Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2010 в 18:33, реферат
На протяжении исторического развития российского уголовного законодательства система наказаний подвергалась изменениям, которые зависели от политического строя, экономической ситуации, общественного мнения и других социальных детерминант. При этом система наказаний всегда почти зеркально отражала уровень нравственности, культуры и общей цивилизованности общества. Например, в средние века доминирующая в то время в обществе идея об устрашающей силе наказания породила такие системы уголовных наказаний, которые были призваны запугать население своей жестокостью. Значительное место отводилось в этих системах квалифицированным видам смертной казни, наказаниям, физически и духовно калечащим людей.
Введение
1. Система наказаний
2. Классификация наказаний, основные
и дополнительные наказания
3. Штраф
4. Лишение права занимать определенные
должности или заниматься определенной деятельностью
5. Лишение специального, воинского или почетного
звания, классного чина и государственных наград
6. Обязательные работы
7. Исправительные работы
8. Ограничение по военной службе
9. Ограничение свободы
10. Арест
11. Содержание в дисциплинарной воинской части
12. Лишение свободы на определенный срок
13. Пожизненное лишение свободы
Заключение
Литература
а) условно осужденные к лишению свободы, которые на основании ч. ч. 3, 4 и 5 ст. 74 УК были направлены для отбывания лишения свободы в исправительные учреждения;
б) осужденные к лишению свободы женщины, которые по отбытии части срока наказания были освобождены из исправительного учреждения с предоставлением отсрочки отбывания наказания в соответствии со ст. 82 УК;
в) лица, осужденные к лишению свободы, которые были освобождены из мест лишения свободы условно-досрочно либо по амнистии, в порядке помилования, по болезни (ст. 81 УК), а также которым неотбытая часть лишения свободы заменена более мягким видом наказания;
г) лица, осужденные к лишению свободы по приговору суда другого государства (включая страны СНГ), которые в связи с последующей передачей их в Россию для дальнейшего отбывания наказания отбывали лишение свободы в исправительном учреждении Российской Федерации, а также лица, имеющие судимость по приговорам других стран - участниц СНГ до прекращения существования СССР.
В вышеуказанном Постановлении дано определение лиц, которые не могут рассматриваться как ранее отбывавшие лишение свободы:
а) лица, осуждавшиеся к исправительным работам или ограничению свободы, которым по основаниям, предусмотренным ч. 3 ст. 50 и ч. 4 ст. 53 УК, эти виды наказаний были заменены лишением свободы;
б) лица, которым суд в соответствии с ч. 2 ст. 55 УК вместо лишения свободы назначил наказание в виде содержания в дисциплинарной воинской части;
в) лица, находившиеся в исправительном учреждении по приговору суда, если в отношении них приговор отменен в порядке надзора с прекращением дела либо изменен и назначено наказание, не связанное с лишением свободы, или применено условное осуждение к лишению свободы;
г) осуждавшиеся к лишению свободы лица, но фактически не отбывавшие наказание в исправительных учреждениях в связи с применением к ним акта амнистии или освобождением от отбывания наказания в порядке помилования либо неприведением в исполнение приговора в случаях истечения установленных законом сроков давности обвинительного приговора согласно ст. 83 УК;
д) лица, отбывающие лишение свободы, в случае их осуждения к лишению свободы за преступление, совершенное до вынесения первого приговора;
е) лица, отбывающие наказание в местах лишения свободы за деяния, преступность и наказуемость которых устранена действующим законом, а равно если действующим законом за их совершение не предусмотрено наказание в виде лишения свободы;
ж) лица, ранее осуждавшиеся к лишению свободы в пределах срока нахождения под стражей в качестве меры пресечения, поскольку они реально не отбывали наказание в исправительном учреждении.
Следует учесть, что в соответствии с ч. 4 ст. 18 УК судимости, снятые или погашенные в порядке, предусмотренном ст. 86 УК, снятые актом об амнистии или помиловании в соответствии с ч. 2 ст. 84, ч. 2 ст. 85 УК, а также судимости за преступления, совершенные в несовершеннолетнем возрасте, и судимости за преступления, совершенные по неосторожности, не учитываются при признании рецидива преступлений, и, следовательно, не являются основанием для назначения исправительной колонии строгого или особого режима.
Исправительные учреждения, исполняющие лишение свободы, дифференцируются по признаку пола: существуют исправительные (и воспитательные) колонии для мужчин и женщин. Исключение составляют колонии-поселения, где осужденные мужчины и женщины проживают в общежитиях на одной территории, в том числе с семьями, а также лечебные и лечебно-профилактические исправительные учреждения (осужденные разного пола содержатся изолированно, но могут проживать в одном здании).
