Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 13:55, контрольная работа
Государственная тайна отличается от служебной, коммерческой и иной тайны тем, что сведения, ее составляющие, напрямую связаны с государственными интересами Российской Федерации (а не конкретного предприятия или организации) и их разглашение может нанести ущерб безопасности всего государства, а не отдельно взятого юридического лица или предпринимателя. Именно поэтому в любой стране мира государственной тайне всегда уделяется повышенное внимание.
Введение
1. Государственная тайна
1.1 Понятие государственной тайны и её секретность
1.2 Защита государственной тайны
2. Понятие служебной тайны и её защита
Заключение
Список используемой литературы
На содержание аппаратов министерств ведомств идут огромные бюджетные средства, но ответственность за сохранение государственной тайны несут, к сожалению, не чиновники, а простые граждане.
2. Понятие служебной тайны и её защита
В соответствии со ст. 139 ГК РФ "тайна" есть определенная неизвестная широкому кругу лиц информация. Строго говоря, "тайной" считается и такая информация, которая вообще никому неизвестна; в этом случае "тайна" есть нечто непознанное. Но такая ("абсолютная") тайна здесь не рассматривается. В данном случае анализ ограничивается лишь такой информацией, которая стала известна одному лицу, но неизвестна другим лицам. Такая ("относительная") тайна имеет своего владельца - для него указанная информация не является тайной; но она остается тайной для других лиц.
Более сложно дать определение понятию "служебная тайна". Проще говоря, служебная тайна - это информация, доступ к которой ограничен органами государственной власти и федеральными законами (сведения об усыновлении, вкладах граждан в различного рода банки, характере заболеваний пациентов и т. д.). Согласно ст.139 ГК РФ информация составляет служебную или коммерческую тайну (в данном случае служебной тайне) в случае, когда информация имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности её третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании и обладатель примет меры к охране её конфиденциальности.
Потенциальными носителями служебной тайны являются, как минимум, все служащие, которые работают в государственных органах, органах законодательной, исполнительной и судебной власти, а также в подведомственных им предприятиях, учреждениях и организациях. Сейчас актуальным становится защита конфиденциальной информации, функционирующей в режиме служебной тайны.1 Таким образом, к числу основных обязанностей государственных служащих (ст.15, ч.ч. 1-7) относят запрет на разглашение сведений, составляющих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, а также сведения, ставших ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей, в том числе информации о частной жизни и здоровье граждан или затрагивающей их честь и достоинство.2 Тут существует несколько противоречий. Сведения о частной жизни и здоровье граждан не являются охраняемой законом тайной. Но эти сведения устанавливает Конституция (ст.23). Сведения, ставшие известны госслужащему в процессе его обязанностей, законодатель также не относит к охраняемой законом тайне. Режим тайны этих сведений устанавливает Федеральный Закон «О государственной гражданской службе» в ст.17, запрещая её разглашение. При этом режим их тайны сведений установлен, а конфиденциальность – нет.
Неопределённость понятия
Правовая защита информации в режиме служебной тайны основана на системе уголовных и административных санкций за преступления и правонарушения, объектом которых оказывается обращение с этой информацией. Это касается не только распространения, но и других видов противоправных действий. Так, в Уголовном кодексе РФ4 имеются составы, которые устанавливают уголовную ответственность за непредоставление информации, в том числе и сведений, функционирующих в режиме служебной тайны. Ст.140 УК РФ - отказ гражданину предоставить информацию – охраняет положения ст.24 Конституции РФ – право на информацию, непосредственно затрагивающую законные права и интересы граждан. Нарушение этого права может проявляться не только в отказе, но и в предоставлении неполной или заведомо ложной информации. Часть 2 ст.287 УК РФ предусматривает уголовную ответственность за отказ в предоставлении информации Федеральному Собранию РФ или Счётной Палате РФ лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или её субъекта. Объективная сторона может выражаться в неправомерном отказе, в уклонении от предоставления информации, в предоставлении заведомо ложной информации, неполной информации.
Другая группа составов предусматривает уголовную ответственность за нарушение режима функционирования информации в электронном виде. Это преступления в сфере компьютерной информации. Неправомерный доступ к ней со стороны (ст.272 УК РФ) может проявляться со стороны их сотрудников, органов исполнительной власти и может выражаться, например, в просмотре закрытой информации или даже внесении изменений в базу (банк) данных, в программное обеспечение.
