Прокурорский надзор

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 21:37, контрольная работа

Краткое описание

Работа имеет своей целью осветить вопросы, связанный с задачами и основными направлениями деятельности прокурора в суде.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть задачи прокурора в суде;
рассмотреть основные направления деятельности прокурора в суде. Объектом исследования в контрольной работе является деятельность прокурора в суде.

Файлы: 1 файл

прокурорский надзор.docx

— 45.95 Кб (Скачать)

Данная тема имеет своей  целью осветить вопрос, связанный с международным сотрудничеством органов прокуратуры.

Объектом исследования в  контрольной работе является деятельность органов международных прокуратур.

Предметом исследования служат отношения, возникающие в процессе международного сотрудничества органов прокуратур.

  1. Международное сотрудничество органов прокуратур

 

Генеральная прокуратура  Российской Федерации в пределах своей компетенции осуществляет прямые связи с соответствующими органами других государств и международными организациями, сотрудничает с ними, заключает соглашения по вопросам правовой помощи и борьбы с преступностью, участвует в разработке международных  договоров Российской Федерации.

Согласно ст. 2 ФЗ «О прокуратуре  РФ» Генеральный прокурор РФ в пределах своей компетенции осуществляет прямые связи с соответствующими органами других государств и международными организациями, сотрудничает с ними, заключает соглашения по вопросам правовой помощи и борьбы с преступностью, участвует в разработке международных договоров РФ5.

 Осуществляя взаимодействие  и сотрудничество с органами  прокуратуры зарубежных стран,  международными организациями, прокуратура  РФ в области предупреждения  преступности и уголовного правосудия  руководствуется нормами и стандартами  ООН, международными конвенциями,  договорами, соглашениями, межведомственными  соглашениями и договорами.

Такое взаимодействие с правоохранительными  и правоприменительными службами, иными  компетентными органами зарубежных государств, а также с соответствующими международными организациями, включая  Европол и Интерпол, проводится в целях согласованности действий по противодействию организованной, транснациональной и иной преступности, по оказанию правовой помощи. Это направление деятельности органов и учреждений прокуратуры получило развитие и актуальность также в связи с конституционным закреплением положения о вхождении в качестве составной части правовой системы РФ общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров РФ. При этом, если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора6.

Прокуратура часто сталкивается с рассмотрением дел, к которым  причастны иностранные граждане, и при этом прокуратура руководствуется  как российским законодательством, так и международными договорами.

Прямое действие международных  договоров на территории РФ, а также  определенные ими наряду с Конституцией РФ, и федеральными законами организации  и порядок деятельности прокуратуры  РФ, налагают на органы прокуратуры  не только обязанности по надзору  за их соблюдением и исполнением, но и по участию в работе по их разработке.

Развитие международной  деятельности Генеральной прокуратуры РФ осуществляется в соответствии с ее компетенцией по следующим направлениям:

• организация международного сотрудничества в рамках Содружества Независимых Государств (СНГ);

• организация международного сотрудничества в рамках Совета Европы;

• организация международного сотрудничества в рамках ООН и ряда других международных организаций;

• участие в разработке международных многосторонних и двусторонних договоров и соглашений по проблемам борьбы с преступностью и оказанию правовой помощи;

• экстрадиция (выдача иностранных  граждан за преступления совершенные  вне пределов России, а также передача для отбытия наказания иностранных граждан, совершивших преступления на территории РФ).

Правовую базу международной деятельности прокуратуры РФ составляют различные международно-правовые акты: договоры, конвенции, декларации, соглашения, заявления, обращения и иные документы, в том числе и продолжающие действие в порядке правопреемства Россией договоры, заключенные СССР со многими странами, подтверждающие их действие до заключения новых договоров7.

В соответствии с Европейской конвенцией О взаимной правовой помощи по уголовным делам от 20 апреля 1959 года к вопросам оказания правовой помощи относятся:

  • исполнение судебных поручений, касающихся уголовных дел, в целях получения свидетельских показаний или передачи вещественных доказательств, материалов или документов;
  • вручение судебных повесток и постановлений о явке в суд запрашивающей стороны свидетелей, экспертов и обвиняемых;
  • передача выдержек из судебных материалов и информации о них, необходимых для рассмотрения уголовного дела;
  • информировании государств - участников Конвенции о вынесении обвинительных приговоров и принятии последующих мер в отношении их граждан.

