Соотношение государственной и служебной тайн

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 13:55, контрольная работа

Краткое описание

Государственная тайна отличается от служебной, коммерческой и иной тайны тем, что сведения, ее составляющие, напрямую связаны с государственными интересами Российской Федерации (а не конкретного предприятия или организации) и их разглашение может нанести ущерб безопасности всего государства, а не отдельно взятого юридического лица или предпринимателя. Именно поэтому в любой стране мира государственной тайне всегда уделяется повышенное внимание.

Оглавление

Введение
1. Государственная тайна
1.1 Понятие государственной тайны и её секретность
1.2 Защита государственной тайны
2. Понятие служебной тайны и её защита
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Государственная и служебная тайна.doc

— 118.00 Кб (Скачать)

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ 

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

«ЧЕЛЯБИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ»

ФАКУЛЬТЕТ ЗАОЧНОГО И ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

(Юриспруденция) 

 

 

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

По дисциплине «Правовые основы информационной безопасности»

        Тема: «Соотношение государственной и служебной тайн»

 

 

                                                Работу выполнила:

                                                               Студентка гр. 16ЮВ-101___

                                                               Шлемова И. Н.___________

                                           

 

 

 

 

 

Челябинск 2013

Содержание

Введение

1. Государственная тайна

1.1 Понятие государственной  тайны и её секретность

1.2 Защита государственной  тайны

2. Понятие служебной тайны и её защита

Заключение

Список используемой литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Рассматриваемые в нашей  контрольной работе тайны существовали всегда. А поскольку в настоящее  время мы можем наблюдать недостаточное правовое регулирование защиты этих тайн, отсутствие общего и чёткого определения некоторых тайн, то соответственно существуют и проблемы, связанные с использованием информации, составляющей какую-либо тайну. Эти проблемы могут выражаться в продаже информации, составляющей тайну, предоставлении ложной информации, составляющей какую-либо из рассматриваемых нами тайн, укрытии информации. Необходимость изучения данного вопроса состоит в том, что хорошее правовое регулирование защиты рассматриваемых тайн, определённый понятийный аппарат, создание непротиворечащих друг другу нормативных актов, послужат развитию экономики страны, политических, внешнеполитических отношений, более лучшей организации безопасности Российской Федерации.

Опираясь на нормативно-правовые акты, такие как Федеральные Законы, Гражданский Кодекс, мы видим, что в законодательстве существуют некоторые нестыковки, противоречия. Из статей профессоров и кандидатов юридических наук мы замечаем, что они видят и говорят о проблемах, связанных с защитой государственной и служебной тайн, предлагают методы решения этих проблем.

Цели и задачи контрольной  работы состоят в том, что, во-первых, понять вообще, что такое государственная  и служебная тайна и какие  различия существуют между ними, во-вторых, определить их роль в правовых отношениях, в-третьих, выявить и проанализировать проблемы, стоящие перед органами государственной службы, а также попытаться найти методы их решения.

Объект исследования - государственная и служебная  тайна: определение, способы защиты, проблемы и методы их разрешения. Предметом нашего исследования является также государственная и служебная тайна.

Метод, который мы использовали для изучения объекта в основном описательный. Также мы использовали метод исследования литературы по данной теме.

Глава 1. Государственная  тайна

1.1 Понятие  государственной тайны

Отнесение информации к  государственной тайне осуществляется в соответствии с Федеральным  Законом «О государственной тайне» от 21.07.1993 г. № 5485-1: «государственная тайна – защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нести ущерб безопасности РФ».

В ст.5 ФЗ «О государственной тайне» изложены сведения, подлежащие отнесению к государственной тайне, которые подразделяются на четыре основные группы:

1) сведения в военной  области:

2) сведения в области  экономики, науки и техники:

3) сведения в области  внешней политики и экономики:

4) сведения в области  разведывательной, контрразведывательной  и оперативно-розыскной деятельности:

Основным критерием  отнесения сведений к государственной  тайне является необходимость обеспечения  обороны безопасности государства  и правоохранительной деятельности в Российской Федерации.

Данный Перечень содержит сведения в области военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной  и оперативно-розыскной деятельности государства, распространение которых  может нанести ущерб безопасности Российской Федерации.

Согласно ст.8 Федерального Закона «О государственной тайне» установлено  три степени секретности сведений, составляющих государственную тайну, и соответствующие этим степеням грифы секретности для носителей указанных сведений: "особой важности", "совершенно секретно" и "секретно".

Основным критерием  при отнесении сведений к тому или иному грифу секретности  служит степень тяжести ущерба, который  может быть нанесен безопасности Российской Федерации вследствие распространения указанных сведений.

Сведениям, которые составляют государственную тайну и требуют  наибольшую защиту, присваивается гриф "особой важности"; требующим меньшую  степень защиты - "совершенно секретно", затем "секретно".

Правила отнесения сведений, составляющих государственную тайну, к различным степеням секретности утверждены Постановлением Правительства РФ от 4 сентября 1995 г. № 870.

Данные Правила являются обязательными для исполнения органами государственной власти, руководители которых наделены полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, при разработке ими развернутого перечня сведений, подлежащих засекречиванию.

Перечень должен определять степень секретности конкретных сведений, а его структура - учитывать  ведомственную или отраслевую специфику.

Степень секретности  сведений, составляющих государственную  тайну, должна соответствовать степени  тяжести ущерба, который может  быть нанесен безопасности РФ вследствие распространения указанных сведений.

Количественные и качественные показатели ущерба безопасности РФ определяются в соответствии с нормативно-методическими документами, которые утверждаются руководителями органов государственной власти, наделённые полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, и согласованными с межведомственной комиссией по защите государственной тайны.