Законодателем предусмотрен и возрастной критерий, учитываемый судом при определении вида исправительного учреждения для отбывания лишения свободы, согласно которому несовершеннолетние осужденные к данному виду наказания направляются только в воспитательные колонии.
При условном осуждении лица к лишению свободы вид исправительного учреждения не назначается. В случае совершения осужденным в период испытательного срока нового умышленного или неосторожного преступления суд, приняв решение об отмене условного осуждения, назначает вид исправительного учреждения в соответствии с требованиями ст. 58 УК.
При необоснованном назначении судом первой инстанции вида исправительной колонии с более строгим режимом, чем предусмотрено законом, либо в случае неназначения вида исправительного учреждения вышестоящий суд, рассматривая дело в апелляционном или кассационном порядке либо в порядке надзора, должен назначить осужденному исправительную колонию в соответствии с законом. В случае неправильного назначения осужденному вида исправительной колонии с менее строгим режимом приговор отменяется в этой части и дело направляется на новое судебное рассмотрение для назначения вида исправительной колонии.
Если
же факт неназначения осужденному к лишению
свободы вида исправительного учреждения
будет установлен после вступления приговора
в законную силу, то данное назначение
производится судом, вынесшим приговор,
или судом по месту исполнения приговора
на основании ст. 58 или ч. 6 ст. 88 УК, при
соблюдении норм уголовно-процессуального
законодательства.
13. Пожизненное
лишение свободы
В соответствии с требованиями ч. 1 ст. 57 УК пожизненное лишение свободы устанавливается только за совершение особо тяжких преступлений, посягающих на жизнь, а также за совершение особо тяжких преступлений против общественной безопасности. Ранее (до вступления в силу Федерального закона от 21.07.2004 N 74-ФЗ) пожизненное лишение свободы применялось только как альтернатива смертной казни и назначалось исключительно за совершение особо тяжких преступлений, посягающих на жизнь.
В России институт пожизненного лишения свободы был введен Федеральным законом от 17.12.1992, который дополнил ст. 24 УК РСФСР положением о том, что при замене смертной казни лишением свободы (в порядке помилования осужденного Президентом РФ) последнее может быть назначено пожизненно. Как самостоятельный вид наказания пожизненное лишение свободы было включено в систему уголовных наказаний в УК 1996 г.
Судя по определению, пожизненное лишение свободы предполагает бессрочный характер отбывания данного наказания, обусловленный временем жизни осужденного. Вместе с тем как международная, так и российская уголовная политика руководствуются позициями гуманного и научно обоснованного подхода при применении уголовного наказания, который предполагает обязательное наличие перспективы освобождения даже для наиболее опасной категории преступников. Любое уголовное наказание должно иметь цель исправления преступника, достижение которой невозможно без воспитательного воздействия на осужденного, в том числе путем использования его позитивной социальной направленности в будущее. Поэтому, согласно ч. 5 ст. 79 УК, лицо, отбывающее пожизненное лишение свободы, может быть освобождено условно-досрочно, если судом будет признано, что оно не нуждается в дальнейшем отбывании этого наказания и фактически отбыло не менее 25 лет лишения свободы.
Для применения условно-досрочного освобождения требуется, чтобы пожизненно осужденный не имел злостных нарушений установленного порядка отбывания наказания в течение 3 предшествующих лет. Закон запрещает представлять к условно-досрочному освобождению осужденных, совершивших новое тяжкое или особо тяжкое преступление в период отбывания данного наказания. В случае отказа суда в условно-досрочном освобождении осужденного повторное внесение представления допускается только по истечении 3 лет со дня принятия судом решения об отказе (ст. 176 УИК РФ).
Круг уголовно наказуемых деяний, за совершение которых виновному может быть назначено пожизненное лишение свободы, ограничен следующими особо тяжкими преступлениями:
убийство при отягчающих обстоятельствах (ч. 2 ст. 105 УК);
посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля (ст. 277 УК);
посягательство на жизнь лица, осуществляющего правосудие или предварительное расследование (ст. 295 УК);
посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа (ст. 317 УК);
геноцид (ст. 357 УК);
терроризм (особо квалифицированный состав - ч. 3 ст. 205 УК).
Пожизненное лишение свободы, как и смертная казнь, не назначается за приготовление к преступлению и покушение на преступления, за которые уголовным законом предусмотрены эти виды наказания (ч. 4 ст. 66 УК).
