Прокуратура Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 10:25, контрольная работа

Краткое описание

Прокурорский надзор за точным и единообразным исполнением законов в Российской Федерации рассматривается как одна из самостоятельных форм государственной деятельности, обеспечивающая успешную реализацию задач по укреплению законности и правопорядка в Российской Федерации, осуществление принципов социальной справедливости. Важно отметить, что прокурорский надзор рассматривается как одна из наиболее существенных гарантий по охране прав и законных интересов граждан.

Оглавление

1. Введение с. 2
2. Задачи, стоящие перед органами прокуратуры с. 3-6
3. Принципы организации и деятельности прокуратуры с. 7-9
4. Система, структура и организация органов прокуратуры с. 10-13
5. Компетенция деятельности органов прокуратуры с. 14-18
6. Заключение с. 19
7. Список используемой литературы. с. 20

Файлы: 1 файл

прокуратура.docx

— 42.17 Кб (Скачать)

Институт:

Калининградская Высшая Школа  Управления

КУРСОВАЯ РАБОТА ПО ПРАВОВЕДЕНИЮ

ТЕМА:

ПРОКУРАТУРА  

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ  

 

 

 

Выполнила:

студентка 1-го курса

группы 99ВМ/1

Ферафонтова Е.М.                                                        

       Проверил:                                                              

 Побережный С.К. 

 

 

 

г. Калининград.

2000 г. 

 

Тема: ПРОКУРАТУРА  РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 

 

ПЛАН:

1.     Введение                                                                                            с. 2

2.     Задачи, стоящие перед органами прокуратуры                        с. 3-6

3.     Принципы организации и деятельности прокуратуры           с. 7-9

4.     Система, структура и организация органов прокуратуры     с. 10-13

5.     Компетенция деятельности органов прокуратуры                  с. 14-18

6.     Заключение                                                                                       с. 19

7.     Список используемой литературы.                                              с. 20

-1-

1. Введение.

Прокурорский надзор за точным и единообразным исполнением  законов в Российской Федерации  рассматривается как одна из самостоятельных  форм государственной деятельности, обеспечивающая успешную реализацию задач  по укреплению законности и правопорядка в Российской Федерации, осуществление  принципов социальной  справедливости. Важно отметить, что прокурорский надзор рассматривается как одна из наиболее существенных гарантий по охране прав и законных интересов граждан.  

Нормативным источником для  деятельности органов прокуратуры  до 1992 года являлся во всех союзных  республиках общесоюзный закон  о прокуратуре СССР, в союзных  республиках в силу строгой централизации  органов прокуратуры не было своих  республиканских законов о прокуратуре. С принятием Закона Российской Федерации  «О прокуратуре Российской Федерации» (1992 г.) Генеральная прокуратура Российской Федерации и подчиненные ей прокуратуры  приобрели ряд прерогатив, ранее  им не свойственных . Практическая необходимость  принятия этого Закона обусловлена  и тем, что в условиях катастрофического  роста преступности в РФ , в том  числе преступности организованной и коррумпированной, а также ухудшающейся её криминогенной характеристики, возрастает роль органов прокуратуры в раскрытии  и расследовании каждого совершенного преступления, в обеспечении одного из основополагающих принципов уголовного судопроизводства - неотвратимости наказания  за совершенное преступление.

Конституция РФ и Закон  «О прокуратуре Российской Федерации» содержат основополагающие принципы организации  и деятельности органов прокуратуры , содержание актов прокурорского  реагирования на установленные нарушения, а также средств прокурорского  воздействия как на устранение, так  и на предупреждение нарушений закона, дана классификация этих процессуальных документов, предъявляемые к ним  требования и необходимые реквизиты.

Закон  «О прокуратуре Российской Федерации» сохранил традиционно сложившиеся отрасли прокурорского надзора и основные направления деятельности органов прокуратуры, тем не менее каждое из них претерпело определенную трансформацию.

Следует иметь в виду, что в процессе реализации судебной реформы и дальнейшего совершенствования  всех отраслей права невозможно обойтись без глубокого и обстоятельного познания всех нововведений в законодательстве.

-2-

2.Задачи, стоящие перед  органами прокуратуры. 

 

 

 Прокуратура Российской Федерации - это  единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени РФ надзор за соблюдением Конституции  РФ и исполнением законов, действующих  на территории РФ.*

Прокуратура РФ выполняет  и иные функции, установленные федеральными законами.

Органы прокуратуры выполняют  задачи, сформулированные в Конституции  РФ, в Законе «О прокуратуре РФ», иных нормативных актах РФ и республик  в её составе, а также в приказах и указаниях Генерального прокурора  РФ.