К сведениям особой важности следует относить сведения в области  военной, внешнеполитической, экономической, научно-технической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной  деятельности, распространение которых может нанести ущерб интересам РФ в одной или нескольких из перечисленных областей.

К совершенно секретным  сведениям следует относить сведения в области военной, внешнеполитической, экономической, научно-технической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб интересам министерства (ведомства) или отрасли экономики РФ в одной или нескольких из перечисленных областей.

К секретным сведениям  следует относить все иные сведения из числа сведений, составляющих государственную тайну. Ущербом безопасности РФ в этом случае считается ущерб, нанесенный интересам предприятия, учреждения или организации в военной, внешнеполитической, экономической, научно-технической, разведывательной, контрразведывательной или оперативно-розыскной области деятельности.

Таким образом, отнесение  сведений, составляющих государственную  тайну, к той или иной степени  секретности зависит от того, в  насколько широкой сфере может  быть причинен ущерб безопасности государства.

1.2 Защита государственной  тайны

Защита государственной  тайны – наиболее важное направление  государственных органов. Россия тратит огромные деньги на обеспечение и  защиту безопасности страны и её граждан. За понятием «государственная тайна» стоят огромные финансовые средства и активы, труд множества поколений учёных, научно-исследовательских институтов, экспериментальных баз и многое другое.

В ст.20 Федерального Закона «О государственной тайне» к органам, непосредственно обязанным защищать государственную тайну, относят:

- Межведомственную комиссию  по защите государственной тайны;

- органы федеральной  исполнительной власти (Федеральная  служба безопасности Российской  Федерации, Министерство обороны  Российской Федерации), Служба внешней разведки Российской Федерации, Федеральная служба по техническому и экспортному контролю и их органы на местах;

- органы государственной  власти, предприятия, учреждения  и организации и их структурные  подразделения по защите государственной тайны.

На первом месте среди  органов защиты государственной  тайны находится Межведомственная комиссия по защите государственной  тайны. Данный орган носит надведомственный характер и занимается исключительно  вопросами защиты государственной  тайны в отличие от других органов защиты государственной тайны, в функции которых входит исполнение также иных обязанностей согласно их основному профилю.

Решения Межведомственной комиссии по защите государственной  тайны, принятые в соответствии с  ее полномочиями, являются обязательными для исполнения федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, организациями, должностными лицами и гражданами. Руководство деятельностью Межведомственной комиссии осуществляет Президент Российской Федерации, что подчеркивает особую важность и значимость данного органа.

В ч. 3 ст. 7 Закона "О  федеральной службе безопасности" также указано, что граждане РФ, допущенные к сведениям об органах федеральной  службы безопасности, составляющим государственную тайну, несут за их разглашение ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

Нарушение законодательства о государственной тайне может  совершаться как умышленно, так  и неосторожно. За умышленное нарушение законодательства о государственной тайне в виде государственной измены, шпионажа, разглашения государственной тайны предусмотрена уголовная ответственность ст. ст. 275, 276, 283 УК РФ соответственно. Также уголовная ответственность предусмотрена и за такое деяние, как утрата документов, содержащих государственную тайну, ст. 284 УК РФ. Однако это преступление совершается с неосторожной формой вины.

Нарушение правил защиты информации, и незаконная деятельность в области защиты информации могут  совершаться как умышленно, так и неосторожно и влекут административную ответственность, предусмотренную ст. ст. 13.12, 13.13 КоАП РФ.

Однако приходится констатировать, что, во-первых, правоохранительные органы не умеют и не хотят пресекать  распродажу государственных секретов, которые принимают массовый, рыночный характер. На сегодняшний день отсутствует классификатор, т.е. методика расчёта ущерба, причинённого преступным посягательством, что не позволяет оценить тяжесть последствий. Правовая база, регламентирующая охрану государственной тайны, недоработана и не соответствует имеющейся нормативной базе, а именно – ФЗ «О государственной тайне» и указу Президента об утверждении перечня сведений, отнесённых к государственной тайне.

Как следует из ФЗ «О государственной тайне», Правительство РФ должно устанавливать порядок определения размера ущерба, наступившего в результате несанкционированного распространения сведений, составляющих государственную тайну, а также ущерба, наносимого собственнику информации в результате её засекречивания.

На сегодняшний день отсутствие методик расчёта ущерба приводит к незащищённости государственной  тайны. Одним из основных квалифицирующих  признаков таких преступлений, как  государственная измена и шпионаж, является наличие ущерба, определить которых в настоящее время не представляется возможным. Отсутствует чёткое законодательное регулирование таких основных вопросов: что есть государственная измена, а что – разглашение государственной тайны, кто несёт ответственность, какой ущерб причинён безопасности и обороноспособности страны. К сожалению, пока ответы на эти важные вопросы, от которых зависят не только государственные интересы, но судьбы граждан, решаются по усмотрению и настроению суда, а не по чётким и однозначным регламентациям в законе.

Таким образом, рядовой  человек, не знакомый с перечнем министерства, ведомств и других субъектов, наделённых правом засекречивания, не в состоянии  определить, что есть государственный  секрет, а что нет. Парадоксальная вещь: кража мешка картошки или мелочи из кармана уголовным законодательством более урегулирована, чем противоправная распродажа государственной тайны стоимостью в миллионы и миллиарды долларов. Правоохранительная система в связи с правовой неурегулированностью пока не может расставить барьеры для предотвращения утечки государственной тайны и госсекретов. Безнаказанность истинных виновных способствует совершению подобных преступлений снова и снова.

Информация о работе Соотношение государственной и служебной тайн