Создание следственного комитета Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 17:57, курсовая работа

Краткое описание

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 27 сентября 2010 г. N 1182 "Вопросы Следственного комитета Российской Федерации"
Следственный комитет Российской Федерации создан на базе Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации (СКП) и является его правопреемником.
СКП же был создан Федеральным законом от 5 июня 2007 года № 87-ФЗ «О внесении изменений в УПК РФ и ФЗ «О прокуратуре РФ» в рамках прокуратуры РФ.

Оглавление

Введение................................................................................................................3-7
Глава 1. История возникновения Следственного комитета...............................8-15
Глава 2. Структура СК РФ....................................................................................16
Глава 3. Следственные институты, действующие в иностранных государствах, сравнение их со СК РФ............................................................................................17-22
Глава 4. Цели и Задачи Деятельности СК РФ..................................................23-27
4.1 Основные задачи.........................................................................................23
4.2 Полномочия.........................................................................................24-26
4.3 Права при осуществлении полномочий ..................................................27
Глава 5. Следователи СК РФ...........................................................................28-29
Глава 6. Взаимоотношения с другими государственными органами............30-34
Заключение.......................................................................................................35-36
Список использованной литературы и других источников:............................37

Файлы: 1 файл

СК РФ 2.doc

— 423.00 Кб (Скачать)

Положением о судоустройстве РСФСР, принятым 3 сессией XII созыва ВЦИК, были образованы должности следователей по важнейшим делам, состоящие при Прокуроре Республики и Верховном Суде РСФСР (ст. 73).

Следующим этапом становления следствия в органах прокуратуры стало постановление коллегии Народного комиссариата юстиции РСФСР от 12 апреля 1928 г. о передаче органов следствия от судебной системы в подчинение прокуратуры вначале (в качестве эксперимента) в Московской губернии, а затем, когда эта мера себя оправдала, повсеместно на всей территории РСФСР.

3 сентября 1928 г. постановлением ВЦИК и СНК РСФСР «Об изменении Положения о судоустройстве РСФСР» все следователи следственного аппарата НКЮ полностью переведены в процессуальное и дисциплинарное подчинение прокуратуры13. Была создана следующая система следственного аппарата в органах прокуратуры — при губернском прокуроре состояли старшие и народные следователи, действующие как при губернском управлении прокуратуры, так и на местах (в уездах, районах), при Прокуроре РСФСР состояли следователи по важнейшим делам.

На следователей прокуратуры стала  возлагаться обязанность по производству предварительного следствия по достаточно большому кругу уголовных дел, в том числе по контрреволюционным преступлениям, за исключением преступлений, связанных с изменой Родине (ст. 58-1 УК РСФСР), расследуемых органами государственной безопасности, и преступлений, расследуемых милицией (ст. 108 УПК РСФСР 1923 г.).

Положением о Верховном  Суде Союза ССР и Прокуратуре  Верховного Суда Союза ССР от 24 июля 1929 г. устанавливалось, что при Прокуроре  Верховного Суда Союза ССР состоят  следователи по важнейшим делам. Этим Постановлением была окончательно завершена передача всех звеньев следственного аппарата в полное оперативное и административное подчинение прокуратуре, что создавало условия для более активного руководства следствием, с одной стороны, и более объективного рассмотрения дела судом — с другой.

Положением о Прокуратуре  Союза ССР, утвержденным постановлением ЦИК и СНК СССР от 17 декабря 1933 г. устанавливалось, что при Прокуратуре  СССР состоят следователи по важнейшим делам, действующие на всей территории СССР по полномочию Прокурора СССР (п. 9), а постановлением СНК СССР от 5 ноября 1936 г. № 1961 «О структуре Прокуратуры Союза ССР» в центральном аппарате создан Следственный отдел и установлены должности следователей по важнейшим делам.

Статья 50 Положения о  прокурорском надзоре в СССР 1955 г. говорила о должностях следователей по особо важным делам при Генеральном прокуроре СССР и прокурорах союзных республик, старших следователей прокуратур автономных республик, краев, областей, автономных областей, округов, городов и районов и следователей прокуратур округов, городов и районов, но не раскрывала их компетенцию.

Постановлением Президиума Верховного Совета СССР от 7 апреля 1956 г. «О структуре центрального аппарата Прокуратуры СССР» в центральном аппарате Прокуратуры СССР создано следственное управление и предусмотрены должности следователей по особо важным делам при Генеральном прокуроре СССР. В развитие его был издан Приказ Генерального прокурора СССР № 54 от 10 апреля 1956 г. «О структуре центрального аппарата Прокуратуры СССР и прокуратур республик, краев и областей»19.

