Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2010 в 18:33, реферат
На протяжении исторического развития российского уголовного законодательства система наказаний подвергалась изменениям, которые зависели от политического строя, экономической ситуации, общественного мнения и других социальных детерминант. При этом система наказаний всегда почти зеркально отражала уровень нравственности, культуры и общей цивилизованности общества. Например, в средние века доминирующая в то время в обществе идея об устрашающей силе наказания породила такие системы уголовных наказаний, которые были призваны запугать население своей жестокостью. Значительное место отводилось в этих системах квалифицированным видам смертной казни, наказаниям, физически и духовно калечащим людей.
Введение
1. Система наказаний
2. Классификация наказаний, основные
и дополнительные наказания
3. Штраф
4. Лишение права занимать определенные
должности или заниматься определенной деятельностью
5. Лишение специального, воинского или почетного
звания, классного чина и государственных наград
6. Обязательные работы
7. Исправительные работы
8. Ограничение по военной службе
9. Ограничение свободы
10. Арест
11. Содержание в дисциплинарной воинской части
12. Лишение свободы на определенный срок
13. Пожизненное лишение свободы
Заключение
Литература
В соответствии с принципом справедливости размер штрафа определяется судом с учетом тяжести совершенного преступления и имущественного положения лица, виновного в его совершении, и его семьи, а также возможности получения осужденным заработной платы или иного дохода. С учетом тех же обстоятельств суд может назначить штраф с рассрочкой выплаты определенными частями на срок до 3 лет. Штраф в размере от 500 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период свыше 3 лет может назначаться только за тяжкие и особо тяжкие преступления в случаях, специально предусмотренных статьями Особенной части УК. При учете имущественного положения принимается во внимание не только наличие у осужденного определенного имущества, получение заработной платы, но и иные доходы. В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 04.07.1997 N 8 "О некоторых вопросах применения судами Российской Федерации уголовного законодательства об ответственности за уклонение от уплаты налогов" под иным доходом следует понимать любой помимо заработной платы подлежащий налогообложению доход, полученный осужденным в денежной (в том числе в виде иностранной валюты) или натуральной форме .
Штраф
может применяться в качестве как основного,
так и дополнительного наказания. В качестве
основного: 1) в соответствии с санкцией,
2) на основании ст. 64 УК. Как дополнительный
вид наказания штраф назначается только
в случаях, предусмотренных соответствующими
статьями Особенной части УК. В Постановлении
Пленума Верховного Суда РФ "О практике
назначения судами уголовного наказания"
подчеркивается, что при решении вопроса
о назначении наказания в виде штрафа
судам следует выяснять материальное
положение подсудимого, наличие на его
иждивении несовершеннолетних детей,
престарелых родителей и т.п. Размер заработной
платы или иного дохода осужденного при
назначении наказания в виде штрафа подлежит
исчислению на момент вынесения приговора
.
Осужденный обязан уплатить штраф в течение 30 дней со дня вступления приговора в законную силу. Если у него нет возможности единовременно уплатить штраф, то суд может рассрочить уплату штрафа на срок до 3 лет (ст. 31 УИК РФ).
В случае злостного уклонения от уплаты штрафа, назначенного в качестве основного наказания, он заменяется в пределах санкции, предусмотренной статьей Особенной части УК (ч. 5 ст. 46).
Понятие
злостного уклонения от уплаты штрафа
определено уголовно-исполнительным законом:
злостно уклоняющимся от уплаты штрафа
признается осужденный, не уплативший
штраф либо часть штрафа в установленный
ч. ч. 1, 3 ст. 32 УИК РФ срок.
4. Лишение права занимать определенные
должности или заниматься
определенной деятельностью
Под лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью понимается запрещение занимать должности на государственной службе, в органах местного самоуправления либо заниматься определенной профессиональной или иной деятельностью (ч. 1 ст. 47 УК).
Рассматриваемое наказание состоит, таким образом, из двух разновидностей: 1) запрета занимать должности на государственной службе или в органах местного самоуправления; 2) запрета заниматься профессиональной или иной деятельностью. При применении санкции к несовершеннолетним преступникам используется только вторая разновидность наказания - лишение права заниматься определенной деятельностью (ст. 88 УК).
