Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 09:00, курсовая работа
Современный этап развития нашей страны, характеризующийся интеграцией Российской Федерации в европейское и мировое экономическое пространство, развитием кино и шоу индустрии, появлением новых технологий, технических разработок и научных достижений, выдвигает на первый план задачи правовой охраны результатов интеллектуального труда и охрану коммерческой и служебной тайны.
3
Введение.
Современный этап развития нашей страны, характеризующийся интеграцией Российской Федерации в европейское и мировое экономическое пространство, развитием кино и шоу индустрии, появлением новых технологий, технических разработок и научных достижений, выдвигает на первый план задачи правовой охраны результатов интеллектуального труда и охрану коммерческой и служебной тайны.
В условиях развития рыночной экономики и усиления конкуренции на рынке товаров и услуг важное значение занимает информация. Она представляет собой сведения о лицах и вещах, предметах, событиях, явлениях, процессах, услугах, результатах интеллектуальной деятельности независимо от формы их представления. Объем ее очень велик, что делает ее первейшим условием работы с информацией вообще и правового регулирования, в частности, классификацию информационных процессов. Классификация информации проводится в зависимости от цели ее основания по различным критериям. С точки зрения правового регулирования важнейшим из них является доступность информации.
Информационные ресурсы являются объектами собственности лиц, которые их создали, приобрели на законном основании, получили в порядке наследования или дарения.
По общему правилу, государственные информационные ресурсы РФ являются общедоступными и открытыми. Из общего правила об открытости и доступности информации существует исключение – это документированная информация, отнесенная законом к
4
категории ограниченного доступа. Она подразделяется на государственную тайну и конфиденциальную.
Ст. 139 гражданского кодекса РФ к объектам гражданских прав, содержащих конфиденциальную информацию, отнесла служебную и коммерческую тайну.
ТАЙНА - один из важнейших институтов, определяющих соотношение интересов личности и государства, частного и публичного права, основания и приделы вмешательства государства
в негосударственную сферу, степень информационной защищенности.
ТАЙНА – это сфера объективной реальности, скрытая от нашего восприятия, либо понимания. С одной стороны, это все то, что на данный момент создано человеческим интеллектом, с другой – это нечто известное, но с определенной целью скрываемого от других людей.
5
1. НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНСТИТУТА КОММЕРЧЕСКОЙ И СЛУЖЕБНОЙ ТАЙНЫ.
Являясь социальным явлением, тайна имеет иерархическую структуру, определяющую степень приоритетов, принятых в данном социальном образовании. Данную структуру можно рассмотреть двояко.
С одного взгляда, за основу необходимо взять интересы конкретного человека, при втором – за основу берется ущерб, наносимый распространением таких сведений.
Сведения, составляющие государственную тайну, установлены соответствующим перечнем и подлежат защите со стороны государства.
Коммерческая тайна таким перечнем не определена, поскольку она всегда различна, относительно к различным предприятиям и фирмам. Другое отличие. Государственная тайна охраняется силой государства в лице соответствующих органов. Коммерческая тайна охраняется службой безопасности предприятия. При этом следует иметь ввиду, что коммерческие секреты могут быть государственными секретами, однако государственные секреты не могут быть коммерческой тайной.
В повседневной жизни коммерческая тайна всегда выступает в форме коммерческих секретов. Но при этом следует отметить, что всякая тайна есть секрет, но не всякий секрет есть тайна.
Из вышесказанного можно сделать вывод, что коммерческая тайна – это преднамеренно скрываемые по коммерческим соображениям экономические интересы и сведения о различных сторонах и сферах производственно - хозяйственной, управленческой, научно-технической, финансовой деятельности фирмы, охрана которых
6
обусловлена интересами конкуренции и возможными угрозами экономической безопасности фирмы. Коммерческая тайна возникает тогда, когда она представляет интерес для коммерции.
Коммерческие секреты – форма проявления коммерческой тайны. Они представляют собой сведения документов в виде документов, схем, изделий, относящиеся к коммерческой тайне фирмы, которые подлежат защите со стороны службы безопасности от возможных посягательств путем похищения, выведывания, утечки информации. Коммерческие секреты различаются по следующим признакам:
- по природе коммерческой тайны (технологические, производственные, организационные, маркетинговые, интеллектуальные);
- по принадлежности собственнику (собственность предприятия, группы предприятий, отдельного лица, группы лиц);
- по назначению коммерческих секретов.
Носитель коммерческого секрета – лицо, осведомленное о коммерческих секретах предприятия или фирмы (руководители и допущенные к коммерческим секретам исполнители). Секретность в условиях рыночного хозяйствования защищает производителей недобросовестной конкуренции, к которой относятся различные противоправные действия в виде скрытого использования торговой марки, подделки продукции конкурента, обманной рекламы.
Разглашение коммерческой тайны может ухудшить положение предприятия или фирмы. Чтобы это не произошло, следует перевести такую информацию в разряд охраняемой. Однако, следует обратить внимание на то, что собственник информации не вправе отнести к ней сведения, попадающие под категорию
7
государственной тайну, так как они имеют специальный режим охраны.
Кроме того, в силу прямого указания закона руководитель фирмы не может отнести к коммерческой тайне сведения о видах деятельности, поскольку это может привести к сокрытию сведений о загрязнении окружающей среды и другой негативной деятельности, способной нанести ущерб обществу.
Понятие «коммерческая тайна» совсем недавно появилось в нашем законодательстве, поэтому методика отнесения тех или иных сведений к коммерческой тайне еще не разработана. В ст. 139 ГК РФ наряду с коммерческой тайной определяется и служебная тайна. Она действует в отношении деятельности органов государственной власти.
