Коммерческая и служебная тайна

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 09:00, курсовая работа

Краткое описание

Современный этап развития нашей страны, характеризующийся интеграцией Российской Федерации в европейское и мировое экономическое пространство, развитием кино и шоу индустрии, появлением новых технологий, технических разработок и научных достижений, выдвигает на первый план задачи правовой охраны результатов интеллектуального труда и охрану коммерческой и служебной тайны.

Файлы: 1 файл

Гражд. право курсовик.doc

— 113.00 Кб (Скачать)

 

22

лишь те сведения и только в том объеме, которые охватываются полномочиями соответствующих органов.

Вторая проблема – недопущение распространения коммерческой и служебной тайны органами государственной власти и органами местного самоуправления.

Законы и иные нормативные акты о прокуратуре, налоговой службе, налоговой полиции, таможне, Федеральных антимонопольных и патентных органах, об органах регулирования естественных монополий и другие, обязывают эти органы и их служащих не разглашать служебную и коммерческую тайну индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, ставшую им известной при выполнении своих функций.

К служебной тайне, за исключением информации, составляющей государственную и военную тайну, относится информация о деятельности государственных органов и их служащих, представляющая не коммерческий, а государственный интерес и информация, составляющая коммерческую тайну субъекта, осуществляющего предпринимательскую деятельность, полученная в пределах своей компетенции для выполнения возложенной на него функции.

Отношение, связанные со служебной и коммерческой тайной, не могут регулироваться одним и тем же законом. Именно по этому законодатель разработал Закон «О служебной тайне».

 

 

 

 

 

23

2. ПРАВОВЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ НАРУШЕНИЯ РЕЖИМА ТАЙНЫ.

 

Осуществляя право обладания информацией в режиме коммерческой тайны, владелец информации принимает меры к обеспечению её конфиденциальности, применяет технические средства защиты своей информации (коды, блокирующие программы и др.). Правообладатель имеет право на защиту своей информации. Собственно, сам режим коммерческой тайны - это система защиты информации.

При использовании гражданско-правовых мер защиты коммерческой и служебной тайны, важны 3 момента:

- определение способа защиты прав обладателей служебной и коммерческой тайны и меры ответственности за её разглашение;

- кто может быть субъектом ответственности;

- условия, при которых ответственность наступает.

В зависимости от обстоятельств разглашение тайны и участвующих в нём лиц, может быть приведен любой из способов защиты гражданских прав. Это может быть возмещение убытков (прямого ущерба, и упущенные выгоды). Признание не действительным акта государственного органа или местного самоуправления также сопровождается возмещением убытков или компенсацией морального вреда.

В число субъектов ответственности входят различные лица. Прежде всего, это те, кто не законным путём получил информацию, составляющую служебную или коммерческую тайну. Ими могут быть лица, не имеющие законного доступа к источнику соответствующей конфиденциальной информации и ставшие её

24

обладателями путем воровства, грабежа, мошенничества. Для наступления их ответственности никакого дополнительного условия не требуется.

Кроме того к субъектам ответственности относятся работники, состоящие с обладателем служебной и коммерческой тайны в трудовых правоотношениях на основании трудового договора (бухгалтер, кассир, экономисты). Ответственность наступает в том случае, если ему заранее совершено, определено, ясно, и не двусмысленно было сообщено, какие сведения составляют коммерческую тайну и именно он их разгласил. Как отмечалось выше, в действующем законодательстве отсутствуют нормы, регулирующие отношения по поводу разглашения служебной и коммерческой тайны.

Во всех случаях целесообразно во избежание недоразумений при заключении трудового договора указывать в его условиях ответственность работника  за разглашения служебной или коммерческой тайны (или же возможен вариант заключения отдельного договора о неразглашении тайны). Затем под расписку сообщить работнику перечень сведений, с которыми он соприкасается при исполнении своих трудовых и служебных обязанностей.

Кроме того, необходимо позаботится о создании и соблюдении режима сохранения засекреченных сведений (нанесении специальных грифов, свидетельствующих о том что документ содержит, коммерческую или служебную информацию).

Субъектами ответственности являются также контрагенты по гражданско-правовым договорам. При переговорах они обмениваются информацией о предмете, цене, сроках выполнения

25

обязательств по договору. Разглашение этих сведений до подписания договора или входе его реализации может нанести урон стороне, служебная и коммерческая тайна которой была нарушена. Поэтому целесообразно перед началом переговоров обмениваться под расписку не подлежащими разглашению сведениями, а в самом договоре отметить те условия, которые носят конфиденциальный характер. Но в любом случае следует предусматривать неустойку за разглашение коммерческой тайны. По некоторым гражданско-правовым договором законодатель, независимо от усмотрения сторон, установил нормы, предполагающие ответственность за разглашение служебной и коммерческой тайны (договор поручение, по которому коммерческий представитель не в праве разглашать сведения, ставшие ему известными не только во время исполнения данного ему поручения).

Руководитель предприятия не в праве относить к коммерческой тайне сведения о каких-либо противоправных фактах либо нарушениях, а равно и данные, затрагивающие или могущие затронуть законные интересы работников.

Отнесение сведений к коммерческой тайне имеет юридическое значение только в том случае, если их перечень зафиксирован в приказе, распоряжении или иным способом. В этом же локальном акте могут быть указаны и должностные лица, на которых возложено обеспечение безопасности тайны. Как правило, это руководитель службы безопасности, а также необходимые для этого организационные меры.