Запрещение занимать должности на государственной службе или в органах местного самоуправления предполагает точное указание в приговоре, о каких именно должностях идет речь.
В соответствии с Федеральным законом от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" под государственной гражданской службой понимается профессиональная деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов. Государственная гражданская служба включает: 1) федеральную государственную службу, находящуюся в ведении Российской Федерации; 2) государственную службу субъектов Российской Федерации, находящуюся в их ведении.
Государственная служба осуществляется на государственных и иных должностях. Под государственной должностью понимается должность в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, а также в иных государственных органах, образуемых в соответствии с Конституцией РФ, с установленным кругом обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий данного государственного органа, денежным содержанием и ответственностью за исполнение этих обязанностей. Функции государственной гражданской службы реализуют государственные служащие, которыми признаются граждане Российской Федерации, исполняющие в порядке, установленном федеральным законом, обязанности государственной службы за денежное вознаграждение, которое выплачивается за счет средств федерального бюджета или средств бюджета соответствующего субъекта Федерации.
В соответствии с Федеральным законом от 28.08.1995 N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органами местного самоуправления являются выборные и другие органы, наделенные полномочиями на решение вопросов местного значения и не входящие в систему органов государственной власти. При этом вопросами местного значения законом признаются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования (городского, сельского поселения, нескольких поселений, объединенных общей территорией, часть поселения, иная населенная территория, в пределах которой осуществляется местное самоуправление, имеются муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления), отнесенные к таковым его уставом.
В соответствии с Федеральным законом от 08.01.1998 N 8-ФЗ "Об основах муниципальной службы в Российской Федерации" под муниципальной службой (службой в органах местного самоуправления) понимается оплачиваемая профессиональная деятельность по обеспечению полномочий органов местного самоуправления, которую осуществляют муниципальные служащие.
Таким образом, запрещение занимать должности на государственной службе или в органах местного самоуправления состоит в запрете занимать конкретные должности государственных или муниципальных служащих.
Запрещение заниматься профессиональной (врачебной, педагогической и др.) или иной (торговля, шоу-бизнес и т.п.) деятельностью предполагает запрет на занятие любой другой деятельностью, помимо деятельности, связанной с государственной или муниципальной службой.
Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью может использоваться в качестве основного или дополнительного наказания. Если оно применяется как основное наказание, то его продолжительность составляет от 1 до 5 лет, а при использовании в качестве дополнительного - от 6 месяцев до 3 лет (ч. 2 ст. 47 УК).
Особенностью рассматриваемого наказания является то, что лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью может назначаться в качестве дополнительного наказания и в тех случаях, когда оно не предусмотрено соответствующей статьей Особенной части УК в качестве санкции за соответствующее преступление, если с учетом характера и степени общественной опасности совершенного преступления и личности виновного суд признает невозможным сохранение за ним права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью (ч. 3 ст. 47 УК).
В качестве основного или дополнительного наказания лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью применяется за такие преступления, которые совершаются с использованием должностного положения, профессиональной или иной деятельности. Например, как основное наказание лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельности предусмотрено: за невыплату заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных выплат (ст. 145.1 УК); воспрепятствование законной предпринимательской деятельности (ст. 169 УК); злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285 УК); превышение должностных полномочий (ст. 286 УК). В качестве дополнительного наказания лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью используется при совершении таких деяний, как: заражение другого лица ВИЧ-инфекцией вследствие ненадлежащего исполнения лицом своих профессиональных обязанностей (ч. 4 ст. 122 УК); неоказание помощи больному (ч. 2 ст. 124 УК); незаконное помещение в психиатрический стационар (ч. 2 ст. 128 УК); нарушение правил охраны труда (ч. 2 ст. 143 УК) и др.
Применение рассматриваемого наказания в качестве основного или дополнительного направлено на то, чтобы лишить осужденного возможности заниматься той деятельностью, которая в той либо иной мере способствовала совершению им преступного деяния.
При назначении наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью запрет касается конкретных должностей и конкретных видов деятельности. Следовательно, осужденные могут продолжать работать в той же организации, в той же сфере, где трудились ранее, не занимая при этом указанных в приговоре должностей и не занимаясь запрещенными им видами деятельности.
