Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2010 в 18:33, реферат
На протяжении исторического развития российского уголовного законодательства система наказаний подвергалась изменениям, которые зависели от политического строя, экономической ситуации, общественного мнения и других социальных детерминант. При этом система наказаний всегда почти зеркально отражала уровень нравственности, культуры и общей цивилизованности общества. Например, в средние века доминирующая в то время в обществе идея об устрашающей силе наказания породила такие системы уголовных наказаний, которые были призваны запугать население своей жестокостью. Значительное место отводилось в этих системах квалифицированным видам смертной казни, наказаниям, физически и духовно калечащим людей.
Введение
1. Система наказаний
2. Классификация наказаний, основные
и дополнительные наказания
3. Штраф
4. Лишение права занимать определенные
должности или заниматься определенной деятельностью
5. Лишение специального, воинского или почетного
звания, классного чина и государственных наград
6. Обязательные работы
7. Исправительные работы
8. Ограничение по военной службе
9. Ограничение свободы
10. Арест
11. Содержание в дисциплинарной воинской части
12. Лишение свободы на определенный срок
13. Пожизненное лишение свободы
Заключение
Литература
Специальные звания устанавливаются в различных ведомствах, реализующих свои полномочия в рамках государственной службы, например в системе органов внутренних дел, таможенной, налоговой, дипломатической службы, юстиции. Так, в соответствии с Положением о службе в органах внутренних дел Российской Федерации от 23.12.1992 (с изм. на 24.12.1993) в органах внутренних дел устанавливаются специальные звания: лейтенант, старший лейтенант, капитан, майор, подполковник, полковник милиции или внутренней службы, а также иные звания младшего, среднего, старшего и высшего начальствующего состава. При этом звания младшего, среднего и старшего начальствующего состава присваиваются соответствующими начальниками, в том числе Министром внутренних дел Российской Федерации, а звания высшего начальствующего состава - Президентом РФ.
Воинские звания устанавливаются в Вооруженных Силах РФ, пограничных и других войсках, органах внешней разведки, федеральной службе безопасности и других государственных органах. В соответствии с Федеральным законом от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" установлены воинские звания: ефрейтор, сержант, старшина, прапорщик, лейтенант, старший лейтенант, капитан, майор, подполковник, полковник, генерал-майор, генерал-лейтенант, а также иные воинские звания. При этом высшие воинские звания присваиваются Президентом РФ.
Почетные звания установлены Указом Президента РФ от 30.12.1995 "Об установлении почетных званий Российской Федерации, утверждении Положения о почетных званиях и описании нагрудного знака к почетным званиям Российской Федерации" . Почетные звания присваиваются за большие заслуги в искусстве, науке и иных сферах социально полезной деятельности, например: народный артист Российской Федерации, заслуженный деятель науки Российской Федерации, заслуженный юрист Российской Федерации и т.д.
К
почетным или специальным званиям, которых
может лишить суд в качестве наказания
за совершение тяжкого или особо тяжкого
преступления, не относятся звания, полученные
как обычное подтверждение профессиональной
квалификации в различных областях деятельности:
ученые степени и звания, спортивные звания
и разряды, иные профессионально-
Классные чины устанавливаются в соответствии с Положением о федеральной государственной службе, утвержденным Указом Президента РФ от 22.12.1993 . Они присваиваются государственным служащим, занимающим государственные должности Российской Федерации, например государственный советник первого, второго или третьего класса. Кроме того, классные чины (младший советник юстиции, советник юстиции, старший советник юстиции и др.) установлены в различных государственных ведомствах (министерство юстиции, прокуратура). Так, система классных чинов установлена в прокуратуре Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации" .
Государственные награды установлены Положением о государственных наградах Российской Федерации, утвержденным Указом Президента РФ от 02.03.1994 N 442 (в ред. от 01.06.1995) . К разряду государственных наград относятся: звание Героя Российской Федерации, ордена "За заслуги перед Отечеством", Жукова, Мужества, "За военные заслуги", Почета, Дружбы, военные ордена Святого Георгия, Суворова, Ушакова, Кутузова, Александра Невского, Нахимова, а также другие ордена, медали и знаки отличия.
Лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград применяется только в качестве дополнительного наказания. Причем в отличие от иных наказаний этот вид наказания не включен ни в одну из санкций, предусмотренных за конкретное общественно опасное деяние. Следовательно, в каждом случае совершения лицом тяжкого или особо тяжкого преступления суд обязан рассматривать вопрос о целесообразности применения рассматриваемого дополнительного наказания. Однако применить это наказание, если для этого есть формальные основания, не обязанность, а право суда, которое он реализует с учетом обстоятельств дела и личности виновного.
Суд вправе лишить одновременно всех званий, чинов и наград либо ограничиться лишением отдельного звания, чина, награды. Решение принимается исходя из характера и тяжести совершенного преступления, совокупности обстоятельств, смягчающих или отягчающих наказание, характеристики личности виновного.
Требования
приговора о лишении специального, воинского
или почетного звания, классного чина
и государственных наград исполняются
должностным лицом, присвоившим звание,
классный чин или наградившим государственной
наградой (ст. 16 УИК РФ). Суд, вынесший приговор,
после вступления его в законную силу
направляет копию приговора соответствующему
должностному лицу, которое в установленном
порядке вносит в соответствующие документы
запись о лишении осужденного специального,
воинского или почетного звания, классного
чина или государственных наград, а также
принимает меры по лишению его прав и льгот,
предусмотренных для лиц, имеющих соответствующее
звание, чин или награду (ст. 61 УИК РФ). Должностное
лицо в течение одного месяца со дня получения
копии приговора обязано сообщить в суд,
вынесший приговор, о его исполнении.
6. Обязательные
работы
Обязательные работы состоят в выполнении осужденным в свободное от основной работы или учебы время бесплатных общественно полезных работ, вид которых и объекты, где они отбываются, определяются органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями (ст. 49 УК).
Обязательные работы - новый для уголовного закона России вид наказания. Он появился в УК 1996 г. после изучения зарубежной практики применения наказаний, не связанных с лишением свободы. Так, в Великобритании аналогичным наказанием является приказ суда о предоставлении услуг обществу (выполнение бесплатных полезных работ), во Франции - неоплачиваемые работы в общественных интересах.
Особенностями рассматриваемого вида наказания являются: 1) обязательность работ; 2) выполнение их только в свободное от основной работы или учебы время; 3) бесплатность работ для осужденного; 4) определение вида этих работ и объектов, где они отбываются, органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями.
Обязательность работ предполагает их принудительность, у осужденного нет возможности выбора работ, он обязан выполнить именно тот вид работы, который ему будет предоставлен.
Работы должны выполняться только в свободное от основной работы или учебы время. Это означает, что осужденный не имеет права выполнять обязательные работы в рабочее время (если он имеет основное место работы) или во время, когда он должен находиться на учебе (если осужденный является студентом лицея, колледжа, института, университета).
Бесплатность работ для осужденного предполагает, что за выполненные обязательные работы ему не полагается денежного или иного вознаграждения.
Вид обязательных работ и места, где они отбываются, определяются органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями. Следовательно, работы будут носить, как правило, неквалифицированный характер (использование осужденных в сфере обслуживания населения, уборка территории населенных пунктов, ремонтно-строительные и иные работы).
Обязательные работы устанавливаются на срок от 60 до 240 час. и отбываются не свыше 4 час. в день. Такой порядок не дает возможности концентрированно, быстро отработать назначенный срок. Это существенно повышает репрессивность наказания, делает его весьма эффективным в достижении целей восстановления социальной справедливости, предупреждения новых преступлений и исправления осужденных (ч. 2 ст. 49 УК).
Обязательные работы применяются только в качестве основного наказания. Они предусматриваются, как правило, за совершение преступлений небольшой тяжести, например: умышленное причинение легкого вреда здоровью (ст. 115 УК), оскорбление (ст. 130 УК), злостное уклонение от погашения кредиторской задолженности (ст. 177 УК), незаконное использование товарного знака (ст. 180 УК).
Учитывая возможный характер и тяжесть обязательных работ, они не назначаются лицам, признанным инвалидами I группы, беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до 3 лет, военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, а также военнослужащим, проходящим военную службу по контракту на воинских должностях рядового и сержантского состава, если они на момент вынесения судом приговора не отслужили установленного законом срока службы по призыву (ч. 4 ст. 49 УК).
В случае злостного уклонения от отбывания обязательных работ они заменяются ограничением свободы, арестом или лишением свободы (ч. 3 ст. 49 УК). При определении срока ограничения свободы, ареста или лишения свободы замена осуществляется из расчета 8 час. неотбытого срока обязательных работ за 1 день ограничения свободы, ареста или лишения свободы.