Основы уголовного судопроизводства Союза ССР и союзных республик 1958 г. возложили предварительное следствие по уголовным делам (за некоторым исключением) на следователей прокуратуры (ст. 28), но ничего не упоминали об этом праве прокурора. УПК РСФСР, вступивший в силу в 1961 г. в ст. 125 в числе органов предварительного следствия первым назвал следователей прокуратуры.

Как указывал Д. Турчин, для работников органов прокуратуры и следствия  указ Президиума Верховного Совета СССР «О предоставлении права производства предварительного следствия органам охраны общественного порядка» от 6 апреля 1963 г. явился неожиданностью. Этот акт предусматривал передачу следственного аппарата в орган дознания, и в связи с этим Генеральная прокуратура СССР обязывалась передать основную часть штатной численности следователей в Министерство охраны общественного порядка СССР. Вопрос о реформировании глубоко не обсуждался, не взвешивались его целесообразность и фактическая польза. В Указе говорилось, что передача следственного аппарата производится «в целях усиления борьбы с преступностью, дальнейшего укрепления законности и расширения демократических начал советского уголовного судопроизводства». Создавалось впечатление, что прокуратура, предназначенная осуществлять надзор за соблюдением законности в органах дознания, оказалась не в состоянии без поднадзорной милиции обеспечить законность в собственном ведомстве.

Оценка проведенного общегосударственного мероприятия со следственным аппаратом объективно была выражена в постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 10 декабря 1965 г. «О мерах по улучшению работы следственного аппарата органов прокуратуры и охраны общественного порядка», в котором отмечалось, что следственный аппарат страдает многими серьезными недостатками, в результате чего он является слабым звеном в системе государственных органов. Такое положение в значительной мере объясняется низкой деловой квалификацией многих следователей. Отмечалось и то, что на работе следственного аппарата и качестве предварительного следствия отрицательно сказывается большая текучесть кадров.

Однако говорить о следственном аппарате органов прокуратуры в  тот период можно было лишь условно, так как по существу он был разрушен, но уже в 70-е годы оправившийся от потрясений следственный аппарат прокуратуры расследовал 20% всех уголовных дел.

В соответствии со ст. 3 (ч. 6) Закона о прокуратуре СССР 1979 г. основным направлением деятельности прокуратуры стало расследование преступлений, однако данный закон ничего не говорил о следственном аппарате прокуратуры и его компетенции.

Вопрос о следственном аппарате вообще и следователях прокуратуры  в частности поднимался многие годы. В качестве варианта предлагалось сосредоточение следственного аппарата в системе органов внутренних дел, создание Следственного комитета (Комитета по расследованию преступлений) при правительстве, передача следственных аппаратов в состав соответствующих судов. Де-ришев Ю. предлагал создать следственный аппарат при Верховном Суде РФ в качестве самостоятельного департамента24. Намного ранее было высказано предложение о включении следственных органов в систему Министерства юстиции. Но даже при создании единого следственного аппарата считалось необходимым оставить следственные подразделения в органах прокуратуры, о чем говорили 93,7% проанкетированных автором прокуроров и следователей территориальных прокуратур и 93,9% военных прокуроров и военных следователей.

Наиболее оптимальным было предложение о создании единого Следственного комитета в системе органов прокуратуры под началом первого заместителя Генерального прокурора РФ, назначаемого Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по представлению Президента РФ.

Однако эти предложения, носившие главным образом организационный  характер, привели к коренному пересмотру не только структуры органов прокуратуры и ее следственного аппарата, но и полномочий прокурора по осуществлению надзора за исполнением законов всеми органами предварительного следствия. Сложилась парадоксальная ситуация, когда в попытке разграничить прокурорский надзор и так называемое прокурорское следствие прокурор лишился своих надзорных полномочий по отношению ко всем органам предварительного следствия. Изменения в УПК и Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» упразднили право прокурора на многие действия по эффективному устранению допущенных нарушений законности не только следователями вновь создаваемого Следственного комитета при прокуратуре РФ, но и органами предварительного расследования при федеральных органах исполнительной власти, т. е. МВД, ФСБ и ФСКН. Кроме этого прокурор лишился права на возбуждение уголовного дела и производство предварительного следствия.

Федеральный закон от 5 мая 2007 г. № 87-ФЗ «О внесении изменений  в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» предусмотрел создание Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации.