В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ "О практике назначения судами уголовного наказания" отмечается, что лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью не может быть применено в качестве дополнительного наказания, если это наказание предусмотрено санкцией статьи Особенной части УК как один из основных видов наказания. Суд вправе применить рассматриваемое наказание в качестве дополнительного независимо от того, что указанный вид наказания не предусмотрен санкцией закона, по которому осужден виновный, с приведением в описательной части приговора мотивов принятого решения. При этом не имеет значения, выполняло ли лицо соответствующие обязанности постоянно или временно, по приказу или распоряжению соответствующего лица. Судам рекомендовано при назначении дополнительного наказания в виде лишения права управлять транспортными средствами при наличии к тому оснований и с учетом обстоятельств, смягчающих и отягчающих наказание, обсуждать вопрос о целесообразности его применения в отношении лица, для которого управление транспортным средством является профессией .
Законом предусмотрено два способа исчисления сроков лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью при назначении этого наказания в качестве дополнительного (ч. 4 ст. 47 УК).
Если это наказание назначается в качестве дополнительного к обязательным работам, исправительным работам, а также при условном осуждении, его срок исчисляется с момента вступления приговора в законную силу. Таким образом, сроки основного и дополнительного наказания начинают исчисляться одновременно.
Иной порядок предусмотрен, если рассматриваемое наказание назначается в качестве дополнительного к ограничению свободы, аресту, содержанию в дисциплинарной воинской части, лишению свободы. В этом случае оно распространяется на все время отбывания указанных основных видов наказания, но его срок начинает исчисляться только с момента отбытия основного наказания. Такой подход существенно повышает репрессивный эффект дополнительного наказания.
В срок лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью не засчитывается время, в течение которого осужденный занимал запрещенные для него должности или занимался запрещенной для него деятельностью (ст. 36 УИК РФ).
Исполнение
наказания в виде лишения права занимать
определенные должности или заниматься
определенной деятельностью возлагается
на уголовно-исполнительную инспекцию
по месту жительства осужденного, исправительный
центр, исправительное учреждение или
дисциплинарную воинскую часть (ст. 16 УИК
РФ). Требования приговора исполняются
администрацией организации, в которой
работает осужденный, и органами, правомочными
в соответствии с законом аннулировать
разрешение на занятие соответствующей
деятельностью.
5. Лишение специального, воинского или почетного
звания, классного
чина и государственных наград
При осуждении за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления с учетом личности виновного суд может лишить его специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград (ст. 48 УК).
Обязательными условиями назначения этого наказания являются: 1) совершение виновным тяжкого или особо тяжкого преступления; 2) учет личности виновного.
К тяжким преступлениям относятся умышленные деяния, за совершение которых максимальная санкция, установленная УК, превышает 5, но не превышает 10 лет лишения свободы. Особо тяжкими преступлениями признаются умышленные деяния, за совершение которых предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше 10 лет или более строгое наказание (пожизненное лишение свободы, смертная казнь).
Учет личности виновного включает анализ различных его характеристик: социально-демографической (пол, возраст, семейное положение, состояние здоровья, наличие постоянного места работы и жительства, социальное и семейное положение и т.п.), уголовно-правовой (привлекался ли ранее к уголовной ответственности, если привлекался, то наличие неснятой и непогашенной судимости, характер и степень общественной опасности ранее совершенного преступного деяния и т.д.) и уголовно-исполнительной (если отбывал наказание, то какое именно, поведение во время отбывания наказания, наличие поощрений и взысканий, отношение к труду, обучению, воспитательной работе и др.).
По содержанию лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград состоит в аннулировании юридически закрепленных заслуг (звания, классного чина, наград) осуждаемого перед обществом и государством, поскольку суд установит, что совершением тяжкого или особо тяжкого преступления с учетом личности виновного могут быть дискредитированы соответствующее специальное, воинское или почетное звание, классный чин либо государственная награда. Вместе с лишением звания, чина или награды осужденный лишается тех льгот и иных преимуществ, которые связывались с ними.