Служебная тайна – сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти в соответствии с ГК РФ и Федеральными законами, возникает тогда, когда предоставляется информация о деятельности государственных органов и их служащих, представляющая не коммерческий, а государственный интерес. Информация, имеющая коммерческий интерес, предоставляемая государственными служащими для проверки (налоги и т.д.) попадает под статус служебной тайны.
При решении вопроса о коммерческой и служебной тайне индивидуальные предприниматели и юридические лица сталкиваются с двумя трудностями.
Первая связана с тем, что обладатель информационных ресурсов, содержащих ведения, относящиеся к государственной тайне, а последняя, как отмечалось выше, входит в категорию ограниченного доступа. Если сведения, отнесенные обладателем к коммерческой и
8
служебной тайне, касаются государственной безопасности и попадают под перечень, указанный в статье 5 Закона «О государственной тайне» от 21.07.1993 г., то компетентный орган вправе принять решение об отнесении их к государственной тайне. При этом компетентным органом и обладателем информации заключается договор, в котором оговариваются размер материального ущерба в связи с засекречиванием информации, а также обязанность собственника о ее неразглашении.
Если собственник информации отказывается от подписания такого контракта, он предупреждается об ответственности за несанкционированное распространение информации, составляющей государственную тайну. При заключении договора собственник вправе распоряжаться ими только с разрешения компетентных органов.
Вторая трудность отграничения служебной и коммерческой тайны.
Решение этого вопроса предполагает уяснение места служебной и коммерческой тайны в системе отношений по поводу информации.
Служебная тайна – служебные сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти.
Коммерческая тайна – сведения, связанные с коммерческой деятельностью.
Законодательство четкой грани между ними не проводит: их правовой режим одинаков и одно лицо может обладать как той, так и другой тайной.
В юридической литературе высказан такой взгляд, когда служебная и коммерческая тайна рассматриваются как охватывающие два разных института охраняемой информации.
9
Служебная тайна относится к публичному праву, а коммерческая к гражданскому. И вследствие этого делается вывод, что отношения, связанные со служебной и коммерческой тайной не могут регулироваться одним и тем же законом, а их объединение в одной статье ГК ошибочно.
10
1.1.Нормативно-правовое регулирование коммерческой и служебной тайны.
В России коммерческая и служебная тайна стали предметом законодательного регулирования с переходом к реформированию экономики.
Ст. 28 Закона РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности» от 25.12.90 года дала право предприятиям не предоставлять информацию, содержащую коммерческую тайну.
Одним из самых сложных вопросов при внедрении института служебной и коммерческой тайны оказалась ее правовая защита. На сегодня в России действует около 100 законодательных и иных нормативных актов, связанных с защитой коммерческой тайны.
Самым первым источником, регулирующим данный институт, является Конституция РФ, принятая 12 декабря 1993 г. В ней закреплено право граждан, организаций и государства на тайну. Законодатель гарантирует и другое важнейшее право – право свободно искать, получать, предавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Причем на основании ст.35 ГК РФ, это право может быть определено только Федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. В результате законодателю, в
каждом конкретном случае приходится находить баланс между обеспечением тайны и правом на информацию.
С проявлением в законодательстве положений о коммерческой тайне любой может обеспечить защиту своих прав не только путем
11
получения патента, лицензии и т.п., но и засекретив свои достижения в определенной сфере.
Вторым по значимости является ГК РФ. В ст. 139 и ст. 727 определены коммерческая и служебная тайны. Следующими по юридической силе идут Федеральные законы, которые регламентируют отдельные аспекты, связанные с коммерческой и служебной тайной.
Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации», ст. 10, разграничивает информацию с ограниченным доступом на государственную тайну и конфиденциальную. К документам, которые регламентируют отдельные аспекты, связанные с коммерческой и служебной тайной, можно также отнести:
- федеральный закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности»;
- федеральный закон «О СМИ»;
- федеральный закон «О государственной тайне»;
- федеральный закон «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации»;
- федеральный закон «О федеральных органах правительственной связи и информации»;
- Постановление правительства РСФСР от 05.12.91г. № 35 «О перечне сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну».
Однако, реальный шаг в создании надлежащей правовой базы, обеспечивающей гарантию защиты прав предпринимателей на коммерческую тайну, уже сделан. В настоящее время на рассмотрении Государственной Думы находится проект
12
Федерального закона «О коммерческой тайне», разработанный на основании ст. 34 Конституции РФ и ст. 139 ГК РФ, предусматривающий защиту служебной и коммерческой тайны. Вместе с тем, нормы документов имеют, как правило, декларативный характер, либо отсылочный и не устанавливают механизм реализации и защиты, прав на информацию, составляющую коммерческую или служебную тайну.
В этой ситуации заинтересованные лица могут:
- прибегая к противоправным действиям (хищение, подкуп и т.п.);
- получать информацию, составляющую ту или иную тайну конкурента;
- использовать ее с целью достижения преимущества на рынке и уходить от ответственности.
Отсутствие единого законодательного акта, регулирующего отношения по поводу реализации прав на коммерческую и служебную тайну, оставляет подобные действия практически беззаконными. Будущий закон урегулирует отношения юридических и физических лиц, обладающих коммерческой тайной, между собой, с органами государственной власти, органами местного самоуправления по поводу реализации права на коммерческую тайну и защиту сведений, ее содержащих.