Коммерческая и служебная тайна

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 09:00, курсовая работа

Краткое описание

Современный этап развития нашей страны, характеризующийся интеграцией Российской Федерации в европейское и мировое экономическое пространство, развитием кино и шоу индустрии, появлением новых технологий, технических разработок и научных достижений, выдвигает на первый план задачи правовой охраны результатов интеллектуального труда и охрану коммерческой и служебной тайны.

Файлы: 1 файл

Гражд. право курсовик.doc

— 113.00 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

13

1.2. РЕЖИМ КОММЕРЧЕСКОЙ ТАЙНЫ.

Осуществляя право обладателя информацией в режиме коммерческой тайны, владелец информации принимает организационные меры к обеспечению ее конфиденциальности.

Коммерческая тайна – научно-техническая, коммерческая, организационная и иная информация, используемая в предпринимательской деятельности, и обладающая реальной потенциальной и экономической ценностью. Фундаментом коммерческой тайны является возможный ущерб, но который затрагивает интересы юридических или физических лиц и выражающийся в прямых имущественных потерях либо упущенной выгоде в результате неправомерного обращения с такого рода информацией.

Отсюда следует, что любая информация, представляющая для субъектов предпринимательской деятельности интерес с точки зрения получения прибыли от ее использования, может быть отнесена ими к коммерческой тайне, следовательно, подлежит защите способами, предусмотренными ГК РФ.

По определению ст. 139 ГК РФ, подобная информация должна обладать 3 признаками:

1). Информация имеет реальную действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам;

2). К ней нет свободного доступа на законном основании;

3). Обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности.

Но данная статья не определяет «секреты производства» («ноу-хау») и не перечисляет виды информации (техническая, организационная,

14

коммерческая), не раскрывает понятия, что может быть информацией, составляющей коммерческую тайну. Поэтому правообладатель такой информации сам решает, что необходимо отнести к режиму коммерческой тайны.

Это значит, что данная информация не только нова, оригинальна, но и имеет в настоящее время  или может приобрести в будущем потребительскую стоимость, то есть является товаром, имеющим интерес для субъектов коммерческой деятельности.

Во-вторых, к ней свободного доступа на законном основании, т.е. не обязан представлять ее (возмездно или безвозмездно) лицам, нуждающимся в такой информации.

В-третьих, обладатель информации принимает меры по ее охране. Эта информация существует в определенной объективной форме в виде схем, чертежей, описания технологий, рецептур.

Информация может быть:

- на бумажных носителях, в виде аудио или видеозаписи, на магнитных носителях;

-это может быть незапатентованные научно-технические разработки организации (или ее работников);

- базы данных, хотя и являются объектами охраны авторского права, но и в отличие от других произведений, которые в силу их оригинальности  неповторимы (их трудно выдать за свои), программы, как показывает практика, легко копируются, присваиваются, принадлежность их автору доказать очень сложно;

- сведения о патенциальнных  покупателях и поставщиках.

Сведения, относящиеся к коммерческой тайне, могут являться предметом самостоятельных сделок, однако, их разглашение может

 

15

причинить имущественный ущерб организациям. Кроме того, к коммерческой тайне могут быть отнесены:

-инвестиционные договоры о передаче научно-технической продукции,

-договоры об оказании возмездных услуг,

-договоры купли-продажи.

Однако, следует иметь ввиду, тот факт, что идея и замысел, хотя и высказанные в слух, под режим коммерческой тайны не попадают. Но как только идея созреет до практического решения, технической задачи и будет зафиксирована, только тогда информация становится коммерческой тайной.        

Информация, составляющая коммерческую тайну, зачастую переплетается с личной и государственной тайной, в случае, если ущерб от распространения конкретных сведений прямо или косвенно влияет на состояние безопасности государства.

Институт коммерческой тайны является одним из важнейших компонентов системы обеспечения устойчивости рынка, ограничения монополизма в производственно – экономических отношениях. Особенности статуса коммерческой тайны заключаются в обеспечении защиты коммерческого успеха, приоритетного положения на рынке и посредством этого – защиты финансовых средств, вложенных в соответствующие разработки или исследования; субъективных прав личности на авторство изобретения, алгоритма полезной модели, до их защиты соответствующим патентом.

В настоящее время правовой институт коммерческой тайны представлен ст. 139 ГК РФ. Объединение этих понятий применительно к гражданско-правовым отношениям является

16

новшеством, так как не все конфиденциальные сведения, образующиеся в деятельности учреждений и организаций предпринимательской сферы, можно охватить понятием коммерческая тайна. Нормативно-правовое регулирование института коммерческой тайны сопряжено с рядом проблем, которые законодатель должен был решить, иначе реализация практического механизма защиты таких сведений не будет достаточно эффективной.

Многие авторы высказывают такую мысль, что перечень сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну, равно как и перечень сведений, которые  могут составлять коммерческую тайну, должен быть утвержден законом, а не подзаконным  актом, как это имеет место сейчас. Исходя из самой природы коммерческой тайны, ошибочно можно было предположить, что под данным режимом можно скрыть любую информацию, касающуюся деятельности хозяйствующего субъекта, так как это может угрожать как обществу в целом, так и государству в частности.

Решая эту проблему, законодатель определил Перечень сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну. В Постановлении Правительства РСФСР от 05.12.91 г. № 35 сказано:

1. Установить, что коммерческую тайну предприятия и предпринимателя не могут составлять:

- учредительные документы (решения о создании предприятия, договор учредителей) и Устава;

- документы, дающие право заниматься предпринимательской деятельности (регистрируемые удостоверения, лицензии, патенты);

- сведения по установленным формам отчетности о финансово-хозяйственной деятельности или иные сведения, необходимые для

17

проверки правильности исчисления и уплаты налогов и других обязательных платежей в государственную бюджетную систему;

- документы о платежеспособности;

- сведения о численности, составе работающих их заработной плате и условиях труда, а также нарушения законодательства, о размерах причиненного при этом ущерба;

- сведения об участии должностных лиц предприятия в кооперативах, малых предприятиях, товариществах, акционерных обществах, объединениях и других организациях, занимающихся предпринимательской деятельностью.