В соответствии с Указом Президента РФ от 27 сентября 2010 г. № 1182 «Вопросы Следственного комитета Российской Федерации», в целях совершенствования  деятельности органов предварительного следствия и усиления прокурорского  надзора за исполнением законов указанными органами на базе Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации был создан новый федеральный орган – Следственный комитет Российской Федерации. Вслед за этим был принят Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. № 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации», вступивший в силу 15 января 2011 г.2

Согласно ст. 1 данного  Закона Следственный комитет Российской Федерации является федеральным  государственным органом, осуществляющим в соответствии с законодательством  полномочия в сфере уголовного судопроизводства. Следственный комитет РФ осуществляет иные полномочия, установленные федеральными законами и нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации.

Тремя годами ранее, Указом Президента РФ от 1 августа 2007 г. № 1004 было создан Следственный комитет при прокуратуре Российской Федерации, получивший статус органа прокуратуры, обеспечивавшего в пределах своих полномочий исполнение законодательства Российской Федерации об уголовном судопроизводстве. Данный этап можно назвать переходным, поскольку создать сразу единый федеральный орган следствия не представлялось возможным. Препятствием к объединению следственных органов на том этапе (в 2007 г.) были проблемы, связанные с материально-техническим, кадровым, организационным обеспечением сотрудников. Сейчас большая часть этих проблем, по словам главы Следственного комитета РФ А. Бастрыкина, решена.

При этом, если обратиться к недавней истории, сама идея создания единого следственного органа не нова, будучи впервые озвученной в Постановлении Верховного Совета РСФСР от 24 октября 1991 г. «О Концепции судебной реформы в РСФСР», в соответствии с которой неотъемлемой перспективой развития судебной власти в РФ было признано создание независимого Следственного комитета. Через полтора года было Постановление Верховного Совета РФ от 31 марта 1993 г. N 4715-I "О проекте закона Российской Федерации "О Следственном комитете Российской Федерации"

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Структура СК РФ

В соответствии с ч. 1 ст. 12 Федерального закона Российской Федерации от 28 декабря 2010 г. N 403-ФЗ "О Следственном комитете Российской Федерации"

в систему Следственного комитета входят:

1) центральный аппарат  Следственного комитета;

2) главные следственные  управления и следственные управления  Следственного комитета по субъектам  Российской Федерации (в том  числе их подразделения по  административным округам) и приравненные  к ним специализированные (в том числе военные) следственные управления и следственные отделы Следственного комитета ;

3) следственные отделы  и следственные отделения Следственного  комитета по районам, городам  и приравненные к ним, включая  специализированные (в том числе военные) следственные подразделения Следственного комитета;

Графическая структура СК.3

 

Глава 3. Следственные институты, действующие в иностранных государствах, сравнение их со СК РФ

В мире существуют две основные модели организации  расследования преступлений: французская и англо-американская. Во Франции  расследованием преступлений занимаются следственные суды, а также полиция и  прокуратура  в зависимости от тяжести преступного деяния. Согласно же англо-американской системе расследованием преступлений занимается исполнительная власть.

Дознание и  предварительное следствие в  уголовном процессе Франции –  две стадии французского уголовного процесса, которые в России составляют две формы предварительного расследования. Прежде всего следует отметить, что досудебное производство во Франции состоит не из двух, а из трех стадий: дознание, возбуждение уголовного преследования и предварительное следствие. Причем возбуждение уголовного преследования имеет место не до дознания (как в России), а исключительно после него.

Предварительное следствие – «instruction preparatoire»

Органом предварительного следствия I инстанции во Франции является следственный судья (]uge d'instruction).

Действующее законодательство наделяет следственного судью двойным  статусом: магистрата и собственно следственного судьи. Как магистрат он входит в состав суда большой инстанции, и на него полностью распространяется статус судей, в том числе правило несменяемости. При этом срок пребывания в должности для любого магистрата не определен.

Следственным  судьей член трибунала большой инстанции  назначается Президентом Республики по представлению министра юстиции (при этом обязательно учитывается  мнение Высшего Совета Магистратуры) сроком на 3 года, который может быть продлен впоследствии. Статус следственного судьи не дает права на несменяемость. Даже до истечения срока он может быть освобожден от своих обязанностей Декретом Президента. Однако на статусе магистрата это не сказывается, то есть бывший следственный судья становится просто членом трибунала большой инстанции.

Информация о работе Создание следственного комитета Российской Федерации