При оказании правовой помощи обращающемуся с просьбой иностранному государству может быть отказано, если:

  • просьба касается преступления, которое запрашиваемая сторона считает политическим или связанным с политическим;
  • запрашиваемая сторона считает, что выполнение просьбы может нанести ущерб суверенитету, безопасности, общественному порядку или другим существенно важным интересам страны;
  • преследование или исполнение решения по делу невозможно ввиду истечения срока давности в соответствии с законодательством Российской Федерации и иные случаи.

Выполнение поручений  на территории РФ в порядке оказания правовой помощи производится с соблюдением действующих законов. Взаимодействие прокуроров, судов, следователей, органов дознания с соответствующими компетентными органами и должностными лицами иностранных государств и международных организаций в сфере уголовного судопроизводства осуществляется в порядке, установленном гл. 53 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации от 18 декабря 2001 года № 174-ФЗ.

 В частности, о сотрудничестве можно говорить в случае задержания лица, если есть предусмотренные законодательством основания подозревать, что оно совершило на территории другой договаривающейся стороны преступление, влекущее выдачу8.

Правовая помощь - это  выполнение отдельных действий, предусмотренных  соглашениями между государствами, которые призваны лишь содействовать  решению отдельных вопросов, связанных  с расследованием, судебным рассмотрением  и исполнением наказания по отдельным  уголовным делам. К тому же правовая помощь включает в себя только процессуальные действия, осуществляемые на основании  просьб правоохранительных органов  иностранных государств. Юридическое  основание правовой помощи - поручения  иностранных учреждений юстиции.

Прокуратура, используя полномочия по взаимодействию с зарубежными странами, кроме обращений об оказании правовой помощи по уголовным делам вправе обращаться к компетентным органам сотрудничающих с Россией стран и по иным вопросам: о предоставлении сведений об установлении адресов, места работы и доходов лиц, к которым предъявлены имущественные требования в установленном законом порядке; о признании и исполнении судебных решений по гражданским делам и другим.

В Генеральной прокуратуре  РФ функционирует международно-правовое управление, которое выполняет основную работу по всем направлениям международного сотрудничества прокуратуры РФ, включая вопросы экстрадиции. Вместе с тем исполнение поручений об оказании правовой помощи, а также подготовка таких поручений для направления в иные страны возлагается на подразделения (отделы, управления) Генеральной прокуратуры РФ. Эти подразделения в пределах своей компетенции исполняют непосредственно поступившие поручения либо организуют такое исполнение нижестоящими прокурорами, органами МВД, ФСБ, иными правоохранительными органами, либо подготавливают поручения об оказании помощи9.

Генеральная прокуратура  РФ является одним из инициаторов и активным участником учрежденной в 1996 г. международной ассоциации прокуроров, объединяющей органы прокуратуры 37 стран мира, которая ставит своей главной задачей налаживание тесного сотрудничества прокуратур всех государств мирового сообщества.

Международному сотрудничеству Генеральной прокуратурой РФ в последние  годы уделяется достаточно серьезное  внимание.

Особое внимание в международной  деятельности прокуратуры уделяется  формированию надежной системы антикриминального взаимодействия в рамках Совета генеральных прокуроров СНГ. Он создан обязуются для оказания друг другу помощи по следующим вопросам: выполнение отдельных процессуальных действий, выполнение надзорных функций, связанных с расследованием преступлений, рассмотрение вопросов о реабилитации незаконно осужденных и репрессированных лиц, содействие в розыске без вести пропавших, пересылка материалов прокурорско-следственной деятельности и т.д10.

Деятельность Координационного Совета в первую очередь направлена на реализацию межгосударственных программ совместных мер борьбы с организованной преступностью и иными видами опасных преступлений на территории государств - участников СНГ, Концепций взаимодействия государств - участников СНГ по борьбе с преступностью, которая одобрена решением глав государств СНГ 2 апреля 1999 г.