2. Запретить государственным и муниципальным предприятием до и в процессе их приватизации относить к коммерческой тайне данные:

- о размерах имущества предприятия и его денежных средствах;

- о вложении средств в доходные активы (ценные бумаги) других предприятий, в процентные облигации и займы, в уставные фонды совместных предприятий;

- о кредитных, торговых и иных обязательствах предприятия, вытекающих из законодательства РФ и заключенных им договоров;

- о договорах с кооперативами, иными государственными предприятиями, творческими и временными трудовыми коллективами, а также отдельными гражданами.

3. Предприятия и лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью, руководители государственных и муниципальных предприятий, обязаны представлять сведения, перечисленные в Постановлении Правительства РСФСР от 05.12.91 №35, по требованию органов власти, управления, контролирующих и правоохранительных органов, других юридических лиц, имеющих

 

18

на это право, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

4. Действие настоящего постановления не распространяется на сведения, относимые в соответствии с международным договором к коммерческой тайне, а также на сведения о деятельности предприятия, которые в соответствии с действующим законодательством составляют коммерческую тайну.

Некоторые авторы юридической литературы высказывают мысль о том, что круг сведений, не могущих составлять коммерческую тайну, предусмотренных вышеуказанным Постановлением, должен быть сокращен. Так, информация о платежеспособности организации, об участии ее руководителей в товариществах и обществах, об оплате налогов и некоторых других сведений, указанных в Постановлении, как не составляющих коммерческую тайну, могут быть подчинены режиму коммерческой тайны. Но при этом следует учесть, что данный режим не распространяется на доступ государственных органов и их должностных лиц, действующих в пределах их компетенции, получающих соответствующую информацию при выполнении ими контрольно-надзорных функций.

Особое место среди сведений, составляющих коммерческую тайну, занимают правомерно используемые в производстве, но без оформления патентов, результаты интеллектуальной деятельности (новые вещества, технологии, механизмы). Однако, они являются объектами интеллектуальной собственности.

Исключительное право является синонимом интеллектуальной собственности и определяется как монопольное право в том смысле, что принадлежит одному лицу.

19

В то же время, информация одна и та же, будучи самостоятельно созданной и охраняемая коммерческой тайной, может принадлежать различным правообладателям. В силу этого статья 151 Основ гражданского законодательства определяет, что такая информация, как секрет производства («ноу-хау»), объектом исключительного права не является, хотя и может выступать результатом интеллектуальной деятельности.

Правообладатель в целях распространения сферы своего влияния предпочитает передавать права на использование своей интеллектуальной собственности и «ноу-хау» различным пользователям, сохраняя свое исключительное право на охраняемую коммерческой тайной информацию. При этом каждый из пользователей обязан не разглашать секреты производства правообладателя и другую полученную от него конфиденциальную информация, в том числе для передачи другим лицам.

Право распространять информацию – это предоставление доступа к информации различными способами.

Владелец информации, составляющей коммерческую тайну, не заинтересован в широком ее распространении, поэтому информация представляется избирательно, на возмездных началах с сохранением конфиденциально передаваемой информации.

Из всего выше сказанного возникает ряд особенностей, которые необходимо отрегулировать законодательно. Возникновение имущественных прав на секреты производства, создании в порядке гражданско-правового договора.

Иными словами, коммерческая организация заказывает разработку, например, новую технологию и получает результат.

 

20

Очевидно, что имущественные права на данную технологию должны принадлежать заказчику. Однако, должен ли исполнитель иметь какие-то права? Поэтому необходимо определенное соглашение, при котором заказчик не в состоянии закрепить использование «ноу-хау» исполнителем в своих интересах, а исполнитель обладает правами на данную технологию только в пределах авторского права.

Возникновение имущественных прав на секреты производства. Из самой природы трудовых отношений следует, что права на «ноу-хау» принадлежат работодателю. Однако необходимо создать такие условия для работника, целью которых было бы повышение качества выполняемой работы. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

21

1.3.ХАРАКТЕРИСТИКА СЛУЖЕБНОЙ ТАЙНЫ

Наряду с коммерческой тайной, ст. 139 ГК РФ определяет и служебную тайну.

К ней, в частности, относятся:

- сведения о руководителях организаций, других работниках (судимость, опыт работы, профессиональные знания, навыки, умения, деловые связи);

- сведения об участии в капиталах других организаций, о вложении средств в ценные бумаги, на депозитные счета банков;

- сведения о структуре управления производством, методика обучения персонала;

- сведения об источниках финансирования;

- сведения о заключенных сделках, применяемых ценах, кредитоспособность данной организации;

- состояние материально-технической базы данной организации.

К субъектам служебной тайны относятся государственные органы и органы местного самоуправления, которым по роду своей деятельности разрешен доступ к информации, содержащей служебную и коммерческую тайну,  здесь возникают две проблемы, взаимосвязанные между собой.

Одна из них состоит в том, что при осуществлении компетентными органами своих функций, нередко складываются конфликтные ситуации. Хозяйствующие субъекты, пользуясь предоставленным им правом, относятся подчас чуть ли не все сведения о своей организации к служебной тайне и вследствие чего отказываются передавать их этим органам как содержащие тайну. Эти действия явно противоправны. Надо лишь уточнить. Им должны сообщаться

Информация о работе Коммерческая и служебная тайна