Перед Генеральным прокурором РФ и подчиненными ему прокурорами  поставлена задача основополагающего  характера: осуществление надзора  за точным и единообразным исполнением  действующих на территории РФ законов  органами местного самоуправления краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга, краевой, областной администрации, администрации автономной области  и автономных округов. Сюда же включается осуществление надзора за исполнением  законов министерствами и ведомствами, иными органами государственного и  хозяйственного управления и контроля, предприятиями, учреждениями, организациями  и объединениями, вне зависимости  от их подчиненности, общественными  организациями и движениями, должностными лицами и гражданами.

Эта задача, сформулированная в законе, охватывает в целом всю  деятельность органов прокуратуры  по всем отраслям надзора и основным направлениям деятельности органов  прокуратуры.

Реализуя свои полномочия по осуществлению надзора за точным и единообразным исполнением  законов, прокуроры следят за тем  чтобы все перечисленные органы государственной власти и управления, общественные формирования, должностные  лица и граждане действовали на основе законности, обеспечивали в соответствии с предоставленными им правами и  возложенными на них обязанностями  охрану правопорядка, интересов общества, прав и свобод граждан, соблюдение требований государственной и трудовой дисциплины.

Задачи органов прокуратуры  по осуществлению надзора за точным и единообразным исполнением  законов конкретизированы в Законе «О прокуратуре РФ». В соответствии со ст.2 Закона органы прокуратуры имеют  задачей 

обеспечить верховенство закона, единства и укрепления законности, социально-экономических, политических и иных прав и свобод граждан, суверенных прав ______________________________________________________________________                                                                                                                                                                                         

*Ст. 1 ФЗ «О прокуратуре  РФ» (в редакции Федерального  закона от 10.02.99г).

-3- 

РФ и республик в  составе РФ, прав других национально-государственных  и административно-территориальных  образований местного самоуправления, местных представительных органов, органов исполнительной власти, предприятий, учреждений и организаций, общественных и политических организаций и движений, кооперативных, акционерных объединений, осуществляющих реализацию программы рыночной экономики в стране.

Всей своей деятельностью  органы прокуратуры призваны воспитывать  должностных лиц  и граждан в духе неуклонного исполнения возложенных на них Конституцией обязанностей, строгого соблюдения предписаний законодателя.

Определяя сущность и назначение прокурорского надзора в каждой из его отраслей, Закон «О прокуратуре  РФ», Генеральный прокурор РФ в своих  приказах руководящего характера ставят перед прокурорами конкретные задачи по выявлению, устранению и предупреждению на будущее нарушений  или отступлений от закона.

В сфере общего надзора  задачи прокуроров состоят в том, чтобы правовые акты, издаваемые указанными государственными органами власти и  управления, а также должностными лицами, соответствовали Конституции  и  иным законам, а также постановлениям Правительства РФ и правительств республик в составе РФ.

Перед органами прокуратуры  поставлена также задача, чтобы общий  надзор стал надежной преградой на пути местничества и ведомственности, подрывающих основы законности в  государстве, ее единства и неуклонного  исполнения. Прокуроры призваны содействовать  обеспечению твердого правового  режима переориентации экономического механизма на основы рыночной экономики, внедрению принципов хозяйственного расчета, самофинансирования и самоокупаемости. Особую остроту в настоящее время  приобретает задача по исполнению законов  в следующих направлениях: об охране от всяких посягательств общегосударственной  собственности; о соблюдении государственной  и трудовой дисциплины; об охране природы  и рационального использования  ее ресурсов; о борьбе с пьянством, алкоголизмом и наркоманией; о защите прав и законных интересов граждан.

При осуществлении надзора  за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия  Генеральный прокурор РФ и подчиненные  ему прокуроры строят вою работу, исходя из задач, сформулированных в  Законе «О прокуратуре РФ» и УПК.

Прокуроры должны обеспечить осуществление надзора таким  образом, чтобы каждое преступление было быстро и полно раскрыто; ни одно лицо, виновное в совершении преступления, не избежало установленной законом  ответственности; задержание лиц, подозреваемых  в совершении преступления, 

производилось не иначе как  в порядке и по основаниям, установленным  в законе; никто не подвергался  незаконному и необоснованному  привлечению к уголовной

-4-

ответственности или иному  ограничению в правах; никто не был заключен под  стражу без санкции прокурора или судебного решения; соблюдался установленный законом порядок возбуждения уголовных дел, применения указанных в законе мер процессуального принуждения; при расследовании преступления неуклонно соблюдались требования закона о всестороннем , полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела, выяснялись как уличающие, так и оправдывающие обвиняемого обстоятельства, а также отягчающие и смягчающие его ответственность; выявлялись причины совершения преступления и способствующие им условия, принимаемые следственными органами меры по их устранению; обеспечивались конституционные гарантии неприкосновенности и жилища, требования принципа презумпции невиновности.