Сотрудничество по линии  СНГ занимает одно из центральных  направлений в деятельности Генеральной  прокуратуры РФ. Только в 2006 г. она  участвовала в разработке следующих  документов: Программа сотрудничества государств-участников СНГ в борьбе с торговлей людьми; Соглашение о  создании Единой информационной базы нормативно-правовых актов государств-участников СНГ; Договор государств-участников СНГ о противодействии легализации (отмыванию) преступных доходов и  финансированию терроризма; Соглашение о сотрудничестве государств-участников СНГ в борьбе с незаконным оборотом огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств; Соглашение о сотрудничестве генеральных прокуратур (прокуратур) государств-участников СНГ  в борьбе с терроризмом и иными  проявлениями экстремизма; Соглашение о сотрудничестве генеральных прокуратур (прокуратур) государств-участников СНГ  в сфере защиты прав и законных интересов несовершеннолетних; Соглашение о сотрудничестве генеральных прокуратур (прокуратур) государств-участников СНГ  в борьбе с коррупцией; Соглашение по сотрудничеству стран СНГ в  борьбе с хищениями культурных и  исторических ценностей.

За пределами СНГ подписаны  двусторонние соглашения о сотрудничестве между Генеральной прокуратурой РФ и прокуратурами Швейцарской  Конфедерации (1994 г.), Китайской Народной Республики (1997 г.), Монголии (1997 г.), Федеративной Республики Бразилии (2006 г.) и другие11.

Подписаны меморандумы о  взаимопонимании между Генеральной  прокуратурой РФ и Министерством  юстиции Финляндской Республики, о сотрудничестве между Генеральной  прокуратурой РФ и Высшим государственным  представительством Чешской Республики.

У некоторых соглашений есть свои особенности. В частности, Соглашения с КНР и Монголией предусматривают  непосредственное сотрудничество между  органами прокуратур приграничных регионов соответствующих стран.

Важные функции Генеральной  прокуратуры РФ заключаются в  организационно-правовых мероприятиях, относящихся к правовой помощи, в  том числе к выдаче лиц, совершивших  преступления. Это одно из центральных  направлений деятельности Генеральной  прокуратуры РФ в области международного сотрудничества.

Правовая помощь осуществляется как на основании международных  договоров, под которыми понимаются не только традиционные соглашения (конвенции) о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным  делам, но и универсальные и локальные  конвенции, направленные на борьбу с  международными преступлениями и преступлениями международного характера, регламентирующие, в частности, вопросы правовой помощи, учредительные акты международных  судебных учреждений (трибуналов), а  также межправительственные соглашения о сотрудничестве правоохранительных органов государств в борьбе с преступностью и соглашения о сотрудничестве и правовой помощи межведомственного характера12.

Действие международных  договоров (соглашений) в Генеральной  прокуратуре объявляется приказами  и другими локальными нормативными актами, которые предписывают начальникам  управлений и отделов Генеральной  прокуратуры, прокурорам субъектов  РФ, военным и природоохранным  прокурорам проводить работу по выполнению ходатайств о правовой помощи в соответствии с договорами. При этом указывается, что стороны при выполнении действий в рамках правовой помощи сносятся друг с другом только через центральные  органы (если в договорах не указано  иное), что отражает правила договоров  о правовой помощи.

К числу сравнительно новых  относится проблема реагирования Генеральной  прокуратуры РФ на постановления  Европейского суда по правам человека в той мере, в какой это касается прокурорского надзора и других аспектов прокурорской деятельности13.

Таким образом, Генеральная  прокуратура РФ в соответствии с  возложенными на нее задачами активно  участвует в международном сотрудничестве и эффективно применяет нормы  международных договоров, направленные на оказание взаимной правовой помощи.

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Генеральная прокуратура  Российской Федерации в пределах своей компетенции осуществляет прямые связи с соответствующими органами других государств и международными организациями, сотрудничает с ними, заключает соглашения по вопросам правовой помощи и борьбы с преступностью, участвует в разработке международных  договоров Российской Федерации.

Информация о работе Прокурорский надзор