены с нарушением процессуального законодательства (nullite) во время предварительного следствия I инстанции.4

Таким образом, французское предварительное следствие существенно отличается от российского в первую очередь многоступенчатостью и состязательностью с первой ступени, а также более строгим отбором лиц, осуществляющих предварительное следствие, при этом коллегиальностью и постоянным строгим контролем за ходом следствия со стороны вышестоящих инстанций. Взаимодействуя, процессуальные функции оказываются разделенными  уже  на предварительном следствии, что и отличает состязательный  уголовный  процесс от инквизиционного. Вершина треугольника - следственный  судья,  его  нижние угловые точки – обвинение и защита, равноправные стороны,  полемика  которых приводит в конечном счете к принятию законных и справедливых решений.

Из изложенного  наглядно следует, что созданный  СК РФ значительно уступает по качеству, если не сказать больше , институту  следствия во Франции.

 

Отличительная черта системы органов расследования  в США - децентрализация государственной функции дознания и предварительного следствия, наделение ею различных учреждений исполнительной власти, не связанных между собой узами подчиненности. Это своеобразие организации расследования по уголовным делам вытекает из особенностей американской государственности и, в частности, из принципа федерализма.

Федеральное устройство в США предполагает независимость  местных органов власти от органов  власти штата; последние независимы от федерального правительства. На каждом из этих трех уровней государственной  власти имеются собственные, автономные органы расследования. Федеральные органы проводят расследования преступлений, законом отнесенных к подследственности и подсудности федерального правительства, а следственные органы в штатах расследуют преступления, которые отнесены к компетенции властей штатов.

На федеральном уровне действует около сорока органов расследования, крупных и небольших, каждый из которых включен в структуру того или иного министерства или ведомства и имеет специализированную подследственность. 

Ведущим органом  расследования правительства США выступает Федеральное бюро расследований (ФБР, Federal Bureau of Investigation). Оно является подразделением Министерства юстиции и подчинено его главе – Генеральному прокурору США.

К подследственности  ФБР отнесено большинство преступлений, преследуемых по федеральным законам. Расследуя нарушения законов, связанных с обеспечением национальной безопасности США, ФБР действует как орган контрразведки. Проводя оперативные мероприятия и расследования общеуголовных преступлений и по делам организованной или "беловоротничковой" преступности, ФБР выступает как орган уголовного розыска.

ФБР не единственное следственное подразделение Министерства юстиции: в нем функционируют  также Служба иммиграции и натурализации (Immigration and Naturalization Service), наделенная следственными полномочиями в сфере исполнении иммиграционных законов, и Управление по борьбе с наркотиками (Drug Enforcement Administration), проводящая расследования и оперативно–розыскные мероприятия в сфере борьбы с незаконным оборотом наркотиков и действующая в тесном контакте с ФБР. 

 

Крупнейшим  по численности органом расследования  федерального правительства является действующая в составе Министерства финансов США (US Department of Treasury) Служба внутренних доходов (Internal Revenue Service), – своего рода федеральная налоговая полиция – которая расследует нарушения налогового законодательства, уклоняющихся от налогообложения.

В Министерство внутренней безопасности США (U.S. Department of Homeland Security) была передана входившая  ранее в Министерство финансов Секретная служба США (U.S. Secret Service), которая занимается расследованием по делам об изготовлении и сбыте фальшивых денежных знаков, а также по делам о других преступлениях против финансовой системы США. Помимо этого в обязанности сотрудников службы входят и расследования, связанные с обеспечением безопасности Президента США, Вице–президента (и официальных кандидатов на эти посты), членов их семей, членов правительства, высокопоставленных должностных лиц иностранных государств, пребывающих в США.

Следственными полномочиями наделены также такие  подразделения, как Министерство финансов, Таможенная служба США (US Сustoms Service) и Бюро по контролю за исполнением законов об алкогольных напитках, табачных изделиях и огнестрельном оружии (Bureau of Alcohol, Tobacco and Firearms).