Из-за отсутствия единого и четкого понятийного аппарата существуют некоторые негативные последствия. Во-первых, поскольку из УК РФ выведено само понятие «служебная тайна», то уголовные санкции в отношении должностных лиц могут быть применены за разглашение банковской, коммерческой, налоговой тайны, тайны усыновления, личной тайны. Таким образом, разглашение второй составляющей служебной тайны – служебной информации ограниченного доступа – уголовным деянием не считается. Во-вторых, применение административных санкций, предусмотренных ст.13.14 КоАП5 РФ, также не представляется возможным. Норма предусматривает административную ответственность за разглашение информации, доступ к которой ограничен федеральным законом. Служебная информация ограниченного пользования – информация о деятельности исполнительной власти – Законом о государственной гражданской службе конфиденциальной вообще не признаётся, и по логике ст.10 Закона об информации, являющегося базовым в сфере информационных правоотношений, не может относиться к информации ограниченного доступа.
Таким образом, приходится констатировать: законодатель, уделяя значительное внимание правовому регулированию вопросов технической и криптографической информации6, функционирующей в режиме служебной тайны, выводит из сферы действия административных и уголовных санкций исключительно значимую и объёмную её часть – служебную информацию ограниченного доступа. Это противоречит положениям Доктрины информационной безопасности7, которая в качестве одной из значимых целей определяет создание системы информационной безопасности информационных ресурсов и систем органов государственной власти.
Понятие коммерческой тайны
В пункте 2 ч.1 ст.3 Федерального Закона от 29.07.2004 г. №98-ФЗ «О коммерческой тайне» информация, составляющая коммерческую тайну, определяется как научно-техническая, технологическая, производственная, финансово-экономическая или иная информация (в том числе составляющая секреты производства (ноу-хау)), которая имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к которой нет свободного доступа на законном основании и в отношении которой обладателем такой информации введен режим коммерческой тайны. Ст.139 ГК РФ, полностью повторяя первые два из перечисленных условий отнесения информации к коммерческой тайне, в качестве третьего закрепляет принятие обладателем информации мер к охране её конфиденциальности. При этом ГК РФ не приводит границы между коммерческой и служебной тайной, распространяя одинаковые признаки на оба понятия.
Таким образом, законодательство использует фактически одинаковые признаки для определения трёх понятий: информация, составляющая секрет производства (ноу-хау); информация, составляющая коммерческую тайну; информация, составляющая служебную тайну.
Исходя из изложенного, возникают некоторые вопросы. Во-первых, есть ли различия между информацией, составляющей коммерческую и служебную тайну или это синонимы? На наш взгляд, признак коммерческой ценности к служебной тайне неприменим8. Указанная ценность есть свойство приносить прибыль от использования информации её обладателем в процессе предпринимательской деятельности. Служебную же тайну составляют сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти.9 Следовательно, такая информация используется этими органами для государственно-властных (публичных) функций, а потому несовместима с предпринимательской деятельностью. Мы видим, что коммерческая тайна отличается от служебной тайной как минимум по двум признакам:
- по субъекту, устанавливающему перечень сведений, относимых к служебной или коммерческой тайне;
- по сфере использования.
Разновидностью коммерческой или служебной тайны нельзя считать банковскую тайну. Банковская тайна – обособленная группа сведений, связанных с профессиональной деятельностью кредитных организаций, Банка России и Агентства по страхованию вкладов (АСВ), доступ к которой ограничен на основании ст.857 ГК РФ и ст.26 Федерального закона от 2.12.1990 г. № 395-I «О банках и банковской деятельности» (действует в редакции с 29.07.2004 г.).
Во-вторых, как соотносятся понятия «коммерческая тайна» и «информация, составляющая секрет производства (ноу-хау)? До принятия ФЗ «О коммерческой тайне» буквальное толкование ст.151 Основ гражданского законодательства и ст.139 ГК РФ позволяло прийти к выводу о совпадении указанных понятий. Теперь в ст.3 ФЗ «О коммерческой тайне» чётко закреплено, что ноу-хау – один из видов информации, составляющей коммерческую тайну. Понятие «ноу-хау» дословно означает «знать, как» (сокращённо от «знать, как делать»). Впервые этот термин был применён в американской судебной практике в 1916 г. и стал использоваться в правовой литературе большинства стран.