Важное значение, имеет положение проекта об обязательствах по сохранению коммерческой тайны гражданско-правовой договор. Представляется, что такая норма будет способствовать созданию

26

таких условий, когда долговременное «замораживание» технических новшеств станет невыгодно. Следует отметить, что для создания правового механизма регулирования отношений работодателя и работника, допущенного к коммерческой и служебной тайне.

Законопроекты «О коммерческой тайне» и «О служебной тайне» способствуют развитию добросовестной конкуренции, а также утверждению цивилизованных форм обмена информацией.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

27

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Прогресс, набравший силу в наш бурный век, обрушил на человека огромное количество информации. Зачастую именно обладатель качественно новой, оригинальной информации, становится обладателем наилучшего положения на рынке товаров и услуг. И как следствие, всегда именно эта информация доставляла больше забот, так как  ее охрана оказывалась очень трудной. Идя навстречу обладателям такой информации, законодатель принял ряд законов, защищающих их от посягательства со стороны третьих лиц.

В данном случае речь идет о законопроектах «О коммерческой тайне» и «О служебной тайне».

ТАЙНА – это сфера реальности, скрытая от нашего восприятия, имеющая свою структуру, как и всякое социальное явление.

Затрагивая рассматриваемую тему, можно сказать, что институт тайны, как служебной, так и коммерческой, является одним из составных, причем важных, системы обеспечения устойчивости рынка, ограничения монополизма в производстве. При исследовании проблемы  выяснилось, что многие авторы рекомендуют разграничить эти два понятия (коммерческой и служебной тайны).

На данный момент эти понятия объединены ст. 139 ГК РФ, хотя обладателем  и той и другой тайны может быть одно лицо.

Исходя из определения коммерческой тайны, можно сказать, что это научно-техническая, коммерческая организационная и другая информация, используемая в предпринимательской деятельности, обладающая реальной и потенциальной экономической ценностью.

 

 

 

28

Можно сделать вывод – это то, что можно продать или купить и, самое важное, не всегда законным путем. Но случается и такое. И в данный момент возникает вопрос о защите подобной информации.

Законодатель, ища пути решения этой проблемы, разрешил относить такую информацию к режиму коммерческой тайны. Но тут важно знать предел тех сведений, которые могут быть отнесены к данному режиму. Исходя из самой природы коммерческой тайны, ошибочно было бы говорить о применении принципа «запрещено все, что не позволено».

Предприниматель или хозяйствующий субъект сам определяет круг сведений, которые он хотел бы сохранить в режиме секретности. Однако и тут законодатель постарался отрегулировать данный вопрос и, как следствие, был принят Перечень сведений, которые не могут храниться в режиме коммерческой тайны.

Серьёзным вопросом, требующим четкого правового регулирования, представляется реализация механизма защиты коммерческой тайны при передаче такой информации в органы государственной власти и местного самоуправления. Особое внимание следует уделить режиму доступа, обращения и хранения по отношению к данным сведениям, но кроме того, предусмотреть ответственность в случае разглашения или утраты.

В данном случае возникает другой институт тайны – служебной. Она связана с деятельностью государственных органов и органов местного самоуправления и носит не коммерческий интерес, а государственный.

Институт служебной тайны создан с целью обеспечения безопасности государства в частности, и общества в целом. Однако тут возникает две взаимосвязанные  проблемы.

29

Одна состоит в том, что при осуществлении своих обязанностей, нередко складываются конфликтные ситуации. Хозяйствующие субъекты, пользуясь предоставленным им правом, подчас относят к коммерческой тайне чуть ли не все сведения о своей организации.

Вторая проблема – это запрещение разглашать тайну, ставшую известной некоторым лицам при выполнении своих профессиональных функций.

Помимо способов защиты, предусмотренных самим хозяйствующим субъектом, необходимо создать уровень защиты со стороны государства.

При определении перечня сведений, подлежащих защите с помощью режима коммерческой тайны, необходимо учесть, что всякая тайна есть секрет, но не всякий секрет есть тайна.

Одной из самых распространенных категорий сведений, которыми может придаваться статус коммерческой тайны, являются производственные секреты («ноу-хау»). Именно такие сведения в конечном итоге позволяют осуществлять прорыв на товарном рынке тому или иному субъекту предпринимательской деятельности, но тут важно знать, что идеи, замыслы, хотя бы и высказанные вслух, под режим коммерческой тайны не попадают.

Как только идея созреет до практического применения, технической задачи и будет зафиксирована, возникает информация, которая может быть охраняемой коммерческой тайной. Для охраны таковой необходим режим секретности, причем установленной самим хозяйствующим субъектом. Это может быть приказ по предприятию. В таком приказе необходимо указать перечень сведений, лиц с наименованием их должностей, имеющих доступ к

 

30

секретной информации, а также ответственность данных лиц в случае разглашения подобной информации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

          2

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………  стр. 3

Раздел I.

«Нормативно-правовое регулирование института коммерческой и служебной тайны»……………………стр. 5

Глава 1.1.

«Нормативно-правовое регулирование коммерческой и служебной тайны» ………………………………………стр.10

Глава 1.2.

«Режим коммерческой тайны» ………………………...стр.13

Глава 1.3.

«Характеристика служебной тайны» ………………….стр.21

Раздел II.

«Правовые последствия нарушения режима тайны»…стр.23

Заключение………………………………………………стр.27

Список нормативно-правовой литературы……………стр. 31

 

 

 

 

 

 

 

 

Информация о работе Коммерческая и служебная тайна