Злостно уклоняющимся от отбывания обязательных работ признается осужденный:
1) более двух раз в течение месяца не вышедший на обязательные работы без уважительных причин;
2) более двух раз в течение месяца нарушивший трудовую дисциплину;
3) скрывшийся в целях уклонения от отбывания наказания (ст. 30 УИК РФ).
В
отношении осужденных, злостно уклоняющихся
от отбывания обязательных работ, уголовно-исполнительная
инспекция направляет в суд представление
о замене обязательных работ другим видом
наказания в соответствии с ч. 3 ст. 49 УК.
7. Исправительные
работы
Исправительные работы состоят в принудительном привлечении осужденного, не имеющего основного места работы, к труду в местах, определяемых органами местного самоуправления по согласованию с органами, исполняющими наказание в виде исправительных работ, но в районе места жительства осужденного на определенный приговором суда срок с удержанием в доход государства установленной судом доли заработка (ст. 50 УК).
Исправительные работы не назначаются лицам, признанным инвалидами I группы, беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до 3 лет, военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, а также военнослужащим, проходящим военную службу по контракту на воинских должностях рядового и сержантского состава, если они на момент вынесения судом приговора не отслужили установленный законом срок службы по призыву.
По своему содержанию исправительные работы включают следующие основные элементы: 1) принудительное привлечение к труду; 2) привлечение к труду в местах, определяемых органами местного самоуправления по согласованию с органами, исполняющими исправительные работы, но в районе места жительства осужденного; 3) привлечение к труду на определенный срок; 4) удержание в доход государства определенной доли заработка осужденного.
Принудительное привлечение к труду состоит в том, что осужденный в период отбывания исправительных работ независимо от его желания обязан трудиться, ему запрещается увольнение с работы по собственному желанию без письменного разрешения уголовно-исполнительной инспекции, исполняющей этот вид наказания. Осужденный, не имеющий работы, не вправе отказаться от предложенной ему работы (ст. 40 УИК РФ).
В соответствии с уголовно-исполнительным законодательством (ст. 39 УИК РФ) исправительные работы отбываются в местах, определяемых органами местного самоуправления по согласованию с органами, исполняющими исправительные работы, но в районе места жительства осужденного. Следовательно, правоограничения, связанные с исправительными работами, распространяются только на определенное органами местного самоуправления место работы и не касаются работы по совместительству и иных видов работ, выполняемых осужденным в период отбывания наказания в других местах.
Исправительные работы устанавливаются на срок от 2 месяцев до 2 лет. Между тем они могут быть назначены и на срок менее 2 месяцев, если назначение осуществляется судом в порядке замены штрафа в случае злостного уклонения от его уплаты исправительными работами. Срок исправительных работ исчисляется в месяцах и годах, в течение которых осужденный работал (ст. 42 УИК РФ) и из его заработка производились удержания. В срок отбывания исправительных работ не засчитывается время, в течение которого осужденный не работал, в том числе по уважительным причинам.
Из заработка осужденного к исправительным работам производятся удержания в доход государства в размере, установленном приговором суда, в пределах от 5 до 20% (ч. 3 ст. 50 УК). Удержания производятся из заработной платы по определенному органами местного самоуправления месту работы осужденного за каждый отработанный месяц при выплате заработной платы независимо от наличия к нему претензии по исполнительным документам. При производстве удержаний учитывается денежная и натуральная часть заработной платы осужденного. Удержания не производятся из пособий, получаемых осужденным в порядке социального страхования и социального обеспечения, из выплат единовременного характера, за исключением пособий по безработице (ст. 44 УИК РФ).
Исправительные работы применяются только в качестве основного наказания, предусмотренного уголовным законом за совершение преступлений небольшой и средней тяжести, например: за умышленное причинение легкого вреда здоровью (ст. 115 УК), оставление в опасности (ст. 125 УК), клевету (ч. ч. 1, 2 ст. 129 УК), воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий (ст. 141 УК), кражу (ч. 1 ст. 158 УК), незаконный оборот драгоценных металлов, природных драгоценных камней или жемчуга (ч. 1 ст. 191 УК), загрязнение атмосферы (ч. ч. 1, 2 ст. 251 УК).