В-третьих, идентичны ли понятия «коммерческая тайна» и «информация, составляющая коммерческую тайну»? Полагаем, что они соотносятся как форма и содержание. Иными словами, коммерческая тайна – содержание конфиденциальности информации, формализованное соответствующим грифом, в то время как информация, составляющая коммерческую тайну – это соответствующие сведения. Согласно п.1 ч.1 ст.3 ФЗ «О коммерческой тайне», коммерческая тайна - конфиденциальность информации, позволяющая её обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду. Такая формулировка подчёркивает цель и значение коммерческой тайны, а также её неразрывную связь с предпринимательской деятельностью.
Заключение
Тема контрольной работы «Соотношение государственной и служебной тайны», и мы считаем, что справились с поставленной нами задачей. И вполне достаточно раскрыли тему для того, чтобы понять какие проблемы существуют в российском законодательстве на данный момент. Зная, что государственная тайна отличается от служебной, коммерческой и иной тайны тем, что сведения, ее составляющие, напрямую связаны с государственными интересами Российской Федерации (а не конкретного предприятия или организации) и их разглашение может нанести ущерб безопасности всего государства, а не отдельно взятого юридического лица или предпринимателя. Именно поэтому в любой стране мира государственной тайне всегда уделяется повышенное внимание.
Главная проблема, на наш взгляд, недоработанные нормативно-правовые акты, будь то Федеральный Закон или какая-либо статья ГК РФ. Существуют явные противоречия и нестыковки в формулировках, также имеют место нечёткие, расплывчатые определения. Также проблемой является отсутствие федерального закона о служебной тайне. Принятие такого закона позволило решить проблему распространения информации, составляющей служебную тайну. Мы не имеем ни чёткого определения понятия «служебная тайна», ни федерального закона. Таким образом, происходит разглашение служебной тайны. А из-за отсутствия понятийного аппарата служащие могут и не догадываться, что информация, которую они распространяют, является служебной тайной.
Таким образом, Правительству РФ надо доработать некоторые нормативно-правовые акты, принять новые законы, дать конкретные определения, установить меру ответственности за разглашение той или иной тайны.
Список используемой литературы
ИСТОЧНИКИ:
1. Конституция Российской
Федерации (принята на всенародном голосовании
12 декабря 1993 г.) // Российская газета, N
237, 25.12.1993.
2. Гражданский кодекс РФ (часть первая) от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ (ред. от 05.02.2007) // Российская газета, N 238-239, 08.12.1994
3. Семейный кодекс РФ от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 03.06.2006, с изм. от 29.12.2006) // Российская газета, N 17, 27.01.1996
4. Гражданский кодекс РФ (часть вторая) от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 20.04.2007) // Российская газета", N 23, 06.02.1996, N 24, 07.02.1996, N 25, 08.02.1996, N 27, 10.02.1996
5. Уголовный кодекс РФ от 13.06.1996 №63-ФЗ (ред. от 09.04.2007) // Российская газета, N 113, 18.06.1996, N 114, 19.06.1996, N 115, 20.06.1996, N 118, 25.06.1996
6. Налоговый кодекс РФ (часть первая) от 31 июля 1998 г N 146-ФЗ (ред. от 30.12.2006) // Российская газета", N 148-149, 06.08.1998
7. Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 12.04.2007) // Российская газета, N 249, 22.12.2001
8. Федеральный закон «О банках
и банковской деятельности» от 02 декабря
1990 N 395-1 (ред. от 29.12.2006) // Российская газета,
N 27, 10.02.1996
9. Федеральный закон «О социальном
обслуживании граждан пожилого возраста
и инвалидов» от 2 августа 1995 г. № 122-ФЗ
(ред. от 22.08.2004) // Российская газета, N 150,
04.08.1995
10. Федеральный закон «Об оперативно-розыскной
деятельности" от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ
(ред. от 02.12.2005) // Российская газета, N 160,
18.08.1995
11. Федеральный закон «О
внешней разведке» от 10 января 1996 г. N 5-ФЗ
(ред. от 14.02.2007) // Российская газета, N 9,
17.01.1996
12. Федеральный закон от 31 мая 1996 г. N 61-ФЗ «Об обороне» (ред. от 04.12.2006) // Российская газета, N 106, 06.06.1996
Информация о работе Соотношение государственной и служебной тайн