В стадии надзора за исполнением  законов при рассмотрении судами уголовных дел перед Генеральным  прокурором РФ и подчиненными ему  прокурорами стоят задачи следующего характера: обеспечение требований закона о всестороннем, полном, объективном  и своевременном рассмотрении уголовных  дел во всех судебных инстанциях; квалифицированное, на высоком профессиональном уровне поддержание государственного обвинения  по уголовным делам; способствовать суду постановить по каждому уголовному делу законный, обоснованный и справедливый приговор; обеспечить своевременное  и правильное обращение приговоров, определений и постановлений  к исполнению.

В уголовно-процессуальном законе сформулированы также задачи прокуроров в различных стадиях  судебного разбирательства уголовных  дел: при принятии судом уголовных  дел к производству и выполнении по ним необходимых процессуальных действий  (ст. 221-228 УПК); при поддержании прокурором государственного обвинения по уголовным делам  (ст. 248 УПК); в случаях опротестования прокурором незаконных и необоснованных приговоров, определений и постановлений судов  (ст. 325, 342-347 УПК); при производстве по уголовным делам в порядке надзора  (ст. 371, 375 и 377 УПК); при исполнении приговоров, определений и постановлений суда (ст. 356-370 УПК); при возобновлении уголовных дел по вновь открывшимся обстоятельствам  (ст. 384-386 УПК).

Задача прокуроров состоит  в повышении воспитательного  значения судебных процессов, их предупредительного значения в отношении склонных к  правонарушениям граждан.

В стадии исполнения приговоров перед прокурорами стоят задачи, сформулированные в Законе «О прокуратуре  РФ», а также УПК и ИТК. Они  состоят в следующем: обеспечить законность и обоснованность водворения осужденных в исправительно-трудовую колонию определенного судебным

приговором режима содержания; соблюдение закона и требований режима осужденными в период их отбывания  наказания, связанного с лишением свободы  как в рабочих, так и в жилых  зонах; исполнение законодательства,

-5-

регламентирующего порядок  и условия содержания и перевоспитания осужденных, законность и обоснованность издаваемых администрацией исправительно-трудовых учреждений правовых актов и опротестование тех из них, которые не соответствуют  закону; проверка законности дисциплинарной практики; соблюдение установленных  законом прав и обязанностей осужденных; своевременное и обоснованное освобождение осужденных от отбыванмя наказания, как в связи с полным отбыванием назначенного судом наказания, так и в случаях досрочного освобождения по основаниям, указанным в законе; давая в судебном заседании квалифицированные заключения, способствовать суду вынести законное и обоснованное определение об условном или условно-досрочном освобождении осужденного от отбывания наказания и приносить протесты в тех случаях, когда такие определения судов не соответствуют или противоречат закону.

В сфере надзора в гражданском  судопроизводстве перед прокурорами  стоят следующие задачи: обеспечить требования закона о всестороннем, полном и объективном исследовании судом обстоятельств гражданского дела и способствовать суду принять  по делу законное, обоснованное и справедливое решение (ст. 185-187 ГПК); во всех стадиях  гражданского судопроизводства своевременно принимать предусмотренные законом  меры к устранению нарушений закона, от кого бы эти нарушения не исходили (ст. 12 ГПК); принимать обязательное участие в рассмотрении судами гражданских  дел в случаях, предусмотренных  законом (ст. 234, 255, 261 ГПК, ст. 59 КоБС); в случаях,  требующих вмешательства прокурора, как блюстителя законности, обратиться в суд с исковым заявлением о защите прав и законных интересов государственных органов и общественных организаций, а также отдельных граждан (ст. 126 ГПК); своевременно опротестовать в кассационном порядке каждое незаконное и необоснованное решение суда (ст. 282 и 315 ГПК), а также давать в кассационной инстанции законное, обоснованное и мотивированное заключение по кассационной жалобе участников процесса или кассационному протесту прокурора (ст. 303 ГПК); глубоко и обстоятельно проверять жалобы на судебные решения, вступившие в законную силу, и в случаях отказа в принесении надзорного протеста составлять обоснованное заключение, направляя лицу, обратившемуся с жалобой, мотивированный ответ (ст. 322 ГПК); при принесении надзорного протеста строго руководствоваться требованиями, сформулирован-ными в ст. 324 и 328 ГПК о содержании протеста и заключении прокурора в суде надзорной инстанции.         

Информация о работе Прокуратура Российской Федерации