Применение пожизненного лишения свободы ограничено и по кругу лиц: оно не назначается женщинам, лицам, совершившим преступления в возрасте до 18 лет, а также мужчинам, достигшим к моменту вынесения судом приговора 65-летнего возраста.
Осужденные к пожизненному лишению свободы, а также осужденные, которым смертная казнь заменена в порядке помилования пожизненным лишением свободы, отбывают данное наказание в специальных исправительных колониях особого режима, предусматривающих их полную изоляцию от общества и повышенную степень надзора за их поведением. В соответствии с требованиями уголовно-исполнительного законодательства в течение первых 10 лет они находятся в строгих условиях отбывания наказания, размещаются в запираемых камерах, как правило, не более чем по 2 человека в каждой. Для усиления карательного воздействия суд может назначить отбывание части срока осужденным указанной категории в тюрьме.
В
настоящее время в российской уголовно-исполнительной
системе функционируют четыре исправительные
колонии особого режима, где отбывают
наказание более тысячи осужденных к пожизненному
лишению свободы, причем в связи с неприменением
смертной казни наблюдается тенденция
роста их численности. Кроме того, согласно
ч. 2 ст. 74 УИК РФ, изолированный участок
для содержания данной категории осужденных
может быть создан в исправительной колонии
с иным видом режима, и такая практика
уже имеется.
Заключение
Смертная казнь как исключительная мера наказания может быть установлена только за особо тяжкие преступления, посягающие на жизнь (ч. 1 ст. 59 УК). Она является основным видом наказания и ее назначение предусмотрено уголовным законом в пяти составах преступлений: ч. 2 ст. 105 УК (убийство при отягчающих обстоятельствах); ст. 277 УК (посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля); ст. 295 УК (посягательство на жизнь лица, осуществляющего правосудие или предварительное расследование); ст. 317 УК (посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа); ст. 357 УК (геноцид).
Под смертной казнью понимается правомерное причинение смерти в качестве уголовного наказания от имени государства лицам, совершившим особо тяжкие преступления, посягающие на жизнь человека.
На протяжении ХХ в. смертная казнь в России отменялась 5 раз, периодически вновь восстанавливаясь. В УК РСФСР 1960 г. смертная казнь предусматривалась за совершение довольно широкого круга преступлений (особо опасные государственные преступления, убийства при отягчающих обстоятельствах, экономические преступления, причинившие ущерб в особо крупных размерах), хотя судами она назначалась в подавляющем большинстве случаев только за убийства при отягчающих обстоятельствах.
На современном этапе институт смертной казни в России представляет собой одну из самых крупных правовых проблем.
Конституция РФ устанавливает, что смертная казнь впредь до ее отмены может устанавливаться федеральным законом в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни при предоставлении обвиняемому права на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей (ч. 2 ст. 20). Вступив в Совет Европы, Россия приняла на себя обязательства о поэтапной отмене смертной казни. В соответствии с Указом Президента РФ от 16.05.1996 N 724 "О поэтапном сокращении применения смертной казни в связи с вхождением России в Совет Европы" с середины 1996 г. данный вид уголовного наказания в нашей стране не исполнялся .
На основании распоряжения Президента РФ от 27.02.1997, министр иностранных дел страны подписал Протокол от 28.04.1983 N 6, касающийся отмены смертной казни, к Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 04.11.50. Однако Протокол до настоящего времени не ратифицирован Государственной Думой и не подписан Президентом РФ. Таким образом, юридически смертная казнь продолжает существовать в уголовном законе как исключительная мера наказания.
В Постановлении Конституционного Суда РФ от 02.02.1999 указано, что каждому обвиняемому в особо тяжких преступлениях против жизни, за совершение которых федеральным законом установлена смертная казнь, на всей территории России должно быть обеспечено право на рассмотрение их дел судом с участием присяжных заседателей.
Поскольку на современном этапе его реализация невозможна, так как во многих субъектах Федерации суды с участием присяжных заседателей пока не созданы, то это влечет невозможность в таких случаях назначения этой меры иным составом суда. В резолютивной части Постановления от 02.02.1999 определено, что до введения в действие соответствующего федерального закона, обеспечивающего на всей территории Российской Федерации каждому обвиняемому в преступлении, за совершение которого федеральным законом в качестве исключительной меры наказания установлена смертная казнь, право на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей, наказание в виде смертной казни назначаться не может независимо от того, рассматривается ли дело судом с участием присяжных заседателей, коллегией в составе трех профессиональных судей или судом в составе судьи и двух народных заседателей .