Уголовно наказуемые нарушения почтовых правил расследует Служба почтовой инспекции (Postal Inspection Service) Почтовой службы США (US Postal Service). В Министерстве здравоохранения и социальных служб есть подразделение, расследующее нарушение законов о качестве продуктов и медицинских препаратов. Собственные органы расследования, как указывалось, имеются и в других министерствах и административных ведомствах.

Органы расследования  со специализированной последовательностью  создаются при различных ведомствах на уровне правительств штатов. Однако основной объем расследований уголовных правонарушений, отнесенных к подследственности и подсудности штатов, выполняется следственными аппаратами местных полицейских формирований – управлений полиции (Police Departments) в городах и населенных пунктах и управлений шерифов (Sheriff’s Departments) в графствах, а также местных органов государственного обвинения (прокуратур) – служб окружных прокуроров (District Attorney's Offices). На эти службы ложится основной объем работы по организации и осуществлению уголовного преследования правонарушителей в штатах.

Особым органом  расследования и предания суду является Большое жюри (Grand Jury) – расширенная (по сравнению с жюри присяжных, рассматривающим уголовные дела в суде первой инстанции) коллегия присяжных (в разных юрисдикциях – от 12 до 23 человек). Большое жюри может быть созвано при суде в связи с фактом тяжкого преступления. Оно проводит слушания, на которых государственное обвинение представляет свои материалы, дающие основания подозревать какое–либо лицо в совершении преступления, допрашиваются свидетели, дают показания эксперты. Результатом расследования Большого жюри является составление обвинительного заключения, на основании которого подозреваемый предается суду. Большое жюри как институт участия граждан в уголовном судопроизводстве, закрепленный Конституцией США, функционирует и в уголовно–процессуальной системе штатов и на уровне федеральной юстиции.5

Таким образом  бытует широко распространённое неоправданное мнение о том, что создание независимого единого следственного комитета в России это есть подражание американскому ФБР. Это не соответствует действительности в том, что ФБР единственный орган расследования, так и в том, что надо развести следствие и оперативно-розыскную деятельность по различным структурам

Эффективность деятельности института системы  ведения следствия в США подтверждена ни одним десятком лет, а при таком  уровне коррупции и не желании  работать по Закону в России надо наоборот рассредоточивать следствие следуя логике и здравому смыслу.

 

 

 

 

 

Глава 4. Цели и Задачи Деятельности СК РФ

 

4.1 Основные Цели и задачи.

 

Основной установленной  законодателем целью Следственного  комитета Российской Федерации является исполнение законодательства об уголовном судопроизводстве.

 

Основными задачами СК являются:

  • обеспечение законности при производстве предварительного следствия и защиты прав и свобод человека и гражданина;
  • оперативное и качественное расследование преступлений в соответствии с подследственностью, установленной Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации;
  • организация и осуществление в пределах своих полномочий выявления причин и условий, способствующих совершению преступлений, принятие мер по их устранению;
  • разработка мер по формированию государственной политики в сфере исполнения законодательства Российской Федерации об уголовном судопроизводстве;
  • совершенствование нормативно-правового регулирования в установленной сфере деятельности;
  • обеспечение в пределах своих полномочий международно-правового сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства;
  • возмещение ущерба, причиненного преступлениями.

 

 

4.2 Полномочия СК.

 

СК осуществляет следующие  полномочия:

  • разрабатывает и осуществляет меры по реализации государственной политики в установленной сфере деятельности;
  • разрабатывает и представляет в установленном порядке Президенту Российской Федерации и Правительству Российской Федерации проекты федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также подготавливает другие документы, по которым требуется решение Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации, по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности;
  • на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации самостоятельно принимает нормативные правовые акты по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности, за исключением вопросов, правовое регулирование которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации осуществляется федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации;
  • обобщает практику применения законодательства Российской Федерации и проводит анализ реализации государственной политики в установленной сфере деятельности, разрабатывает на этой основе меры по совершенствованию деятельности следственных органов Следственного комитета;
  • организует и осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации производство предварительного следствия по уголовным делам и экспертно-криминалистическую деятельность, а также процессуальный контроль и проверку деятельности следственных органов Следственного комитета;
  • организует и обеспечивает мобилизационную подготовку и мобилизацию в системе Следственного комитета;
  • обеспечивает выполнение мероприятий гражданской обороны, повышение устойчивости работы следственных органов Следственного комитета в условиях военного времени и при возникновении чрезвычайных ситуаций в мирное время;
  • участвует в обеспечении исполнения гражданами воинской обязанности; организует и осуществляет в установленном порядке учет военнообязанных прокурорских работников и федеральных государственных гражданских служащих следственных органов Следственного комитета;
  • организует и осуществляет в установленном порядке защиту в судах интересов Следственного комитета;
  • организует кадровое обеспечение следственных органов Следственного комитета, подготовку, переподготовку, повышение квалификации и стажировку кадров; разрабатывает и осуществляет меры по обеспечению правовой и социальной защиты прокурорских работников, федеральных государственных гражданских служащих и военнослужащих следственных органов Следственного комитета;
  • осуществляет материально-техническое и финансовое обеспечение деятельности следственных органов Следственного комитета;
  • разрабатывает и осуществляет профилактические, лечебные, санаторно-курортные, оздоровительные и реабилитационные мероприятия, направленные на охрану и укрепление здоровья прокурорских работников, федеральных государственных гражданских служащих и военнослужащих следственных органов Следственного комитета, членов их семей и пенсионеров следственных органов Следственного комитета;
  • обеспечивает в системе Следственного комитета собственную безопасность и защиту сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну;
  • обеспечивает проведение конкурсов и заключение государственных контрактов на размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд следственных органов Следственного комитета;
  • обеспечивает внедрение достижений науки, техники и положительного опыта, а также развитие систем связи и автоматизированного управления в следственных органах Следственного комитета;
  • представляет в установленном порядке в Министерство финансов Российской Федерации предложения по формированию федерального бюджета;
  • организует прием граждан, своевременное и полное рассмотрение устных и письменных обращений граждан, принятие по ним решений и направление ответов в установленный законодательством Российской Федерации срок;
  • организует работу по комплектованию, хранению, учету и использованию архивных документов Следственного комитета;
  • осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание и обеспечение деятельности Следственного комитета;
  • осуществляет иные функции в установленной сфере деятельности, если такие функции предусмотрены федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации.

 

 

 

 

4.3 Права СК при осуществлении полномочий

 

СК России в целях  осуществления своих полномочий имеет право:

  • запрашивать и получать в установленном порядке от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления муниципальных образований, а также от организаций независимо от их организационно-правовой формы документы, справочные и иные материалы, необходимые для принятия решений по вопросам, отнесенным к установленной сфере деятельности;
  • привлекать в установленном порядке для выработки решений по вопросам, отнесенным к установленной сфере деятельности, научные и другие организации, ученых и специалистов, в том числе на договорной основе;
  • осуществлять функции государственного заказчика и организовывать капитальное строительство, реконструкцию и капитальный ремонт объектов системы Следственного комитета;
  • формировать и вести федеральные учеты, базы данных криминалистической, статистической и иной информации, а также пользоваться в установленном порядке федеральными учетами, базами данных в этой области федеральных органов исполнительной власти;
  • взаимодействовать с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями в установленной сфере деятельности;
  • учреждать в соответствии с законодательством Российской Федерации печатные и электронные средства массовой информации для опубликования нормативных правовых актов, официальных объявлений, размещения других материалов по вопросам, отнесенным к установленной сфере деятельности;
  • учреждать в соответствии с законодательством Российской Федерации нагрудные знаки и почетные грамоты Следственного комитета;
  • образовывать координационные, консультативные, экспертные и совещательные органы (советы, комиссии), в том числе межведомственные, в установленной сфере деятельности.

 

 

Глава 5.  Следователи СК РФ

 

УПК определяет положение и полномочия следователя, указывая, что следователь - это должностное лицо, уполномоченное осуществлять предварительное следствие по уголовным делам. 
Согласно УПК РФ следователь - самостоятельная процессуальная фигура с достаточно широкими полномочиями.

Информация о работе Создание следственного комитета Российской Федерации